№ 3 (2016)
Статьи
Модель развития права: от «эволюции» к «взрыву»
Аннотация
В статье сопоставляются две метафоры, используемые в научных целях, с помощью которых принято описывать развитие права. Общая цель работы - рациональная реконструкция указанных метафор, направленная на выявление их эпистемологических и социальных оснований, метод исследования - сравнение научных дискурсов. В результате были получены следующие выводы. С одной стороны, поскольку праву присуща системность, управляемость и рациональность, его развитие может быть названо эволюцией. С другой стороны, поскольку развитие права часто бывает прерывистым, хаотичным, непредсказуемым, его совершенно обоснованно сравнивают со взрывом. Обе метафоры иллюстрируют общенаучный закон перехода количественных изменений в качественные. Показано, что отраженные в этих метафорах разные модели социальной реальности возникают в силу того, что создающие их субъекты занимают различные функциональные места в структуре общества. В этом смысле эволюционным моделям соответствует позиция правоприменителей, а хаотическим - позиция неангажированных теоретиков. Парадокс заключается не в том, что в праве существуют случайности, а в том, что они спокойно уживаются с теми государственно-правовыми закономерностями, которые гарантируют поступательное совершенствование права. Таким образом, наука пока не имеет универсального представления о том, как именно связаны количественные и качественные изменения в праве. Для любой конкретной исследовательской задачи эту связь нужно конструировать заново, что требует учета массы культурных, психологических и антропологических данных.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2016;(3):9-20
9-20
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации: практика реализации
Аннотация
Целью настоящей статьи является комплексное исследование регионального законодательства, регулирующего проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов РФ. В статье дается характеристика антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (и их проектов) субъектов Российской Федерации. Автором обосновывается роль антикоррупционной экспертизы как важнейшей составляющей правотворческой деятельности регионов. В публикации приведен анализ федерального и регионального законодательства отдельных субъектов РФ, регулирующих данную процедуру экспертной оценки законодательства. Автором представлен анализ понятия антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов согласно законодательству субъектов Российской Федерации, исследованы ее виды и содержание. Автором рассмотрена антикоррупционная экспертиза не только как признанный инструмент профилактики коррупции в рамках реализации единой антикоррупционной правовой политики Российского государства, но и как неотъемлемая часть правовой экспертизы нормативно-правовых актов (проектов), способствующая повышению качества законодательства и обеспечению принципа законности. Представлен сравнительный анализ дефиниции «антикоррупционная экспертиза» нормативных правовых актов и их проектов в законодательстве субъектов РФ. На основе детального анализа практики работы территориальных органов Минюста России и приведенных в публикации статистических данных Минюста России автором обоснованы проблемы реализации экспертной оценки законодательства на региональном уровне. В данной статье рассматриваются проблемы, возникающие в практике проведения экспертизы регионального законодательства на предмет выявления положений, способствующих проявлению коррупции. Дана сравнительная оценка деятельности правотворческих органов и независимых экспертов по проведению антикоррупционной оценки проекта нормативного акта. В статье изложена авторская позиция относительно необходимости повышения качества правотворческого процесса на региональном уровне, в том числе включая разработку специальных мер организационно-правового характера и формированию научно обоснованного методического сопровождения для организации работы практических работников, деятельность которых связана с проведением экспертной оценки нормативных правовых актов (их проектов) в субъектах РФ и на муниципальном уровне.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2016;(3):21-31
21-31
Соответствие публичному интересу как критерий конституционности законов: французская доктрина и практика
Аннотация
В статье рассматривается история формирования, доктринальное понимание и практическое применение концепции публичного интереса в праве Франции. Современная трактовка публичного интереса восходит к понятию общей воли Ж.-Ж. Руссо. Французская доктрина не рассматривает публичный интерес как совокупность частных интересов, а, напротив, противопоставляет его им. Публичный интерес понимается как общая воля нации и имеет приоритет по отношению к интересам частных лиц. Публичный интерес выступает и как основание, и как ограничение деятельности публичных властей, которые должны обеспечивать его реализацию, но не могут выходить за пределы необходимого для этого. Государственный совет и административные суды Франции используют концепцию публичного интереса в целях проверки законности деятельности публичной администрации. Акт органа исполнительной власти, преследующий цели, не соответствующие публичному интересу, признается незаконным и подлежит отмене. На основе анализа практики Конституционного совета и работ французских юристов в статье показано, что соответствие публичному интересу выступает в качестве одного из критериев оценки конституционности законов. При этом Конституционный совет руководствуется принципом соразмерности. Если закон предусматривает ограничения прав и свобод человека, то они должны соответствовать целям публичного интереса и не являться чрезмерными. Конституционный совет учитывает характер ограничиваемых прав и их конституционную значимость, применяя к различным правам разные стандарты соответствия публичному интересу. Автор подчеркивает, что французская доктрина и судебная практика не выработали универсального определения публичного интереса, его смысл во многом сводится к соответствию общей воле, а сами критерии соответствия публичному интересу устанавливаются при разрешении конкретных дел. Несмотря на то, что некоторые правоведы ставят под сомнение эффективность и обоснованность использования концепции публичного интереса в процессе принятия законов и регламентов, а также при вынесении решений Конституционным советом, Государственным советом и административными судами, на практике к данной концепции продолжают обращаться при осуществлении контроля законности актов исполнительной власти и конституционности законов.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2016;(3):32-42
32-42
История отечественного государства и права: практико-ориентированный подход
Аннотация
В статье оценивается практическая значимость господствующего в учебной литературе хронологического подхода к изучению Истории отечественного (российского) государства и права. Отмечено, что этот подход затрудняет выявление закономерностей развития государства и права, поскольку информация о государстве и праве замкнута в рамках определенной исторической эпохи и нередко бывает неполной, фрагментарной. Автор предлагает несколько новых принципов, способствующих совершенствованию курса Истории отечественного государства и права. Это целевая предметно-отраслевая ориентация информации о государстве и праве, использование сравнительно-правового диахронного метода анализа историко-правовых явлений и последовательное структурированное изложение информации об истории отечественного государства и права. Целенаправленность позволяет обозначить несколько важнейших тем, каждая из которых охватывает конкретное государственно-правовое явление (например, эволюцию источников права) или отрасль (например, историю гражданского права, эволюцию уголовного права и т.п.). Каждая отрасль или явление исследуется с помощью сравнительно-правового диахронного метода. Это позволяет сосредоточить внимание на небольшом количестве вопросов, связанных между собой, и изучить явление или отрасль не только в статике, но и в динамике, начиная со времени становления и до современного состояния, прослеживая основные этапы эволюции и тенденции развития. Принцип последовательности и структурированности изложения исключает пробелы в изложении информации, что позволяет воссоздать полную картину развития отрасли или правового явления. На примере эволюции отечественного законодательства о форме брака показаны возможности обозначенных автором принципов. В статье в соответствии с принципами целенаправленного сравнительно-исторического последовательного анализа исследованы формы брака, практикуемые в русском (российском) государстве с X по XX век и сделаны важнейшие выводы как теоретического, так и практического характера. Установлено, что в древнейший период между собой соперничали две формы брака - языческий и церковный. Церковный брак стал монопольно господствующей формой только к концу XVI в. Однако церковный брак никогда не был единственной законной формой супружеского союза. Наряду с ним существовали языческие обряды «инородцев», раскольничьи браки, нехристианские и смешанные браки, а также гражданский брак. На основе сравнительного анализа установлено, что ритуально-обрядовая сторона брака в XVIII в. дополняется формальной. Формальная составляющая брака постепенно полностью вытесняет ритуальную и в середине XX в. становится единственным доказательством законности супружеского союза. В заключении сделан вывод о положительном влиянии предложенных принципов совершенствования курса Истории отечественного государства и о соответствии данного подхода идее практико-ориентированного обучения.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2016;(3):43-56
43-56
Судебные преобразования в Российской империи середины XVIII в. как предпосылка создания правовых основ деятельности государственных учреждений
Аннотация
В статье освещается проблематика, связанная с развитием системы российского правосудия на протяжении срединного сорокалетия XVIII в. В ней показано, что это были не столько годы застоя в развитии судебного ведомства, сколько время, когда осуществлялась подспудная специализация и стабилизация деятельности судов. В рассматриваемый период происходило не только усложнение системы судебно-административных учреждений, но и постепенное утверждение идеи законности в управлении и суде, осознание необходимости знания закона как важного условия занятости в штате любых правительственных учреждений. Внешне система высших и центральных судебных органов претерпела в рассматриваемый период минимальные изменения, хотя деятельность фискалата и прокуратуры приносила свои плоды. Даже в рамках органов политического сыска формально существовало и порой выполнялось требование соблюдать правила оценки законности обвинений и доказательств, в том числе и способов их получения. А Манифестом 21 февраля 1762 г. был запрещен чрезвычайный процесс по политическим делам. Судебная деятельность оставалась важной составляющей компетенции коллегий, причем секретарей и судей предписывалось штрафовать за неправый суд. Правда, ввиду недостатка подготовленных кадров уличенные и наказанные судьи от должности не отрешались, а при повторном нарушении закона с них опять взимался штраф в том же размере. Местная судебно-административная система плохо справлялась со своими задачами, в результате чего ее постоянно реформировали. Все руководство и надзор за местными судами были переданы губернаторам. Исключение составляли церковные и военные суды. Вопрос о подведомственности дел представителей городского населения Главному и городовым магистратам был решен относительно четко еще в петровское время. Именно тогда они перестали подчиняться воеводам. Лишь на протяжении короткого периода (с 1727-1743 гг.) Главный Магистрат и магистраты во всех городах были заменены ратушами с ежегодно сменяющимися бурмистрами.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2016;(3):57-75
57-75
Свобода слова, понимаемая Организацией Объединённых Наций и некоторыми государствами-членами
Аннотация
В 2006 г. австралийским гражданином Дж. Ассанжем был создан сайт WikiLeaks, на котором на регулярной основе стали размещаться засекреченные материалы различных государств мира. Позднее со стороны Великобритании и Швеции были возбуждены уголовные преследования в отношении Дж. Ассанжа по неподтвержденным данным в сексуальных домогательствах в отношении двух гражданок Швеции. 19 июня 2012 г. Дж. Ассанж обратился к Республике Эквадор с просьбой о предоставлении политического убежища в своем посольстве в Лондоне. 16 августа 2012 г. Республика Эквадор предоставила ему убежище. В сентябре 2014 г. адвокаты Дж. Ассанжа обратились за защитой его прав в Рабочую группу ООН по произвольным задержаниям. Авторы статьи на примере дела Дж. Ассанжа проясняют не только истинные причины уголовного преследования основателя сайта WikiLeaks, но и определяют статус международных правозащитных механизмов ООН. В статье раскрывается юридическая процедура рассмотрения индивидуальных жалоб в Рабочей группе ООН по произвольным задержаниям и юридический статус мнений, выносимых ею. Рабочая группа ООН по произвольным задержаниям относится к числу специальных процедур, созданных Советом ООН по правам человека, и имеет право рассматривать жалобы отдельных лиц, подвергшихся лишению свободы в связи с произвольным задержанием. Процедура расследования индивидуальных жалоб состоит из четырех этапов: передачи вопроса на рассмотрение Рабочей группы; предоставления правительству возможности опровергнуть утверждения; предоставления источнику возможности прокомментировать ответ правительства и мнение Рабочей группы. Вынесенное мнение является квазисудебным актом, однако Швеция и Великобритания решили оспорить данную точку зрения, указав на непрофессиональный состав судей Рабочей группы и юридически необязательный характер мнений. Авторы статьи не только объясняют сложившуюся международно-правовую и политическую ситуацию с Дж. Ассанжем, но и указывают на основные причины произвольного задержания людей; рассматривают и анализируют специальную международно-правовую терминологию для обозначения лишения свободы и категории признания лишения свободы произвольным. Методологическую основу данного исследования составляют общенаучные методы познания, такие как анализ, дедукция и индукция, а также специально-юридические методы: сравнительно-правовой и формально-юридический. Статья представляет собой обоснованное юридическое заключение по вышеуказанным аспектам.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2016;(3):76-89
76-89
Основные формы межгосударственного сотрудничества в сфере миграции
Аннотация
Единство всех перемещений населения, охватываемых понятием миграции как предмета международно-правового регулирования, в плане рисков и потенциала для государств, обществ и частных лиц объективно подвигает государства к комплексному взгляду на этот феномен. Межгосударственное сотрудничество по вопросам миграции развивается в договорных и внедоговорных формах, и во всех случаях сохраняется некоторая непоследовательность подходов. Сотрудничество государств в форме заключения международных договоров на данный момент не имеет результатом единого договора по миграции. Между тем потребность в таковом следует из содержания юридически необязательных документов, в частности, Генеральной Ассамблеи ООН. Пока имеются только условно группируемые блоки по важнейшим аспектам миграции, т.е. договоры, сложившиеся в рамках иных отраслей международного публичного права (права прав человека, борьбы с преступностью и др.), но применимые к ситуациям миграции. Исключение составляет сложившееся самостоятельно право беженцев, но оно охватывает лишь одну проблему миграции из многих. Внедоговорное (условно - организационное) сотрудничество государств также лишено единого звена, уполномоченного государствами на комплексный подход к миграции с целью выработки обязательств в этой сфере и контроля за их исполнением. Существует множество международных межправительственных организаций, затрагивающих миграционную проблематику в качестве элемента своей компетенции. Дублирование их деятельности отслеживается через механизмы координации. Потребности же государств в сотрудничестве дополнительно удовлетворяются через юридически необязательные «процессы», «форумы», «инициативы», действующие на региональном и универсальном уровне. Авторский взгляд на причину сложившейся ситуации заключается в том, что эффективным и прозрачным может быть только сотрудничество, основанное на действительном согласовании воль государств. В настоящее же время, вопреки всем призывам к созданию достоверной многоохватной фактологической базы, обсуждение миграционной тематики на универсальном уровне опирается на систематически искажаемые данные. Представляется, что последние планы по разработке к 2018 г. глобальных рамочных договоров по проблемам миграции и беженцев не способны кардинально изменить положение.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2016;(3):90-105
90-105
Упрощенное судопроизводство по административным делам: опыт сравнительно-правового исследования
Аннотация
В статье рассматриваются особенности упрощенного (письменного) производства по административным делам, установленного Кодексом административного судопроизводства РФ (КАС РФ), и выявляется его место в системе особых (специальных) производств, предусмотренных этим кодексом. В контексте сравнительно-правового анализа административно-процессуального законодательства ряда зарубежных стран раскрывается содержание понятий «упрощенное», «ускоренное» и «сокращенное» производства. Автором аргументируется положение о необходимости придания родового статуса категории ускоренное производство по отношению к двум другим понятиям. Отмечается, что в современных государствах существует известное разнообразие в подходах к использованию сокращенного, упрощенного или ускоренного производств в административном процессе, а также правовой регламентации их оснований и предметной сферы. Вместе с тем широкое использование этих производств в административном судопроизводстве различных стран свидетельствует о том, что в современных условиях одной из основных тенденций развития административно-процессуального законодательства является ускорение судебного разбирательства посредством определенного упрощения процедур и предусмотренной законом возможности сокращения сроков рассмотрения административных дел. В России тенденция развития ускоренных форм судебных производств по административным делам («сокращенного суда»), направленная на сокращение сроков рассмотрения дел и повышение эффективности судебной защиты по административным делам нашла свое отражение в институтах упрощенного (письменного) производства и приказного производства. Выявляются существенные характеристики письменного производства: судебное разбирательство производится без судебных заседаний, вызова и заслушивания сторон в укороченные процессуальные сроки на основании письменных доказательств. Делается вывод, что отсутствие в Кодексе административного судопроизводства РФ четко определенного перечня дел, по которым может применяться упрощенное производство, означает возможность его применения по любому административному делу при наличии одного из следующих условий, указанных в ст. 291, а также в случаях, предусмотренных ч. 7 ст. 150, ч. 5 ст. 216, ч. 2 ст. 315 Кодекса административного судопроизводства РФ. Проводится сравнительный анализ упрощенного и приказного производств в КАС РФ. На основе положений ст. 123.5 КАС РФ делается вывод об особой природе приказного производства, поскольку законодатель определяет это производство вне рамок двух форм судебного разбирательства, предусмотренных ст. 140 КАС РФ. Исходя из этого приказное производство предлагается рассматривать как допроцессуальную неисковую процедуру разрешения бесспорных требований вне рамок судебного разбирательства.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2016;(3):106-118
106-118
О правовом содержании базовых категорий в сфере государственной регистрации объектов недвижимости
Аннотация
В статье затронута проблематика правового регулирования государственной учетно-регистрационной деятельности в отношении объектов недвижимости. Осуществлена конкретизация базовых категорий «учет» и «кадастр». Определено, что кадастр представляет собой регистрационную информационно-аналитическую систему, преобразующую практически все учетные процессы земельно-имущественных комплексов недвижимости в высоко интегрированные территориальные системы кадастрового типа, что позволило сформулировать вывод о формировании и развитии в современный период информационного пространства сферы недвижимости. Осуществлен анализ определений объектов кадастрового учета, особое внимание уделено дефинициям зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства и подземных сооружений, отражающим специфику исследуемой сферы правового регулирования. Определено, что понятийная составляющая рассматриваемой проблематики включает термин «система ведения Единого государственного реестра недвижимости», выявлено не вполне оправданное разнообразие аналогов данного термина, что обусловило особое внимание в рамках данной статьи к анализу структурных составляющих базового концепта. Аргументировано, что одним из позитивных итогов объединения информационных ресурсов Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости как структурированного, логически упорядоченного множества сведений, необходимых для ведения учета и идентификации недвижимого имущества, в единый государственный информационный ресурс станет фактическая возможность при принятии решения о государственной регистрации права анализировать процедуру проведенного государственного кадастрового учета. Затронут вопрос о возможности перехода на трехмерные кадастры. Сформулирован вывод о том, что задача минимизации неопределенности, равно как и перекрестного использования дефиниций в системе правового регулирования учетно-регистрационной деятельности будет способствовать совершенствованию концептуально-теоретического базиса в области учетно-регистрационной деятельности и практических аспектов правоотношений в исследуемой сфере.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2016;(3):119-132
119-132
Финансовый мониторинг как обязательное условие обеспечения финансовой безопасности государства
Аннотация
Настоящая статья посвящена финансово-правовым вопросам обеспечения финансовой безопасности в рамках противодействия легализации преступных доходов и финансирования терроризма. В этой связи финансовая безопасность становится неотъемлемым элементом финансовой деятельности государства. Одной из таких угроз для современного государства выступает легализация преступных доходов и финансирование террористической деятельности. В рамках финансовой деятельности финансово-правовым инструментом противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма выступает финансовый мониторинг. Необходимость рассмотрения финансового мониторинга как обязательного условия обеспечения финансовой безопасности обосновывается теми негативными последствиями, которые претерпевает государство и общество при легализации преступных доходов и финансировании терроризма в государстве. Автор рассматривает политический, экономический, социальный и правовой аспекты легализации преступных доходов и финансирования терроризма. Для обеспечения финансовой безопасности в рамках реализации процедур финансового мониторинга очень важно постоянно совершенствовать данную систему процедур, включая идентификацию клиентов, мониторинг операций, замораживание преступных доходов и многие другие, так как легализация преступных доходов и финансирование терроризма, в свою очередь, предполагают постоянный генезис путем разработки новых схем легализации и финансирования преступной деятельности. В статье доказывается, что дерегулирование является одним из способов совершенствования существующей системы финансового мониторинга для обеспечения финансовой безопасности государства и его финансовых институтов. В статье рассматриваются примеры обязательного мониторинга как института, требующего законодательной модификации и института идентификации бенефициарных владельцев, возлагающего параллельные обязательства на клиентов и на агентов финансового мониторинга. В этой связи предлагаемые пути по снижению публично-правовой нагрузки с агентов финансового мониторинга, являющихся хозяйствующими субъектами, могли бы повысить эффективность деятельности агентов финансового мониторинга при проведении аналитической работы по выявлению операций и сделок, связанных с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма и как следствие обеспечить финансовую безопасность государства.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2016;(3):133-144
133-144
С.Ф. Ударцев. Конституция и эволюция общества (вопросы теории и философии права)
Аннотация
В научной литературе явно недостает работ с теоретическим и философско-правовым осмыслением конституции и конституционного развития. Монография С.Ф. Ударцева «Конституция и эволюция общества (вопросы теории и философии права)» (СПб.: Университетский издательский консорциум, 2015. 388 с.) посвященна именно этим аспектам конституционной эволюции. В рецензируемой работе рассмотрен поиск основ права в истории человечества, этимология термина «конституция». Благодаря творческому использованию метода восхождения от абстрактного к конкретному, в монографии представлена аргументированная, теоретически многоплановая картина эволюции конституции в контексте периодов развития и стагнации человеческой цивилизации, показано место основного закона в механизмах экономического и политического развития. Конституция интерпретируется как основа и одновременно вершина национальной правовой системы, соединяющая ее с международным правом. Воздействие конституции на общественно-политическую и социально-экономическую жизнь общества представлено как в плоскости ее непосредственно регулятивного действия, так и в плане ее идеологического влияния через современные ей формы политического, правового, морального и религиозного сознания. Показаны механизмы их обратного воздействия на формирующиеся и действующие конституции. Отмечается внимание в книге к общим тенденциям и перспективам политического и правового развития и роли в этом процессе конституции. Глобализация неизбежно втягивает в лоно развитой цивилизации страны и народы, находящиеся на разных стадиях развития, с объективной необходимостью обусловливая возникновение наднациональных, планетарных регулятивных инструментов, в числе которых достойное место должно занять планетарное право, имеющее идеологические и нормативные предпосылки в современном мировом сообществе.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2016;(3):145-151
145-151
Наши авторы
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2016;(3):152-155
152-155