Рецепция наследия В.С. Соловьева в русской религиозно-философской мысли: казус Г.В. Флоровского

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Общественный интерес к наследию русской религиозной философии и прежде всего к наследию В.С. Соловьева достиг своего пика на рубеже 1990-х гг., после чего пошел на спад. В качестве косвенных свидетельств этого можно отметить оставшуюся нереализованной идею установки памятника философу, замедление темпов работы над выпуском полного собрания его сочинений, сокращение числа посвященных ему работ. Симптоматичным оказался год столетия со дня смерти Соловьева (2000), когда авторитетные представители философского сообщества России С.С. Хоружий и П.П. Гайденко выступили с неоднозначной оценкой идейного наследия Соловьева и его значения для последующего развития отечественной социально-философской и религиозно-богословской мысли. Обосновывается тезис, согласно которому генеалогия критической интерпретации соловьевского наследия восходит к трудам философа и богослова Г.В. Флоровского, авторитет которого в мировой русистике, а также в постсовесткой России, где значительная часть философско-богословского и научно-гуманитарного сообщества оказалась под влиянием возрождаемого православия, трудно переоценить. В связи с этим привлекается к рассмотрению идейная эволюция Флоровского, которая дает ключ к интерпретации им философии Соловьева. Анализ показал, что критическое переосмысление наследия Соловьева Флоровским имело как теоретико-богословский, доктринальный характер, так и было обусловлено определенными социально-психологическими факторами, связанными с поколенческим конфликтом между представителями и наследниками русского религиозно-философского ренессанса начала XX в. Демонстрируется, что рецепция Соловьева Флоровским оказалась весьма значимой, влиятельной и архетипичной для русской религиозной и философской мысли, как в самой России, так и за ее пределами.

Об авторах

Анатолий Владимирович Черняев

Институт философии РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: chernyaev@iph.ras.ru

кандидат философских наук, заместитель директора по научной работе

Российская Федерация, 109240, Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1

Список литературы

  1. Блок А.А. Рыцарь-монах // Книга о Владимире Соловьеве. М.: Советский писатель, 1991. С. 329-334.
  2. Хоружий С.С. Наследие Соловьева сто лет спустя // Соловьевский сборник. Материалы международной конференции «В.С. Соловьев и его философское наследие». Москва. 28-30 августа 2000 г. М.: Феноменология - Герменевтика, 2001. С. 1-28.
  3. Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М.: Прогресс-Традиция, 2001. 472 с.
  4. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб.: Алетейя, 1993. 445 с.
  5. Флоровский Г. Новые книги о Владимире Соловьеве (библиографическая заметка). Одесса, 1912. С. 237-255.
  6. Florovsky G. Some Forgotten Articles of Vladimir Soloviev // Orientalia Christiana Periodica. Roma, 1966. Vol. XXXII. № 1. P. 163-180.
  7. Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж, 1937. 574 c.
  8. Письма Г.В. Флоровского к П.А. Флоренскому (1911-1914) / Публикация С.М. Половинкина // Исследования по истории русской мысли: Ежегодник за 2003. М., 2004. С. 51-68.
  9. Флоровский Г.В. Этос православной Церкви // Флоровский Г.В. Избранные богословские статьи. М.: Пробел, 2000. С. 463-479.
  10. Флоровский Г.В. Вера и разум в философии Соловьева // Россия XXI. С. 138-143.
  11. [Глубоковский Н.Н., Флоровский Г.В. Переписка] // Сосуд избранный. Сборник документов по истории Русской Православной Церкви / Сост. М.Д. Склярова. СПб.: Борей, 1994. 453 с.
  12. Гаврилюк П. Георгий Флоровский и религиозно-философский ренессанс. Киев: Дух и Литера, 2017. 536 с.
  13. Гаврилюк П.Л. Парадигмальный сдвиг в историософии Флоровского: Об истории создания курса лекций «Философия Вл. Соловьева» // Историко-философский ежегодник 2015. М., 2015. С. 284-302.
  14. Булгаков С.Н. Письма к Г.В. Флоровскому (1923-1938) / Публикация Е. Евтуховой // Исследования по истории русской мысли: Ежегодник за 2001-2002 гг. М., 2002. С. 174-224.
  15. Флоровский Г.В. Философия Вл. Соловьева. Лекции, читанные приват-доцентом Г.В. Флоровским в «Русском Институте», Прага 1922-1923 гг. // Историко-философский ежегодник 2015. М., 2015. С. 303-326.
  16. Florovsky G. Review of Matthew Spinka, Christian Thought from Erasmus to Berdyaev // Church History, 31 (1962) P. 470-471.

© Черняев А.В., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах