Одностороннее воздействие масс-медиа: человек не-коммуникационный
- Авторы: Чистяков Д.И.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 24, № 3 (2020): ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
- Страницы: 467-479
- Раздел: ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
- URL: https://journals.rudn.ru/philosophy/article/view/24359
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2020-24-3-467-479
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматриваются формы и способы воздействия современных цифровых масс-медиа на человека, группы людей и общество в целом. Подчеркивается коммуникационная односторонность влияния средств массовой информации на человека. Акцент делается на трансмиссионной модели передачи информации с учетом становления ее ритуализированной формы. Особое внимание уделяется статусу и роли человека во взаимодействии с масс-медиа; приводятся доводы об исключенности человека из коммуникационного пространства. Деятельность современных цифровых медиаструктур обосновывается в качестве социальных «конструкторов реальности». Показаны технологические и визуальные возможности средств массовой информации в создании искусственных, иллюзорно-симулятивных моделей мира, воспринимаемых человеком в качестве объективных, истинных и реальных. Масс-медиа представлены как целостный социальный институт современного общества, действующий автономно, на основе собственных правил и норм, технологических и контентных принципов, условий сетевой коммуникации, цифровизации и медиатизации общества. В статье представлены концепции теоретического осмысления масс-медиа как самодостаточной аутопойэтической системы Н. Лумана, рассмотрения осуществления медийной коммуникации как не - коммуникации Ж. Бодрийяра. Показана роль зрелищности и визуальности в процессе телевизионного воздействия на субъектов, в конструировании образов и моделей мира, сопоставимых с уже имеющимися у потребителей информации картинами мира. Подчеркивается противоречивость и неоднозначность концептуальных оценок деятельности и влияния масс-медиа на современного человека.
Об авторах
Денис Игоревич Чистяков
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: chistyakov.d@gmail.com
кандидат социологических наук, заместитель директора по научной работе, Институт гостиничного бизнеса и туризма
ул. Миклухо-Маклая, д. 6, Москва, Российская Федерация, 117198Список литературы
- Черных А. Медиа и ритуалы. М.: Университетская книга, 2013. 236 с.
- Davison W.P. The Third-Person Effect in Communication // Public Opinion Quarterly. 1983. 47. P. 1-15.
- Луман Н. Реальность массмедиа. М.: Праксис, 2005. 256 с.
- Чистякова О.В. Человек в медиатизирующемся мире постсовременности: антропологически смыслы и социальные следствия // Человек. Общество. Инклюзия. 2016. № 2 (26). Ч. I. С. 90-98.
- Антоновский А.Ю. Массмедиа - трансцендентальная иллюзия реальности? // Н. Луман. Реальность массмедиа. М.: Праксис, 2005. 256 с.
- Epstein E.J. News from Nowhere: Television and news. N.Y.: 2000. С. 347.
- Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999. 261 с.
- Бодрийяр Ж. Реквием по масс-медиа // Поэтика и политика. Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии РАН. М.: Институт экспериментальной социологии, СПб.: Алетейя, 1999. 224 с.
- Rancière J. The Emancipated Spectator, Verso. New York, 2011. 134 с.