Соборность и тотальность в учении Георгия Гурвича о социальном праве

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Георгий Давидович Гурвич (1894-1965) с 20-х гг. прошлого века и до конца жизни решал задачу совмещения единства и множественности в обосновании социума. Он считал, что индивидуализм и коллективизм ограниченно представляют социальные процессы, потому что они основаны на предубеждении, что обязывающая сила права происходит соответственно из воли физического/юридического лица. Индивидуальному праву Гурвич противопоставил социальное право, которое призвано было преодолеть противоборство индивидуализма и коллективизма. Социальное право построено на допущении юридической социологии о том, что социальные взаимодействия как таковые уже являются правовыми отношениями. Это решение позволяет Гурвичу рассматривать любые социальные взаимодействия как источник права и утверждать правотворческий плюрализм как способ конструирования социума. Целостность социума является условием взаимной корреляции множества правовых регламентаций, порождаемых социальными взаимодействиями внутри него, в единую структуру социального права. В условиях целостного подхода в понимании социальных взаимодействий Гурвич в русскоязычных работах эмигрантского периода использует философско-правовую трактовку соборности для характеристики целостности социума. Во франко- и англоязычных работах с 30-х гг. прошлого века Гурвич для обозначения социальной целостности использует термин «тотальность», которое почерпнул у Марселя Мосса. В статье произведен сравнительный анализ соборности и тотальности как вариантов обозначения социальной целостности в учении Гурвича о социальном праве. Было установлено, что Гурвич, используя понятия «соборность» и «тотальность», по-разному трактовал развитие социума: 1) как антииерархичное соборное равенство; 2) как иерархичную инординацию тотальностей. Проанализировав особенности трактовки соборности и тотальности в работах Гурвича, я пришел к выводу, что эти понятия следует считать разноязычными эквивалентами в обозначении социальной целостности как источников права, которые отображают изменения в трактовке общества в учении Гурвича о социальном праве.

Об авторах

Михаил Юрьевич Загирняк

Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

Автор, ответственный за переписку.
Email: MZagirnyak@kantiana.ru

кандидат философских наук, научный сотрудник, Академия Кантианы Института гуманитарных наук

Российская Федерация, 236041, Калининград, ул. А. Невского, 14

Список литературы

  1. Гурвич Г.Д. Теория источников права Ойгена Эрлиха и идея социального права // Эрлих О. Основоположение социологии права. СПб. : Университетский издательский консорциум, 2011. С. 453—466.
  2. Загирняк М.Ю. Г.Д. Гурвич и С.И. Гессен о возможности формирования социального единства // Кантовский сборник. Т. 39. № 3. С. 72—96. doi: 10.5922/0207-6918-2020-3-4
  3. Гурвич Г.Д. Идея социального права // Гурвич Г.Д. Философия и социология права: Избранные сочинения. СПб. : Издательский Дом С.-Петерб. гос. ун-та, Издательство юридического факультета С.-Петерб. гос. ун-та, 2004. С. 41—213.
  4. Le Goff J. Georges Gurvitch. Le pluralisme créateur. Paris : Michalon, 2012. 128 p.
  5. Гурвич Г.Д. Два величайших русских философа права: Борис Чичерин и Владимир Соловьев // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2005. № 4. С. 138—164.
  6. Гурвич Г.Д. Этика и религия // Современные записки. 1926. Кн. 29. С. 259—283.
  7. Belov V.N., Ivleva M.L., Nizhnikov S.A. On the possibility of Christian philosophy // Journal for the Study of Religions and Ideologies. 2019. Vol. 18. № 52. P. 17—30.
  8. Гурвич Г.Д. Будущность демократии // Современные записки. 1927. Кн. 32. С. 326—355.
  9. Antonov M. La théorie du droit de Georges Gurvitch et ses origines philosophiques russes // Droit et société. 2016. № 94 (3). P. 503—512. doi: 10.3917/drs.094.0503
  10. Gurvitch G. Le concept de structure sociale // Cahiers Internationaux de Sociologie. 1955. Vol. 19. P. 3—44.
  11. Gurvitch G. Marcel Mauss (1873—1950) // Revue de Métaphysique et de Morale. 1950. № 2. P. 223.
  12. Дюркгейм Э., Мосс М. О некоторых первобытных формах классификации. К исследованию коллективных представлений // Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М. : КДУ, 2011. С. 55—124.
  13. Мосс М. Опыт о даре. Форма и основание обмена в архаических обществах // Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М. : КДУ, 2011. С. 135—285.
  14. Gurvitch G. The Spectrum of Social Time. Dordrecht : D. Reidel Publishing Company, 1964. 152 p. doi: 10.1007/978-94-010-3623-8

© Загирняк М.Ю., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах