Исламизация аристотелизма в метафизике Ибн-Сины

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье анализируется деятельность крупнейшего классика мусульманской философии Ибн-Сины (Авиценны, 980-1037) по редакции аристотелизма, прежде всего в плане его синтеза с исламским монотеизмом. Преимущественное внимание уделяется метафизическому разделу авиценновской многотомной энциклопедии «Исцеление» (ок. 1020-1027). На место аристотелевского Бога/Перводвигателя как целевой причины, служащего источником движения мира, приходит Бог/Бытийно-самонеобходимое, выступающий в качестве дарителя бытия. Разрабатывая онтологическое обоснование креационизма, сотворенности всякой вещи в мире, философ вводит различение сущности и существования ( ма̄ хиййа-вуджӯд , лат. essentia-existentia), которое пройдет через всю последующую историю философии. Существенно перерабатывается аристотелевское учение о единстве Бога и Его самостных катафатических атрибутах. Интеллектуальный нарциссизм Бога, который у Стагирита познает лишь Самого Себя, сменяется концепцией о всеведении Бога и Его промысле о сущих.Ибн-Сина преобразует аристотелевский этернализм в этерналистский креационизм, модифицируя выдвинутую альФараби (ум. 950) эманационистскую схему космогенеза, в которой процесс исхождения сущих от Первоначала предстоит как мыслительный акт. Аристотелевскую космологию мусульманский философ дополняет учением об ангелах, с которыми он отождествляет космические разумы и души как заведующие небесными сферами. Радикальной инновацией является теория об Активном интеллекте ( аль-‘акль аль-фа‘‘аль , lat. intellectus agens ), который не только управляет подлунным миром, но фактически является его демиургом; за этим интеллектом закрепляется функция иллюминации человеческого разума, а также роль архангела Гавриила - передатчика Божественного откровения в мусульманской традиции. Философски разрабатывается чуждая аристотелизму тематика, связанная с пророчеством и откровением, бессмертием души и ее потусторонней судьбой.

Об авторах

Наталия Валерьевна Ефремова

Институт философии РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: salamnat@mail.ru

кандидат философских наук, старший научный сотрудник сектора восточных философий

ул. Гончарная, д. 12, стр. 1, Москва, Российская Федерация, 109240

Список литературы

  1. Сагадеев А.В. Ибн Сина как систематизатор средневекового научного знания // Исследования по арабо-мусульманской культуре и философии: Избранные статьи А.В. Сагадеева. М. : РУДН, 2009. C. 154-174.
  2. Gutas D. Avicenna and the Aristotelian Tradition. Leiden-Boston: Brill, 2014. xxxi, 615 p.
  3. Bertolacci A. The Reception of Aristotle’s Metaphysics in Avicenna’s Kitāb al-Šifā’. Leiden-Boston: Brill. 2006. 675 p.
  4. Аристотель. Метафизика // Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 1. М. : Мысль, 1976. С. 63-367.
  5. Ибн-Сина. Аш-Шифа̄’: аль-Иля̄ хиййа̄ т. T. 1-2 (сквозная нумерация). Каир: Виза̄ ра̄ т ас-сака̄ фа ва-ль-ирша̄ д аль-каумӣ, 1960. 478 с.
  6. Аристотель. Вторая Аналитика // Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 2. М. : Мысль, 1978. С. 255-346.
  7. Фома Аквинский. Сумма теологии. Ч. I. Киев: Ника-Центр, Эльга; М.: Элькор-МК; 2002. 560 с.
  8. Ибрагим Т.К., Ефремова Н.В. Мусульманская религиозная философия: фальсафа. Казань: Казанский университет; 2014. 236 с.
  9. Ибн-Сина (Авиценна). «Указания и напоминания» [Раздел по метафизике]. Часть первая / пер. с араб. и комм. Т. Ибрагима, Н.В. Ефремовой // Orientalistica. 2018. Т. 1, № 2. С. 251-274. doi: 10.31696/2618-7043-2018-1-2-251-274.
  10. Аристотель. Физика // Аристотель. Сочинения в четырех томах. М. : Мысль, 1981. Т. 3. С. 59-262.
  11. Аристотель. Большая Этика // Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 4. М. : Мысль, 1984. С. 295-374.
  12. Ибрагим Т.К., Ефремова Н.В. О любви как фундаментальном атрибуте Бога в теологии Ибн-Сины // Minbar. Islamic Studies. 2018. Т. 11, вып. 2. С. 283-295. doi: 10.31162/2618-9569-2018-11-2-283-295.
  13. Ибн-Сина (Авиценна). Указания и напоминания [Раздел по метафизике]. Часть третья (Перевод с арабского, предисловие и комментарии Т. Ибрагима и Н.В. Ефремовой) // Orientalistica. 2019. Т. 2. № 1. С. 79-116.
  14. Ибрагим Т.К. Оптимистическая теодицея Авиценны // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2017. Т. 159. № 6. С. 1443-1454.
  15. Ибн-Сӣна̄. Аш-Шифа̄ ’: ат-Таби‘иййа̄т: 6) ан-Нафс. Каир: аль-Хай’а аль-мисриййа аль-‘а̄мма ли-ль-Кита̄ б, 1975. XVIII, 261, 30 c. (На арабском).
  16. Аристотель. О душе // Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 1. М. : Мысль, 1976. С. 369-448.

© Ефремова Н.В., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах