№ 3 (2023)
- Год: 2023
- Статей: 12
- URL: https://journals.rudn.ru/metaphysics/issue/view/1733
- DOI: https://doi.org/10.22363/2224-7580-2023-3
Весь выпуск
Статьи
КОСМИЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ
Аннотация
Рассмотрены некоторые аспекты проблематики космического интеллекта, исходя из гипотезы о том, что феномен нейросетей не уникален для человека, а может проявляться в различных природных объектах, которые могут быть описаны моделью нейросети, основанной на взаимодействии (работе) простых автоматов. Такими элементами Природы являются, например, космос, грибница, улей пчел и т. д.
ЧЕЛОВЕК В КОСМОСЕ И КОСМОС В ЧЕЛОВЕКЕ, ИЛИ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ ПОТОКОВ ЖИЗНИ
Аннотация
На основе анализа опытных данных по динамике физического состояния человека и активности его органов предлагается расширенная трактовка гидродинамической аналогии Колмогорова. Удовлетворительное описание этой физической моделью волновых процессов жизни, начиная с биологической и заканчивая исторической, создает теоретическую основу для ее широкого применения в разных отраслях знания.
МАГИЯ МЕТАФИЗИКИ: СУПЕРРЕКОНСТРУКТ ПОДСОЗНАНИЯ
Аннотация
Алгебраическое неизвестное х известно виртуально ( неизвестное-известное ) , ω актуальная бесконечность конечна виртуально ( бесконечное-конечное ), трансцендентное число е определяется с помощью предела, в котором переменная постоянна виртуально ( переменное-постоянное ). Волнения подсознания подготавливают нейтралитет сознания. На основе двухуровневых квазикоординат декартова квадрата построены метафизические часы .
ПРОБЛЕМА РЕФЕРЕНТОВ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ПОНЯТИЙ
Аннотация
Проблема референтов заключается в том, что мы не знаем, что обозначают в реальности исходные для многих наук фундаментальные понятия (время, жизнь, сознание, волновая функция в квантовой физике, физические структуры Кулакова и проч.). Предложено интерпретировать фрагменты реальности, которые обозначаются этими понятиями, знаковыми системами. Это позволяет расширить их содержание использованием не только отношения причинности, но также отношения автореферентности, то есть того отношения, которое приводит к перформативности высказываний, приготавливающих референт этих измерений бытия. Показано, что разделение контекстов времени на физическое (time) и грамматическое время (tense) приводит к автореферентным отношениям и перформативности времени, что позволяет использовать время в качестве общей «генеративной грамматики» для перформативного упорядочения в механизме «приготовления» референтов указанных выше фундаментальных понятий.
РУССКОЕ СЛОВО: ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Аннотация
Статья посвящена раскрытию феноменологического потенциала слова, имеющего индоевропейские корни, и его рассмотрению в языке русской традиционной духовной культуры. Исследовательский интерес к глубинной, сущностной семантике слова-концепта позволил представить его как «архетип культуры» (Г. Г. Шпет) и как «живой» феномен русской духовной традиции, восстанавливающей нашу культурную память и наше национальное самосознание.
САКРАЛЬНОЕ, ДУХОВНОЕ И ЭНЕРГИЙНОЕ В РУССКОМ СЛОВЕ
Аннотация
Статья посвящена анализу русского слова в разных ипостасях: 1) энергийном, 2) сакральном и 3) духовном. Рассматривается христианское мировоззрение, ориентированное на синкретичные знания о Боге, мире и человеке. В статье подчеркивается мысль, что важнейшей категорией в жизни человека следует признать не культуру, а религию, определяющую традиции, обычаи, поведение человека, его религиозное самосознание. Поможет разобраться в этих проблемах язык, который есть живое порождение духа, его главнейшая деятельность лежит в основе ряда других видов деятельности - искусства, философии, науки.
ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ А.Ф. ЛОСЕВА (ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ): «УХОДЯ В БЕЗДНУ ИСТОРИИ...»
Аннотация
В статье, посвященной 130-летию со дня рождения выдающегося ученого, философа и богослова А.Ф. Лосева, рассматриваются основные этапы и направления его творческого пути в контексте становления отечественной истории ХХ века. Обсуждается вопрос об эпистемологическом статусе его работ в историко-культурном пространстве современного познания. Анализируется стилистика мышления Лосева и поднимается вопрос о перспективах изучения его творческого наследия.
КОНЦЕПТ «ЧЕЛОВЕК И ЖИЗНЬ» КАК ВАЖНЕЙШАЯ КАТЕГОРИЯ В ФИЛОСОФИИ ТВОРЧЕСТВА И КУЛЬТУРЫ МАКСИМА ГОРЬКОГО (по материалам его писем)
Аннотация
На материале писем М. Горького концепт « человек и жизнь » рассматривается и исследуется в качестве одной из глубинных категорий его философии художественного творчества и философии жизни. Прослеживается, как тема, связанная с человеком, с человеческой жизнью, постепенно осваивалась русской литературой с конца Средневековья и как она трансформируется и решается в творчестве Горького на рубеже XIX-XX столетий. Формулируется тезис о том, что наряду с М.В. Ломоносовым и А.С. Пушкиным Горький является символом и воплощением одного из важнейших периодов в развитии отечественной культуры. Доказывается, что целью литературы, согласно философии культуры Горького, является изображение человека как созидателя и высшей стадии в развитии природы. Выявляются и систематизируются качества человека, которые неотъемлемы от его социальной сущности. Дается оценка личности самого писателя на основе многочисленных высказываний о нем отечественных и зарубежных деятелей культуры. Определяется роль и значение Горького в русской, российской и мировой литературе и культуре.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОСТРОЕНИЯ ТЕОРИИ «ЯЗЫК И ЛИЧНОСТЬ»
Аннотация
В статье сделана попытка проанализировать в рамках триангуляционного подхода проблемы детерминационных зависимостей языка и личности. Проанализированы теория личности в символическом интеракционизме, теория личности А.Н. Леонтьева, а также теория образа жизни в отечественной социологии. Созданы методологические предпосылки построения теории «Язык и личность».
«DASMAN» - «МАНКУРТ» - «ИКСРОД»: КРИЗИС МОДЕРНА В ПОЗДНЕМ ПЕРИОДЕ ТВОРЧЕСТВА ЧИНГИЗА АЙТМАТОВА
Аннотация
Статья посвящена историко-философскому анализу творчества киргизского писателя-гуманиста советского периода Чингиза Айтматова (1928-2008). Первоначальный период творчества писателя характеризуется его увлечением «душой Фауста», результатом которого стали ранние произведения писателя, где он увлеченно воспринимает идеи прогресса, социализма, просвещения, иными словами - главные идеи эпохи Модерна. Позже, под огромным влиянием русской классической литературы, а также через глубокое изучение киргизской традиционной культуры главной темой его творчества стало отношение к народу, личности, судьбе, морали и т. д., тем самым он сделал попытку изжить из себя «душу Фауста», все более и более утверждая себя в качестве традиционного гуманиста. Но вопреки этим попыткам писатель все же сохранял некоторую двойственность: с одной стороны, он выступал как убежденный критик Модерна, с другой - он воспринимал процесс модернизации как объективное развитие истории, который нужно видеть и осмысливать. Результатами поздних размышлений писателя становятся попытки осмыслить новые понятия, такие как «Манкурт» и «Иксрод», обычно используемые для описания сознания человека при соотнесении Модерна с традицией. В известной мере эти понятия идентичны с понятием «DasMan» М. Хайдеггера. Это свидетельствует о том, что после Второй мировой войны среди европейских интеллектуалов воцарилось критическое осмысление идеалов Модерна, к которому примыкал и Чингиз Айтматов.
КРЕАТИВЫ МЕТАФИЗИКИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
Аннотация
В древнеиндийских философских текстах интенсивно и всесторонне обсуждаются проблемы метафизики. В текстах креативные процессы и их итоговые результаты - креативы - выражены посредством взаимосвязи оригинальных онтологических, гносеологических, аксиологических принципов и категорий. Проводится реконструкция системы и логики их развития.