К вопросу об автономии вузовского преподавателя

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

С опорой на И. Канта автономия определяется как «мужество пользоваться собственным умом». Что до автономии преподавателя, или академической автономии, то она мыслится в терминах свободы исследования и преподавания. Современное состояние автономии вузовского преподавателя идентифицируется как административно-академический бихевиоризм: стимул - реакция, стимул - реакция... В качестве независимости академическая автономия требует свободы от так называемого административного ресурса. Телеология академической свободы связана с потребностью-целью самоактуализации в смысле А. Маслоу. Будучи самоуправлением, автономия преподавателя регулируется своими собственными принципами, нормами и идеалами - словом, академическим этосом. Автономией, разумеется, можно и злоупотреблять. Для становления и развития академической автономии нам определенно нужно больше доверять преподавателю и его профессионализму, а также опыту и здравому смыслу.

Об авторах

Петр Кондратьевич Гречко

Российский университет дружбы народов

Email: p.grechko@rudn.ru
Кафедра социальной философии Факультет гуманитарных и социальных наук

Список литературы

  1. Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук // Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. Т. 1. М.: Мысль, 1977.
  2. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.
  3. Кант И. Ответ на вопрос: Что такое Просвещение? // Кант И. Сочинения. В шести томах. Т. 6. М.: Мысль,1966.
  4. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 12. М.: Политиздат, 1960.
  5. Ленин В.И. Отношение к буржуазным партиям // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 15. М.: Политиздат, 1968.
  6. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб.: Питер, 2014.
  7. Мау В.А. Сочинения. Том 3. Великие революции: От Кромвеля до Путина (в соавторстве с И.В. Стародубровской). М.: Изд-во «Дело», 2010.
  8. Ясин Е. Про центы и рубли // Российская газета от 20.11.2014.
  9. Merton R. The Normative Structure of Science // The Sociology of Science: Theoretical and Empirical Investigations. Chicago. University of Chicago Press, 1973. P. 267-278.

© Гречко П.К., 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах