№ 2 (2008)
- Год: 2008
- Статей: 12
- URL: https://journals.rudn.ru/philosophy/issue/view/700
Статьи
Соотношение насилия и ненасилия в политике
Аннотация
В статье выявляются три логически возможных варианта соотношения насилия и ненасилия в политике: вариант Макиавелли (только благая политическая цель оправдывает любые средства), макиавеллистский (цель оправдывает любые средства) и гуманистический (благая цель может быть достигнута только благими методами). Устанавливается принципиальная разница указанных вариантов понимания соотношения насилия и ненасилия в политике, отмечается, что макиавеллистский вариант вовсе нельзя назвать политикой, так как такая деятельность в высшей степени преступна. Ограниченный гуманизм Макиавелли относительно оправдан лишь на этапе становления национальных государств, но недопустим в современном глобализирующемся мире. Утверждается, что решение современных глобальных как международных, так и внутренних проблем возможно лишь на основе гуманистической политики ненасилия, принципы которой открыты еще в «осевое время» мировыми религиями и философией, развиты И. Кантом, Ф. Достоевским, Л. Толстым, Махатмой Ганди, М.Л. Кингом и др.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2008;(2):5-12
5-12
Социокультурный проект Бенгальского Возрождения
Аннотация
На основе изучения источников по истории мысли эпохи Бенгальского Возрождения XIX - 1-й трети XX вв. в работе представлены результаты реконструкции гуманистического социокультурного проекта модернизации и развития индийского общества, который ориентирован на духовное, социально-политическое и культурное возрождение страны.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2008;(2):13-23
13-23
Эпистемология истории Х. Уайта: тропологический подход
Аннотация
В статье предпринята попытка проанализировать эпистемологические основания философии исторического нарратива. Особое внимание уделяется тропологическому подходу к историческому нарративу. В центре рассмотрения находится риторика истории Х. Уайта. Автор опирается на критический анализ концепции Х. Уайта в отечественной и зарубежной научной литературе.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2008;(2):24-31
24-31
Буддийская философия и неогегельянство в компаративной аналитике С. Дасгупты
Аннотация
В статье рассматриваются взгляды современного индийского историка философии С. Дасгупты на типологические связи между древнеиндийской философией и западным идеализмом, а именно - между буддизмом и неогегельянством Б. Кроче. Анализируется понимание Дасгуптой буддизма как реакции индийской культуры на ритуализм Вед и Упанишад, а учения Кроче - как реакции на, с одной стороны, гегелевский идеализм, а с другой - на растущее влияние позитивизма в европейской философской культуре. Исследуется понимание Дасгуптой сущности философии как формы рациональной деятельности, осуществляющейся во всех культурах и в любую эпоху одинаково и подчиняющейся одним и тем же законам, что делает возможным компаративистское исследование философских воззрений, формировавшихся в разных культурах.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2008;(2):32-42
32-42
Антиномия «Восток-Запад» в русской философии культуры XIX-XX вв.
Аннотация
В статье рассматриваются основные интерпретации понятий «Восток» и «Запад» в русской философии культуры XIX-ХХ веков. Автор отмечает, что темой «Восток-Запад-Россия» впервые в истории русской философии была поставлена проблема исторической типологии культуры. Анализируются взгляды русских мыслителей на проблему Восток-Запад. Представлено многообразие подходов к пониманию категорий «Восток» и «Запад». Автор прослеживает изменения в определении этих понятий на протяжении указанного периода времени.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2008;(2):43-53
43-53
Философские и исторические предпосылки античного скептицизма
Аннотация
Родоначальником античной скептической школы считается греческий философ Пиррон из Элиды (около III в. до н.э.), однако скептические элементы присутствовали в греческой философии задолго до Пиррона. Данная статья посвящена рассмотрению скептических элементов в греческой допирроновой философии; при этом авторское внимание сосредоточено на аналитико-оценочной характеристике признаков скептицизма предшествующей философии в качестве предпосылки и условия возможности формирования скептицизма как философского направления.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2008;(2):54-62
54-62
Антиномизм Мифа и Логосав генезисе философского знания
Аннотация
Предмет авторского рассмотрения - механизм трансформации сознания от мифопоэтической образности к понятийному философскому умозрению. Исследовательский акцент делается на осмыслении и оценочной квалификации традиционной историко-философской формулы «от Мифа к Логосу». При этом предфилософское мифосознание воспринимается и истолковывается автором не столько в качестве устаревшей мировоззренческой парадигмы, бескомпромиссно отрицаемой возникающей философией, сколько в качестве основания и генезисной предпосылки зарождающейся философской рациональности.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2008;(2):63-72
63-72
. «Белые пятна» на карте социальной философии(к характеристике моральной философии Ж.-М. Гюйо)
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2008;(2):73-77
73-77
Кумулятивно-диссипативное расширение синергетики
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2008;(2):78-84
78-84
Философско-теологические основания неопатристическогосинтеза Г. Флоровского
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2008;(2):85-91
85-91
Силлогистика Аристотеля в средневековой арабо-мусуль-манской философии: исламская версия логического мышления в учении Ибн Таймийи
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2008;(2):92-97
92-97
НАШИ АВТОРЫ
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2008;(2):98-98
98-98