Понятие добродетели в религиозной философии Германа Когена
- Авторы: Сокулер З.А.1
-
Учреждения:
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
- Выпуск: Том 23, № 4 (2019): ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
- Страницы: 398-412
- Раздел: История еврейской философии
- URL: https://journals.rudn.ru/philosophy/article/view/22607
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2019-23-4-398-412
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В трактовке добродетели в самом позднем сочинении Когена «Религия разума из источников иудаизма» сфокусировались важнейшие понятия этой работы: особенность определения того, что такое религия разума; понимание единственности Бога; корреляция; мессианизм. Для Когена единая система добродетелей предполагает единую и единственную этику и коррелирует с идеей единства человечества. Последнее понятие, по его убеждению, вызревало в лоне монотеизма. Человечество едино, поскольку все люди - творения единственного Бога. Именно единым общечеловеческим добродетелям посвящена книга «Религия разума». Коген отвергает метафизические спекуляции о сущности Бога, об атрибутах Бога, присущих ему самому по себе. Религия разума говорит о Боге только в корреляции с человеком. Бог выступает нравственным идеалом и открывает себя человеку, давая ему нравственные заповеди. Нравственность связывает человека и Бога, и эта связь подробно раскрывается Когеном в теме добродетелей. Одновременно, Бог трактуется как Истина. Коррелирующей добродетелью для человека будет верность истине, или правдивость. Кроме правдивости в обычном смысле верность истине требует правильного поклонения Богу. А кульминирует корреляция в идее мессианизма, которая трактуется Когеном как бесконечное движение единого человечества по пути социальной справедливости.
Ключевые слова
Об авторах
Зинаида Александровна Сокулер
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: zasokuler@mail.ru
доктор философских наук, профессор кафедры онтологии и теории познания
ГСП-1, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4, Москва, Российская Федерация, 119991Список литературы
- Белов В.Н. Предисловие к переводу «Теории опыта Канта» // Коген Г. Теория опыта Канта. М., 2012. С. 5-69.
- Моше бен Маймон (Мамонид). Путеводитель растерянных. М.; Иерусалим, 2010.
- Пома А. Критическая философия Германа Когена. М., 2012. Гл. 2.
- Сокулер З.А. Герман Коген и философия диалога. М., 2008.
- Сокулер З.А. Субъективность, язык и Другой: новые пути и искушения мысли Открываемые учением Э. Левинаса. М., 2016.
- Розенцвейг Ф. Звезда избавления. М., Иерусалим, 2017.
- Флоренский П. Философия культа. 1918. V. 4 // Флоренский П. Собрание сочинений. М., 2004. Электронная версия: https://ru.bookmate.com/books/Hnz1MznP. Дата обращения: 22.07.2019.
- Цайер К. Религиозная философия Кузанца в трудах Германа Когена: Коген и проблемы «восточного еврейства» // Verbum. Issue 15. СПБ., 2013. С. 342-359.
- Cohen H. Religion der Vernunft aus den Quellen des Judentums. Berlin, 1918.
- Cohen H. Ethik des reinen Willens // Cohen Hermann Werke. Aufl. Hildesheim, 1977.
- Erlewine R. Hermann Cohen, Maimonides, and the Jewish Virtue of Humility // Journal of Jewish Thought and Philosophy, 2010. Vol. 18. N 1. P. 27-47.