ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДОСТОИНСТВЕ В ИСТОРИИ ЭТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению эволюции понятия достоинства в этико-философской мысли. На основании экскурса в этимологию слова автор выявляет базовое определение достоинства как меры соответствия поведения человека занимаемому им (как правило, высокому) положению в обществе и одобрительной реакции окружающих на такое поведение. Это определение далее корректируется в ходе анализа воззрений Аристотеля, стоиков, Цицерона, Фомы Аквинского, Дж. Манетти, Дж. Пико делла Мирандолы, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта и др. Показано, что в ходе исторического развития (прежде всего под воздействием философии и религии) иерархическое понимание достоинства постепенно замещалось универсалистским. Анализируя представления о достоинстве как теоретическом основании системы прав человека и споры о достоинстве в современной биоэтике, автор делает вывод о том, что достоинство - важная личная и социальная ценность, потенциал которой для решения многих сложных этических дилемм современности, несмотря на частное употребление этого слова в публичном дискурсе, еще до конца не осознан.

Об авторах

А А Сычев

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: sychevaa@mail.ru

Сычев Андрей Анатольевич - доктор философских наук, профессор кафедры философии Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева.

430005 Саранск, Россия, ул. Большевистская, 68

Список литературы

  1. Аристотель. Большая этика // Соч. в 4 т. М.: Мысль, 1984. Т. 4. С. 295-374.
  2. Аристотель. Никомахова этика // Соч. в 4 т. М.: Мысль, 1984. Т. 4. С. 53-294.
  3. Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека [Дата обращения: 01.04.2017]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/bioethics_and_hr.shtml.
  4. Всеобщая декларация прав человека [Дата обращения: 01.04.2017]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.
  5. Гоббс Т. Левиафан // Соч. В 2 т. М.: Мысль, 1991. Т. 2. С. 3-546.
  6. Григорий Богослов. О любви к бедным // Творения: в 2 т. СПб.: Изд-е П. Сойкина, 1912. Т. 1. С. 204-230.
  7. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. СПб.: Изд-е Вольфа, 1880. Т. 1.
  8. Иннокентий III. О презрении к миру, или о ничтожестве человеческого состояния // История европейской культуры. Киев: МАУП, 2004.
  9. Кант И. Метафизика нравов // Соч. в 6 т. М.: Мысль, 1965. Т. 4. Ч. 2. С. 107-438.
  10. Манетти Дж. О достоинстве и превосходстве человека // Образ человека в зеркале гуманизма: мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV- XVII вв.). М.: Изд-во УРАО, 1999. С. 65-74.
  11. Пико делла Мирандола Дж. Речь о достоинстве человека // Эстетика Ренессанса. В 2 т. М.: Искусство, 1981. Т. 1. С. 248-265.
  12. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре // Трактаты. М.: Наука, 1969. С. 151-302.
  13. Фома Аквинский. Сумма теологии. Киев: Ника-центр, 2013. Т. 2. Ч. 2.
  14. Цицерон. Об обязанностях // О старости. О дружбе. Об обязанностях. М.: Наука, 1993. С. 58-158.
  15. Anttila R. Greek and Indo-European Etymology in Action. Proto Indo-European ag-. Amsterdam: JB Publishing Co, 2000.
  16. Macklin R. Dignity is a useless concept // British Medical Journal. 2003. № 327. P. 1419- 1420.
  17. Pokorny J. Indogermanisches Etymologisches Wörterbuch. Bern: Francke Verlag, 1959. B. 1.

© Сычев А.А., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах