Этико-теология без постулатов: к предыстории философской теологии Канта

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Согласно господствующему представлению критика Кантом традиционной философской теологии в разделе «Критики чистого разума», посвященном идеалу, мотивировала отказ от трансцендентальной теологии в пользу построения, опирающегося на «постулаты разума». Рассмотрение систематики философско-теологических дисциплин у Канта выявляет, однако, подвижность границ трансцендентальной теологии. Это обстоятельство позволяет предположить, что под кантовской критикой рушится не всякая трансцендентальная теология, и потому исследовать рефлексию трансцендентального идеала как фундамент альтернативного варианта философской этико-теологии, не нуждающегося в «практических постулатах». Для такого построения в первой «Критике» еще нет оснований, поскольку кантовское учение о добродетели в это время еще сохраняет черты натурализма. Развитая впоследствии Кантом идея чистой априорной этики долга даст концептуальную основу для намечаемой уже в теории идеала разума конструкции, утверждающей реальность трансцендентально-практического идеала как прообраза нравственной воли, как человечности в ее всесторонне определенном нравственном совершенстве, как царства этических целей, и наконец, предвосхищая «прообразную» христологию поздней философии религии Канта - как божественного человека в нас. В сравнении с этой версией трансцендентально-философской теологии этико-теология «постулатов» законно определяется как вариант естественной теологии.

Об авторах

Андрей Константинович Судаков

Институт философии РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: asudakow2015@yandex.ru

доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии

Российская Федерация, 109240, Москва, Гончарная ул., 12, стр. 1

Список литературы

  1. Höffe O. Immanuel Kant. München: Beck, 1988.
  2. Крыштоп Л.Э. Лекции Канта по теологии // Кант И. Лекции о философском учении о религии. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2016. С. 284-373.
  3. Palmquist St.R. Does Kant Reduce Religion to Morality? // Kant-Studien. 1992. Vol. 83. № 2. P. 129-148.
  4. Kahn S. Is the Final Chapter of the Metaphysics of Morals also the Final Chapter of the Practical Postulates? // American Catholic Philosophical Quarterly. 2015. Vol. 89. № 2. P.309-332. doi: 10.5840/acpq201531750.
  5. Кант И. Критика чистого разума. Перевод Н.О. Лосского с вариантами переводов на рус. и европ. языки. М.: Наука, 1998.
  6. Кант И. Лекции о философском учении о религии (редакция К.Г.Л. Пёлица) / Пер., прим. и послесловие Л.Э. Крыштоп; под ред. А.Н. Круглова. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2016.
  7. Wood A.W. Kant’s Rational Theology. Ithaca (N.Y.) & London: Cornell University Press, 1978.
  8. Кант И. Основоположение к метафизике нравов // Кант И. Сочинения: в 4 т. на нем. и рус. языках. Подготовлены к изданию Н. Мотрошиловой (Москва) и Б. Тушлингом (Марбург). Т. III. М.: Московский философский фонд, 1997. С. 39-275.
  9. Кант И. Религия в пределах только разума // Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. С. 78-278.
  10. Firestone Chris L., Jacobs N. In Defense of Kant’s Religion. Bloomington & Indianapolis. Indiana University Press, 2008.
  11. Jacobs N. Kant’s Prototypical Theology. Transcendental Incarnation as a Rational Foundation for God-Talk // Kant and the New Philosophy of Religion / Eds. Chris L. Firestone & Stephen R Palmquist. Bloomington & Indianapolis: Indiana University Press, 2008. P. 124-140.
  12. Di Censo J. The Concept of Urbild in Kant’s Philosophy of Religion. Kant-Studien, 2013.

© Судаков А.К., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах