История, ее истоки и конец в контексте философии освобождения
- Авторы: Крыштоп Л.Э.1, Басманов А.В.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 27, № 2 (2023): МУСУЛЬМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ
- Страницы: 431-442
- Раздел: НАУКА, ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА
- URL: https://journals.rudn.ru/philosophy/article/view/35008
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2023-27-2-431-442
- EDN: https://elibrary.ru/INBNHW
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению истории, ее истоков, целей и конца. В статье в центре внимания оказываются две концепции исторического развития. Одна из них - концепция «конца истории» Ф. Фукуямы. Авторы статьи подробно рассматривают основные положения данной концепции, однако основной акцент делается на критической рецепции данной концепции в рамках философии освобождения (в лице одного из ведущих ее представителей - Роига). Критика Роига позволяет вскрыть присущую данной концепции европоцентричность и показывает, что она несет в себе основные черты, присущие европейскому мировосприятию и европейской ментальности, в силу чего изначально воспринимается как неподходящая для латиноамериканского континента. Вторая анализируемая концепцияи сторического развития, анализируемая в данной статье - это более ранняя концепция «осевого времени» К. Ясперса. Данная концепция нередко воспринимается как одна из наиболее ярких антиевропоцентристских концепций, тогда как самого Ясперса записывают в основатели диалога культу и интеркультурной философии и убежденные сторонники цивилизационного плюрализма. В статье последовательно анализируются три аспекта данной концепции - мотивация ее создания (представляемая самим Ясперсом в своей работе), критерии выделения исторических и доисторических культур (и связанное с этим выделение трех центров осевого времени), а также вопрос о возможности новой оси времени. В статье аргументированно показывается, что концепция Ясперса с большим правом может называться европоцентристской, нежели антиевропоцентристской, так как как в исходной мотивации создания данной концепции, так и в процессе ее развития и видении перспектив возможности новой оси времени Ясперс исходит из предпосылок, характерных для европейского мировоззрения, которые им универсализируются и представляются как объективные и единственно правильные. В конечном итоге, проведенное исследование показывает, что борьба с европоцентризмом является логичным продолжением самого европоцентризма и несет в себе все основные черты европейской ментальности.
Ключевые слова
Об авторах
Людмила Эдуардовна Крыштоп
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: kryshtop-le@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-1012-5953
доктор философских наук, профессор кафедры истории философии
Российская Федерация, Москва, 117198, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Алексей Владимирович Басманов
Российский университет дружбы народов
Email: basmanov-av@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0003-2100-9648
магистр по специальности история философии, педагог дополнительного образования кафедры иностранных языков, факультет гуманитарных и социальных наук
Российская Федерация, Москва, 117198, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Список литературы
- Lyotard J-F. Postmodern state. Moscow: In-t eksper. Sotsiologii; 1998. (In Russian).
- Habermas J. Philosophical discourse on modernity. Twelve Lectures. Moscow: Izdatel’stvo “Ves’ mir”; 2008. (In Russian).
- Niethammer L. Posthistoire. Ist die Geschichte zu Ende? Reinbek, Hamburg: Rowohlt Verlag; 1989.
- Fukuyama F. The End of History? Available from: https://nsarchive.gwu.edu//rus/text_files/EastUropeProblems/1989-27-28/27-28-84-118.pdf (accessed: 20.11.2022).
- Malakhov VS. Once again about the end of history. Voprosy filosofii. Available from: http://philosophy1.narod.ru/www/html/library/vopros/45.html (accessed: 20.11.2022). (In Russian).
- Petyaksheva NI. Latin American “philosophy of liberation” in the context of comparative studies. Moscow: “Unicum Center”; 2000. (In Russian).
- Demenchonok E. Book reviewing. Concordia. 1995;(28):97-101.
- Roig AA. Rostro y filosofía de América Latina. Mendoza: Editorial de la Universidad Nacional de Cuyo (EDIUNC); 1993.
- Roig AA. El pensamiento latinoamericano y su aventura. Buenos Aires: Centro Editor de América Latina; 1994.
- Heit H. Breakthrough to Transcendence? Three Concepts of Inter-Cultural Philosophy (Leibniz, Hegel, Jaspers). Existenz. 2019;14(1):107-114.
- Nelson ES. Introduction to the Special Theme on Hegel in Intercultural and Critical Perspective. Front. Philos. China. 2018;13(4):479-482.
- Boy JD, Torpey J. Inventing the axial age: the origins and uses of a historical concept. Theory and Society. 2013;42(3):241-259.
- Jaspers K. The origins of history and its purpose. In: The meaning and purpose of history. Moscow: Politizdat; 1991. (In Russian).
- Semushkin AV. “Axial time” as a condition and prerequisite for the genesis of philosophy in the West and East. RUDN Journal of Philosophy. 2006;12(2):40-49. (In Russian).
- Boy JD. The Axial Age and the Problems of the Twentieth Century: Du Bois, Jaspers, and Universal History. The American Sociologist. 2015;46(2):234-247.
- Assmann A. Einheit und Vielfalt in der Geschichte. Jaspers' Begriff der Achsenzeit neu betrachtet. In: Kulturen der Achsenzeit II, Ihre institutionelle und kulturelle Dynamik. Tl. 3. Eisenstadt ShN, editor. Frankfurt am Main: Suhrkamp; 1992. S. 330-340.
- Vattimo J. After Christianity. Moscow: Three squares; 2007. (In Russian).