Иммануил Кант «на границах» символизма Андрея Белого

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

100-летие со дня смерти И. Канта стало мощным творческим импульсом для многих исследователей его творческого наследия. Одна из целей данной статьи - познакомить с одним из малоизвестных юбилейных критических текстов, появившихся в российской интеллектуальной среде. Осуществляется попытка подвергнуть критике обычный подход к интерпретации понимания Андреем Белым (1880-1934) наследия Канта как «Кощея Бессмертного» или гносеологического «полицейского» в философии (С.Л. Франк, 1877-1950). Отмечается то, что осмысление кантовской философии А. Белым носит более систематизированный характер. С точки зрения Белого, Кант заложил твердые основания для анализа мышления. На нестабильном фундаменте философии, который в ходе исторического развития мысли поддавался разрушению, именно философия Канта стала стабилизирующей основой. Более того, Белый пытается подчеркнуть, что гносеология Канта формирует четкие основы для построения познания мира и философского осмысления не только истории, но и символизма, в том числе и символизма самого Андрея Белого.

Об авторах

Ондрей Мархевски

Прешовский университет в Прешове

Автор, ответственный за переписку.
Email: ondrej.marchevsky@unipo.sk
ORCID iD: 0000-0002-3951-7053

доктор философии (PhD), доцент

Slovakia, 080 01 Presov, 17, Novembra 1

Список литературы

  1. Bely А. Krititsizm i simvolizm. Po povodu stoletiya so dnya smerti Kanta [Criticism and Symbolism. On the centenary of the death of Kant]. In: Abramov AI, Zhuchkov VA (eds.). Kant: pro et contra. Sankt-Peterburg; 2005. P. 555-564. (In Russian).
  2. Chernov SА. Krititsizm i mistitsizm (Obzor kantianstva v zhurnale Voprosy filosofii i psikhologii) [Criticism and Mistitsizm (Overview of Kantiana of Journal Problems of philosophy and psychology)]. In: Kamenskij ZA, Zhuchkov VA (eds.). Kant i filosofiya v Rossii. Moscow: Nauka publ.; 1994. P. 114-150. (In Russian).
  3. Lopatin LМ. Nrasvtvennoje uchenie Kanta [Moral thought of Kant ]. In: Abramov AI, Zhuchkov VA (eds.). Kant: pro et contra. Sankt-Peterburg; 2005. P. 470-483. (In Russian).
  4. Lopatin LМ. Uchenie Kanta o poznanii [Kant’s lore of knowledge]. In: Abramov AI, Zhuchkov VA (eds.). Kant: pro et contra. Sankt-Peterburg; 2005. P. 484-497. (In Russian).
  5. Kant I. Kritika praktického rozumu [Critique of Practical Reason]. Praha: Svoboda; 1996. (In Slovak).
  6. Novgorodcev PI. Кant kak moralist [Kant as Moralist]. Voprosy filosofii i psychologii. 1905;76:19-35. (In Russian).
  7. Schopenhauer A. Svet ako vôľa a predstava. Prvé nazeranie sveta ako predstavy [The World as a Will and Representation. The World as Representation, First Aspect]. In: Hrušovský I, Zigo M (eds.). Positivism, Voluntarism, Neokantianism. Vol. VII. Bratislava: Vydavateľstvo politickej literatúry; 1967. P. 289-302. (In Slovak).
  8. Stachon M. Kant a problém spoločnosti [Kant and the Problem of Society]. Studia Philosophica Kantiana. 2017;2:39-60. (In Slovak).
  9. Vernadskij VI. Kant i yestestvoznaniye XVIII stoletiya [Kant and natural science in XVIII century]. In: Abramov AI, Zhuchkov VA. (eds.). Kant: pro et contra. Sankt-Peterburg; 2005. P. 440-469. (In Russian).
  10. Walicki A. Zarys Myśli Rosyjskiej od Oświecenia do Renesansu Religijno-Filozoficznego [An outline of the Russian Thought from the Enlightenment to the Religious and Philosophical Renaissance]. Kraków: Wydawnictwo Uniwersytetu Jagiellońskiego; 2005. (In Polish).

© Мархевски О., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах