Том 23, № 1 (2019)
- Год: 2019
- Статей: 11
- URL: https://journals.rudn.ru/philosophy/issue/view/1178
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2019-23-1
Весь выпуск
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ: ЗАПАД-РОССИЯ-ВОСТОК
СВОБОДА, ЗАКОН И ВООБРАЖЕНИЕ В ЛЕКЦИЯХ Ф.В.Й. ШЕЛЛИНГА 1820-21 гг
Аннотация
Статья посвящена анализу соотношения свободы и воображения в неопубликованной рукописи Ф.В.Й. Шеллинга, содержащей материалы к лекционному курсу 1820/21 гг., прочитанному в Эрлангенском университете. В центре внимания автора - вопрос о воображении как условии возможности развертывания модальных различий, обеспечивающих иерархию предикативных определений. В статье показано, что проект философии мифологии и философии откровения является прямым продолжением трансценденталистской программы, выдвинутой Кантом, и опирается на тезис о взаимосвязи сознания свободы и сознания закона, обоснованной в «Критике практического разума». Вслед за Кантом Шеллинг указывает на закон, на безусловный императив свободы как на принцип, который не является ни только теоретическим, ни только практическим, но обусловливает само разделение онтологических и деонтологических модальностей. При этом сама формальная структура императива как повеления имеет специфический характер «скрывающего открывания»: то, что тематизируется в императиве, открывается не как содержательная возможность, но только как возможность в ее отличии от необходимости. Как показывает автор, в интерпретации возможности Шеллинг опирается на учение И. Канта о трансцендентальном идеале, соединяя его с кантовской интерпретацией продуктивной способности воображения. В основе шеллинговской теологической интерпретации кантовского учения о сознании закона как «факте разума» лежит аналогия между миротворением и грехопадением первых людей. Данная концепция является основным источником теории потенций как онтологических модальностей, развитой Шеллингом в 1830-1840-е годы в лекциях по философии мифологии и философии откровения.
ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА В.И. НЕСМЕЛОВА В КОНТЕКСТЕ ЕГО ХРИСТИАНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ: «ЗА» И «ПРОТИВ»
Аннотация
В статье проведен анализ «психологического» доказательства бытия Бога казанского духовноакадемического мыслителя В.И. Несмелова, представленного в его фундаментальной работе «Наука о человеке». Рассмотрены основные трактовки этого доказательства, сформулированные как современниками мыслителя (Н.А. Бердяев, еп. Антоний (Храповицкий)), так и нынешними исследователями его творчества (о. Д.И. Лушников, о. Константин (Горянов)). Проанализированы основные предпосылки и истоки формирования антропологической концепции Несмелова, из которых в качестве основных можно выделить психологические идеи В.А. Снегирева и учение об «устроении человека» свт. Григория Нисского. Раскрыты основные моменты в антропологической системе Несмелова, связанные непосредственно с его формулировкой представления о «сознании Бога» и «идее Бога»: учение о сознании и самосознании человека; представление о человеке как «главной загадке» мироздания; представление о принципиальной «раздвоенности» человеческой природы; учение об обожении и богочеловечестве; учение о грехопадении и всеобщем спасении (апокатастасисе) и т.д. Кроме этого, проанализирована критика Несмеловым основных существующих аргументов в пользу существования Бога: онтологического (Ансельм Кентерберийский), космологического, нравственного (И. Кант), психологического (Р. Декарт). На основе анализа антропологической системы Несмелова сделан общий вывод о том, что его «доказательство бытия Бога» представляет собой скорее методологическую программу для создания такого доказательства в будущем, основу которой должно, в свою очередь, составить не «отвлеченное знание», а «живое мировоззрение» и «живое богочеловеческое единство».
ПРОБЛЕМА ВСЕОБЩЕГО СПАСЕНИЯ В УЧЕНИИ РАШИДА РИДЫ
Аннотация
Проблема спасения немусульман является важнейшим элементом дискурса исламского модернизма. Она была не менее важной для таких исламских мыслителей классического периода как Ибн Кайим ал-Джаузия и Абу Хамид Аль-Газали. Внимание автора данной статьи сосредоточено на осмыслении проблемы спасения в учении Мухаммеда Рашида Риды - одного из ключевых участников модернистского движения в исламе. Будучи представителем «интеллектуального салафизма», Рашид Рида предлагает решение вопроса спасения, которое является альтернативой традиционалистским взглядам, преобладающим в суннитском исламе. В настоящей работе приводятся доказательства того, что довольно своеобразное решение Риды своими корнями уходит в глубь исламской традиции. В частности, это относится к позиции Аль-Джаузия и Аль-Газали, которые отклоняются от общего направления. Как и у многих других исламских модернистов (в это понятие включаются и сторонников джадидизма, таких как М. Бигиев, З. Камали, Р. Фахреддин и другие), основной, хотя и не единственный аргумент Риды основан на коранической идее всеобъемлющей Божественной благодати. В своем анализе позиции Риды мы отмечаем, что он не склонен к либеральному варианту исламского реформизма, предполагающему религиозный плюрализм как одну из его основных идей. Отстаивая превосходство послания Мухаммеда, египетский мыслитель придерживался специфической формы сотериологического инклюзивизма, отличающейся от религиозного плюрализма. По мысли Риды, главным критерием спасения человека является то, коснулось ли его неискаженное исламское послание или нет. Рида был убежден, что ад ожидает только тех немусульман, которые получили неискаженное исламское послание, узнали о его божественном источнике, а затем сознательно отвергли его. Но даже они могут быть искуплены, так как Бог не обязательно отвечает на объявленную ему угрозу.
ПОЛЕМИКА О СУБЪЕКТЕ МЕЖДУ БУДДИСТАМИ И ВАЙШЕШИКАМИ В «ПУДГАЛАВИНИШЧАЕ» ВАСУБАНДХУ
Аннотация
В статье рассматривается полемика между «ортодоксальной» индийской философской школой вайшешика и одним из величайших буддийских философов - Васубандху (IV-V вв.) о существовании субъекта («атмана») как реалии. Дискуссия исследуется на примере текста «Пудгалавинишчаи» Васубандху (далее - ПВ). ПВ - буквально «Исследование субъекта», или «пудгалы» - традиционно считается 9-й главой «Абхидхармакоша-бхашьи» того же автора и является одним из наиболее важных полемических трактатов о субъекте, или атмане, в буддийской философии. Среди обсуждаемых вопросов - знаменитый «гносеологический аргумент», способность вспоминать и воспринимать, как возможна разница между моментами сознания, необходим ли субстрат для сознания. Одна из стратегий Васубандху заключается в том, что он пытается найти внутренние противоречия в аргументах оппонентов. Можно сказать, что главный аргумент Васубандху направлен на обоснование механизма причинно-следственного возникновения всех явлений (пратитьясамутпада). Если вайшеники исходят из собственной логики о необходимости субстанции для качеств, то Васубандху пытается убедить перевести их на свою сторону и предлагает принципиально новую объяснительную модель, согласно которой существуют только последовательности моментов-явлений (дхарм), которые возникают друг за другом в соответствии с законом причины и следствия.
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ: ЯЗЫК-ЧЕЛОВЕК-ОБЩЕСТВО
РЕФЕРЕНЦИИ СОБСТВЕННЫХ ИМЕН КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ЯЗЫКА
Аннотация
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС В ОБЩЕСТВЕ РИСКА: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ
Аннотация
Статья посвящена философскому рассмотрению антропологического кризиса общества риска в его исторической трансформации. Исследование направлено на антропологический анализ общества риска с целью выявления его новых особенностей в современную эпоху. Как методологический принцип исследования автор определяет различение антропологического и космологического принципов в философии. Речь идет о их сложной взаимосвязи и противоречивости в развитии цивилизационного процесса. Антропологический кризис становится очевидным, когда в эпоху модерна общество становится обществом риска. В статье раскрывается причина антропологического кризиса общества риска: общественное производство богатства становится производством рисков. В XXI в. появляется «мировое общество риска» (Ульрих Бек), что связано с процессом глобализации. Методология исследования риска предполагает необходимость предвидения непредсказуемого. Основная трудность в анализе риска заключается в том, что риск находится между определенностью и неопределенностью, между рациональным и нерациональным. Две тенденции - рефлексивность неизвестного и космополитический момент - указывают на глобальное изменение общества в XXI веке, приоритетом которого становится безопасность. В исторической и социально-философской перспективе безопасность понимается как концепт, который вмещает в себя целостность, сохранность, неприкосновенность, невредимость относительно телесности, жизни и собственности. В условиях современного антропологического кризиса безопасность стала основным ценностным понятием социально-политического языка. Логика однозначности уступает место логике многозначности, которая находит свое выражение в соединении общества риска с космополитизмом. «Космополитический момент» мирового общества риска предполагает признание уникальности Другого как возможность преодоления антропологического кризиса.
ПУБЛИКАЦИИ И ПЕРЕВОДЫ
РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА Г.ОБЕРХАММЕРА (на материале «Шаранагатигадьи» Рамануджи). Часть 3
Аннотация
В ПРИСУТСТВИИ ДРУГОГО. “ШАРАНАГАТИГАДЬЯ” РАМАНУДЖИ. ЗНАЧИМЫЙ ТЕКСТ ВИШНУИТСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ТРАДИЦИИ. Часть III
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
ВОПЛОЩЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В МИФОЛОГИИ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЖ. Р.Р. ТОЛКИНА
Аннотация
В статье рассматривается мифологическое творчество Дж. Р.Р. Толкина как социокультурный феномен, связанный с ценностными установками европейской культуры. Автор исходит из гипотезы, что миф есть воплощение социальной идентичности, эту функцию он сохраняет и после утраты своих мировоззренческих функций. Возрождение литературной мифологии в XIX-XX вв. есть попытка актуализировать эту функцию мифа. Успех литературного мифа обусловлен тем, что ему удалось вобрать и выразить базовые ценности социума. Творчество Толкина - один из удачных примеров литературного воплощения социально значимых ценностей, сочетающий как традиционные ценности, так и ценностные новообразования, характерные для современной эпохи. В статье показывается, что творчество Толкина органично вобрало в себя и языческую основу, и христианское мироощущение, и ценности, характерные для XX века. Языческое героическое начало, христианское милосердие, идея свободы, демократизм - все это органично сплелось в произведениях Толкина, их успех обусловлен созвучием всей гамме социальных установок, представленных в европейском сознании середины XX века. В настоящее время падение интереса к Толкину есть отражение смены ценностных предпочтений европейской культуры.