Том 23, № 1 (2019)

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ: ЗАПАД-РОССИЯ-ВОСТОК

СВОБОДА, ЗАКОН И ВООБРАЖЕНИЕ В ЛЕКЦИЯХ Ф.В.Й. ШЕЛЛИНГА 1820-21 гг

Резвых П.В.

Аннотация

Статья посвящена анализу соотношения свободы и воображения в неопубликованной рукописи Ф.В.Й. Шеллинга, содержащей материалы к лекционному курсу 1820/21 гг., прочитанному в Эрлангенском университете. В центре внимания автора - вопрос о воображении как условии возможности развертывания модальных различий, обеспечивающих иерархию предикативных определений. В статье показано, что проект философии мифологии и философии откровения является прямым продолжением трансценденталистской программы, выдвинутой Кантом, и опирается на тезис о взаимосвязи сознания свободы и сознания закона, обоснованной в «Критике практического разума». Вслед за Кантом Шеллинг указывает на закон, на безусловный императив свободы как на принцип, который не является ни только теоретическим, ни только практическим, но обусловливает само разделение онтологических и деонтологических модальностей. При этом сама формальная структура императива как повеления имеет специфический характер «скрывающего открывания»: то, что тематизируется в императиве, открывается не как содержательная возможность, но только как возможность в ее отличии от необходимости. Как показывает автор, в интерпретации возможности Шеллинг опирается на учение И. Канта о трансцендентальном идеале, соединяя его с кантовской интерпретацией продуктивной способности воображения. В основе шеллинговской теологической интерпретации кантовского учения о сознании закона как «факте разума» лежит аналогия между миротворением и грехопадением первых людей. Данная концепция является основным источником теории потенций как онтологических модальностей, развитой Шеллингом в 1830-1840-е годы в лекциях по философии мифологии и философии откровения.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2019;23(1):7-18
pages 7-18 views

ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА В.И. НЕСМЕЛОВА В КОНТЕКСТЕ ЕГО ХРИСТИАНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ: «ЗА» И «ПРОТИВ»

Бердникова А.Ю.

Аннотация

В статье проведен анализ «психологического» доказательства бытия Бога казанского духовноакадемического мыслителя В.И. Несмелова, представленного в его фундаментальной работе «Наука о человеке». Рассмотрены основные трактовки этого доказательства, сформулированные как современниками мыслителя (Н.А. Бердяев, еп. Антоний (Храповицкий)), так и нынешними исследователями его творчества (о. Д.И. Лушников, о. Константин (Горянов)). Проанализированы основные предпосылки и истоки формирования антропологической концепции Несмелова, из которых в качестве основных можно выделить психологические идеи В.А. Снегирева и учение об «устроении человека» свт. Григория Нисского. Раскрыты основные моменты в антропологической системе Несмелова, связанные непосредственно с его формулировкой представления о «сознании Бога» и «идее Бога»: учение о сознании и самосознании человека; представление о человеке как «главной загадке» мироздания; представление о принципиальной «раздвоенности» человеческой природы; учение об обожении и богочеловечестве; учение о грехопадении и всеобщем спасении (апокатастасисе) и т.д. Кроме этого, проанализирована критика Несмеловым основных существующих аргументов в пользу существования Бога: онтологического (Ансельм Кентерберийский), космологического, нравственного (И. Кант), психологического (Р. Декарт). На основе анализа антропологической системы Несмелова сделан общий вывод о том, что его «доказательство бытия Бога» представляет собой скорее методологическую программу для создания такого доказательства в будущем, основу которой должно, в свою очередь, составить не «отвлеченное знание», а «живое мировоззрение» и «живое богочеловеческое единство».

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2019;23(1):19-31
pages 19-31 views

ПРОБЛЕМА ВСЕОБЩЕГО СПАСЕНИЯ В УЧЕНИИ РАШИДА РИДЫ

Мухетдинов Д.В.

Аннотация

Проблема спасения немусульман является важнейшим элементом дискурса исламского модернизма. Она была не менее важной для таких исламских мыслителей классического периода как Ибн Кайим ал-Джаузия и Абу Хамид Аль-Газали. Внимание автора данной статьи сосредоточено на осмыслении проблемы спасения в учении Мухаммеда Рашида Риды - одного из ключевых участников модернистского движения в исламе. Будучи представителем «интеллектуального салафизма», Рашид Рида предлагает решение вопроса спасения, которое является альтернативой традиционалистским взглядам, преобладающим в суннитском исламе. В настоящей работе приводятся доказательства того, что довольно своеобразное решение Риды своими корнями уходит в глубь исламской традиции. В частности, это относится к позиции Аль-Джаузия и Аль-Газали, которые отклоняются от общего направления. Как и у многих других исламских модернистов (в это понятие включаются и сторонников джадидизма, таких как М. Бигиев, З. Камали, Р. Фахреддин и другие), основной, хотя и не единственный аргумент Риды основан на коранической идее всеобъемлющей Божественной благодати. В своем анализе позиции Риды мы отмечаем, что он не склонен к либеральному варианту исламского реформизма, предполагающему религиозный плюрализм как одну из его основных идей. Отстаивая превосходство послания Мухаммеда, египетский мыслитель придерживался специфической формы сотериологического инклюзивизма, отличающейся от религиозного плюрализма. По мысли Риды, главным критерием спасения человека является то, коснулось ли его неискаженное исламское послание или нет. Рида был убежден, что ад ожидает только тех немусульман, которые получили неискаженное исламское послание, узнали о его божественном источнике, а затем сознательно отвергли его. Но даже они могут быть искуплены, так как Бог не обязательно отвечает на объявленную ему угрозу.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2019;23(1):32-45
pages 32-45 views

ПОЛЕМИКА О СУБЪЕКТЕ МЕЖДУ БУДДИСТАМИ И ВАЙШЕШИКАМИ В «ПУДГАЛАВИНИШЧАЕ» ВАСУБАНДХУ

Титлин Л.И.

Аннотация

В статье рассматривается полемика между «ортодоксальной» индийской философской школой вайшешика и одним из величайших буддийских философов - Васубандху (IV-V вв.) о существовании субъекта («атмана») как реалии. Дискуссия исследуется на примере текста «Пудгалавинишчаи» Васубандху (далее - ПВ). ПВ - буквально «Исследование субъекта», или «пудгалы» - традиционно считается 9-й главой «Абхидхармакоша-бхашьи» того же автора и является одним из наиболее важных полемических трактатов о субъекте, или атмане, в буддийской философии. Среди обсуждаемых вопросов - знаменитый «гносеологический аргумент», способность вспоминать и воспринимать, как возможна разница между моментами сознания, необходим ли субстрат для сознания. Одна из стратегий Васубандху заключается в том, что он пытается найти внутренние противоречия в аргументах оппонентов. Можно сказать, что главный аргумент Васубандху направлен на обоснование механизма причинно-следственного возникновения всех явлений (пратитьясамутпада). Если вайшеники исходят из собственной логики о необходимости субстанции для качеств, то Васубандху пытается убедить перевести их на свою сторону и предлагает принципиально новую объяснительную модель, согласно которой существуют только последовательности моментов-явлений (дхарм), которые возникают друг за другом в соответствии с законом причины и следствия.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2019;23(1):46-55
pages 46-55 views

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ: ЯЗЫК-ЧЕЛОВЕК-ОБЩЕСТВО

РЕФЕРЕНЦИИ СОБСТВЕННЫХ ИМЕН КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ЯЗЫКА

Черняк А.З.

Аннотация

В этой статье исследуется популярная в философии языка идея, что значениями собственных имен являются их референции. Цель статьи - показать, во-первых, что нет удовлетворительного ответа на вопрос «Как появляются референции как стабильные отношения между словами и объектами, за счет выполнения каких условий эти свойства языковых выражений могут создаваться?» и, во-вторых, что мы по-прежнему можем использовать понятие референции для объяснения некоторых коммуникативных эффектов, если будем трактовать ее как скорее прагматический, чем семантический феномен. Актуальность этого исследования обеспечивается тем, что отождествление значений некоторых типов терминов, прежде всего собственных имен, с их референциями - до сих пор весьма влиятельный подход в философии языка. Автор использует методы исторической экспозиции и философского анализа основных теорий референции, таких как теория дескрипций и каузальная теория референции. Показано, что эти теории в разных их модификациях не могут объяснить, как референции как семантические отношения между собственными именами и их носителями могут создаваться в процессе коммуникации и социальной интеракции. Но хотя существуют альтернативные концепции природы значений собственных имен, автор приходит к заключению, что мы по-прежнему можем использовать понятие референции в наших объяснениях естественно-языковой коммуникации, если будем понимать референцию как прагматический феномен, вызываемый взаимной координацией действий, достигаемой между участниками определенной коммуникативной ситуации.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2019;23(1):56-65
pages 56-65 views

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС В ОБЩЕСТВЕ РИСКА: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Ломако О.М.

Аннотация

Статья посвящена философскому рассмотрению антропологического кризиса общества риска в его исторической трансформации. Исследование направлено на антропологический анализ общества риска с целью выявления его новых особенностей в современную эпоху. Как методологический принцип исследования автор определяет различение антропологического и космологического принципов в философии. Речь идет о их сложной взаимосвязи и противоречивости в развитии цивилизационного процесса. Антропологический кризис становится очевидным, когда в эпоху модерна общество становится обществом риска. В статье раскрывается причина антропологического кризиса общества риска: общественное производство богатства становится производством рисков. В XXI в. появляется «мировое общество риска» (Ульрих Бек), что связано с процессом глобализации. Методология исследования риска предполагает необходимость предвидения непредсказуемого. Основная трудность в анализе риска заключается в том, что риск находится между определенностью и неопределенностью, между рациональным и нерациональным. Две тенденции - рефлексивность неизвестного и космополитический момент - указывают на глобальное изменение общества в XXI веке, приоритетом которого становится безопасность. В исторической и социально-философской перспективе безопасность понимается как концепт, который вмещает в себя целостность, сохранность, неприкосновенность, невредимость относительно телесности, жизни и собственности. В условиях современного антропологического кризиса безопасность стала основным ценностным понятием социально-политического языка. Логика однозначности уступает место логике многозначности, которая находит свое выражение в соединении общества риска с космополитизмом. «Космополитический момент» мирового общества риска предполагает признание уникальности Другого как возможность преодоления антропологического кризиса.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2019;23(1):66-73
pages 66-73 views

ПУБЛИКАЦИИ И ПЕРЕВОДЫ

РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА Г.ОБЕРХАММЕРА (на материале «Шаранагатигадьи» Рамануджи). Часть 3

Псху Р.В.

Аннотация

Статья представляет собой вступление к переводу с немецкого языка третьей части одной из работ австрийского индолога и философа Герхарда Оберхаммера (р. 1929), в которой осуществлен анализ одного из религиозных текстов Рамануджи - «Шаранагатигадьи». В заключительном фрагменте статьи Оберхаммер анализирует формулу Рамануджи parabhaktiparajVAnaparamabhakti, которая в трудах более поздних представителей вишишта-адвайты понимается как прапатти, в то время как в трудах самого Рамануджи речь скорее идет о религиозном наполнении созерцательного «богопознания», выраженного в форме твердого памятования о Боге и Его видения в духе конкретной вишнуитской традиции.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2019;23(1):74-76
pages 74-76 views

В ПРИСУТСТВИИ ДРУГОГО. “ШАРАНАГАТИГАДЬЯ” РАМАНУДЖИ. ЗНАЧИМЫЙ ТЕКСТ ВИШНУИТСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ТРАДИЦИИ. Часть III

Оберхаммер Г., Псху Р.В., Данилова Н.Н.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2019;23(1):77-84
pages 77-84 views

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

ВОПЛОЩЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В МИФОЛОГИИ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЖ. Р.Р. ТОЛКИНА

Попов Д.А.

Аннотация

В статье рассматривается мифологическое творчество Дж. Р.Р. Толкина как социокультурный феномен, связанный с ценностными установками европейской культуры. Автор исходит из гипотезы, что миф есть воплощение социальной идентичности, эту функцию он сохраняет и после утраты своих мировоззренческих функций. Возрождение литературной мифологии в XIX-XX вв. есть попытка актуализировать эту функцию мифа. Успех литературного мифа обусловлен тем, что ему удалось вобрать и выразить базовые ценности социума. Творчество Толкина - один из удачных примеров литературного воплощения социально значимых ценностей, сочетающий как традиционные ценности, так и ценностные новообразования, характерные для современной эпохи. В статье показывается, что творчество Толкина органично вобрало в себя и языческую основу, и христианское мироощущение, и ценности, характерные для XX века. Языческое героическое начало, христианское милосердие, идея свободы, демократизм - все это органично сплелось в произведениях Толкина, их успех обусловлен созвучием всей гамме социальных установок, представленных в европейском сознании середины XX века. В настоящее время падение интереса к Толкину есть отражение смены ценностных предпочтений европейской культуры.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2019;23(1):85-93
pages 85-93 views

НАУЧНЫЕ ОБЗОРЫ

ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОТ КЛАССИКИ - ДО ИНФОРМАЦИОННОГО СОЦИУМА ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Баева Л.В., Глазков А.П.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2019;23(1):94-100
pages 94-100 views

ПО СЛЕДАМ ПЕРВОГО РОССИЙСКОГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО КОНГРЕССА

Коломиец Г.Г., Парусимова Я.В., Колесникова И.В.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2019;23(1):101-108
pages 101-108 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах