К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ БУДДИЙСКИХ САКРАЛЬНЫХ ФОРМУЛ (1)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается тема классификации и жанровых характеристик буддийских сакральных формул, известных как дхарани , мантры, хридаи и т.д. В основу рассмотрения положено, с одной стороны, определение религиозно-философской подоплеки буддийского подхода к такого рода текстам (определяемым часто как магические, заклинательные и т.п.), с другой стороны, анализ конкретного текстового материала, где представлены данные формулы вместе с их обозначениями. Касаясь первого аспекта, автор отталкивается от ранней, но оказавшейся очень плодотворной интерпретации дхарани , предложенной в середине XIX в. В.П. Васильевым и недостаточно оцененной в англоязычной литературе. Самым важным для данной статьи является тезис Васильева о тесной связи дхарани с представлением об имени как сущности предмета или личности, так что знание имени открывает прямой доступ к владению тем, что оно обозначает. Это, однако, требует уточнения: специфически буддийская концепция пустоты всех дхарм и их равностности на уровне высшей истины обусловливает принципиальную нечеткость в терминологии, при которой те или иные слова-маркеры отражают лишь различные модусы восприятия одних и тех же формул. Данное явление раскрывается во второй части статьи, при рассмотрении конкретного текстового материала, содержащегося в тибетском сборнике дхарани-сутр «Сунгдуй», составленного Таранатхой (первая треть XVII в.). Несмотря на попытки некоторых буддийских теоретиков выделить критерии четкой классификации сакральных формул, тексты дхарани-сутр наглядно показывают, что жанровые наименования могут свободно смешиваться и применяться одновременно в отношении одних и тех же формул.

Об авторах

Александр Валерьевич Зорин

Институт восточных рукописей РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: kawi@yandex.ru

кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института восточных рукописей РАН

Дворцовая наб., 18, Санкт-Петербург, Россия, 191186

Список литературы

  1. Cabezón J.I. The Buddha’s Doctrine and the Nine Vehicles. Rog Bande Sherab’s Lamp of the Teachings. Oxford University Press, 2013.
  2. Davidson R.M. Studies in Dhāraṇī Literature I: Revisiting the Meaning of the Term Dhāraṇī // Journal of Indian Philosophy, 37 (2), 2009. P. 97-147.
  3. Gonda J. Epithets in the Ṛgveda. ‘S-Gravenhage: Mouton & Co, 1959.
  4. Hidas G. Dhāraṇī Sūtras // Brill’s Encyclopedia of Buddhism. Vol. I. Literature and Languages. Eds. J. Silk, O. von Hinüber, V. Eltschinger. Leiden: Brill, 2015. P. 129-137.
  5. Jamgön Kongtrul Lodrö Tayé. The Treasury of Knowledge. Book Six, Part Four: Systems of Buddhist Tantra. The Indestructible Way of Secret Mantra / Kalu Rinpoché Translation group under the direction of Venerable Bokar Rinpoché. This volume translated by E. Guarisco and I. McLeod, introduced and annotated by E. Guarisco, and edited by I. McLeod. Ithaca, New York - Boulder, Colorado: Snow Lion Publications, 2005.
  6. Kappstein M.T. L’oubli des Russes: An (Almost) Forgotten Chapter in the History of 19th-century Orientalism // Revue internationale de philosophie. March 2019. (В печати.)
  7. Uspensky V. Catalogue of the Mongolian Manuscripts and Xylographs in the St. Petersburg State University Library. Tokyo: Institute for the Study of Languages and Cultures of Asia and Africa, 1999.
  8. Vassilief V. Le Bouddhisme: ses dogmes, son histoire et sa littérature / par V. Vassilief. Trad. du russe par G. A. La Comme et précédé d'un discours préliminaire par Éd. Laboulaye. Partie 1: Aperçu général. Paris: Durand; Duprat, 1863.
  9. Waddell L.A. The Dhāraṇī Cult in Buddhism, its Origin, deified Literature and Images // Ostasiatische Zeitschrift, Heft II, July. Berlin, 1912. P. 155-195.
  10. Wassiljew W. Der Buddhismus, seine Dogmen, Geschichte und Literatur. Theil 1: Allgemeine Übersicht / Aus dem Russischen übers. [von Theodor Benfey]. St. Petersburg: Kaiserliche Akademie der Wissenschaften, 1860.
  11. Васильев В.П. Буддизм, его догматы, история и литература. Часть первая. Общее обозрение. Санкт-Петербург, 1857.
  12. Ермакова Т.В. Буддийский мир глазами российских исследователей XIX - первой трети XX в. (Россия и сопредельные страны). СПб.: Наука, 1998.
  13. Зорин А.В. У истоков тибетской поэзии. Буддийские гимны в тибетской литературе VIII-XIV вв. СПб.: Петербургское востоковедение, 2010.
  14. Зорин А.В., Сизова А.А. Первые пекинские издания сборника «Сундуй» на тибетском и монгольском языках // Монголика-XI. СПб.: Петербургское востоковедение, 2013. С. 37-44.
  15. Шомахмадов С.Х. Санскритские дхарани из Сериндийского фонда ИВР РАН. СПб., 2017. (Электронный файл)

© Зорин А.В., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах