Обзор V Международной летней школы для исследователей, молодых учёных и студентов «Наследие Канта и философия будущего»

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

-

Полный текст

В преддверии 300-летия со дня рождения И. Канта с 14 по 20 августа  в г. Калининграде прошла V Международная летняя школа для исследователей, молодых учёных и студентов, организованная Академией Кантиана БФУ им. И. Канта при поддержке Форума «Петербургский диалог». В 2023 г.  летняя школа «Наследие Канта и философия будущего» отличалась от школ, проведённых в предыдущие годы. Так, если в 2022 г. была одна секция, то в этом году их было четыре. Количество участников возросло с 12 до 64 человек. Также был применён новый формат проведения секций — постерные  доклады. Внимания заслуживает и структура проведения мероприятий летней школы. При условии, что каждый участник был прикреплён к секции соответствующей теме собственного исследования, проводились и совместные лекции, на которых предлагалось общее обсуждение проблем современной кантовской философии.

На мероприятии были представлены секции по философии сознания, философии религии, философии права и политической философии. Надо сказать, что перечисленными направлениями современные исследования философии Канта, конечно же, не исчерпываются. Так, организатор, научный  директор Академии Кантиана БФУ им. И. Канта, проф. Н.А. Дмитриева акцентировала внимание на одной из таких перспективных областей исследований в современном кантоведении, а именно, эстетике Канта. И как раз  на V Летней школе было заявлено достаточное количество студенческих  докладов, посвящённых эстетике. Таковыми были доклады Ю.А. Армяниновой и Ю.А. Пипкиной. «Воображение и постнеклассический тип рациональности», В.А. Беляевой «Схема и процесс в философии А. Белого»,  Ю.А. Старковой «Символы как связующее звено между феноменальным и ноуменальным миром», А.Ю. Проскурякова «Чувство возвышенного  и прекрасного у И. Канта», С.А. Русиняка «Как понимать современное искусство с помощью эстетики И. Канта?», Д.А. Шлапакова «И. Кант — барьер  к SoundStudies». В связи с этими докладами можно указать на две традиции  в понимании эстетики Канта: одна, представленная теми исследователями, для которых важна «Трансцендентальная эстетика», другая же представлена группой исследователей, опирающихся на «Критику способности суждения».

Первый день школы, посвящённый циклу лекций, объединял все четыре секции. Цикл был открыт лекцией проф. В.В. Васильева «Кантовская философия сознания». Центральными понятиями доклада выступили следующие: «Я», «сознание», «трансцендентальное единство апперцепции», «трансцендентальная дедукция». Предвосхищая вопросы в отношении роли Канта  в истории развития проблемы сознания, Вадим Валерьевич указал на  «коперниканский переворот», то есть на утверждение Кантом активности  человеческого субъекта. Данная активность находит обоснование в понятии «трансцендентальная дедукция», ядро последней — «трансцендентальное единство апперцепции». В ходе своего выступления докладчик указал на то, что при экспликации положений философии изучаемого философа, в нашем случае И. Канта, необходимо учитывать возможность кардинальной смены точки взгляда учёного по отношению к собственной позиции. Так, в докритический период «Я» понималось Кантом как субстанция, что противоречит всей системе критики. В итоге, по мнению В.В. Васильева, «Я» предстаёт  в философии Канта как форма мышления.

Далее, на пленарном заседании выступил проф. А.Н. Круглов, с докладом о кантовской теории права. Центральной идеей лекции стало единство трёх понятий: «право» — «человек» — «свобода». Алексей Николаевич начал с того, что отметил разницу между правом в юридическом смысле и естественным правом. Он подчеркнул, что анализ понятия «человек» возможен только в операции отделения его от двух других предельных понятий: «ангелов» и «животных». Что же касается понятия свободы, то оно также, по его мнению, может быть продуктивно рассмотрено в сопоставлении с такими понятиями, как «нарушение», «наказание», «справедливость». Подытоживая свой доклад, лектор указал на ограничения применения трансцендентальной философии. Так, трансцендентальная философия может помочь разрешить юридические вопросы, однако не может решить, например, вопрос о наличии сознания  у животных.

Выступление проф. Л.Э. Крыштоп было посвящено этикотеологии Канта. В начале лекции было указано на два лагеря мыслителей в отношении философии религии И. Канта, отстаивающих соответственно негативную и позитивную оценки. Также были рассмотрены и опровергнуты мифы о кантовской позиции относительно философии религии, была рассмотрена кантовская критика теологии и содержание этикотеологии. Людмила Эдуардовна выделила два важнейших для этикотеологии понятия: «идея высшего блага» и «постулаты». Так, постулатов практического разума три: постулат свободы, постулат бессмертия души, постулат бытия Бога, где первый постулат основополагающий, а другие выводятся из морального закона. Также, как отметила лектор, идея высшего блага слагается из двух полюсов: один полюс  состоит из добродетели и блаженства, в котором блаженство подчинено  добродетели; второй полюс состоит из святости и блаженства, где святость выступает как предел, к которому человек должен стремиться.

Завершающий четвертый доклад проф. В.А. Чалого был посвящен истокам политического у Канта. Центральными понятиями в лекции Вадима Александровича выступили понятия антагонизма, свободы и природы.  По мнению лектора, именно антагонистичность — невозможность поставить знак тождества между кантовской системой и эмпирическим миром и есть то, что обусловливает саму возможность наличия политической философии.  Таким образом, центральным понятием в политической философии  становится понятие антагонизма, под которым Кант понимал «необщительную общительность». Лектор выделил пять видов антагонизма: внутри человека, между людьми, между народами, между моральными устремлениями личности и законами государства, и, наконец, между свободой и природой. Также докладчик указал на два вида природы и два вида свободы. Так, природа рассматривается в материальном и формальном значении, а свобода, как внешняя и внутренняя.

Второй день летней школы был посвящён философии сознания. Секцию открыл проф. В.В. Васильев, прочитав лекцию «Кантианские мотивы в философии К. Макгина». Лектор отметил то, что центральной проблемой философии сознания является «трудная проблема» — «mind-body problem», а её главное решение находится в обнаружении онтологического статуса сознания. В.В. Васильев провёл сравнительный анализ, рассмотрев, как могли бы  ответить на вопросы, из которых складывается выяснение онтологического статуса сознания, И. Кант и К. Макгин. Как было показано докладчиком, на главный вопрос «трудной проблемы» ответы оказываются схожими. Как Кант, так и Макгин утверждают, что нельзя знать, что такое сознание, сознание постулируется как то, что «должно быть», и это то, что Макгин называет когнитивной замкнутостью (cognitive closure).

После лекции и секционных семинаров состоялась постерная сессия. Следует отметить большое количество выступлений студентов, посвящённых проблеме искусственного интеллекта и вопросам цифровизации, в частности выступления А.С. Зильбер, А.С. Лукьяновой, Р.С. Перова, Т.А. Поповой  и К.А. Сенцовой, Д.О. Рожина. Также были выступления, в которых анализировались понятия мышления, воображения, познания, опыта.

Третий день школы начался с доклада проф. А.Н. Круглова «Кант о человеческом достоинстве и достоинстве человечества в нас». В обозначенном контексте были рассмотрены понятия личности и человека, проблемы взаимосвязи права, свободы, достоинства и ценности. В завершении лекции  слушателями были заданы следующие вопросы: «Синонимичны ли понятия достоинства человека и достоинства личности?» «Является ли достоинство правом?». В ответах на них принимались во внимание три контекста:  контекст кантовской философии, а также контекст светского и религиозного дискурса. Так, лектор указал, что если в светском дискурсе достоинство является изначально присущим человеку, то в религиозном — достоинство  не статично, а варьируется в зависимости от действий человека. Кант же,  согласно докладу, различает внешнюю и внутреннюю ценность. Внешняя ценность относится к царству средств, внутренняя, наоборот, относится  к царству целей. Алексей Николаевич отметил, что именно внутренняя  ценность и есть достоинство.

Доклады студенческой секции вполне могут быть распределены по четырем основным сюжетам: вопрос самосознания у Канта; компаративистские исследования Кант vs … Сартр, Гоббс, Спиноза, Бахтин, Шеллинг, и даже Кафка; отдельный сюжет составил доклад, посвященный всеобщей естественной истории и теории неба; также, доклады были посвящены практическим вопросам, фундаментом которых выступило различение между правом и этикой. Так, в докладе Е.К. Карпицкой была рассмотрена проблематика применения категорического императива в ситуациях, когда ложь необходима,  а в докладе А.В. Повечеровой были рассмотрены неоднозначные ситуации общественно оправданных преступлений и связанные с ними судопроизводственные сложности. В докладе П.Д. Неретиной была раскрыта являющаяся всегда актуальной проблема соотношения разума и чувств.

Четвёртый день школы был посвящён философии религии Канта. В лекции проф. Л.Э. Крыштоп особое внимание было уделено проекту естественной религии в немецком просвещении. Сравнивая интеллектуальные позиции И. Канта, И.И. Шпальдинга, Г.С. Реймария, М. Мендельсона и Г.Э. Лессинга, лектор указала на три объединяющие всех темы: моральной религии,  толерантности и секуляризации. Также Л.Э. Крыштоп отметила, что ядром моральной религии И. Канта является развитие таких нравственных чувств, как чувства благодарности, послушания и смирения.

На студенческой секции развернулась острая дискуссия по поводу отношения философии религии Канта к мистицизму. Так, Д.А. Савоненков в своем докладе указал на то, что мистицизм представлял угрозу для кантовской философии, для которой была важна этичность взглядов. В докладе же А.И. Ковальчук, напротив, был сделан акцент на то, что кантовская философия религии в ряде своих понятий сохраняет интеллектуальные достижения немецких мистиков.

В последний день летней школы проф. В.А. Чалый прочитал лекцию «„Во всём, что противоречит внутренне моральному“ политическая власть и кантовская этика». В ней был проведён сравнительный анализ взглядов  Г. Ахенваля и И. Канта. Лектор отметил, что Готфрид Ахенваль, будучи экономистом, делал упор на функцию государства по увеличению благосостояния граждан. Кант же, согласно докладчику, напротив, отстаивал позицию, что задача государства состоит не в создании условий благосостояния  граждан, а в предоставлении гражданам защиты. Также были рассмотрены различные формулировки категорического императива: «формула всеобщего закона», «формула закона природы». Вадим Александрович также указал на затруднения, которые возникают в ходе их применения.

На постерной сессии студенты представили доклады по политической философии.

Завершая краткий обзор летней школы следует отметить несомненную полезность и продуктивность подобных мероприятий как для студентов  и молодых исследователей, так и для преподавателей. Студенты получают возможность углубить свои знания о кантовской философии, а преподаватели — апробировать свои концепции и заинтересовать молодых коллег.  В завершении работы школы организаторы пригласили студентов к участию в планирующемся в БФУ им. И. Канта 22—24 апреля 2024 г. Кантовском  конгрессе, посвященном 300-летию со дня рождения И. Канта.

×

Об авторах

Валерия Александровна Беляева

Poссийский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: 1142230207@rudn.ru
ORCID iD: 0009-0001-5537-7791

аспирант, кафедра онтологии и теории познания, факультет гуманитарных и социальных наук

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Юлия Геннадьевна Карагод

Poссийский университет дружбы народов

Email: karagod-yug@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-0651-5844

кандидат философских наук, доцент, кафедра социальной философии, факультет гуманитарных и социальных наук

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы


© Беляева В.А., Карагод Ю.Г., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах