Иммануил Кант «на границах» символизма Андрея Белого
- Авторы: Мархевски О.1
-
Учреждения:
- Прешовский университет в Прешове
- Выпуск: Том 26, № 2 (2022): ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА ИНДИИ
- Страницы: 427-438
- Раздел: ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
- URL: https://journals.rudn.ru/philosophy/article/view/31375
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2022-26-2-427-438
Цитировать
Полный текст
Аннотация
100-летие со дня смерти И. Канта стало мощным творческим импульсом для многих исследователей его творческого наследия. Одна из целей данной статьи - познакомить с одним из малоизвестных юбилейных критических текстов, появившихся в российской интеллектуальной среде. Осуществляется попытка подвергнуть критике обычный подход к интерпретации понимания Андреем Белым (1880-1934) наследия Канта как «Кощея Бессмертного» или гносеологического «полицейского» в философии (С.Л. Франк, 1877-1950). Отмечается то, что осмысление кантовской философии А. Белым носит более систематизированный характер. С точки зрения Белого, Кант заложил твердые основания для анализа мышления. На нестабильном фундаменте философии, который в ходе исторического развития мысли поддавался разрушению, именно философия Канта стала стабилизирующей основой. Более того, Белый пытается подчеркнуть, что гносеология Канта формирует четкие основы для построения познания мира и философского осмысления не только истории, но и символизма, в том числе и символизма самого Андрея Белого.
Ключевые слова
Об авторах
Ондрей Мархевски
Прешовский университет в Прешове
Автор, ответственный за переписку.
Email: ondrej.marchevsky@unipo.sk
ORCID iD: 0000-0002-3951-7053
доктор философии (PhD), доцент
Slovakia, 080 01 Presov, 17, Novembra 1Список литературы
- Bely А. Krititsizm i simvolizm. Po povodu stoletiya so dnya smerti Kanta [Criticism and Symbolism. On the centenary of the death of Kant]. In: Abramov AI, Zhuchkov VA (eds.). Kant: pro et contra. Sankt-Peterburg; 2005. P. 555-564. (In Russian).
- Chernov SА. Krititsizm i mistitsizm (Obzor kantianstva v zhurnale Voprosy filosofii i psikhologii) [Criticism and Mistitsizm (Overview of Kantiana of Journal Problems of philosophy and psychology)]. In: Kamenskij ZA, Zhuchkov VA (eds.). Kant i filosofiya v Rossii. Moscow: Nauka publ.; 1994. P. 114-150. (In Russian).
- Lopatin LМ. Nrasvtvennoje uchenie Kanta [Moral thought of Kant ]. In: Abramov AI, Zhuchkov VA (eds.). Kant: pro et contra. Sankt-Peterburg; 2005. P. 470-483. (In Russian).
- Lopatin LМ. Uchenie Kanta o poznanii [Kant’s lore of knowledge]. In: Abramov AI, Zhuchkov VA (eds.). Kant: pro et contra. Sankt-Peterburg; 2005. P. 484-497. (In Russian).
- Kant I. Kritika praktického rozumu [Critique of Practical Reason]. Praha: Svoboda; 1996. (In Slovak).
- Novgorodcev PI. Кant kak moralist [Kant as Moralist]. Voprosy filosofii i psychologii. 1905;76:19-35. (In Russian).
- Schopenhauer A. Svet ako vôľa a predstava. Prvé nazeranie sveta ako predstavy [The World as a Will and Representation. The World as Representation, First Aspect]. In: Hrušovský I, Zigo M (eds.). Positivism, Voluntarism, Neokantianism. Vol. VII. Bratislava: Vydavateľstvo politickej literatúry; 1967. P. 289-302. (In Slovak).
- Stachon M. Kant a problém spoločnosti [Kant and the Problem of Society]. Studia Philosophica Kantiana. 2017;2:39-60. (In Slovak).
- Vernadskij VI. Kant i yestestvoznaniye XVIII stoletiya [Kant and natural science in XVIII century]. In: Abramov AI, Zhuchkov VA. (eds.). Kant: pro et contra. Sankt-Peterburg; 2005. P. 440-469. (In Russian).
- Walicki A. Zarys Myśli Rosyjskiej od Oświecenia do Renesansu Religijno-Filozoficznego [An outline of the Russian Thought from the Enlightenment to the Religious and Philosophical Renaissance]. Kraków: Wydawnictwo Uniwersytetu Jagiellońskiego; 2005. (In Polish).
![](/img/style/loading.gif)