Исламизация аристотелизма в метафизике Ибн-Сины
- Авторы: Ефремова Н.В.1
-
Учреждения:
- Институт философии РАН
- Выпуск: Том 24, № 1 (2020): ИСЛАМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
- Страницы: 39-54
- Раздел: ИСЛАМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
- URL: https://journals.rudn.ru/philosophy/article/view/23090
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2020-24-1-39-54
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье анализируется деятельность крупнейшего классика мусульманской философии Ибн-Сины (Авиценны, 980-1037) по редакции аристотелизма, прежде всего в плане его синтеза с исламским монотеизмом. Преимущественное внимание уделяется метафизическому разделу авиценновской многотомной энциклопедии «Исцеление» (ок. 1020-1027). На место аристотелевского Бога/Перводвигателя как целевой причины, служащего источником движения мира, приходит Бог/Бытийно-самонеобходимое, выступающий в качестве дарителя бытия. Разрабатывая онтологическое обоснование креационизма, сотворенности всякой вещи в мире, философ вводит различение сущности и существования ( ма̄ хиййа-вуджӯд , лат. essentia-existentia), которое пройдет через всю последующую историю философии. Существенно перерабатывается аристотелевское учение о единстве Бога и Его самостных катафатических атрибутах. Интеллектуальный нарциссизм Бога, который у Стагирита познает лишь Самого Себя, сменяется концепцией о всеведении Бога и Его промысле о сущих.Ибн-Сина преобразует аристотелевский этернализм в этерналистский креационизм, модифицируя выдвинутую альФараби (ум. 950) эманационистскую схему космогенеза, в которой процесс исхождения сущих от Первоначала предстоит как мыслительный акт. Аристотелевскую космологию мусульманский философ дополняет учением об ангелах, с которыми он отождествляет космические разумы и души как заведующие небесными сферами. Радикальной инновацией является теория об Активном интеллекте ( аль-‘акль аль-фа‘‘аль , lat. intellectus agens ), который не только управляет подлунным миром, но фактически является его демиургом; за этим интеллектом закрепляется функция иллюминации человеческого разума, а также роль архангела Гавриила - передатчика Божественного откровения в мусульманской традиции. Философски разрабатывается чуждая аристотелизму тематика, связанная с пророчеством и откровением, бессмертием души и ее потусторонней судьбой.
Об авторах
Наталия Валерьевна Ефремова
Институт философии РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: salamnat@mail.ru
кандидат философских наук, старший научный сотрудник сектора восточных философий
ул. Гончарная, д. 12, стр. 1, Москва, Российская Федерация, 109240Список литературы
- Сагадеев А.В. Ибн Сина как систематизатор средневекового научного знания // Исследования по арабо-мусульманской культуре и философии: Избранные статьи А.В. Сагадеева. М. : РУДН, 2009. C. 154-174.
- Gutas D. Avicenna and the Aristotelian Tradition. Leiden-Boston: Brill, 2014. xxxi, 615 p.
- Bertolacci A. The Reception of Aristotle’s Metaphysics in Avicenna’s Kitāb al-Šifā’. Leiden-Boston: Brill. 2006. 675 p.
- Аристотель. Метафизика // Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 1. М. : Мысль, 1976. С. 63-367.
- Ибн-Сина. Аш-Шифа̄’: аль-Иля̄ хиййа̄ т. T. 1-2 (сквозная нумерация). Каир: Виза̄ ра̄ т ас-сака̄ фа ва-ль-ирша̄ д аль-каумӣ, 1960. 478 с.
- Аристотель. Вторая Аналитика // Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 2. М. : Мысль, 1978. С. 255-346.
- Фома Аквинский. Сумма теологии. Ч. I. Киев: Ника-Центр, Эльга; М.: Элькор-МК; 2002. 560 с.
- Ибрагим Т.К., Ефремова Н.В. Мусульманская религиозная философия: фальсафа. Казань: Казанский университет; 2014. 236 с.
- Ибн-Сина (Авиценна). «Указания и напоминания» [Раздел по метафизике]. Часть первая / пер. с араб. и комм. Т. Ибрагима, Н.В. Ефремовой // Orientalistica. 2018. Т. 1, № 2. С. 251-274. doi: 10.31696/2618-7043-2018-1-2-251-274.
- Аристотель. Физика // Аристотель. Сочинения в четырех томах. М. : Мысль, 1981. Т. 3. С. 59-262.
- Аристотель. Большая Этика // Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 4. М. : Мысль, 1984. С. 295-374.
- Ибрагим Т.К., Ефремова Н.В. О любви как фундаментальном атрибуте Бога в теологии Ибн-Сины // Minbar. Islamic Studies. 2018. Т. 11, вып. 2. С. 283-295. doi: 10.31162/2618-9569-2018-11-2-283-295.
- Ибн-Сина (Авиценна). Указания и напоминания [Раздел по метафизике]. Часть третья (Перевод с арабского, предисловие и комментарии Т. Ибрагима и Н.В. Ефремовой) // Orientalistica. 2019. Т. 2. № 1. С. 79-116.
- Ибрагим Т.К. Оптимистическая теодицея Авиценны // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2017. Т. 159. № 6. С. 1443-1454.
- Ибн-Сӣна̄. Аш-Шифа̄ ’: ат-Таби‘иййа̄т: 6) ан-Нафс. Каир: аль-Хай’а аль-мисриййа аль-‘а̄мма ли-ль-Кита̄ б, 1975. XVIII, 261, 30 c. (На арабском).
- Аристотель. О душе // Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 1. М. : Мысль, 1976. С. 369-448.