Страсть русской души в контексте философии Николая Бердяева
- Авторы: Хахалова А.А.1
-
Учреждения:
- Социологический институт РАН Филиал Федерального Научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук
- Выпуск: Том 24, № 4 (2020): ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ ИНДИИ И КИТАЯ
- Страницы: 609-619
- Раздел: ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО РЕЛИГИОЗНОГО РЕНЕССАНСА
- URL: https://journals.rudn.ru/philosophy/article/view/25008
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2020-24-4-609-619
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье осуществляется сравнительный анализ двух интеллектуальных традиций - психоанализа и русской философии. В результате показано родство основных методологических принципов этих двух направлений мысли двадцатого века. Вначале задается психоаналитический образ русского типа познания - это экзистенциально нагруженный опыт вопрошания правды, осуществляемый человеком из народа. В культуре этот образ представлен в виде агента правды, пребывающего, как правило, в нужде. Далее продемонстрировано отношение к этому образу в творчестве и личном пути познания Н.А. Бердяева. В этой части статьи делается психоаналитическое исследование творчества русского философа. В частности, отмечается истеричность письма Н. Бердяева, которая выражается в чрезмерной эмоциональности текста и профетической акцентировке, которая задает тон на протяжении всего его творчества. Вторая часть статьи посвящена анализу интуитивно-символического метода работы с сознанием в психоанализе З. Фрейда и философии Бердяева. Здесь автор уделает внимание практической стороне психоаналитической сессии - ситуации кабинета - и тому, как в этой ситуации возникает эмоциально и телесно окрашенный смысл речи пациента. Эта феноменологическая реконструкция позволяет провести параллель с тем, что из себя представляет символ в традиции русской религиозной мысли, где также отмечается опытно переживаемый, страстный характер работы по добыванию смысла символического высказывания. В так представленной перспективе автор проводит герменевтическую реконструкцию преемственности метода этих двух традиций от мистического христианского богословия, в котором познание Бога понимается как страстно проживаемый опыт общения с Другим, который занимает статус возлюбленного. Данная статья представляет собой начальный этап более детального исследования взаимоотношений психоанализа и русской философии.
Ключевые слова
Об авторах
Анна Алексеевна Хахалова
Социологический институт РАН Филиал Федерального Научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук
Автор, ответственный за переписку.
Email: khakhalova@mail.ru
кандидат философских наук, старший научный сотрудник
Российская Федерация, 190005, Санкт-Петербург, ул. 7-я Красноармейская, д. 25/14Список литературы
- Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М.: Книга, 1991. 446 с.
- Бердяев Н.А. Русская идея. СПб.: Азбука-классика, 2008. 259 с.
- Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. М.: Изд-во Г.А. Лемана и С.И. Сахарова, 1916. 358 с.
- Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Мистическое богословие. Издание Христианской благотворительной-просветительской ассоциации «Путь к истине». Киев, 1991. 392 с.
- Синеокая Ю.В. Восприятие идей Ницше в России: основные этапы, тенденции, значение // Фридрих Ницше и философия в России : сборник статей / Синеокая Ю.В. (ред.). СПб.: Русский Христианский гуманитарный институт, 1999. С. 7-34
- Лакан Ж. Перенос. Семинары: Книга VIII (1960/61). Пер. с фр. А. Черноглазов. Ред. перевода - О. Никифоров (ч. I, IV). М.: Гнозис; Логос, 2019. 431 с.
- Лакан Ж. Этика психоанализа. Семинары: Книга VII (1959/60). Пер. с фр. О. Игнатьева. Ред. перевода - О. Никифоров. М.: Гнозис; Логос, 2006. 416 с.
- Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. 480 с.
- Sigmund Freud and Lou Andreas-Salome letters. Norton Paperback, 1985.
- Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики. Париж: YMCA-Press, 1947. 221 с.
- Хахалова А.А. Мотивы византийского богословия в творчестве Н.А. Бердяева // Сборник материалов по международной конференции «Современная онтология IX: сознание и бессознательное». 24-28 июня 2019. C. 271-282.
- Бердяев Н.А. Философия свободы. М.: Путь, 1911. 281 с.
- Бердяев Н.А. Истина и откровение. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1996. 155 с.