Ницше, Гамсун и священное насилие

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Данная статья посвящена анализу неомифологических и пантеистических сюжетов в творчестве Фридриха Ницше и Кнута Гамсуна. Аналитическое сравнение философских концепций Ницше и литературного психологизма Гамсуна раскрывает глубинное понимание человеческой природы на стыке этики и эстетики - добра и красоты, зла и уродства. Понимание эстетических категорий «Аполлонический» и «Дионисийский» разрабатывается на основе работы Ницше «Рождение трагедии из духа музыки». Актуальность феноменов дионисийских культур основана на истинной ницшеанской вере в Сверхчеловеческую природу современного мышления. Концепция «Диониса» находит свое продолжение в постмодернистской философии Жоржа Батая и Мориса Бланшо, в таких архаичных эмоциональных и эстетических аспектах человеческой сущности, как насилие и жертвенность, понимаемые в крайне абстрактном смысле. Показано, что интерес современной культуры к насилию и жертвоприношению уходит своими корнями в идею Ницше о Дионисии в значении одного из начал любого сегмента европейской культуры. Основание для преодоления постмодернизма в 21 веке и последующего развития эстетических взглядов может быть обретено в попытке глубокой переработки фундамента европейской культуры через переосмысление концепта Супермена-Заратустры-Диониса.

Об авторах

Мария Петровна Матюшова

Российский университет дружбы народов

Email: matyushova-mp@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0003-0585-8412

кандидат философских наук, доцент кафедры онтологии и теории познания

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Александра Сергеевна Перепечина

Российский университет дружбы народов

Email: perepechina-as@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-3226-1040

старший преподаватель кафедры иностранных языков, аспирант кафедры онтологии и теории познания

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Дмитрий Валерьевич Мамченков

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: mamchenkov-dv@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0003-0484-2232

кандидат философских наук, доцент кафедры онтологии и теории познания

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Rosalind C. Morris. Of Bataille, sur Nietzsche, über humanism.. and other virilities. Contribution to the Seminar “Nietzsche 13/13: Bataille, 2/13”, convened by Bernard Harcourt and Jesus Velasco. September 22, 2016.
  2. Boucher F. Diane sortant du bain, 1742.
  3. Bell J. Eros noir: Transgression in the Aesthetic Anthropology of Georges Bataille, Hans Bellmer, and Pierre Klossowski. Trent University. Cultural Studies Ph.D. Graduate Program May 2015.
  4. Nietzsche F. Sumerki kumirov (Götzen-Dämmerung oder Wie man mit dem Hammer philosophiert) St. Petersburg; 1907. (In Russian).
  5. Nietzsche F. Rozhdenie tragedii, ili Ellinstvo i pessimizm (Die Geburt der Tragödie aus dem Geiste der Musik). Moscow; 2007, 166 p. (In Russian).
  6. Hamsun K. Sobranie sochineniy [Collected works]. In 6 vols. Vol. 1. Moscow; 1991, P. 520 (In Russian). (In Russian).
  7. Matyushova MP. The Aesthetic Pantheism of Knut Hamsun. Vestnik VGU. Ser. Filosofiya - Proceedings of Voronezh State University. Series: Philosophy. 2018;(3):61-72. (In Russian).
  8. McFarlane JW. The whisper of the blood: a study of Knut Hamsun ́s early novels. PMLA. 1956 71(4):561.
  9. Hamsun K. Ved Rigets Port. 1896 [In Russ.: Hamsun K. U vrat tsarstva. In: Sobranie sochinenii. In 6 vols. Vol. 6. Moscow; 1991, P. 201].
  10. Nietzsche F. Der Antichrist. Fluch auf das Christentum. Leipzig; 1894.
  11. Bataille G. L’Érotisme. Œuvres complètes.Vol.10. Paris, 1987. P. 259-264.
  12. Timofeeva O. Vvedenie v eroticheskuyu filosofiyu Zhorzha Bataya [Introduction to Georges Bataille’s erotic philosophy]. Moscow; 2009. P. 42-46. (In Russian).
  13. Nietzsche F. Thus Spoke Zarathustra. A book for all and none. Cambridge university press; 2006.
  14. Hamsun K. Livets Spil. 1896.

© Матюшова М.П., Перепечина А.С., Мамченков Д.В., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах