Одностороннее воздействие масс-медиа: человек не-коммуникационный

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются формы и способы воздействия современных цифровых масс-медиа на человека, группы людей и общество в целом. Подчеркивается коммуникационная односторонность влияния средств массовой информации на человека. Акцент делается на трансмиссионной модели передачи информации с учетом становления ее ритуализированной формы. Особое внимание уделяется статусу и роли человека во взаимодействии с масс-медиа; приводятся доводы об исключенности человека из коммуникационного пространства. Деятельность современных цифровых медиаструктур обосновывается в качестве социальных «конструкторов реальности». Показаны технологические и визуальные возможности средств массовой информации в создании искусственных, иллюзорно-симулятивных моделей мира, воспринимаемых человеком в качестве объективных, истинных и реальных. Масс-медиа представлены как целостный социальный институт современного общества, действующий автономно, на основе собственных правил и норм, технологических и контентных принципов, условий сетевой коммуникации, цифровизации и медиатизации общества. В статье представлены концепции теоретического осмысления масс-медиа как самодостаточной аутопойэтической системы Н. Лумана, рассмотрения осуществления медийной коммуникации как не - коммуникации Ж. Бодрийяра. Показана роль зрелищности и визуальности в процессе телевизионного воздействия на субъектов, в конструировании образов и моделей мира, сопоставимых с уже имеющимися у потребителей информации картинами мира. Подчеркивается противоречивость и неоднозначность концептуальных оценок деятельности и влияния масс-медиа на современного человека.

Об авторах

Денис Игоревич Чистяков

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: chistyakov.d@gmail.com

кандидат социологических наук, заместитель директора по научной работе, Институт гостиничного бизнеса и туризма

ул. Миклухо-Маклая, д. 6, Москва, Российская Федерация, 117198

Список литературы

  1. Черных А. Медиа и ритуалы. М.: Университетская книга, 2013. 236 с.
  2. Davison W.P. The Third-Person Effect in Communication // Public Opinion Quarterly. 1983. 47. P. 1-15.
  3. Луман Н. Реальность массмедиа. М.: Праксис, 2005. 256 с.
  4. Чистякова О.В. Человек в медиатизирующемся мире постсовременности: антропологически смыслы и социальные следствия // Человек. Общество. Инклюзия. 2016. № 2 (26). Ч. I. С. 90-98.
  5. Антоновский А.Ю. Массмедиа - трансцендентальная иллюзия реальности? // Н. Луман. Реальность массмедиа. М.: Праксис, 2005. 256 с.
  6. Epstein E.J. News from Nowhere: Television and news. N.Y.: 2000. С. 347.
  7. Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999. 261 с.
  8. Бодрийяр Ж. Реквием по масс-медиа // Поэтика и политика. Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии РАН. М.: Институт экспериментальной социологии, СПб.: Алетейя, 1999. 224 с.
  9. Rancière J. The Emancipated Spectator, Verso. New York, 2011. 134 с.

© Чистяков Д.И., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах