Синтез культур Востока и Запада в философии Б.Д. Дандарона
- Авторы: Уланов М.С.1
-
Учреждения:
- Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова
- Выпуск: Том 24, № 3 (2020): ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
- Страницы: 502-511
- Раздел: ФИЛОСОФИЯ ДИАЛОГА
- URL: https://journals.rudn.ru/philosophy/article/view/24361
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2020-24-3-502-511
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается феномен синтеза культур Востока и Запада в религиозной философии Б.Д. Дандарона - одного из наиболее известных представителей российского буддизма в XX веке. С его неординарной личностью связано и начало распространения буддийского учения в русском обществе. Дандарон занимался активной йогической, тантрической практикой, а также давал наставления тем, кто интересовался буддизмом. В результате вокруг него стал формироваться небольшой круг людей, которые пытались изучать и практиковать буддизм. Дандарон занимался также буддологической деятельностью, изучал тибетскую историю и историографию, описал тибетскую коллекцию рукописей. Указывается, что Дандарон не только сделал попытку рассмотреть буддизм с позиции западной философии, но создал собственное учение, получившее название «необуддизм». В результате ему удалось провести творческий синтез буддийской философии с западной философской традицией. По сути, им была разработана претендующая на универсализм философская система, синтезировавшая буддийские и западные духовные достижения. Пытаясь синтезировать восточные и западные традиции философской мысли, Дандарон обращался к известным компаративистским работам индийского мыслителя С. Радхакришнана и отечественного буддолога Ф.И. Щербатского. Автор отмечает также влияние на философию необуддизма идей В.Э. Сеземана, философа-неокантианца, с которым Дандарон был лично знаком. Идея необуддизма имела не только философско-теоретический, но и практический аспект, поскольку рассмотрение буддизма с позиции западной философии способствовало привлечению к данной религии людей западной культуры. В целом, стремление Дандарона создать универсальную синтетическую философскую систему находилось в русле философских и духовных исканий русской философии, и было отчасти связанo с традиционной проблемой «Восток-Запад», которая всегда была актуальной для России.
Ключевые слова
Об авторах
Мерген Санджиевич Уланов
Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова
Автор, ответственный за переписку.
Email: ulanov1974@mail.ru
доктор философских наук, профессор кафедры философии и культурологии
ул. Пушкина, д. 11, Республика Калмыкия, Элиста, Российская Федерация, 358000Список литературы
- Белка Л. Мандала Дандарона: визуальная репрезентация истории буддийской общины советского периода // Tartaria Magna. 2012. № 1. С. 148-168.
- Морозова М.Б. Трагедия Бидии Дандарона как отражение судьбы буддизма в России после национальной катастрофы 1917 года // Свет Христов просвещает всех: Альманах Свято-Филаретовского православно-христианского института. 2016. № 18. С. 98-113.
- Лепехов С.Ю. Выдающийся буддолог и буддийский религиозный деятель (к 100-летию Б.Д. Дандарона) // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. 2014. №. 4. С. 318-327.
- Новая философская энциклопедия. В 4 томах. М.: Мысль, 2010. Т. III. С. 511.
- Йонкус Д. Рукописи Василия Сеземана в Вильнюсе и в Улан-Удэ. Предисловие к публикации рукописей Василия Сеземана - Шелер, Лосский, Бергсон (1950-1955 гг.) // HORIZON. Феноменологические исследования. 2017. №1 (11). С. 201-210.
- Уланов М.С. Буддийская традиция в СССР во второй половине ХХ века (социально-философский анализ) // Вестник Калмыцкого государственного университета. 2012. № 2. С.107-112.
- Дандарон Б.Д. Письма о буддийской этике. СПб.: Алетейя, 1997. 350 с.
- Дандарон Б.Д. Мысли буддиста. «Черная тетрадь». СПб.: Алетейя, 1997. 244 с.
- Базаров А.А., Цыремпилов Н.В. Тибетология советского периода в Бурятии. Очерк второй // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. 2012. № 3 (7). С. 228-242.
- Сумба-Хамбо. История Кукунора, называемая «Прекрасные ноты из песни Брахмы». М.: Наука, 1972. 166 с.
- Источник мудрецов: Тибетско-монгол. терминол. словарь буддизма: В 5 вып. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1968. Вып. 1. Парамита и Мадхьямика, 1968. 166 с.
- Гармаев Д.О. Философские основы необуддизма Б.Д. Дандарона: автореф. дис. … канд. филос. наук. М., 2005. 24 с.
- Альбедиль М.Ф. О необуддизме Б.Д. Дандарона // Учение Будды в России 250 лет институту Пандито Хамбо-лам. СПб.: Институт восточных рукописей РАН. 2015. С. 145-154.
- Нацог-Рандол. Карнатантра, опора великого учения, называемая «Зерцало механизма глубокого содержания». URL: http://www.dandaron.ru/rus/theory/ karnatantra.html
- Лепехов С.Ю. Б.Д. Дандарон - буддолог, тибетолог, философ // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. 2012. № 3 (7). С. 259-266.