Насилие и противонасилие. О правильном отказе от насилия (Очерк возможной русской этики войны на основании понимания насилия Л. Толстым и Петаром Петровичем Ньегошем)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель статьи заключается в построении возможного минимального ответа на насилие, иными словами, в описании того, что было бы оправданным (необходимым или законным) « противонасилием ». Этот аргумент основан на реконструкции нескольких важных философских текстов на русском языке первой половины ХХ века, а также на расширении анализа проблемы за пределы этого исторического момента. После реконструкции критики Л. Толстым любого применения насилия показывается, что, как это ни парадоксально, противники учения Толстого включили разработанную Толстым идею противонасилия в свои теории, в которых стремились легитимизировать применение силы. В частности, открытие Толстым силы, которая, с одной стороны, не основана на насилии, а, с другой стороны, способна противостоять насилию, становится основополагающим в рассуждениях о справедливом применении силы. Далее выстраивается связь между Л. Толстым и Петаром II Петровичем Ньегошем, который также тематизирует применение силы в христианской перспективе. По его мнению, справедливость, «благословенная рукой Творца», способна защитить от насильственной силы. Любое живое существо защищается от того, что ему угрожает теми средствами, которыми его одарил Творец. Живая сила и защитное применение силы концептуально связываются в рассуждениях Ньегоша. Таким образом, только защищающая сила может победить агрессивную силу. Это свидетельствует о вкладе Ньегоша в православный христианский дискурс о насилии. Если сила может быть противонасильственной, следующим шагом в нашем аргументе будет поиск протокола, который должен иметь универсальную силу, то есть он должен быть действительным для всех конфликтующих сторон. Протокол о борьбе с насилием требует, чтобы, во-первых, сила была ответом на насилие; во-вторых, прерывала насилие и предотвращала любое возможное насилие в будущем (это «последнее» насилие); в-третьих, применение силы подлежит проверке, обращено к тем, кто априори против любой ответ на насилие (что обычно относится к различным формам «толстовства»). Наконец, показано, что государственная власть не создает закон, а лишь правота создает закон, дает жизнь общественному порядку и тем самым может санкционировать применение силы. Это новшество в истории оправдания силы, отсутствующее на Западе. Агрессивному насилию может быть противопоставлена лишь та сила, которая предполагает возможность установления закона и порядка.

Об авторах

Петар Боянич

Университет Белграда; Уральский федеральный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: bojanic@instifdt.bg.ac.rs

доктор философии, профессор

Serbia, 11000, Belgrade, Studentski trg, 1; Российская Федерация, 620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19

Список литературы

  1. Laiou A, Morrisson C, Dorin R. (Eds.). Byzantium and the Other: Relations and Exchanges. London: Routledge; 2012. doi: 10.4324/9781351219747
  2. Tolstoy L. War and Peace. Transl. by L&A. Maude. NY: Planet Book; 2011.
  3. Tolstoy LN. “The Kingdom of God Is Within You”: Christianity Not As A Mystic Religion But As A New Theory of Life. Transl. by C. Garnet. NY: The Cassell Pub. Co; 1894.
  4. Tolstoy LN. The pathway of life. In: Complete works. Vol. 45. Moscow; 1956. Stable URL: http://tolstoy.ru/online/90/45/ [Accessed 30 June 2020]. (In Russian).
  5. Njegoš PP. Collected Works. Belgrade: Narodna kultura; 1936. (In Serbian).
  6. Frank SL. O poiskah smysla vojny. Russian philosophers about the war. Moscow: Kuchkovo pole; 2005. P. 402-412. (In Russian).
  7. Ilyin IA. Ch. 14. Axioms of power. In: Ilyin IA. On the Essence of Conscience of Law. Munich; 1956. P. 120-133. (In Russian).
  8. Ilyin IA. Concepts of law and force (1910). Collected Works. Vol. 4. Moscow: Russkaya kniga; 1994. P. 1-45. (In Russian).
  9. Ilyin IA. Resistance to Evil By Force. Berlin; 1924. (In Russian).
  10. Berdyaev N. Thoughts About The Nature Of War. Moscow: Russkaya ideya; 1997.
  11. Ivanov V. Legion and Sobornost’. In: Ivanov V. Collected Works. Bruxelles; 1979. Vol. 3. P. 253-261. Stable URL: http://www.v-ivanov.it/brussels/vol3/01text/ 02papers/3_140.htm [Accessed 30 June 2020]. (In Russian).
  12. Ilyin IA. Pro et Contra. St Petersburg; 2004. (In Russian).
  13. Bibikov PA. Phenomenology of war. Vremya. 1861;12:21-145. (In Russian).
  14. Kant I. Gesammelte Schriften. Bd. 27. Vol. 4. Berlin: De Gruyter; 1975. (In German).
  15. Kant I. AA XIX: Handschriftlicher Nachlaß. Moralphilosophie, Rechtsphilosophie und Religionsphilosophie. Stable URL: https://korpora.zim.uni-duisburg-essen.de/kant/ aa19/564.html [Accessed 30 June 2020] (In German).
  16. Gusejnov AA. Ponyatiya nasiliya i nenasiliya. Voprosy filosofii. 1994;4:35-41.
  17. Ballou A. Catéchisme Non-Résistant. 1844. Stable URL: https://fr.wikisource.org/ wiki/Catéchisme_non-résistant [Accessed 30 June 2020]
  18. Scheler M. Der Genius des Krieges und der Deutsche Krieg. Leipzig: Verlag der weissen Bücher; 1915. (In German).
  19. Kimelman R. Non-Violence in Talmud. Judaism. 1968;17(3):316-334.
  20. Štedimlija SM. Njegoševa formula sile. Nova Evropa. 1933;12:545-554. (In Serbian).
  21. Tolstoy LN. A Confession. What I Believe? Leningrad; 1991. (In Russian).
  22. Karsavin LP. Cerkov', lichnost' i gosudarstvo [Church, personality and state]. In: Karsavin LP. Works. Moscow: Raritet; 1993. P. 403-442. (In Russian).
  23. Lenin VI. Theory of violence (collection). Moscow: Algoritm; 2007. (In Russian).

© Боянич П., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах