Бхагавадгита сквозь призму кантовской этики
- Авторы: Кортунов В.В.1, Лапшин И.Е.2, Панюков А.И.1
-
Учреждения:
- Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 28, № 3 (2024): ПОСТНЕОКАНТИАНСТВО
- Страницы: 848-857
- Раздел: ИСТОРИЯ ВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
- URL: https://journals.rudn.ru/philosophy/article/view/40996
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2024-28-3-848-857
- EDN: https://elibrary.ru/WLDZHO
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Исследование посвящено анализу одного из основных произведений индуистской философии «Бхагавадгита», которое оказало колоссальное влияние на развитие восточного образа мира в целом и индуистского в частности. Рассматривается концепция путей, ведущих к освобождению и познанию «Я», Бога, бытия и небытия. Автор приходит к заключению, что путь знания (джняна-марга) хоть и должен содержать и интеллектуальное начало и рассудочный инструментарий, в основе своей содержит подчинение интеллекта интуиции, что является противоречием европейской философской мысли. Еще один путь освобождения - а путь действия (служения) - карма-марга, самой сложной задачей которого является преодоление заинтересованности в совершении действия. Служение должно быть свободно от эгоистических соображений. И тут Кант выразил весьма близкие карма-марге взгляды, акцентируя внимание философского анализа морального и легального. В качестве доказательства авторы анализируют примеры человеческих поступков, которые нельзя оценивать однозначно. Третий путь Гиты - пути любви (преданности), обретения единства с Богом. В произведении нет четкого комментария, какой из путей наиболее важен, однако путь любви сам по себе есть результат, к которому два других пути лишь стремятся. Авторы приходят к выводу, что тут возникает разница между западной и восточной культурами. В восточной философии истина открывается не на пути к рациональному познанию, а на пути эстетики любви. Однако авторы отмечают, что в западной религии есть концепция любви, но она носит принципиально иной характер. В западном христианстве человек поселяет Бога в сердце своем, а в индийских системах человек должен найти путь к сердцу Бога.
Ключевые слова
Об авторах
Вадим Вадимович Кортунов
Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева
Автор, ответственный за переписку.
Email: kortunov@bk.ru
ORCID iD: 0000-0002-6058-498X
SPIN-код: 8193-4038
доктор философских наук, профессор, профессор, кафедра философии
Российская Федерация, 127434, Москва, ул. Тимирязевская, д. 49Иван Евгеньевич Лапшин
Российский университет дружбы народов
Email: lapshin-ie@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0001-8558-0670
SPIN-код: 8239-0753
кандидат философских наук, доцент, кафедра этики, факультет гуманитарных и социальных наук
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Александр Иванович Панюков
Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева
Email: apanukov@mail.ru
SPIN-код: 9177-7395
доктор философских наук, профессор, профессор, кафедра философии Российская Федерация, 127434, Москва, ул. Тимирязевская, д. 49
Список литературы
- Jayaram V. Bhagavadgita. Chapter 4. Renunciation of Action with Knowledge. Режим доступа: https://www.hinduwebsite.com/gita4.asp (дата обращения: 01.03.2024).
- Гиренок Ф.И. Метафизика пата. Косноязычие усталого человека. М. : Лабиринт, 1995.
- Shiller F. The poems of Schiller. Complete, including all his early suppressed pieces, attempted in English by Edgar Alfred Bowling. London : JOHN W. PARKER & SON, WEST STRAND, 1851. Режим доступа: https://archive.org/details/ poemsschillerco00schigoog/page/n310/mode/2up (дата обращения: 01.03.2024).
- Jayaram V. Bhagavadgita. Chapter 12. The Yoga of Devotion. Режим доступа: https://www.hinduwebsite.com/gita912.asp (дата обращения: 01.03.2024).
- Югай Г.А. Толерантность разума // Вестник Академии. Международная академия наук о природе и обществе. 1997. № 3. C. 12.