О влиянии переводов религиозно-философских текстов буддизма на литературу и искусство средневекового Китая
- Авторы: Косыхин В.Г.1, Малкина С.М.1
-
Учреждения:
- Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
- Выпуск: Том 24, № 4 (2020): ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ ИНДИИ И КИТАЯ
- Страницы: 601-608
- Раздел: ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ ИНДИИ И КИТАЯ
- URL: https://journals.rudn.ru/philosophy/article/view/25007
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2020-24-4-601-608
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Эпоха династии Тан (618-907) стала периодом великого расцвета всех сторон жизни китайской культуры, когда перемены охватили самые разные сферы философии, искусства и литературы. Статья рассматривает роль, которую сыграли в этой культурной трансформации переводы с санскрита на китайский язык религиозных и философских текстов индийского буддизма. Демонстрируется специфика китайского подхода к переводу индийских текстов, когда, на первоначальном этапе, многие произведения переводились в достаточно свободном стиле из-за нехватки точно установленных соответствий между санскритскими и китайскими философскими терминами. Авторы выявляют два дополнительных фактора, которые оказывали влияние на характер переводов. Во-первых, это требование соответствия нормам общественной, главным образом конфуцианской, морали. Во-вторых, адаптация индийского философского контекста к китайским культурным и мировоззренческим традициям, что привело к появлению новых, не известных в самой Индии школ религиозно-философской мысли, таких как Тяньтай, Цзинту или Чань, каждая из которых по-своему повлияла на искусство Средневекового Китая. Особое внимание уделяется деятельности легендарного переводчика, Сюань-цзана, чье путешествие в Индию дало огромный импульс для развития китайской философии последующих столетий, а так же тому вкладу в китайскую культуру и искусство, который внесла переводческая деятельность «трех великих учителей эпохи Тан» Шубхакарасимхи, Ваджрабодхи и Амогхаваджры.
Об авторах
Виталий Георгиевич Косыхин
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Автор, ответственный за переписку.
Email: kosyhinvg@gmail.com
доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии и методологии науки
Российская Федерация, 410012, Саратов, ул. Астраханская, 83Светлана Михайловна Малкина
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Email: malkinasm@gmail.com
доктор философских наук, доцент, профессор кафедры теоретической и социальной философии
Российская Федерация, 410012, Саратов, ул. Астраханская, 83Список литературы
- Poceski M. Buddhism in Chinese History. Mario Poceski, ed. The Wiley Blackwell Companion to East and Inner Asian Buddhism. Oxford: Wiley-Blackwell, 2014. Р. 40-62.
- Lancaster L.R. The Oldest Mahāyāna sūtra: Its Significance for the Study of Buddhist Development // The Eastern Buddhist. New series. Vol. VIII. № 1. 1975. P. 30-41.
- Ch'en, Kenneth K.S. Buddhism in China: A Historical Survey. Princeton, New Jersey, Princeton University Press, 1964.
- Ling Haicheng. Buddhism in China. Bei Jing, Chinese Intercontinental Press, 2007.
- Торчинов Е.А. Буддийская философия в Китае // Философия китайского буддизма / Пер. с кит. Е. А. Торчинова. СПб.: Азбука-классика, 2001. С. 3-40.
- Cao Shibang. Fact versus Fiction: From Record of the Western Regions to Journey to the West. In Wang Chichhung (ed.). Dust in the Wind: Retracing Dharma Master Xuanzang's Western Pilgrimage. Taipei, Rhythms Monthly, 2006.
- The Lotus Sutra: Revised Edition (Bdk English Tripitaka). Berkeley, BDK America, 2007.
- Kuan Ming. Popular Deities of Chinese Buddhism. Petaling Jaya, Kuan Yin Contemplative Order, 1985.
- Shi Changyu. Introduction. In trans. W.J.F. Jenner, Journey to the West. Vol. 1. Seventh Edition. Beijing: Foreign Languages Press, 2001. P. 1-22.
- Fang Li-Tian. China’s Buddhist Culture. Singapore: Gale Asia, 2009.
- Hodge S. Intoduction // The Maha-Vairocana-Abhisambodhi Tantra: With Buddhaguhya's Commentary. New-York: Routledge, 2015.
- Чжоу Илян. Тантрический буддизм. Кн. 1. Тантризм в Китае. М.: Медков С.Б., 2016.
- Goble G. The Politics of Esoteric Buddhism: Amoghavajra and the Tang State. // Esoteric Buddhism in Mediaeval Maritime Asia: Networks of Masters, Texts, Icons. Singapore: ISEAS - Yusof Ishak Institute, 2016. P. 123-140.