Подход Шри Бхагавадачарьи к комментированию и популяризации вишиштадвайта-веданты в рамках традиции рамананди XX века
- Авторы: Демченко М.Б.1
-
Учреждения:
- Московский государственный лингвистический университет
- Выпуск: Том 26, № 2 (2022): ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА ИНДИИ
- Страницы: 382-391
- Раздел: ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА ИНДИИ
- URL: https://journals.rudn.ru/philosophy/article/view/31371
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2022-26-2-382-391
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Бхагавадачарья (1879-1977) был центральной фигурой ренессанса традиции рамананди в XX веке. Он посвятил жизнь завоеванию независимости своей школы от Рамануджа-сампрадаи, считавших рамананди второстепенными последователями движения по причине отсутствия у них традиционного религиозного образования, а также несоблюдения кастовых правил приёма пищи. Для достижения своей цели Бхагавадачарья написал комментарии на всю Прастхана-траю (тройной канон веданты, включая Упанишады, Веданта-сутру и Бхагавадгиту ) и множество других произведений, популяризирующих вишиштадвайта-веданту как в рамках собственной школы, так и на уровне всего индуистского сообщества. Он активно использовал свои знания священных текстов в дебатах с оппонентами, среди которых были не только последователи Рамануджи, но и знаменитый адвайтин и политический активист Свами Карпатри, которого он, по убеждению его биографов, одолел в споре о правах хариджанов (“неприкасаемых”) получать посвящение в вишнуизм и принимать пищу вместе с так называемыми “чистыми” индусами. Другой его задачей было утверждение института джагадгуру Раманандачарьев по аналогии с джагадгуру Шанкарачарьями, что способствовало бы популяризации движения Рамананды в различных слоях индийского общества. В статье представлены ключевые философские и практические идеи Бхагавадачарьи. Описаны основные этапы жизни ачарьи, его взаимодействие с другими учителями и политическими деятелями (в частности, с Махатмой Ганди). Проанализированы важнейшие положения его учения на основе оригинальных текстов, переведённых авторов данной статьи с хинди на английский язык. Она основана на исследовании, проводившемся в библиотеке Бхагавадачарья-смарак-бхавана в Айодхье в августе 2021.
Ключевые слова
Об авторах
Максим Борисович Демченко
Московский государственный лингвистический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: Blessed.self@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-6483-0765
кандидат культурологии, доцент Московского государственного лингвистического университета, научный сотрудник Института этнографии и антропологии РАН
Российская Федерация, 119034, Москва, Остоженка, 38Список литературы
- Van der Veer P. Gods on Earth. Religious Experience and Identity in Ayodhya. Delhi: Oxford University Press; 1977.
- Bevilaqua D. A Past for the Present: The Role of Śrī Maṭh and the Jagadgurū in the Evolution of the Rāmānandī Sampradāya. PhD Thesis. Paris: Université Ouest; 2015.
- Bhagavadāchārya S. Svāmī Bhagavadāchārya. Vol. I. Ahmedabad: Śrī Rām Mandir; 1931.
- Bhagavadāchārya S. Divyastotrakalāpa. Barodā; 1942.
- Bhagavadāchārya S. Purūshasūktam. Alavar: Śrī Rāmānanda Sāhitya mandir; 1956.
- Bhagavadāchārya S. Divyastotrakalāpa. Barodā; 1942.
- Bhagavadāchārya S. Śrī Bhagavadgītā-Tattva-Vimarśa. Alavar: Śrī Rāmānanda Sāhityamandir ; 1956.
- Bhagavadāchārya S. Svāmī Bhagavadāchārya. Vol. 3. Ahmedabad: Śrī Rām Mandir; 1931.
- Bhagavadāchārya S. Pārijātasaurabham. Mombasa; 1948.
- Demchenko M. Ayodhyā kā cchipā khajānā. Chattisgarh Mitra. August, 2020 (published since 1900). Chattisgarh, India.