ПУТЬ В.С. СОЛОВЬЕВА К «ИСТОРИИ И БУДУЩНОСТИ ТЕОКРАТИИ»: ПОЛЕМИКА О ДОГМАТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ЦЕРКВИ НА СТРАНИЦАХ ЖУРНАЛА «ВЕРА И РАЗУМ» (1884-1891)

Обложка

Полный текст

Аннотация

Предпринимается историко-философская реконструкция полемики между В.С. Соловьевым и авторами журнала Харьковской духовной семинарии «Вера и разум», пришедшейся на «богословско-публицистический» (или «теократический») период творчества русского философа (1880-е гг.). Особое внимание уделяется спорам, которые вели с Соловьевым по поводу теории догматического развития в церкви Т. Стоянов (К.Е. Истомин), А.П. Шостьин и французский православный священник о. Владимир Гетте. В контексте данной полемики проанализированы также аргументы «в защиту» позиции Соловьева, приводившиеся на страницах журнала «Православное обозрение» богословом, последователем К.Н. Леонтьева И.И. Кристи. Показывается рецепция теократических идей Соловьева и реакция на его взгляды по церковному вопросу как в католических, так и в православных кругах российского и западного общества (в частности, идейно продолжающая полемику с авторами «Веры и разума» критика идей Соловьева на страницах французских журналов «L’Univers», «L'Union Chrétienne», «Revue d’Eglise greque-unie» и т.д.). Продемонстрирована эволюция взглядов Соловьева на проблему взаимоотношений католичества и православия, возобновления церковного общения между христианскими конфессиями, основные результаты чего нашли свое отражение в неоконченной работе мыслителя «История и будущность теократии» (Загреб, 1887). Делается вывод о поверхностности суждений большинства идейных оппонентов В.С. Соловьева, а также более поздних интерпретаторов его наследия, вслед за французским иезуитом Мишелем д’Эрбиньи пытавшихся представить его как «русского Ньюмена», перешедшего из православия в католическую веру. Показано, что разрабатывавшийся Соловьевым проект «религии Св. Духа» и создания на ее основе «Вселенской церкви» следует рассматривать прежде всего в контексте философских исканий автора, а не в связи с конфессиональными и идеологическими дивергенциями того времени.

Об авторах

Анатолий Владимирович Черняев

Институт философии РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: chernyaev@iphras.ru

кандидат философских наук, заместитель директора Института философии РАН по научной работе

ул. Гончарная, д. 12, стр. 1, г. Москва, Россия, 109240

Александра Юрьевна Бердникова

Институт философии РАН

Email: alexser015@yandex.ru

кандидат философских наук, научный сотрудник Института философии РАН

ул. Гончарная, д. 12, стр. 1, г. Москва, Россия, 109240

Список литературы

  1. А.Н. Голос из юго-западного православного славянства по поводу статей г. Соловьева о соединении с Римом // Вера и разум. 1884. Декабрь. Кн. I. Отдел церковный. С. 649-659.
  2. Безобразова М. Был ли Соловьев католиком? // Русская мысль, 1915. Кн. 11. Отд. 2. С. 39-53.
  3. Ермичев А.А. История русской философии в журнале «Вера и разум» // Вестник РХГА, 2008. № 2. С. 143-152.
  4. Кристи И.И. Чему учит теория развития догматов? // Православное обозрение. 1887. Т. 1, № 2. С. 286-314.
  5. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М.: Прогресс, 1990. 719 с.
  6. Мочульский К.В. Владимир Соловьев: жизнь и учение. Париж: YMCA press, 1936. 264 с.
  7. Никольский А.А. Русский Ориген XIX века Вл. С. Соловьев / предисл. и прим. А.А. Ермичева. СПб.: Наука, 2000. 420 с.
  8. Прибыткова Е.А. Христианство и империя: Фома Аквинский, Данте, Вл. Соловьев // Соловьевские исследования, 2009. № 1. С. 4-24.
  9. Профессор Александр Павлович Шостьин: (Некролог). Сергиев Посад, 1916. 67 с.
  10. Смирнов Марк. В. Соловьев и К. Бестужев-Рюмин: разрыв с консерваторами // Россия и Вселенская Церковь: В.С. Соловьев и проблема религиозного и культурного единения человечества / ред. В. Порус. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2004. С. 203-217.
  11. Соловьев В.С. Догматическое развитие церкви в связи с вопросом о соединении церквей // Православное обозрение, 1885. № 12. С. 727-798.
  12. Соловьев В.С. История и будущность теократии (Исслед. всемирно-ист. пути к истинной жизни). Т. 1. Предисл. Вступ. Философия библейской истории. Загреб: Акционерная тип., 1887. XXII + 396 с.
  13. Соловьев В.С. История и будущность теократии // Соловьев В.С. Собрание сочинений в 12 тт. / под ред. С.М. Соловьева и Э.Л. Радлова. Т. 4. Брюссель, 1966. С. 243-658.
  14. Соловьев В.С. Замечания г. Соловьева // Вера и разум, 1885. Май. Кн. 1. Отд. церковн. С. 588-591.
  15. Соловьев В.С. Заметка на ответ г. Стоянова // Вера и разум, 1885. Август. Кн. 1. Отд. церковн. С. 166-170.
  16. Соловьев В.С. Ответ анонимному критику по вопросу о догматическом развитии в Церкви // Православное обозрение, 1886. № 6. С. 354-366.
  17. Соловьев В.С. Талмуд и новейшая полемическая литература о нем в Австрии и Германии // Русская мысль, 1886. Кн. VIII. С. 122-146.
  18. Соловьев В.С. Теократия праотцев // Православное обозрение, 1886. № 5-6. С. 249-305.
  19. Стоянов Т. [Истомин К.Е.] Вопросы г. Соловьева о взаимных отношениях Церкви восточной и западной и ответы на них о. Владимира Гетте // Вера и разум, 1887. Июнь. Кн. I. Отдел церковный. С. 803-828.
  20. Стоянов Т. [Истомин К.Е.] Из полемики о. Владимира Гетте с католическим журналом «Revue de l'Eglise grecque unie» по поводу вопросов г. Соловьева о соединении восточной и западной Церкви // Вера и разум, 1887. Август. Кн. I. Отдел церковный. С. 152-168.
  21. Стоянов Т. [К.Е. Истомин]. Наши новые философы и богословы // Вера и разум. Отдел церковный. 1885, янв., № 1. С. 46-64; янв., № 2. С. 98-118; февр., № 1. С. 171-191; апр., № 1. С. 432-459; июнь, № 1. С. 688-725; 1886, апр., № 8. С. 524-546; май, № 10. С. 670-701; июнь, № 12. С. 782-826; ноябрь, №21. С. 523-550; 1888, янв., № 2. С. 97-126; март, № 6. С. 417-452.
  22. Стоянов Т. [Истомин К.Е.] Несколько мыслей по поводу замечаний г. Соловьева на статьи «Наши новые философы и богословы» // Вера и разум, 1885. Май. Кн. I. Отдел церковный. C. 592-607.
  23. Стоянов Т. [Истомин К.Е.] Несколько слов о «заметке» Соловьева на наш ответ ему // Вера и разум, 1885. Август. Кн. I. Отдел церковный. С. 171-206; август. Кн. II. Отдел церковный. С. 224-253.
  24. Фетисенко О.Л. «Гептастилисты»: Константин Леонтьев, его собеседники и ученики. СПб.: Издательство «Пушкинский дом», 2012. 784 с.
  25. Фетисенко О.Л. Забытые страницы русского богословия: Иван Кристи // Филаретовский альманах. М., 2011. Вып. 7. С. 245-275.
  26. Фирсов С.Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х - 1918 гг.) М.: Духовная библиотека, 2002. 364 с.
  27. Франк С.Л. <Три беседы о Владимире Соловьеве> / публ. и комм. А.А. Гапоненкова // Вопросы философии, 2017. № 6. С. 109-121.
  28. Ш[остьин] А. К вопросу о догматическом развитии Церкви // Вера и разум, 1886. Апрель. Кн. II. Отдел церковный. С. 547-570.
  29. Ш[остьин] А. К вопросу о догматическом развитии Церкви. (Ответ на «ответ» г. Вл. Соловьева) // Вера и разум, 1886. Октябрь. Кн. II. Отдел церковный. С. 429-467.
  30. Шостьин А. Авторитеты и факты в вопросе о развитии церковных догматов // Вера и разум, 1887. Ноябрь. Кн. II. Отдел церковный. С. 557-578.
  31. D’Herbigny Michel. Un Newman Russe. Vladimir Soloviev (1853-1900). Paris, 1911. 336 p.

© Черняев А.В., Бердникова А.Ю., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах