Философия махаяны: проблемы и исследования
- Авторы: Лысенко В.Г.1
-
Учреждения:
- Институт философии Российской академии наук
- Выпуск: Том 28, № 1 (2024): ФИЛОСОФИЯ БУДДИЗМА МАХАЯНЫ
- Страницы: 7-18
- Раздел: ФИЛОСОФИЯ БУДДИЗМА МАХАЯНЫ
- URL: https://journals.rudn.ru/philosophy/article/view/38417
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2024-28-1-7-18
- EDN: https://elibrary.ru/DCIKWT
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение в тему данного номера представляет собой обзор исследований шести российских, а также литовского и индийского авторов по разным проблемам философии буддизма махаяны. Поясняя статус терминов «махаяна» и «хинаяна», автор подчеркивает, что они являются результатом концептуализаций сторонников махаяны, имеющих апологетический характер, и поэтому название «хинаяна» не признается ни теми буддистами, кого оно призвано характеризовать, ни учеными, стремящимися к нейтральной позиции. Это создает некоторые трудности, заключающиеся в отсутствии единого общепринятого обозначения для данного направления. Однако, несмотря на апологетический характер противопоставления махаяны — хинаяне, разница между этими направлениями буддизма схвачена весьма точно: первое представляет собой учение об индивидуальном пути освобождения от сансары через личное самосовершенствование, просветление и уход в нирвану (путь архата), а второе — религию с более развитой инфраструктурой, пантеоном и обрядами, в которой нирвана и индивидуальное освобождение, оставаясь конечной целью, отодвигаются на далекий план, в центр же выдвигается идея сострадания и фигура бодхисаттвы, который, приняв обет помогать всем живым существам избавиться от страданий, продолжает оставаться в этом мире и претерпевать перерождения. Однако несмотря на эту разницу, в обоих направлениях сохраняется важность Абхидхармы — буддийской дисциплины знания, содержащей классификацию и анализ дискретных состояний сознания (дхарм). Тема Абхидхармы как жанра аналитической литературы буддизма и как дисциплины знания затронута тремя авторами (Островской, Гокхале и Коробовым), два из которых (Островская и Гокхале) фокусируются, на проблемах убийства и смерти, соответственно, а третий (Коробов) — на вопросах методологии Абхидхармы. Иванов предлагает новую интерпретацию композиции трактата Шантаракшиты «Таттва-санграхи» с комментарием Камалашилы «Панджика». Янгутов и Лепехов исследуют специфику рецепции буддизма в Китае, Тибете, Монголии и России. Нестеркин публикует тезисы Б. Барадийна к лекции Агвана Дорджиева, раскрывающие трактовку буддизма бурятскими буддистами-обновленцами. Бурмистров анализирует взгляды на историю буддизма индийских историков философии, Волкова — концепции буддийской этики в современной аналитической философии.
Ключевые слова
Об авторах
Виктория Георгиевна Лысенко
Институт философии Российской академии наук
Автор, ответственный за переписку.
Email: vglyssenko@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-6069-3502
доктор философских наук, главный научный сотрудник, руководитель сектора восточных философий
Российская Федерация, 109240, Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1Список литературы
- Лысенко В.Г. Абхидхарма // Философия буддизма. Энциклопедия / отв. ред. М.Т. Степанянц. М. : Восточная литература РАН, 2011. С. 62—66.
- Шохин В.К. Абхидхармы тексты // Философия буддизма. Энциклопедия / отв. ред. М.Т. Степанянц. М. : Восточная литература РАН, 2011. С. 69—75.
- Лысенко В.Г. Дхармы // Философия буддизма. Энциклопедия / отв. ред. М.Т. Степанянц. М. : Восточная литература РАН, 2011. C. 317—320.
- Шохин В.К. Дхарма // Философия буддизма. Энциклопедия / отв. ред. М.Т. Степанянц. М. : Восточная литература РАН, 2011. C. 308—309.
- Kritzer R. Vasubandhu and the Yogācārabhūmi: Yogācāra Elements in the Abhidharmakośabhāṣya. International Institute for Buddhist Studies of the International College for Postgraduate Buddhist Studies, 2005.
- Лысенко В.Г. Карма // Философия буддизма. Энциклопедия / отв. ред. М.Т. Степанянц. М. : Восточная литература РАН, 2011. C. 360—369.
- Лысенко В.Г. Саддха // Философия буддизма. Энциклопедия / отв. ред. М.Т. Степанянц. М. : Восточная литература РАН, 2011. C. 577—578.
- Лысенко В.Г. Пратитья-самутпада // Философия буддизма. Энциклопедия / отв. ред. М.Т. Степанянц. М. : Восточная литература РАН, 2011. C. 549—554.
- Лысенко В.Г. Хету и пратьяя // Философия буддизма. Энциклопедия / отв. ред.
- М.Т. Степанянц. М. : Восточная литература РАН, 2011. C. 735—739.