Шантаракшита и Камалашила: жизнь и учение
- Авторы: Титлин Л.И.1
-
Учреждения:
- Институт философии РАН
- Выпуск: Том 24, № 4 (2020): ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ ИНДИИ И КИТАЯ
- Страницы: 570-589
- Раздел: ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ ИНДИИ И КИТАЯ
- URL: https://journals.rudn.ru/philosophy/article/view/25005
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2020-24-4-570-589
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье подробно рассматривается биография и учение Шантаракшиты (VIII в.), знаменитого буддийского ученого и просветителя, ведущего деятеля по распространению буддизма в Тибете и его ближайшего ученика Камалашилы (также VIII в.). Шантаракшита - автор нескольких трактатов, в т.ч. «Собрания сущностей» - «Таттвасанграхи», монументального сочинения, которое может быть по праву названо «буддийской философской энциклопедией», состоящего из 26 разделов (в тибетском переводе содержится 31 раздел), в которых подвергнуты разбору и последовательному опровержению и представления всех ключевых философских школ Индии, а именно: мимансы, веданты, санкхьи, йоги, ньяи, вайшешики, локаяты, джайнизма и буддизма представителей других школ. Камалашила - непосредственный ученик Шантаракшиты, автор развернутого «пословного» комментария к «Таттвасанграхе» учителя. В статье также освещается история открытия и изучения «Таттвасанграхи». Новизна исследования заключается в подробном энциклопедическом изложении философии Шантаракшиты и его непосредственного ученика Камалашилы. Особым вкладом автора в исследование темы является демонстрация того, что Шантаракшита, как представитель школы йогачара-мадхъямака, творил в жанре синтеза учений йогачары (виджнянавады) и мадхъямаки (шуньявады), в области эпистемологии являлся продолжателем теорий Дигнаги и Дхармакирти.
Ключевые слова
Об авторах
Лев Игоревич Титлин
Институт философии РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: titlus@gmail.com
кандидат философских наук, старший научный сотрудник Сектора восточных философий
Российская Федерация, 109240, Москва, Гончарная ул., 12, стр. 1Список литературы
- Śāntarakṣita. Tattvasaṃgraha, with the comment. Pañjikā of Shrī Kamalaśīla // Gaekwad`s Oriental series / Ed. E. Kṛṣṇāmācārya. With a Foreword by B.Bhattacharyya. In 2 vols. Baroda, 1926.
- Joshi L.N. Studies in the Buddhistic Culture of India (During the 7th and 8th centuries A. D.). Delhi, 1977.
- Nakamura H. Indian Buddhism. A Survey with bibliographical notes. Tokyo, 1980.
- Kawamura L.S. Buddhism, Mādhyamika: India and Tibet // Routledge Encyclopedia of Philosophy, Version 1.0, L.: Routledge, 1998.
- Frauwallner E. Landmarks in the History of Indian Logic. 1961 // Wiener Zeitschrift für die Kunde Süd-und Ostasiens 5. P. 141-143.
- Андросов В.П. Шантаракшита // Философия буддизма: энциклопедия / Отв. ред. М.Т. Степанянц. М.: Вост. лит., 2011. C. 799-800.
- Игнатович А.Н. Мадхъямака // Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М.Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. М.: Вост. лит., 2011. C. 422-425.
- Лепехов С.Ю. Философия мадхьямиков и генезис буддийской цивилизации. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. 237 с.
- Чаттерджи А.К. Идеализм йогачары. Пер. Д. Устьянцев. Шечен, 2004. 268 с.
- Roerich G.N. The Blue annals. In 2 pts. Calcutta, 1949-1953.
- Das S.Ch. Indian Pandits in Tibet // Journal of the Buddhist Text Society of India I. 1893. P. 7-31.
- Лысенко В.Г., Канаева Н.А. Шантаракшита и Камалашила об инструментах достоверного познания. М.: Институт философии РАН, 2014. 295 с.
- Hāṇḍā O. Buddhist Western Himalaya: A politico-religious history, Indus Publishing, 2001.
- Tucci G. Buddhist logic before Dignāga (Asaṅga, Vasubandhu, Tarka-śastras) // Journal of the Royal Asiatic Society. 1929. No.3. P.451-488.
- Камалашила. Бхаванакрама (Трактат о созерцании) / Факсимиле с предисл. Е.Е. Обермиллера. М., 1963.
- Kamalashila. First Bhavanakrama / Ed. In Sanskrit // Tucci G. Minor Buddhist Texts. Pt 2. Rome, 1958.
- Jha G. (Tr.). The Tattvasangraha of Shantaraksita With the Commentary of Kamalashila. Vol. 1. Delhi: Motilal Banarsidass, 1986. 739 p.
- Ratié I. Une critique bouddhique du Soi selon la Mimamsa: Présentation, édition critique et traduction de la Mimamsakaparikalpitatmapariksa de Śantaraksita. Series: Beiträge zur Kultur- und Geistesgeschichte Asiens. Austrian Academy of Sciences Press, 2014. 371 p.
- Канаева Н.А., Заболотных Э.Л. Проблема выводного знания в Индии. Логико-эпистемологические воззрения Дигнаги и его идейных преемников. М.: Вост. лит-ра, 2002. 324 c.
- Андросов В.П. Концепция ниришвара в древнеиндийской философско-религиозной традиции (по материалам «Таттвасанграхи» Шантаракшиты). М., 1982. (рук.)
- Vidyabhuṣaṇa S.C. A History of Indian Logic: Ancient, Mediaeval and Modern Schools. Delhi etc., 1978. (1st ed. - 1921).
- Journal of the Buddhist Text Society of India. Vol. 1. Part II. Calcutta, 1893. P. X.
- Tattvasaṅgraha of Ācārya Śāntarakṣita with the commentary Pañjikā of Śrī Kamalaśīla. Critically Edited by Swāmi Dvārikādas Śāstrī: in 2 vols. Varanasi: Bauddha Bharati, 1968.
- Frauwallner E. Landmarks in the History of Indian Logic. 1961. Wiener Zeitschrift für die Kunde Süd-und Ostasiens 5. P. 157.
- Krasser H. Dharmottaras kurze Untersuchung der Gültigkeit einer Erkenntnis. Laghupramāṇyaparīkṣā. Teil. 1: Tibetischer Text und Sanskritmaterialien: Teil. 2: Übersetzung. Wien: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, 1991. P. 143.
- Blumenthal J. Śāntarakṣita, Rgyal-tshab Dar-ma-rin-chen. The ornament of the middle way: a study of the Madhyamaka thought of Śāntarakṣita: including translations of Śāntarakṣita’s Mādhyamakālaṃkāra (The ornament of the middle way) and Gyel-tsab's dbU ma rgyan gyi brjed byang (Remembering “The ornament of the middle way”). Snow Lion Publications, 2004. P. 66.
- Титлин Л.И. Существование и свойства субъекта как предмет полемики между буддистами и ньяя-вайшешиками в «Таттвасанграхе» Шантаракшиты // Ценности и смыслы. № 4 (50). М., 2017. С. 67-76.
- Титлин Л.И. Полемика с ньяя-вайшешикой по вопросу о существовании субъекта в «Таттва-санграхе» Шантаракшиты // Философская мысль. 2017. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polemika-s-nyaya-vaysheshikoy-po-voprosu-o-suschestvovanii-subekta-v-tattva-sangrahe-shantarakshity (дата обращения: 01.12.2019).
- Титлин Л.И. Полемика Шантаракшиты и Камалашилы с мимансаками о существовании и свойствах атмана в «Таттвасанграха-панджике» (перевод фрагмента) // Logos et Praxis. 2018. Т. 17. №1. C. 49-69.
- Titlin L. The Polemics of Shantarakshita and Kamalashila with the Mimamsakas on the Existence and Properties of Atman in “Tattvasamgraha-panjika” // Proceedings of the 3rd International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Humanities (ICCESSH 2018). Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Atlantis Press, 2018. P. 17-21.
- Титлин Л.И. Дискуссия буддистов с санкхьяиками об атмане (перевод фрагмента из «Таттвасанграхапанджики») // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2018. № 2. С. 170-183.
- Титлин Л.И. Понятие субъекта в санкхье и дискуссия между буддистами и санкхьяиками в разделе «Атмапарикша» «Таттвасанграхи» Шанатаракшиты о существовании и свойствах атмана // Философская мысль. 2019. № 9. С. 14-25.
- Titlin L. The Philosophical Polemics with the Vatsiputriyas About the Self (Pudgala) in “Tattvasamgraha” of Shantarakshita with the Commentary “Panjika” of Kamalashila // 4th International Conference on Arts, Design and Contemporary Education (ICADCE 2018). Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Vol. 232. Atlantis Press, 2018. P. 80-85.
- McClintock S. Omniscience and the Rhetoric of Reason: Śāntarakṣita and Kamalaśīla on Rationality, Argumentation, and Religious Authority. Somerville, Mass.: Wisdom: 2010.