Сатьяграх как субъект социального развития в философии М.К. Ганди
- Авторы: Битинайте Е.А.1
-
Учреждения:
- Краснодарский государственный институт культуры
- Выпуск: Том 22, № 1 (2018)
- Страницы: 30-38
- Раздел: ИСТОРИЯ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
- URL: https://journals.rudn.ru/philosophy/article/view/18139
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2018-22-1-30-38
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье освещен вопрос об участии в процессе общественного развития представителей творческого меньшинства (А. Бергсон, А. Дж. Тойнби). В философии М.К. Ганди аналогичную роль играют сатьяграхи . Этот термин восходит к центральному учению индийского мыслителя - сатьяграхе , суть которой - в призыве к противопоставлению всех душевных сил нравственно развитой личности любой несправедливости, с которой ей приходится сталкиваться. Созданный Ганди образ идеального человека и представления мыслителя о его роли в социально-динамических процессах обнаруживают прямое влияние культурного и интеллектуального облика философа на его взгляды. Так, являясь мыслителем, сформировавшимся на стыке культур традиционного общества и модерна, Ганди придает своему образу идеального человека восточные и западные черты. Он предлагает сочетать моральную строгость традиционного индийского аскета с социальной активностью, свободой и чувством персональной ответственности перед обществом, присущими индивидуалистической этике модерна. При этом он отвергает распространенное на Западе представление о развитии общества как техническом прогрессе, связывая этот процесс с совершенствованием личностей и гармонизацией социальных отношений. Последнее невозможно без участия посредников между различными общественными силами. Сознавая это, Ганди призывал своих последователей стать посредниками в примирении враждующих религиозных общин, каст и политических партий. Во многом такое понимание общественного развития определено культурным и социальным обликом самого мыслителя. Как человек, сформировавшийся на перекрестке культурных взаимодействий, Ганди сам выступал в роли посредника между индусами и мусульманами, высококастовыми индусами и неприкасаемыми, между различными направлениями в Индийском национальном конгрессе, между экономическими элитами и обездоленными массами.
Ключевые слова
Об авторах
Елена Алексеевна Битинайте
Краснодарский государственный институт культуры
Автор, ответственный за переписку.
Email: bihelenite@gmail.com
кандидат философских наук, преподаватель кафедры социально-культурной деятельности факультета социально-культурной деятельности и туризма
ул. 40-летия Победы, 33, Краснодар, 350072Список литературы
- Альбедиль М.Ф. Индия: беспредельная мудрость. М.: Алетейа, 2005.
- Битинайте Е.А. Концепция общественного развития М.К. Ганди: опыт философской реконструкции // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2016. Т. 17. № 1. С. 28-34.
- Бхагавадгита / Пер. с санскр., исслед. и примеч. В.С. Семенцова. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999.
- Девяткин С. В. Искусство сатьяграхи // Опыт ненасилия в XX столетии / под ред. Р.Г. Апресяна. М.: Аслан, 1996. С. 16-65.
- Жордис К. Махатма Ганди / Пер. с франц. М.: Молодая гвардия; Палимпсест, 2013.
- Иоселева М.А. Проблема личности в индуизме // Четвертые Торчиновские чтения. С.-Петербург, 7-10 февраля 2007 г. / Сост. и отв. ред. С.В. Пахомов. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. С. 237-244.
- Рыбаков Р.Б. Ненасильственная борьба за мир без насилия (Ахимса в индийской традиции и в учении М.К. Ганди) // Пацифизм в истории. Идеи и движения мира. М.: Институт всеобщей истории РАН, 1998. С. 122-148.
- Скороходова Т.Г. Бенгальское Возрождение. Очерки истории социокультурного синтеза в индийской философской мысли Нового времени. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2008.
- Скороходова Т.Г. Проблема личности в социальной философии Бенгальского Возрождения // XII Социологические чтения преподавателей, аспирантов и студентов. Межвузовский сборник научных трудов. Пенза: ПГПУ, 2010. С. 19-33.
- Степанянц М.Т. Философия ненасилия: уроки гандизма. М.: О-во «Знание» Российской Федерации, 1992.
- Gandhi Mahatma. The Collected Works. In 100 vols. New Delhi: Government of India. The Publications Division. Ministry of Information and Broadcasting, 1958-1994.
- Gandhi M.K. Speeches and Writings. Madras: G.A. Natesan, 1922.
- Gangrade K.D. Gandhian Approach to Development and Social Work. New Delhi: Concept Publishing Company, 2005.
- Iyer R.N. The Moral and Political Thought of Mahatma Gandhi. Delhi: Oxford University Press, 1973.
- Roy R. Self and Society: A Study in Gandhian Thought. New Delhi: Sage Publications, 1985.