Бхагавадгита сквозь призму кантовской этики

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Исследование посвящено анализу одного из основных произведений индуистской философии «Бхагавадгита», которое оказало колоссальное влияние на развитие восточного образа мира в целом и индуистского в частности. Рассматривается концепция путей, ведущих к освобождению и познанию «Я», Бога, бытия и небытия. Автор приходит к заключению, что путь знания (джняна-марга) хоть и должен содержать и интеллектуальное начало и рассудочный инструментарий, в основе своей содержит подчинение интеллекта интуиции, что является противоречием европейской философской мысли. Еще один путь освобождения - а путь действия (служения) - карма-марга, самой сложной задачей которого является преодоление заинтересованности в совершении действия. Служение должно быть свободно от эгоистических соображений. И тут Кант выразил весьма близкие карма-марге взгляды, акцентируя внимание философского анализа морального и легального. В качестве доказательства авторы анализируют примеры человеческих поступков, которые нельзя оценивать однозначно. Третий путь Гиты - пути любви (преданности), обретения единства с Богом. В произведении нет четкого комментария, какой из путей наиболее важен, однако путь любви сам по себе есть результат, к которому два других пути лишь стремятся. Авторы приходят к выводу, что тут возникает разница между западной и восточной культурами. В восточной философии истина открывается не на пути к рациональному познанию, а на пути эстетики любви. Однако авторы отмечают, что в западной религии есть концепция любви, но она носит принципиально иной характер. В западном христианстве человек поселяет Бога в сердце своем, а в индийских системах человек должен найти путь к сердцу Бога.

Об авторах

Вадим Вадимович Кортунов

Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева

Автор, ответственный за переписку.
Email: kortunov@bk.ru
ORCID iD: 0000-0002-6058-498X
SPIN-код: 8193-4038

доктор философских наук, профессор, профессор, кафедра философии

Российская Федерация, 127434, Москва, ул. Тимирязевская, д. 49

Иван Евгеньевич Лапшин

Российский университет дружбы народов

Email: lapshin-ie@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0001-8558-0670
SPIN-код: 8239-0753

кандидат философских наук, доцент, кафедра этики, факультет гуманитарных и социальных наук

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Александр Иванович Панюков

Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева

Email: apanukov@mail.ru
SPIN-код: 9177-7395
доктор философских наук, профессор, профессор, кафедра философии Российская Федерация, 127434, Москва, ул. Тимирязевская, д. 49

Список литературы

  1. Jayaram V. Bhagavadgita. Chapter 4. Renunciation of Action with Knowledge. Режим доступа: https://www.hinduwebsite.com/gita4.asp (дата обращения: 01.03.2024).
  2. Гиренок Ф.И. Метафизика пата. Косноязычие усталого человека. М. : Лабиринт, 1995.
  3. Shiller F. The poems of Schiller. Complete, including all his early suppressed pieces, attempted in English by Edgar Alfred Bowling. London : JOHN W. PARKER & SON, WEST STRAND, 1851. Режим доступа: https://archive.org/details/ poemsschillerco00schigoog/page/n310/mode/2up (дата обращения: 01.03.2024).
  4. Jayaram V. Bhagavadgita. Chapter 12. The Yoga of Devotion. Режим доступа: https://www.hinduwebsite.com/gita912.asp (дата обращения: 01.03.2024).
  5. Югай Г.А. Толерантность разума // Вестник Академии. Международная академия наук о природе и обществе. 1997. № 3. C. 12.

© Кортунов В.В., Лапшин И.Е., Панюков А.И., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах