ТЕЛЕСНОСТЬ И САМОСТЬ: РАСТВОРЕНИЕ ГРАНИЦ ПОД ВЛИЯНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Эта статья посвящена концепции телесности в контексте science art и роли технологии в современной культуре. Человеческая телесность - это тело, наделенное душой и смыслом; она зависит от личного и социального опыта, исторического развития общества, культурного контекста. Предметом исследования становятся телесные схемы, определяющие природу современных художественных произведений и влияющие на идентичность человека. Современные художники используют новые стратегии участия и взаимодействия, интервенциональные практики, чтобы стать агентами социальных изменений и активной движущей силой процесса поиска и актуализации новой идентичности. Проблемы идентичности составляют значительный пласт в современном искусстве. Процесс ее поиска идет в разных направлениях, а ее эволюция может быть охарактеризована как смена идентичностей. Признавая роль и интенсивное влияние технологий на современную культуру, мы можем проследить два основных направления: одно включает расширение человеческих чувств и способностей путем создания новых решений, программного обеспечения и инструментов, которые позволяют нам глубже понять реальность, а второе основывается на предполагаемых физических возможностях человеческой телесности. При таком подходе понимание реальности как реальности, данной в ощущениях, исчезает. На смену реальности приходит виртуальный мир, в котором границы человеческой идентичности размываются.

Об авторах

Анастасия Константиновна Сельчёнок

Московский педагогический государственный университет (МПГУ)

Автор, ответственный за переписку.
Email: anastasiya.selchenok@gmail.com

кандидат социологических наук, доцент кафедры культурологии института социально-гуманитарного образования

Москва, Россия

Валерия Адлеровна Берест

Государственный центр современного искусства (ГЦСИ); Российский университет дружбы народов

Email: berest-va@rudn.ru

научный сотрудник отдела хранения Государственного центра современного искусства, старший преподаватель кафедры теории и истории культуры факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов

Москва, Россия

Список литературы

  1. Descartes R. The Philosophical Writings of Descartes, vols. I & II, trans. and ed. John Cottingham, Robert Stoothoff, and Dugald Murdoch. Cambridge: Cambridge University Press. 1984—1985.
  2. Deleuze G. Guattari F. Anti-Oedipus: Capitalism and Schizophrenia. Penguin Classics, 2009.
  3. Gromala D., Sharir Y. Dancing with the Virtual Dervish: Virtual Bodies // Arts et electroniques, Numéro 63, Automne, 1995.
  4. The Uncanny Valley: The Original Essay by Masahiro Mori. URL: https://spectrum.ieee.org/ automaton/robotics/humanoids/the-uncanny-valley (accessed February 2019).
  5. Gomez-Pena G. Dangerous Border Crossers. New York: Routledge, 2000.
  6. Leanos J.J. Projects. URL: http://www.leanos.net/projects/los_cybrids/index.html (accessed March 2019).
  7. Moura L., Pereira H.G. Symbiotic Art: Man and robots. CreateSpace Independent Publishing Platform, 2014.
  8. Berdyaev N. Man and Machine. Bourgeois Mind and Other Essays. The bourgeois mind and other Studies in Modern Life. London: Sheed and Ward, 1934.
  9. Berest V.А. Conceptual artwork as a polycode text // Полилингвиальность и транскультурные практики. 2016. № 3. C. 124—129.
  10. Probings: An Interview with Stelarc. Interview by Joanna Zylinska and Gary Hall. URL: http://www.joannazylinska.net/probings-interview-with-stelar/ (accessed March 2019).
  11. Katherine N.H. How We Became Posthuman: Virtual Bodies in Cybernetics, Literature and Informatics. Chicago: University of Chicago Press, 1999.
  12. The Playboy Interview: Marshall McLuhan. Playboy Magazine, March, 1969. URL: https://web.cs.ucdavis.edu/~rogaway/classes/188/spring07/mcluhan.pdf (accessed February 2019).
  13. Haraway D.J. Simians, cyborgs, and women: the reinvention of nature. New York: Routledge, 1991.
  14. Le Breton D. La sociologie du corps. Jouve, Paris, 2010.

© Сельчёнок А.К., Берест В.А., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах