Шантаракшита и Камалашила: жизнь и учение

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье подробно рассматривается биография и учение Шантаракшиты (VIII в.), знаменитого буддийского ученого и просветителя, ведущего деятеля по распространению буддизма в Тибете и его ближайшего ученика Камалашилы (также VIII в.). Шантаракшита - автор нескольких трактатов, в т.ч. «Собрания сущностей» - «Таттвасанграхи», монументального сочинения, которое может быть по праву названо «буддийской философской энциклопедией», состоящего из 26 разделов (в тибетском переводе содержится 31 раздел), в которых подвергнуты разбору и последовательному опровержению и представления всех ключевых философских школ Индии, а именно: мимансы, веданты, санкхьи, йоги, ньяи, вайшешики, локаяты, джайнизма и буддизма представителей других школ. Камалашила - непосредственный ученик Шантаракшиты, автор развернутого «пословного» комментария к «Таттвасанграхе» учителя. В статье также освещается история открытия и изучения «Таттвасанграхи». Новизна исследования заключается в подробном энциклопедическом изложении философии Шантаракшиты и его непосредственного ученика Камалашилы. Особым вкладом автора в исследование темы является демонстрация того, что Шантаракшита, как представитель школы йогачара-мадхъямака, творил в жанре синтеза учений йогачары (виджнянавады) и мадхъямаки (шуньявады), в области эпистемологии являлся продолжателем теорий Дигнаги и Дхармакирти.

Об авторах

Лев Игоревич Титлин

Институт философии РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: titlus@gmail.com

кандидат философских наук, старший научный сотрудник Сектора восточных философий

Российская Федерация, 109240, Москва, Гончарная ул., 12, стр. 1

Список литературы

  1. Śāntarakṣita. Tattvasaṃgraha, with the comment. Pañjikā of Shrī Kamalaśīla // Gaekwad`s Oriental series / Ed. E. Kṛṣṇāmācārya. With a Foreword by B.Bhattacharyya. In 2 vols. Baroda, 1926.
  2. Joshi L.N. Studies in the Buddhistic Culture of India (During the 7th and 8th centuries A. D.). Delhi, 1977.
  3. Nakamura H. Indian Buddhism. A Survey with bibliographical notes. Tokyo, 1980.
  4. Kawamura L.S. Buddhism, Mādhyamika: India and Tibet // Routledge Encyclopedia of Philosophy, Version 1.0, L.: Routledge, 1998.
  5. Frauwallner E. Landmarks in the History of Indian Logic. 1961 // Wiener Zeitschrift für die Kunde Süd-und Ostasiens 5. P. 141-143.
  6. Андросов В.П. Шантаракшита // Философия буддизма: энциклопедия / Отв. ред. М.Т. Степанянц. М.: Вост. лит., 2011. C. 799-800.
  7. Игнатович А.Н. Мадхъямака // Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М.Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. М.: Вост. лит., 2011. C. 422-425.
  8. Лепехов С.Ю. Философия мадхьямиков и генезис буддийской цивилизации. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. 237 с.
  9. Чаттерджи А.К. Идеализм йогачары. Пер. Д. Устьянцев. Шечен, 2004. 268 с.
  10. Roerich G.N. The Blue annals. In 2 pts. Calcutta, 1949-1953.
  11. Das S.Ch. Indian Pandits in Tibet // Journal of the Buddhist Text Society of India I. 1893. P. 7-31.
  12. Лысенко В.Г., Канаева Н.А. Шантаракшита и Камалашила об инструментах достоверного познания. М.: Институт философии РАН, 2014. 295 с.
  13. Hāṇḍā O. Buddhist Western Himalaya: A politico-religious history, Indus Publishing, 2001.
  14. Tucci G. Buddhist logic before Dignāga (Asaṅga, Vasubandhu, Tarka-śastras) // Journal of the Royal Asiatic Society. 1929. No.3. P.451-488.
  15. Камалашила. Бхаванакрама (Трактат о созерцании) / Факсимиле с предисл. Е.Е. Обермиллера. М., 1963.
  16. Kamalashila. First Bhavanakrama / Ed. In Sanskrit // Tucci G. Minor Buddhist Texts. Pt 2. Rome, 1958.
  17. Jha G. (Tr.). The Tattvasangraha of Shantaraksita With the Commentary of Kamalashila. Vol. 1. Delhi: Motilal Banarsidass, 1986. 739 p.
  18. Ratié I. Une critique bouddhique du Soi selon la Mimamsa: Présentation, édition critique et traduction de la Mimamsakaparikalpitatmapariksa de Śantaraksita. Series: Beiträge zur Kultur- und Geistesgeschichte Asiens. Austrian Academy of Sciences Press, 2014. 371 p.
  19. Канаева Н.А., Заболотных Э.Л. Проблема выводного знания в Индии. Логико-эпистемологические воззрения Дигнаги и его идейных преемников. М.: Вост. лит-ра, 2002. 324 c.
  20. Андросов В.П. Концепция ниришвара в древнеиндийской философско-религиозной традиции (по материалам «Таттвасанграхи» Шантаракшиты). М., 1982. (рук.)
  21. Vidyabhuṣaṇa S.C. A History of Indian Logic: Ancient, Mediaeval and Modern Schools. Delhi etc., 1978. (1st ed. - 1921).
  22. Journal of the Buddhist Text Society of India. Vol. 1. Part II. Calcutta, 1893. P. X.
  23. Tattvasaṅgraha of Ācārya Śāntarakṣita with the commentary Pañjikā of Śrī Kamalaśīla. Critically Edited by Swāmi Dvārikādas Śāstrī: in 2 vols. Varanasi: Bauddha Bharati, 1968.
  24. Frauwallner E. Landmarks in the History of Indian Logic. 1961. Wiener Zeitschrift für die Kunde Süd-und Ostasiens 5. P. 157.
  25. Krasser H. Dharmottaras kurze Untersuchung der Gültigkeit einer Erkenntnis. Laghupramāṇyaparīkṣā. Teil. 1: Tibetischer Text und Sanskritmaterialien: Teil. 2: Übersetzung. Wien: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, 1991. P. 143.
  26. Blumenthal J. Śāntarakṣita, Rgyal-tshab Dar-ma-rin-chen. The ornament of the middle way: a study of the Madhyamaka thought of Śāntarakṣita: including translations of Śāntarakṣita’s Mādhyamakālaṃkāra (The ornament of the middle way) and Gyel-tsab's dbU ma rgyan gyi brjed byang (Remembering “The ornament of the middle way”). Snow Lion Publications, 2004. P. 66.
  27. Титлин Л.И. Существование и свойства субъекта как предмет полемики между буддистами и ньяя-вайшешиками в «Таттвасанграхе» Шантаракшиты // Ценности и смыслы. № 4 (50). М., 2017. С. 67-76.
  28. Титлин Л.И. Полемика с ньяя-вайшешикой по вопросу о существовании субъекта в «Таттва-санграхе» Шантаракшиты // Философская мысль. 2017. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polemika-s-nyaya-vaysheshikoy-po-voprosu-o-suschestvovanii-subekta-v-tattva-sangrahe-shantarakshity (дата обращения: 01.12.2019).
  29. Титлин Л.И. Полемика Шантаракшиты и Камалашилы с мимансаками о существовании и свойствах атмана в «Таттвасанграха-панджике» (перевод фрагмента) // Logos et Praxis. 2018. Т. 17. №1. C. 49-69.
  30. Titlin L. The Polemics of Shantarakshita and Kamalashila with the Mimamsakas on the Existence and Properties of Atman in “Tattvasamgraha-panjika” // Proceedings of the 3rd International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Humanities (ICCESSH 2018). Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Atlantis Press, 2018. P. 17-21.
  31. Титлин Л.И. Дискуссия буддистов с санкхьяиками об атмане (перевод фрагмента из «Таттвасанграхапанджики») // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2018. № 2. С. 170-183.
  32. Титлин Л.И. Понятие субъекта в санкхье и дискуссия между буддистами и санкхьяиками в разделе «Атмапарикша» «Таттвасанграхи» Шанатаракшиты о существовании и свойствах атмана // Философская мысль. 2019. № 9. С. 14-25.
  33. Titlin L. The Philosophical Polemics with the Vatsiputriyas About the Self (Pudgala) in “Tattvasamgraha” of Shantarakshita with the Commentary “Panjika” of Kamalashila // 4th International Conference on Arts, Design and Contemporary Education (ICADCE 2018). Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Vol. 232. Atlantis Press, 2018. P. 80-85.
  34. McClintock S. Omniscience and the Rhetoric of Reason: Śāntarakṣita and Kamalaśīla on Rationality, Argumentation, and Religious Authority. Somerville, Mass.: Wisdom: 2010.

© Титлин Л.И., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах