«КИТАБ АЛ-МАВАКИФ» АН-НИФФАРИ КАК РУКОВОДСТВО ПО СУФИЙСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ. ПОНЯТИЕ «МА‘АРИФА» В ТЕКСТАХ АЛ-КУШАЙРИ, АЛ-ХУДЖВИРИ И АН-НИФФАРИ
- Авторы: Псху Р.В.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 23, № 3 (2019)
- Страницы: 265-272
- Раздел: РЕЛИГИОЗНЫЕ И ДУХОВНЫЕ ПРАКТИКИ ВОСТОКА
- URL: https://journals.rudn.ru/philosophy/article/view/21933
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2019-23-3-265-272
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье предлагается необычная трактовка произведений ан-Ниффари («Китаб ал-мавакиф» и «Китаб ал-мухатабат») как своеобразного руководства по суфийской терминологии. Специфичность произведения (обращение Бога к мистику и трансляция через него божественных определений базовых суфийских и исламских в целом понятий) вынуждает читателя более внимательно относится к тексту, нежели в случае традиционных суфийских компендиумов. Если ал-Кушайри (ум. в 465/1072 г.) и ал-Худжвири (ум. в 465/1073 г. или 469/1077 г.) являются весьма известными и популярными авторами пособий по суфизму, в которых приводится информация о наиболее выдающихся суфиях и дается развернутое определение наиболее значимых суфийских терминов и понятий, то ан-Ниффари (ум. около 366/977 г.) практически не известен широкому кругу читателей. Основанием для сравнения этих авторов стало то, что в ряде написанных ими текстов дается определение базовой суфийской терминологии. И если Кушайри и Худжвири представляют собой «хрестоматийное» изложение данных терминов, то в случае с Ниффари ни о какой хрестоматийности речи быть не может: важнейшее условие чтения этого текста, которое несет в себе мощный психологический заряд, заключается в том, что эти определения даются самим Богом. В данной статье выявляются особенности понимания у трех вышеупомянутых мистиков важнейшего суфийского термина «ма‘арифа» (мистическое познание). Одним из отличий между Кушайри, Худжвири и Ниффари заключается в том, что для Ниффари нет внешних признаков достижения мистического познания, в то время как Кушайри и Худжвири говорят о признаках присутствия ма‘арифы. Далее — если Кушайри и Худжвири подчеркивают то, что суфийская практика не может противоречить религиозным предписаниям и, таким образом, утверждают легитимность суфизма, то Ниффари полностью игнорирует это вопрос: Сунна важна только если есть ма‘арифа, но не наоборот.
Ключевые слова
Об авторах
Рузана Владимировна Псху
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: pskhu-rv@rudn.ru
доктор философских наук, доцент кафедры истории философии Российского университета дружбы народов
Москва, РоссияСписок литературы
- Abu ’l-Qasim al-Qushayri. Al-Qushayri’s Epistele on Sufism. Transl. by A. Knysh. UK. 2007. 460 p.
- Али Ибн Усман аль-Джуллаби аль-Худжвири. Раскрытие скрытого за завесой для сведующих в тайнах сердец. Кашф аль-махжуб ли арбаб аль-кулуб. Старейший трактат по суфизму. Перев. с англ. А. Орлова. М.: Единство, 2004. 504 с.
- The Mawaqif and Mukhatabat of Muhammad Ibn Abdi l-Jabbar al-Niffari with other fragments. Edited for the first time, with translation, commentary, and indices, by Arthur John Arberry. London, 1935.
- Кныш А.Д. Мусульманский мистицизм. СПб.: Издательство ДИЛЯ, 2004. 464 с.
- Sells M. Early Islamic Mysticism. New York and Mahwah NJ, 1996.
- Muhammad Ahmad Daraniqa. Mu‘jam al-mu’allifina as-sufiyyina. Lebanon, 2006. p. 363.
- William C. Chittick. Sufism. A beginner's Guide. Oxford. 233 p.
- Andrae T. In the Garden of Myrtles: Studies in Early Islamic Mysticism. NY, 1987.
- Schimmel A. Mystical Dimensions of Islam. University of North Carolina press, 1975.
- Qushayri. Principles of Sufism. Berkeley, 1992.
- Tirmidhi. The Concept of Sainthood in Early Islamic Mysticism. Curzon press., 1996.
- Lewisohn Leonard (ed.). The Heritage of Sufism. 3 vols. Oxford, 1999.
- Baldick J. Mystical Islam: An Introduction to Sufism. NY., 1989.
- Ernst Carl. The Shambala Guide to Sufism. Boston, 1997.
- Nasr Seyyed Hossein (ed.). Islamic Spirituality. NY., 1987-1990.