Эллинская теология эпохи ранней классики
- Авторы: Найдыш В.М.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 24, № 4 (2020): ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ ИНДИИ И КИТАЯ
- Страницы: 669-680
- Раздел: ОНТОЛОГИЯ И ГНОСЕОЛОГИЯ
- URL: https://journals.rudn.ru/philosophy/article/view/25013
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2020-24-4-669-680
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье анализируются трансформации содержания и форм эллинской теологии в эпоху ранней античной классики (1-я половина V в. до н. э.). Общая направленность таких трансформаций - обобщение смыслообразов мифологических богов в абстрактный смыслообраз Абсолюта, пока еще не сакрального в полном смысле и не трансцендентного. Кроме того, в этот период завершается «децентрация сознания», снимаются когнитивные ограничения развитию абстрактно-понятийного мышления, рациональной составляющей сознания. Основные моменты этого процесса - трансформация мифологии в формы художественно-эстетического творчества (фольклор, мифопоэтический эпос и др.), религиозного сознания, теологии. Рационализм всегда критичен, а критический рационализм неизбежно ведет к историзму. Поэтому критическое отношение к мифологии усиливается формированием исторического отношения к ней. Мифологический образ мира все чаще ставится под сомнение (сначала в частностях, а затем и в целом), его содержание переносится в прошлое. И, наконец, эпоха ранней классики - это время, когда теология становится не только областью философско-теоретической рефлексии над мифом, но и областью художественно-эстетического переживания мифа. Наиболее влиятельной формой такого переживания мифа являлся театр. Античный театр выступил «духовно-практической» формой античной теологии, предметным воплощением теологии в сценическом действии.
Об авторах
Вячеслав Михайлович Найдыш
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: v.naidysh@bk.ru
доктор философских наук, профессор, профессор кафедры онтологии и теории познания
Россия, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6Список литературы
- Naidysh VM. Mythology and Theology. First article. RUDN Journal of Philosophy. 2017;21 (2):134-146. doi: 10.22363/2313-2302-2017-21-2-134-146. (In Russian).
- Naidysh VM. Mythology and Theology. Second Article. RUDN Journal of Philosophy. 2019; 23 (2):210-221. doi: 10.22363/2313-2302-2019-23-2-210-221. (In Russian).
- Naidysh VM. Mythmaking in the Activities of Consciousness. Voprosy Filosofii. 2017;5:26-34. (In Russian).
- Onians RB. The origin of European thought about the body, the mind, the soul, the world, and fate. 2nd ed. Cambridge; 1954.
- Kerènyi K. Dionysos: Archetypal Image of Indestructible Life. Moscow: “Ladomir”; 2007. (In Russian).
- Parke HW. Greek oracles. L.; 1967.
- Akimova LI. Iskusstvo Drevnej Grecii: Klassika. St Petersburg: Azbuka-Klassika; 2007. (In Russian).
- Naidysh VM. Filosofia mifologii. Ot antichnosti do epohi romantizma. Moscow; 2002. (In Russian).
- Grinbaum NS. Hudozhestvennyj mir antichnoj pojezii. Tvorcheskij poisk Pindara: k 2500-letiju so dnja rozhdenija pojeta. Moscow: Nauka; 1990. (In Russian).
- Pindar, Bacchylides. Ody. Fragmenty. Moscow: Nauka; 1980. (In Russian).
- Long AA. Language and thought in Sophocles. A study of abstract nouns and poetic technique. L.;1968.
- Pavlenko AN. Teorija i teatr. St. Petersburg; 2006. (In Russian).
- Aeschylus. Agamemnon. In: Aeschylus. Tragedii. Moscow: Izd. Hudozhestvennaya literature; 1971. (In Russian).
- Takho-Godi AA. Ionijskoe i atticheskoe ponimanie termina “istorija” i rodstvennyh s nim. Voprosy klassicheskoj filologii. V. 2. Moscow, 1969. (In Russian).
- Fragmenty rannih grecheskih filosofov. Vol. 1. Moscow; 1989. (In Russian).
- Herodotus. Historial. (In 9 Vols.). Transl. by GA Stratanovskij. Moscow: “Ladomir”; 1999. (In Russian).
- Dovatur AI. Povestdovatel’nyj i nauchnyj stil’ Gerodota. L., LGU; 1957.
- Losev AF. Istoria antichnoy estetiki. Vol. 1. Moscow; 1963. (In Russian). (Losev AF. The Dialectic of Artistic Form. Transl., annot. and introd. by OV Bychkov; ed. by DL Tate. München, Berlin, Washington: Verl. Otto Sagner; 2013).