№ 4 (2016)

Обложка

Весь выпуск

Статьи

Проблемы доктринального толкования права

Арзамасов Ю.Г.

Аннотация

Рассматриваются проблемы понимания правовой герменевтики и доктринального толкования. Автор делается вывод, что проблема толкования норм права уже переросла тематические рамки общей теории права и государства и является предметом отдельной науки прикладного характера - правовой герменевтики, имеющей в своем арсенале целую палитру разнообразных методов толкования норм права. Особое внимание уделяется проблемам определения объекта доктринального толкования и его видов. На основе проведенного анализа автор статьи делает вывод, что объекты доктринального толкования весьма разнообразны и не ограничиваются интерпретацией только норм права. Практически все элементы правовой системы могут быть подвержены научному анализу и прогнозированию. В противовес утвердившемуся в литературе по теории права и государства мнению о том, что доктринальное толкование - это вид неофициального толкования права, автор делает вывод, согласно которому доктринальное толкование может быть официальным, неофициальным и официозным, то есть иметь полуофициальный характер, как например, заключения на законопроекты. Автор статьи утверждает следующее: несмотря на то, что в современной России доктрина не признается в качестве официального источника права, она оказывает сильнейшее воздействие на законодателя, прежде всего, на его правовое сознание, на его психологию, устои. Лучшие образчики научных доктрин закреплены в первой главе Конституции Российской Федерации. Это и теория Ш. Монтескье о разделении властей, также идея федеративного устройства российского государства, идеи светского и демократического государства, которые прошли серьезную проверку временем. Это и идея Лоренца фон Штейн о социальном характере государства. Рассмотрев различные подходы к пониманию источников права, автор приходит к выводу, что если результат толкования подготовлен известным ученым юристом, изложен в лоне общепризнанной теории, определенного концепта, правовой парадигмы, то он должен быть признан источником (формой) права и на него необходимо ссылаться при разрешении правовых проблем в административных, а также в судебных инстанциях различного уровня.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2016;(4):9-25
pages 9-25 views

Нормы и правоотношения: системный подход к правовому регулированию

Капустина М.А.

Аннотация

Статья посвящена проблеме взаимосвязи между нормами права и правоотношениями в регулировании общественных отношений. При этом процесс правового регулирования рассматривается с точки зрения системного подхода, в рамках которого правовое регулирование не сводится только к законодательному механизму целенаправленного государственного воздействия. В статье отмечается сохраняющаяся популярность механистического подхода к правовому регулированию. Тем не менее, механистический подход не позволяет учесть происходящие в правовой сфере процессы самоорганизации (саморегулирования), интегративные (системообразующие) связи между нормами и правоотношениями. Актуальность исследования вопроса о соотношении нормы и правоотношения связана с необходимостью пересмотра ряда теоретико-практических проблем нормативно-правового регулирования в контексте интегративной юриспруденции и формированием системной концепции правового регулирования. Использование системного подхода применительно к исследованию правового регулирования обеспечивает теоретико-практическое обобщение результатов изучения проблемы соотношения нормы и правоотношения в рамках позитивистской теории, социологической юриспруденции. Для решения сложной научно-практической проблемы формирования системы правового регулирования, отображающей все многообразие взаимосвязей, отношений и процессов, протекающих в правовой действительности, важно проанализировать процесс нормативно-правового регулирования в социологическом ключе правообразования (нормообразования, правоустановления), сведя модели права как системы норм и права как системы (сети, порядка) правоотношений в единую теоретическую картину. Обсуждение проблем взаимосвязи правовых отношений с нормами предполагает изучение вопроса о правовом регулировании в социологическом аспекте. В результате проведенного исследования в статье сделан вывод о том, что законодательные установления не порождают сами по себе системы правовых отношений. Нелегитимированное законодательное установление оказывается не включенным в функционирующую систему правовых отношений. Системный подход к правовому регулированию общественных отношений позволяет учесть социально-психологический и информационный аспекты взаимодействия субъектов, преодолеть схематизированное (механистическое) конструирование стадий механизма государственно-нормативного регулирования и рассмотреть правовое регулирование как сложноорганизованную систему взаимосвязанных между собой норм (правоустановлений) и правоотношений.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2016;(4):26-40
pages 26-40 views

Валидность и источники права: реалистическая концепция А. Росса

Васильева Н.С.

Аннотация

В статье анализируется теоретическое осмысление источников права и их классификации, предпринятое А. Россом в связи с конструированием понятия валидности (действительности) права. Развивая свою правовую концепцию в русле правового реализма и строго придерживаясь позиции эмпиризма, ученый формулирует истинно позитивистское, по его мнению, понятие валидности (действительности) права, которое в его трактовке совпадает с понятием действенности права. Исходя из этого определить валидность правовых норм возможно, лишь выявив в результате исследования правоприменительной практики определенную нормативную идеологию - идеологию источников права. Исследование такой идеологии в рамках теории и доктрины источников права позволяет понимать и предсказывать действия судов (и других правоприменительных органов), т.е. выявлять валидные правовые нормы. Идеология источников права определяет способ поиска и/или формулирования нормы, на основании которой выносится решение по конкретному делу, и соответственно, под источниками права в рамках данной концепции понимается совокупность факторов, оказывающих влияние на данный процесс. Различные источники права выделяются А. Россом в зависимости от степени вероятности, с которой можно предсказать использование той или иной нормы, а классификацию источников ученый строит на основании того, насколько готовую к применению норму они предоставляют судье. Ключевым понятием при рассмотрении данной проблематики для А. Росса становится культурная традиция, рассматриваемая и как самостоятельный источник права, и как фактор, оказывающий влияние на всю правовую систему, правосознание судей и отправление правосудия.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2016;(4):41-51
pages 41-51 views

Депутат - Избиратель - Легислатура

Лонская С.В., Герасимова Е.В.

Аннотация

На примере кейса из практики Уставного суда Калининградской области анализируются отношения между депутатом, избирателями и законодательными (представительными) органами - легислатурами, возникающие в процессе осуществления депутатской деятельности. Правовая ситуация, ставшая предметом рассмотрения Уставного суда Калининградской области и рассмотренная в настоящей статье, заключалась в том, что депутату Калининградской областной думы было отказано в предоставлении запрашиваемой информации на том, в частности, основании, что информация запрашивается в связи с обращениями граждан, не зарегистрированных в качестве избирателей того округа, от которого был избран данный депутат. Противопоставление «своего» и «чужого» депутата, равно как «своих» и «чужих» избирателей, обозначено авторами как практическая и научная проблема. На основе догматико-правового анализа правовых норм авторы пришли к выводу, что, несмотря на то, что организационно-правовые формы взаимоотношений депутата и избирателей складываются между депутатом, с одной стороны, и избирателями своего округа, с другой стороны, это не означает, что иные граждане оказываются вне этих отношений, поскольку следует разделять собственно избирательные правоотношения и отношения по реализации других политических прав и свобод. Модель взаимоотношений депутата со «своими» избирателями следует рассматривать как элементы императивного мандата, но не как ограничение прав депутата на осуществление публично-правовой депутатской деятельности или ограничение конституционных прав человека и гражданина. Этот вывод подкрепляется и использованием в правовом исследовании экономической модели «принципал-агент». С этой точки зрения отношения в триаде избиратель - депутат - легислатура складываются непосредственно не между избирателем и депутатом, а между избирателем (гражданином) и легислатурой, а депутаты выступают субагентами. Поэтому очевидно, что в каких формах бы ни протекала депутатская деятельность, она будет распространяться не просто на весь «электорат», а на всех граждан, попадающих под юрисдикцию легислатуры.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2016;(4):52-60
pages 52-60 views

Нюрнбергский процесс и принцип уважения практики Европейского суда по правам человека

Николаев А.М.

Аннотация

В 1946 г. Нюрнбергский процесс установил правовые итоги Второй мировой войны. Грубые и массовые нарушения прав человека в Европе стали мощным стимулом к учреждению эффективных гарантий основных прав человека на региональном уровне (Совет Европы). Международно-правовые обязательства Российской Федерации, связанные с ее участием в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, предусматривают необходимость исполнения государством постановлений Европейского Суда по правам человека, вынесенных в отношении Российской Федерации. Правозащитные ценности, составляющие основу Конституции Российской Федерации и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, не вступают в противоречие друг с другом в силу конституционных положений, которые не могут быть противопоставлены друг другу. Реализация Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод как международного договора не может сопровождаться свободой усмотрения государства относительно обязывающего характера постановлений Европейского Суда по правам человека. Отношение к правовым позициям Европейского Суда по правам человека должно базироваться на принципе уважения практики межгосударственных органов по защите прав и свобод человека. Во-первых, государство, признавшее юрисдикцию межгосударственного органа по защите прав и свобод человека, обязано учитывать практику этого органа по делам в отношении соответствующего государства. Во-вторых, государство не может заявлять о невозможности исполнения решений межгосударственного органа по защите прав и свобод человека, вынесенных по результатам рассмотрения индивидуальных обращений, или иным образом игнорировать взятые на себя международные обязательства. В то же время, допуская возможность вмешательства государства в осуществление тех или иных прав и свобод, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод предусматривает наличие у государства определенной свободы регулирования прав и свобод человека. Эволюция Европейского Суда по правам человека как института международной защиты прав и свобод человека должна базироваться на признании государствами-членами Совета Европы принципа уважения практики Европейского Суда по правам человека.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2016;(4):61-81
pages 61-81 views

Традиционные ценности v. «прав ЛГБТ» в рамках реализации права на образование: международно-правовой подход

Семенова Н.С.

Аннотация

Статья посвящена острейшей проблеме современного мира - пересмотру традиционных фундаментальных ценностей, которые являются основой существования всего человечества. В настоящее время во многих западных странах приняты национальные законы об «однополых браках», легализована возможность усыновления однополыми парами детей, обсуждается декриминализация инцеста и педофилии. Несмотря на то, что однополые отношения, как и другие «нетрадиционные связи», известны испокон веков, до XX в. никто не пытался их уравнять с традиционными семейными отношениями, представляя их в качестве такой же нормы. Причем в большинстве стран, легализовавших однополые отношения, детей начинают приучать к их «нормальности» и «естественности». Родителям, которые пытаются оградить детей от получения подобных знаний, грозит ответственность от административного штрафа до уголовного наказания. Проблема усугубляется тем, что страны, легализовавшие однополые отношения, пытаются активно продвигать и навязывать другим странам т.н. «права ЛГБТ» в рамках международных организаций, в договорных органах по правам человека, в региональных международных организациях. Автор приводит примеры национального законодательства и международных документов «мягкого права» в указанной области, принятых в рамках ООН и Совета Европы, анализирует их на предмет соответствия нормам международного права, в числе которых основное место занимают положения международных договоров, закрепляющих право на образование. В рамках исследования права на образование рассматривается право родителей на воспитание детей в соответствии с собственными нравственными, религиозными и философскими убеждениями как основа защиты детей от пропаганды нетрадиционных отношений. В статье освещается позиция России относительно пропаганды нетрадиционных отношений и меры, принятые ей на национальном уровне для защиты от указанной пропаганды, а также ее активная роль на национальном и международном уровнях по воспитанию будущих поколений на базе традиционных ценностей человечества, имеющая значение для поддержания национальной и международной безопасности.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2016;(4):82-98
pages 82-98 views

Будущее прецедентного права в России

Гребенников В.В., Грудцына Л.Ю.

Аннотация

24 ноября 2016 г. Президент России внес в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проект Федерального конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон “О Конституционном Суде Российской Федерации”». Законопроектом предлагается новый вид постановления, принимаемого Конституционным Судом РФ по итогам рассмотрения дела о проверке конституционности нормативного акта органа государственной власти или договора между органами государственной власти, - постановление о признании нормативного акта или договора либо отдельных их положений соответствующими Конституции РФ в истолковании, данном Конституционным Судом РФ. На взгляд авторов статьи, такой новый вид (и правовая природа) постановления Конституционного Суда РФ знаменует исторический поворот российской государственной политики в сторону развития прецедентного права, усиления места и роли судебного прецедента и правотворчества. Это означает, что другие (возможные) толкования уже не будут учитываться судами, тем самым вся судебная система России станет более управляемой, а принимаемые судами решения - в части возможных толкований Основного закона страны - более предсказуемыми. В статье также исследуется понятие «судейское право», обретающее в связи с принятием проекта Федерального конституционного закона новый смысл и правовую природу: во-первых, судейское право как одно из распространенных в современной западноевропейской юриспруденции и странах англо-американского «общего права» понятий, по сути, начинает интенсивное развитие в России, во-вторых, классическая концепция судьи как «выразителя» права с самого начала начинает искажаться в России, поскольку право быть «выразителем» (толкователем) принадлежит только Конституционному Суду РФ, нижестоящие звенья судебной системы уже не могут, но обязаны следовать позиции Конституционного Суда РФ. В любом случае, по мнению авторов статьи, развитие судебного прецедента и правотворчества - это важный позитивный шаг для развития правовой системы современного государства в целом. Дискуссионным является вопрос: чему отдавать предпочтение при толковании нормативного акта - уяснению воли законодателя, которую он хотел выразить, либо тексту нормативного акта. Воля законодателя лишь настолько составляет закон, насколько она выражена в нормативном акте, поскольку существуют единообразные на территории государства требования к актам, устанавливающим права и обязанности.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2016;(4):99-110
pages 99-110 views

К вопросу о повышении качества уголовного преследования через эффективный механизм обжалования

Шадрина Е.Г.

Аннотация

Рассматривается институт обжалования, регулируемый ст. 125, 125.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ, с учетом возможностей его использования для повышения качества уголовного преследования. Автором показано, что рассматриваемый институт и его элементы несовершенны, нуждаются в изменениях и дополнениях, которые преследуют взаимосогласованную цель, отвечающую назначению всего уголовного судопроизводства, - обеспечение эффективной судебной защиты нарушенных в ходе предварительного следствия прав человека и гражданина и защиту публичных интересов в ходе уголовного преследования. Выявлены проблемы, связанные с отсутствием четкого определения: предмета и субъектного состава; оснований, процедуры и результатов судебного разбирательства по жалобам; исполнения судебного решения. Анализируя предмет обжалования, автор показывает, что наличие оценочных категорий в ст. 125 Уголовно-процессуального кодекса РФ («иные», «бездействие», «способные причинить», «затруднить доступ к правосудию») является предпосылкой для злоупотребления правом. Установленный пятисуточный срок рассмотрения жалоб, имеющий целью незамедлительного реагирования на нарушения прав в ходе досудебного производства, на практике является формальностью, а сроки достигают 12 и более месяцев, в связи с чем возникает необходимость распространения действия ст. 6.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ на рассматриваемый вид судопроизводства. Отмечается, что дознаватель, следователь, чьи процессуальные решения и действия являются предметом рассмотрения в порядке ст. 125, 125.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ, не являются субъектами обжалования судебных постановлений, хотя зачастую их правовая позиция противоречит позиции суда. Отсутствие судебного контроля за исполнением решений, вынесенных в порядке ст. 125, 125.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ, ответственности должностных лиц за их неисполнение приводит к потере функций, на выполнение которых направлен рассматриваемый институт. На основе анализа научной литературы и судебной практики в статье предложены рекомендации по совершенствованию рассматриваемого института на законодательном уровне с целью обеспечения прав и возложения обязанностей на заявителя и должностных лиц органов уголовного преследования.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2016;(4):111-122
pages 111-122 views

Проблемы возмещения вреда, причиненного действиями (бездействием) или решениями государственных органов и их должностных лиц в рамках административного процесса

Маскаева И.И.

Аннотация

Статья посвящена проблемным аспектам возмещения вреда, который возник в результате действий (бездействия) или решений органов публичной администрации и их должностных лиц. Автор анализирует систему нормативного регулирования данных отношений, сложившуюся судебную практику, выявляя особенности реализации права на компенсацию вреда, причиненного государством в результате его административно-юрисдикционной деятельности. Особое внимание уделяется дискуссионности вопроса о правовой природе регулируемых отношений, проблеме определения нормативной основы возмещения вреда, причиненного государством в рамках административного процесса, включая проблему применимости всех способов защиты, предусмотренных гражданским законодательством, при реализации права на возмещение вреда, причиненного в рамках административного процесса. Анализируются вопросы установления незаконности и виновности при причинении вреда в результате осуществления властных действий (решений), а также вопросы преюдиции, допустимости обоснования в рамках искового производства незаконности принятых публичной администрацией решений нормативного и ненормативного характера. В завершение представлены выводы о недостаточной четкости правового регулирования исследуемого вопроса, дана оценка дискуссионным аспектам проблематики и тенденциям развития института возмещения причиненного государством вреда, предложены способы совершенствования действующего законодательства и правоприменительной практики. Автором предлагаются два пути законодательного решения поставленной проблемы: признание всех предусмотренных гражданским законодательством способов возмещения вреда в рамках административно-правовых отношений посредством более четкого генерального законодательного указания на допустимость всех возможностей реализации данного права применительно к возмещению вреда, причиненного действиями публичной администрации, либо формирование собственной полноценной административно-правовой нормативной базы компенсации вреда, причиненного государством в результате его административно-юрисдикционной деятельности. Вне зависимости от избранного пути совершенствования рассматриваемого института, его обновленная нормативная основа должна учитывать позитивные достижения правоприменительной практики, особенно - прогрессивные правовые позиции, сформированные в процессе толкования спорных норм Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ. Ревизия законодательства в части регламентации возмещения вреда должна способствовать не только уточнению места данного института в системе правового регулирования, но и обеспечить надлежащую защиту соответствующего права.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2016;(4):123-147
pages 123-147 views

Финансовый контроль в сфере государственного оборонного заказа как фактор обеспечения финансовой безопасности

Писенко К.А., Славниский П.В.

Аннотация

В статье исследуются вопросы о роли и значении государственного финансового контроля в сфере государственного оборонного заказа как фактора формирования и обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации. Организация государственного финансового контроля является обязательным элементом управления публичными финансовыми средствами. Реализация государственного финансового контроля в сфере государственных закупок, осуществляемых в рамках государственного оборонного заказа, способствует обеспечению не только финансовой, но и военной безопасности государства. Одной из главных стратегических угроз национальной безопасности российского государства в области экономики является незащищенность национальной финансовой системы и несбалансированность бюджетной системы. В этой связи необходимость создания эффективной системы государственного финансового контроля является одной из важнейших задач, стоящих на пути обеспечения финансовой безопасности российского государства. Поиск путей совершенствования системы государственного финансового контроля в сфере государственного оборонного заказа является одной из первостепенных задач, стоящих на пути создания условий для повышения уровня финансовой безопасности Российской Федерации. Реформирование системы государственного финансового контроля основано на реализации принципа межведомственного взаимодействия между уполномоченными органами государственной власти. В статье рассматриваются вопросы и проблемы развития форм межведомственного взаимодействия в процессе реализации государственного финансового контроля в сфере государственных закупок, осуществляемых в рамках государственного оборонного заказа. Передача ФАС России полномочий Рособоронзаказа и ФСТ России привело к концентрации на базе данного ведомства разноотраслевых функций по контролю в сфере государственных закупок в рамках государственного оборонного заказа: участие в формировании федерального бюджета, определении цен на военную продукцию, контроль за осуществлением, размещением и выполнением государственных закупок, в том числе финансовый контроль. Осмысление нового финансово-правового статуса ФАС России как уполномоченного органа государственной власти по реализации внутреннего финансового контроля, отвечающего за контроль в сфере государственных закупок, осуществляемых в рамках государственного оборонного заказа, и места данного ведомства в системе органов государственного финансового контроля является одним из актуальных теоретических и практических направлений финансово-правовой науки.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2016;(4):148-158
pages 148-158 views

80-летие Г.И. Муромцева

- -.

Аннотация

Данный материал посвящен 80-летнему юбилею доктора юридических наук, профессора, профессора кафедры теории права и государства Юридического института Российского университета дружбы народов (РУДН) Геннадия Илларионовича Муромцева, специалиста в области теории государства и права, права развивающихся стран, сравнительного исследования правовых культур.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2016;(4):159-160
pages 159-160 views

Наши авторы

- -.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2016;(4):161-164
pages 161-164 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах