От онтологии поступка к исторической ответственности: методология философского исследования

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье автор анализирует методологические подходы к исследованию понятия «историческая ответственность», сравнивая немецкую традицию изучения (Х. Арендт, Т. Адорно) с онтологией поступка М.М. Бахтина. В немецкой традиции, сложившейся под влиянием осмысления Второй мировой войны, упор делается на восприятии ответственности в контексте соотношения с виной, в результате чего возникает существенный вопрос о природе ответственности и ее границах. В частности, Х. Арендт формулирует понятие «банальность зла», акцентируя внимание на исчезновении внутреннего восприятия ответственности, но не решает вопрос об истоках возникновения подобного чувства. Русская религиозная традиция, представленная М.М. Бахтиным, позволяет предложить способ решения поставленных вопросов в силу выявления онтологических оснований индивидуальной ответственности. Тем не менее, выводы М.М. Бахтина имеют большое значение и для решения проблемы коллективной ответственности. Бахтин обращается к ответственности как к онтологической характеристике человеческого существования, противопоставляя ее свободе. Ответственность проявляется в поступках, но онтологически предшествует отдельному действию, совершаемому человеком. Роль поступка в том, что он позволяет самому человеку осознать груз ответственности и действовать исходя из этих предпосылок. Перенос методологии Бахтина с индивидуальной на коллективную ответственность позволяет связать момент ее возникновения не с публичным признанием, а с самим фактом вступления индивида в определенное сообщество. Онтологическая целостность индивида приобретает и социальное измерение, причем не только синхроническое, но и диахроническое. По мнению автора, применение методологии Бахтина в сфере социальных исследований позволяет рассматривать проблемы исторической ответственности в контексте более фундаментальных философских вопросов о соотношении индивидуальной и коллективной идентичности, динамики идентичности, сочетании нормативности и вариативности в человеческом поведении.

Об авторах

Даниил Александрович Аникин

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; Томский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: dandee@list.ru

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры истории и теории политики, Московский государственный университет, Москва, Россия; научный сотрудник, Томский государственный университет, Томск, Россия

Ленинские горы, д. 1, Москва, Российская Федерация, 119991; пр. Ленина, 36, Томск, Томская обл., Российская Федерация, 634050

Список литературы

  1. Ясперс К. Вопрос о виновности. О политической ответственности Германии. М.: Прогресс, 1999. 218 с.
  2. Адорно Т. Что означает «проработка прошлого» // Неприкосновенный запас, 2005, № 2-3. С. 36-45.
  3. Арендт Х. Ответственность и суждение. М.: Издательство Института Гайдара, 2013. 368 С.
  4. Бахтин М.М. Искусство и ответственность // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. С.7-8.
  5. Pechey G. Mikhail Bakhtin: The Word in the World. London: Routledge, 2007. 202 p.
  6. Белов В.Н. «Вечные проблемы» в исследовании творчества М.М. Бахтина // Философский полиглот: Журнал международного центра изучения русской философии. Вып. 1. СПб., 2017. С. 143-155.
  7. Белов В.Н. Восприятие М.М. Бахтина на Западе: несколько общих замечаний // Вестник РУДН. Серия: Философия. Т. 21. № 1. 2017. С. 93-97.
  8. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-1985. М., 1986. С.80-160.
  9. Burton S. Bakhtin, Temporality, and Modern Narrative: Writing “the Whole Triumphant Murderous Unstoppable Chute” // Comparative Literature. 1996. Vol. 48, No. 1. P. 39-64.
  10. Hirschkop K., Shepherd D. Bakhtin and cultural theory. Manchester University Press, 1989. 188 p.
  11. Shevtsova M. Dialogism in the Novel and Bakhtin's Theory of Culture // New Literary History. 1992. Vol. 23. No. 3. Р. 747-763.
  12. Гусейнов А.А. Философия поступка как первая философия (опыт интерпретации нравственной философии М.М. Бахтина) // Вопросы философии. 2017. № 6. С. 59-72.
  13. Писарчик Т.П. Разработка методологии гуманитарного познания и проблема диалога в концепции М.М. Бахтина // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 7. С. 46-54.
  14. Morson G.S., Emerson C. Mikhail Bakhtin: Creation of a prosaics. Stanford: Stanford university press, 1990. 530 p.
  15. Kim G. Mikhail Bakhtin: The philosopher of human communication // The University of Western Ontario Journal of Anthropology. 2004. № 1. P. 53-62.
  16. Schuster C. Mikhail Bakhtin as Rhetorical Theorist // Landmark Essays on Bakhtin, Rhetoric, and Writing. Ed. Frank Farmer. Mahwah: Hermagoras Press, 1998. P. 1-14.
  17. Ольхов П.А. Историзм М.М. Бахтина и современные проблемы эпистемологии исторического знания // Философия и культура. 2011. № 7. С. 116-124.

© Аникин Д.А., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах