РЕЦЕПЦИЯ ЭТИКИ ДИСКУРСА В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
- Авторы: Тетюев Л.И.1
-
Учреждения:
- Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
- Выпуск: Том 23, № 2 (2019)
- Страницы: 240-252
- Раздел: ДИСКУССИОННАЯ ПЛОЩАДКА
- URL: https://journals.rudn.ru/philosophy/article/view/21511
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2019-23-2-240-252
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье анализируются теоретические основы современного проекта рациональной этики, в котором этика дискурса воспринимается в качестве критики общества и критики современной морали. И. Кант одним из первых предлагает возможность обобщения норм морали и восприятия этики как трансцендентальной критики морали. Неокантианство развивает этику в качестве важнейшей части философской системы и фиксирует ее область действия идеалистической теорией нравственности (Г. Коген, П. Наторп). В отечественной философии современная этика воспринимается как нормативная теория, имеющая отношение к вопросам самоопределения, моральной регуляции и свободы выбора. Истоки возникновения этики дискурса в философии XX века восходят к «прагматическому повороту» и к бурным дискуссиям вокруг герменевтики языка и его априорного статуса в немецкой философии и в аналитической философии относительно понимания метаэтики. Современный проект этики дискурса обосновывается как программа, ориентированная на возможность развития моральной аргументации в социальной философии Ю. Хабермаса и в трансцендентальной прагматике К.-О. Апеля. Этика дискурса в качестве критики моральной аргументации связана с дорефлексивным горизонтом жизненного мира, отчего она есть деонтологическая, формалистическая и универсальная этика. Два значимых проекта этики дискурса, представленные в статье в качестве анализа, следует определить как «слабый и сильный» варианты философского трансцендентального идеализма в современной науке.
Об авторах
Леонид Иванович Тетюев
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Автор, ответственный за переписку.
Email: tetjuewl@mail.ru
доктор философских наук, доцент, профессор кафедры этики и эстетики философского факультета Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского
ул. Астраханская, 83, г. Саратов, Россия, 410000Список литературы
- Белов В.Н. Этика в системе философского критицизма Германа Когена // Этическая мысль. Ежегодник. М.: ИФ РАН, 2014. С. 174-199.
- Дробницкий О.Г. Моральная философия: Изб. труды / cост. Р.Г. Апресян. М., 2002.
- Епифанова Н.Н. Понятие «морального должного»: И. Кант и неокантианство // Проблемы этики: историко-философский и профессиональный контекст / отв. ред. Л.И. Тетюев. Саратов: ИЦ «Наука», 2015. С. 34-41.
- Кант И. Лекции по этике / пер. А.К.Судакова и В.В. Крыловой. Общ. ред., сост. и вступит. ст. А.А. Гусейнова. М.: Республика, 2000. 431 c.
- Кант И. Исследование степени ясности принципов естественной теологии и морали // Кант И. Соч.: в 6 т. М., 1963-1966. Т. 2. С. 243-276.
- Кант И. Религия в пределах только разума // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С. 78-278.
- Кант И. Критика практического разума / пер. под ред. Э. Ю.Соловьева // Кант И. Соч. на русс. и нем. яз.: В 4 т. М.: Московский философский фонд, 1997. Т. 3. 784 с.
- Мясников А.Г. Иммануил Кант и Владимир Соловьев: проблема истолкования категорического императива // Иммануил Кант и актуальны проблемы современной философии / под общей ред. Л.И. Тетюева: в 2 т. М.: Изд-во «Экшен», 2005. Т. 1. С. 146-147.
- Неокантианство немецкое и русское: между теорией познания и критикой культуры / под ред. И.Н. Грифцовой, Н.А. Дмитриевой. М.: РОССПЭН, 2010. 567 с.
- Ойзерман Т.И. Нравственное сознание и религия в системе И. Канта // Кантовский сборник. 1993. Вып. 17. С. 3-11.
- Риккерт Г. Философия жизни. Киев: Ника-Центр, 1998.
- Рокмор Т. К критике этики дискурса // Вопросы философии. 1995. № 1. С. 106-117.
- Соловьев Э.Ю. Знание, вера, нравственность // Наука и нравственность. М., 1971. С. 214-226.
- Соловьев Э.В. Категорический императив нравственности и права. М.: Прогресс-Традиция, 2005. 416 с.
- Судаков А.К. Стоическая и эпикурейская тенденция в этике Канта. М., ИФ РАН, 1991.
- Тетюев Л.И. Пома А. Критическая философия Германа Когена // Вопросы философии. 2012. № 12. С. 189-190.
- Тетюев Л.И. Кант и современная практическая философия: Актуальные проблемы и дискуссии. Саратов: ИЦ «Наука», 2018.
- Хабермас Ю. Этика дискурса: замечания к программе обоснования // Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2000. С. 67-172.
- Философия Канта и основания практической философии: монография / под общ. ред. В.Н. Белова и Л.И. Тетюева. Саратов: Новый проект, 2013. 204 с.
- Apel K.-O. Diskursethik als Verantwortungsethik - eine postmetaphysische Transformation der Ethik Kants // Kant in der Diskussion der Moderne. Frankfurt аm Main: Suhrkamp, 1996. S. 326-331.
- Habermas J. Diskursethik - Notitzen zu einem Begründungsprogramm // Habermas J. Moralbewußtsein und kommunikatives Handeln. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1983. S. 53-126.
- Habermas J. Zur Kritik der funktionalistischen Vernunft // Habermas J. Theorie des kommunikativen Handelns. In 2 Bd. Frankfurt аm Main: Suhrkamp, 1988. Bd. 2.
- Habermas J. Moralbewußtsein und kommunikatives Handeln. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1988. 208 S.
- Habermas J. Erläuterungen zur Diskursethik. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1991. 229 S.
- Schönrich G. Bei Gelegenheit Diskurs. Von den Grenzen der Diskursethik und den Preis der Letztbegründung. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1994. 187 S.
- Schnädelbach H. Kant - der Philosoph der Moderne // Kant in der Diskussion der Moderne. Frankfurt аm Main: Suhrkamp, 1996.
- Wellmer A. Ethik und Dialog: Elemente des moralischen Urteils bei Kant und in der Diskursethik. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1986. 224 S.
- Zur Anwendung der Diskursethik in Politik, Recht und Wissenschaft / hrsg. Von Karl-Otto Apel und Matthias Kettner. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1993. 372 S.