Развитие китайского законодательства в 1920-1940-е годы под влиянием советской политико-правовой теории
- Авторы: Ли Я.1
-
Учреждения:
- Институт верховенства права за рубежом при Восточно-Китайском университете политических наук и права
- Выпуск: Том 29, № 1 (2025)
- Страницы: 171-185
- Раздел: К 80-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ НАД ФАШИСТКОЙ ГЕРМАНИЕЙ. УЧЕНЫЕ-ПРАВОВЕДЫ ФРОНТОВИКИ
- URL: https://journals.rudn.ru/law/article/view/43592
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2337-2025-29-1-171-185
- EDN: https://elibrary.ru/QUQGHV
Цитировать
Полный текст
Аннотация
22 июня 1941 г. Германия начала войну против СССР. СССР вступил в Отечественную войну против иностранных захватчиков. В это время также началась Война сопротивления китайского народа японской агрессии. У Китая и России общая историческая память об антифашистской войне - событие, о котором должны помнить оба народа. Стоит отметить, что все развитие законодательства в условиях Второй мировой войны явилось важным вкладом в обеспечение победы над врагом. Особенно земельные, трудовые и семейные права, которые оказались в значительной части вполне систематическими для решения особых задач военного положения. Правовая система Китая, созданная по советскому образцу, объединила силы рабочих и крестьян, эмансипировала женщин и тем самым быстро подняла производительные силы. Представлен анализ советской теории государства и права, которые оказывали большее влияние на китайское законодательство, регулирующее трудовые, земельные и семейные отношения в период Китайской советской республики и в годы Второй мировой войны. Раскрываются изменения, внесенные в законодательство в период войны, которые позволили мобилизовать трудовые и имущественные ресурсы в тылу. Цель исследования - выявить основные моменты, благодаря которым Китай смог выстоять против японской агрессии и освободить оккупированные территории в дальнейшем.
Полный текст
Введение
В совместном заявлении РФ и КНР было заявлено о том, что «стороны намерены достойно отметить предстоящие в 2025 г. 80-летие Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне и Победы в Войне сопротивления китайского народа японской агрессии, совместно продвигать достоверную интерпретацию истории Второй мировой войны»[1]. Председатель КНР Си Цзиньпин также отметил, что «Мукдэнский инцидент» (взрыв на железной дороге, повлекший вторжение японцев в Маньчжурию в 1931 г.) стал началом Войны сопротивления китайского народа против Японии и одновременно открыл прелюдию к мировой войне[2]. 22 июня 1941 г. Германия начала войну против СССР, и именно с этого момента для страны началась Великая Отечественная война. В освобожденных Красной армией от фашизма странах были установлены дружественные отношения. Стоит отметить, что революционные меры и связанные с ними правовые теории и законодательная практика после Октябрьской революции не только способствовали установлению советской власти в Китае, но и долгое время продолжали оказывать влияние на китайское законодательство и помогли Китаю в войне. Китай и Россия внесли большой вклад в войну, и у двух стран есть общность в создании истории мира, которую каждый человек должен помнить.
Цель исследования – определение исторической роли и вклада Советского Союза и Китая в победу над фашизмом, а в дальнейшем – определение основного направления влияния советской политико-правовой теории и практики на разработку и внедрение китайского законодательства. Исследование посвящено углубленному изучению правового и исторического взаимодействия между Советским Союзом и Китаем. В соответствии с установленными целями определены следующие задачи: 1) анализ ключевых исторических событий, способствовавших победе Советского Союза и Китая над фашизмом; 2) выявление особенности и влияния «Октябрьской революции» на китайское законодательство и правовую теорию, адаптированные к условиям войны; 3) рассмотрение примеров, как советское законодательство и идеология продолжали влиять на китайское законодательство во время войны.
Методы исследования. Историко-правовой анализ – сопоставление исторических фактов, юридических документов двух стран. Сравнительный метод – рассмотрение различий в правовых системах Советского Союза и Китая, а также анализ изменений советского правового мышления в китайском законодательстве.
Основные идеи советской государственно-правовой теории и их влияние на правовую систему Китая
Во время Первой мировой войны в России под руководством большевиков произошла Октябрьская революция, установившая первый в мире режим диктатуры пролетариата и подавшая революционный пример пролетариату по всему миру. В то время процесс формирования советской теории права и государства в целом проходил в виде борьбы против буржуазного мировоззрения, суть заключалась в отрицании прежних правовых учений. Под влиянием этих идей юридическая теория быстро сформировала свои собственные положения. В 1918 г. А.Г. Гойхбарг[3] опубликовал книгу под названием «Новое семейное право» (Goichberg, 1918:88). И в своей статье «Первый кодекс законов Р.С.Ф.С.Р.» автор писал, что «в области семейного права наш первый кодекс отбрасывает всякие фикции, ставит на первый план действительное положение вещей, действительное происхождение, приучает людей к правдивости, освобождает их от предрассудков, не на словах, а на деле уравнивает в правах всех детей, без различия их происхождения, устанавливая для них легкую возможность – это равноправие осуществить» (Goichberg, 1918:8). Сразу же после выступления А.Г. Гойхбарга с докладом о проекте КЗоТа появился Первый в мире КЗоТ новой власти[4]. Что касается земельного права, то А.Г. Гойхбарг уделял больше внимания решению проблемы собственности на землю, добиваясь отмены частной собственности на землю, гарантируя государственную собственность на землю (Goichberg, 1921:5). Впоследствии Китай постепенно заимствовал эти правовые теории и законодательство.
Коммунистический интернационал (Коминтерн) основан на 1-м (Учредительном) конгрессе, проходившем 2–6 марта 1919 г. в Москве. В работе конгресса участвовали 52 делегата от 35 партий и групп из 21 страны с целью объединения усилий пролетариата всего мира для свержения международного империализма и капитализма, а также выдвижения советского режима на передний план мировой пролетарской революции. Далее, в апреле 1920 г. в Китай в качестве представителя Коминтерна приехал Г. Н. Войтинский[5] (Gerasimov, 2022:18–19), который привез с собой большое количество газет, журналов и материалов РСФСР. В июле того же года в Шанхае было создано Китайско-русское информационное агентство, которое предоставило китайским марксистам удобную платформу для ознакомления с советской революционной системой и теорией, сразу же после этого журнал «Новая молодежь» начал вести рубрику «Русские исследования» в № 1 (том 8, сентябрьское издание 1920 г.), публикуя статьи о советской политике, экономике и культуре. Также он включал ряд переводов и комментариев, описывающих революционные законодательные меры и законодательные идеи в РСФСР. Из них китайский ученый Дай Цзитао заимствовал теорию А.Г. Гойхбарга, в своей статье «Три закона, которые я разработал», рассказывая о брачном праве, он отмечал, что «А.Г. Гойхбарг писал статью, в котором называет КЗАГС первым кодексом законов РСФСР» (Dai, Jitao, 1921:26). Позже японский ученый Ямакава Кикуэй (山川菊荣), специализировавшийся на изучении советской теории государства и права, опубликовал в журнале «Новая молодежь» (№ 3, том 9) статью «Эмансипация женщин в рабоче-крестьянской России», переведенную на китайский язык китайским марксистским теоретиком товарищем Ли Да, указавшим в статье о том, что «этот новый КЗАГС, реализуя абсолютное равенство мужчин и женщин в законодательстве, предоставляя женщинам максимальную свободу в переходный период от капитализма к социализму, облегчая развод и уравнивая права и обязанности мужа и жены, разрушает старую систему брака и в то же время служит основой для более свободных отношений между мужчинами и женщинами в будущем. Рабоче-крестьянское правительство, таким образом, взяло самые важные женские нагрузки, то есть вопросы домашнего хозяйства и воспитания детей в руки государства и отнесли их к ответственности общины. Женщина в рабоче-крестьянской России зависела не от мужа, а от своего труда. Не муж поддерживает ее, а ее собственная сильная рука» (Yamakawa Kikuei, 1921:311–314).
Внедрение идей К. Маркса и советских революционных теорий постепенно применялось в китайской революционной практике: в начале июня 1921 г. представители Коминтерна, коммунисты С. Маринг и В. Нейман под фамилией Никольский[6], выехали в Китай как представители Профинтерна от Дальневосточного секретариата Коминтерна для участия в подготовке и проведении первого съезда китайских коммунистов. Они один за другим прибыли в Шанхай и установили контакт с членами первых организаций коммунистической партии в Шанхае, а именно Ли Да и Ли Ханьцзюнем. После нескольких бесед они пришли к выводу, что необходимо как можно скорее провести национальный съезд для официального создания КПК.
23 июля 1921 г. в Шанхае состоялся Первый национальный съезд КПК, на котором было объявлено об официальном создании КПК и принята Первая программа КПК[7]. В партийной программе I съезда КПК четко сказано, что партия признает систему советского управления, необходимость организации рабочих, крестьян и солдат, а также основную политическую цель партии – осуществление социальной революции... До конца классовой борьбы, т. е. до устранения классовых различий в обществе, признавая диктатуру пролетариата[8]. 1 мая 1922 г. состоялась Первая национальная рабочая конференция, принявшая ряд нормативных правовых актов о труде. 16 августа 1922 г. секретариат Китайского союза труда издал общенациональный Циркуляр о начале деятельности по трудовому законодательству, в котором подчеркивалось значение трудового кодекса. Затем был разработан Набросок трудового законодательства[9], в соответствии с которым рабочие развернули общенациональное рабочее движение. В июне 1923 г. состоялся Третий съезд КПК, на котором был принят Проект программы КПК, в котором четко указывалось, что «пролетариат в Китае должен принять участие в такой национальной революции, чтобы он мог сначала использовать способность концентрироваться на себе, чтобы завоевать позицию в политической борьбе, и только потом он будет иметь возможность объединить пролетариат мира и угнетенные национальности колоний в процессе мировой социальной революции»[10]. В октябре 1925 г. в Пекине состоялось расширенное заседание Центрального исполнительного комитета, на котором было опубликовано «Письмо к крестьянам», впервые выдвинувшее земельную политику «обрабатываемой земли, принадлежащей крестьянам»[11]. 7 августа 1927 г. Совещание ЦК КПК определило направления аграрной революции. В октябре 1927 г. Мао Цзэдун во главе войск Осеннего восстания урожая поднялся на гору Цзинган, создав первую сельскую революционную базу под руководством КПК – революционную базу горы Цзинган[12]. По мере постепенного укрепления революционных базовых районов в августе 1928 г. в базовом районе Западная Фуцзянь было обнародовано первое Положение о браке по советскому образу, в котором впервые был сформулирован ряд основных принципов, например, «брак должен быть добровольным как для мужчин, так и для женщин» и т.д. В конце того же года в пограничном районе Сянган был обнародован первый в истории КПК закон «О земле Цзинганшань»[13].
Развитие законодательства в период существования Китайской Советской Республики: историко-правовой анализ
С 1929 г. по первую половину 1930 г. по всей стране было создано более десятка сельских революционных баз и был создан отряд Красной армии численностью более 100 000 человек. В то время в центральных руководящих органах КПК обсуждался вопрос о необходимости созыва Национального съезда советских районов и создания Временного центрального правительства Китайской Советской Республики для содействия укреплению пролетарского руководства, мнение по данному вопросу было относительно единодушным.
4 февраля 1930 г. Центральный комитет КПК издал циркуляр «О созыве Национального съезда советских районов», в котором предлагалось провести Национальный съезд советских районов совместно с Национальном профсоюзом при участии представителей революционных баз и Красной армии[14]. В мае 1930 г. в Шанхае был проведен Национальный съезд советских регионов. На съезде были принята Декларация Национального съезда советских районов, Политические резолюции Национального съезда советских районов, обсужден и проект «Закона о земле», проект «Закона об охране труда» и другие проекты, а также определены задачи и стратегии борьбы за установление демократического режима для рабочих и крестьян по всей стране[15].
Для реализации стратегий и задач, поставленных Национальным съездом советских районов, 18 июня 1930 г. ЦК КПК издал Циркуляр «О расширении пропагандистской кампании» для Национального съезда советских районов, в котором говорилось следующее: «Центральный Комитет призывает всю партию к борьбе за будущее Советского Китая и выдвигает в качестве центрального лозунга всей нынешней пропаганды и агитации противодействие империалистической мировой войне, вооруженную защиту СССР, подготовку к вооруженному восстанию, свержение господства дворянско-буржуазного Гоминьдана и создание Советского Китая»[16]. В то же время газета «Красный флаг» опубликовала Агитационный набросок Первого Национального съезда советских районов, в котором велась активная пропагандистская кампания о значении и роли съезда. Основные положения были следующими: во-первых, Национальный съезд советских районов рассматривался как форма организации национально-революционного режима, и отныне в Китае существуют две противоположные формы власти: бюрократическое гоминьдановское правительство, поддерживаемое империалистами, и демократическое правительство рабочих и крестьян, непосредственно управляемое рабочими и крестьянами в результате массовых восстаний. Во-вторых, в нем подчеркивались значение и функции проекта «Закона о земле» и проекта «Закона об охране труда». Считалось, что эти два законопроекта станут важнейшим оружием китайской революционной борьбы и займут такое же великое место в истории китайской революции, как декрет «О земле» и декрет «О мире» в Октябрьской революции 1917 г. (Yang, Musheng, 2000:12).
С 7 по 27 ноября 1931 г. на 1-ом Всекитайском съезде Советов была принята Конституция Китайской Советской Республики, также и был принят ряд правовых актов о земле, труде и браке[17]. Во вновь выпущенных газетах начали писать о том, что Китайская Советская республика, несомненно, станет предвестником победы и установления демократической диктатуры рабочих и крестьян Китая в национальном масштабе, прелюдией к созданию нового общества в Китае и революционного освобождения угнетенных народов Востока, и, продолжая Октябрьскую революцию в Советской России, впишет новую и великую страницу в историю мировых революций[18].
2-й Всекитайский съезд Советов проходил с 21 января по 1 февраля 1934 г. 1 февраля 1934 г. председатель Мао Цзэдун выступил с заключительной речью и опубликовал Декларацию Второго Всекитайского съезда Советов, в которой говорилось следующее: «Начиная с Первого Всекитайского съезда Советов и до настоящего времени, всеми средствами Советской власти полностью доказано, что Советская власть является единственным руководителем антиимпериалистической аграрной революции. Она ясно показала перед всем населением страны, что советский путь есть единственный путь освобождения китайского народа и общества»[19].
Если сравнить законы Китайской Советской Республики с законами Советского Союза того времени, то нетрудно обнаружить, что они во многом схожи. Конституция, трудовое право, земельное право, семейное право и т.д. – все они продолжали использование советской модели законодательства и развивали идеи советского народа. Это хороший пример того, что правовая система Китайской Советской Республики находилась под глубоким влиянием Советского Союза, и что она училась и заимствовала практику и опыт Советского Союза при построении правовой системы. Далее рассмотрим конкретные примеры.
В ст. 1 Конституции Китайской Советской Республики четко сказано: «Задача Конституции Китайской Советской Республики – обеспечить власть демократической диктатуры рабочих и крестьян в советских районах и добиться ее победы на всей территории Китая»[20]. Ст. 12 Закона о земле Китайской Советской Республики гласит: «При Советской власти государственная собственность на землю и воду является необходимым шагом к полной ликвидации всех феодальных отношений в деревне и фактически является необходимым шагом к высокому и быстрому развитию сельского хозяйства»[21]. Закон «О труде Китайской Советской Республики» предусматривал введение восьмичасового рабочего дня, защиту молодых рабочих, работниц и детей, введение охраны труда, социального страхования и государственного пособия по безработице и т. д., что способствовало укреплению и развитию профсоюзных организаций, мобилизации и укреплению способности профсоюзных активистов вступать в Красную армию[22]. Законодательство «О браке в Центральном советском районе» определялось Положением «О браке Китайской Советской Республики», обнародованным в декабре 1931 г., и Законом «О браке Китайской Советской Республики», вышедшем 8 апреля 1934 г. В целях реализации принципа свободы брака ст. 20 указанная в положении «О браке Китайской Советской Республики» предусматривала, что «если женщина не выходит замуж снова, то мужчина обязан содержать ее и пахать за нее землю до тех пор, пока она не выйдет замуж». Ст. 1 Закона «О браке Китайской Советской Республики» четко гласит: «Отменить все браки по принуждению и купле-продаже, запретить детей-невест»[23]. Освобождение угнетенных женщин и отмена феодальной и варварской системы брака были одним из важных элементов демократической революции Коммунистической партии Китая. При сохранении демократического режима рабочих и крестьян граждане обоих полов не только добились политического положения, но и получили землю и работу, что создало необходимые материальные предпосылки и политические гарантии для реализации равенства мужчин и женщин и свободы брака.
Специфика китайского права в условиях военного времени
В 1935 г., когда японские захватчики активизировали агрессивную войну против Китая, КПК выдвинула политику «создания единого антияпонского фронта» (Qu, Lindong, 2020:7). 23 сентября 1937 г. КПК и Гоминьдан заключили соглашение о сотрудничестве. Китайская Советская Республика была переименована в освободительный район, находившийся под руководством КПК. Единый фронт антияпонской нации собрал значительные людские и материальные ресурсы, чтобы справиться с относительно отсталыми экономическими условиями производства и постепенной агрессией японской армии. ЦК КПК необходимо было проанализировать всю ситуацию и сформулировать полную политическую линию и стратегическую политику, соответствующую новым обстоятельствам. Это также стало главным социальным фактором для изменения соответствующего законодательства и политики. Рассмотрим более подробно основные моменты развития китайского законодательства того времени:
Развитие земельного законодательства в контексте политической реформы. Начиная с 17 по 25 декабря 1935 г. ЦК КПК провел заседание Политбюро в форте Ваяо в уезде Андин провинции Шэньси, в начале которого Чжан Хао выступил с докладом о духе Седьмого конгресса Коминтерна. Затем участники провели всестороннюю дискуссию. В ходе дискуссии возникла полемика вокруг вопроса о том, может ли национальная буржуазия противостоять японцам. В своей программной речи Мао Цзэдун проанализировал отношение различных классов к антияпонской борьбе и дал понять, что национальная буржуазия может принять участие в антияпонской борьбе в момент гибели страны и уничтожения нации, что даже лагеря крупной буржуазии могут разделиться и что необходимо создать широкий антияпонский национальный единый фронт. 25 декабря 1935 г. Заседание приняло Постановление ЦК «О современном политическом положении и задачах партии», подготовленное Чжан Вэньтянем. Для того чтобы соответствовать требованиям создания широкого антияпонского национального единого фронта, Постановление предусматривало смену «Рабоче-крестьянской республики» на «Народную республику», а также изменение некоторых политических установок, которые не соответствовали требованиям антияпонской борьбы. По вопросу об изменении политики по отношению к богатому крестьянству в Постановлении было указано, что «Советская Народная Республика изменяет свою политику по отношению к богатому крестьянству. Имущество богатых крестьян не будет конфисковано, не будет конфискована и земля богатых крестьян, за исключением той части, которая эксплуатируется феодализмом, независимо от того, пашут ли ее сами крестьяне или наемные рабочие. Когда вся земля в деревне будет разделена поровну, богатые крестьяне должны иметь право на ту же долю земли, что и бедные крестьяне и средние крестьяне»[24]. Другими словами, земля и имущество богатых крестьян были защищены, за исключением той части, которая эксплуатировалась феодализмом. С постепенным вторжением японского империализма основные социальные противоречия и основная политическая ситуация в Китае изменились. Для КПК и всей нации было лучшим выбором сотрудничать между Коммунистической партией Китая и Гоминьданом и объединиться в широкий антияпонский национальный единый фронт, чтобы противостоять вторжению иностранного врага. Политика снижения арендной платы и процентных ставок для помещиков, официально закрепленная на Лочуаньской конференции 1937 г., полностью консолидировала антияпонский национальный единый фронт на политическом уровне (Wang, Jinlin, 2005:230). Набросок администрации пограничного района Шаньси – Ганьсу – Нинся от 1941 г. также взял за основу единство, сопротивление и спасение Китая, и ст. 1 гласила: объединить все социальные классы и антияпонские партии и фракции в районе и пустить в ход все трудовые, материальные, финансовые и интеллектуальные ресурсы для обороны пограничного района, защиты СевероЗападного Китая и изгнания японского империализма[25]. В 1942 г. ЦК КПК обобщил практический опыт снижения арендной платы и процентов и принял Решение ЦК КПК «О земельной политике антияпонских базовых районов», в котором четко указывалось, что «политика снижения арендной платы и процентных ставок является земельной политикой антияпонского национального единого фронта» (Han, Yanlong & Zhang, Xibo, 2007:568).
С точки зрения земельной собственности Государственная собственность на землю и частная собственность на землю – это два вида собственности, предусмотренные земельным законодательством в освобожденном районе, находившийся под руководством КПК. Кроме того, что в правовом акте перечисляли виды земель, которые должны находиться в государственной собственности[26], он также гласит, что народ имеет право постоянно использовать землю без согласия землевладельца для строительства укреплений национальной обороны, транспорта, дорог и строительства домов, но должен заплатить землевладельцу или обменять землю на другую. Правительство Приграничного района полностью гарантировало всем противникам японской политики в Приграничном районе право на частную собственность и свободу пользования и получения доходов (включая землю) в соответствии с законом; оно также гарантировало право на частную землю всем крестьянам, которые приобрели землю, и гарантировало права на частную землю помещиков в неразделенных земельных районах (Ai, Shaorun & Gao, Haishen, 2016:7).
Правовой статус женщин и поощрение прав женщин в китайском законодательстве
Наряду с углублением революции и развитием движения за освобождение женщин Мао Цзэдун в период сопротивления выдвинул более глубокие и конструктивные взгляды на освобождение женщин и реформу системы брака. По случаю празднования Международного женского дня в 1939 г. Мао Цзэдун подчеркнул неравный статус женщин, заявив, что не только китайский народ угнетался японскими империалистами в период войны, но и наши женщины подвергались еще большему угнетению, то есть их угнетали мужчины (Mao, Zedong, 1972:168). В 1940 г. он вновь подчеркивал, что над соотечественницами издеваются не только японские империалисты, предательские и упрямые помещики и дворяне, но и непросвещенные мужчины (Xie, Yibiao, 2005:109). Руководствуясь мыслью Мао Цзэдуна об освобождении женщин, освободительные районы во время войны сопротивления японской агрессии унаследовали и развили опыт Советского Союза, обеспечив получение женщинами политических, культурных, семейных и имущественных прав в рамках правовой системы и в конечном итоге освобождение женщин от традиционных и патриархальных практик брака и семьи. В сентябре 1937 г. Организационный отдел ЦК КПК издал «Основные направления работы с женщинами», в котором определялось, что необходимо стремиться к политическому, экономическому и культурному равенству между мужчинами и женщинами, улучшать и повышать положение женщин, противостоять всем феодальным ограничениям и угнетению в борьбе за демократию и свободу в войне сопротивления[27].
На протяжении почти тысячелетия, вплоть до начала XX в., китайские женщины подвергали свои ноги деформации, считая, что лишь крошечные ступни могут быть красивы. Этот ужасный и разрушительный обряд бинтования ног был настолько глубоко укоренен в китайской культуре, что продолжался на протяжении многих веков. В связи с этим Коммунистическая партия Китая рассматривала освобождение женщин от бандажей для ног как важную меру по защите прав женщин в стране. В августе 1939 г. в пограничном районе Шэньси, Ганьсу и Нанкин был издан указ, запрещающий бинтование ног, – это был первый случай, когда женщинам было запрещено бинтовать ноги по закону. В указе четко оговаривается, что с даты опубликования указа женщинам в возрасте до 18 лет запрещается бинтовать ноги, а те, кто уже бинтовал ноги, должны немедленно избавиться от бинтов; те, кто еще не достиг 18-летнего возраста, а при этом их родителей принудили к бинтованию ног, виновные родители будут приговорены к лишению свободы на срок не более одного года. Если женщина в возрасте до 40 лет не освободит свои ноги в течение шести месяцев после опубликования указа, ее родители будут приговорены максимум к шести месяцам тюремного заключения. Что касается женщин старше 40 лет, то с ними следует проконсультироваться, готовы ли они освободить свои ноги, и это не должно быть принудительным[28]. Этот указ является самым тщательным, решительным и действенным указом, запрещающим бинтование ног в современной истории Китая. Он решительно запретил этот бесчеловечный социальный порок с помощью уголовных санкций и сурового наказания, полностью защитил неотъемлемое право китайских женщин на физическое здоровье и подтвердил равенство личности, которым пользуются китайские женщины в соответствии с законом. Эта крупная инициатива по освобождению тела и духа женщин показывает, что Коммунистическая партия Китая придает большое значение правам женщин (Hao, Qi, 1995:35).
Семья – это основная экономическая организация, организующая производство и добывающая средства к существованию. После начала Войны сопротивления китайского народа японской агрессии, когда большинство молодых мужчин стали солдатами и отправились на поле боя, значение женщин в сельскохозяйственном производстве стало более заметным, и они сыграли важную роль в поддержании экономического производства. Согласно статистике весной 1937 г. в Яньани и других уездах было организовано 14 501 женских учебно-производственных групп, в которых приняли участие 35 594 женщины; весной 1938 г. 20 600 женщин приняли участие в рекультивации 70 000 000 квадратных метров земли (Xie, Yibiao, 2005:110). Участвуя в производстве, женщины создавали достаток для своих семей и общества, что значительно улучшало экономическое положение женщин (Qin, Yan, 1992, 76).
Говоря о свободе брака, следует упомянуть, что статья 2 Положения «О браке пограничного района» Шаньси – Ганьсу – Нинся, принятого в апреле 1939 г., была важной частью законодательных мер, направленных на регулирование семейных отношений в контролируемых Коммунистической партией Китая регионах. Этот документ был частью усилий по установлению социалистических норм в жизни китайского общества. В приведенной статье акцентировалось внимание на том, что брак должен основываться на взаимном согласии и уважении между партнерами. Также подчеркивалось, что противозаконные или принудительные браки недопустимы. В контексте Положения о браке было предусмотрено, что браки должны регистрироваться в официальных органах, что обеспечивало легитимность и правовую защиту семейных отношений.
Этот документ отражал попытки коммунистов внедрить новые социальные нормы и улучшить положение женщин и семей в условиях социальной и политической нестабильности. Он также символизировал переход от традиционных практик к более современным и равноправным отношениям в обществе, стремясь создать более справедливую и прогрессивную систему для граждан. Приведем содержание самой статьи, которая гласит следующее: «принцип брака между мужчиной и женщиной регулируется свободной волей мужчины и женщины», и ст. 10 гласит, что «мужчины и женщины, желающие развестись, могут обратиться в местное поселковое или городское управление для регистрации развода. Выдается свидетельство о разводе»[29]. После принятия такого Положения количество разводов в регионе постоянно росло: в 1939 г. было 70 случаев, в 1940 г. – 77, в 1941 г. – 125, в 1942 г. – 242, в 1943 г. – 203, в 1944 г. – 173, а в первой половине 1945 г. – 133 дела. Многие из этих дел о разводе были инициированы женщинами, например, 94 из 99 случаев о разводе, рассмотренных в 1940 г. в подрайоне Суйде пограничного района Шаньси – Ганьсу – Нинся, и все 23 дела о разводе, рассмотренные в уездах подрайона Суйде в 1942 г., были инициированы женщинами[30]. Впоследствии, когда они столкнулись с военными атаками, споры по поводу брака и семейных вопросов вызвали бы волнения среди бойцов фронта и не способствовали бы победе в войне. Поэтому реальность требовала, чтобы женское освободительное движение в этот период было в определенной степени подчинено общей ситуации национальной революции (Wang, Jianhua, 2010:130). Для стабилизации армии и обеспечения победы в войне Правительство предприняло ряд специальных мер по выпуску нормативно-правовых документов, защищающих браки военнослужащих. Например, «Меры по урегулированию разводов антияпонских семей в пограничном регионе Шаньси – Ганьсу – Нинся» (январь 1943 г.), «Приказ о защите браков революционных солдат в пограничных районах Цзиньсуя» (апрель 1946 г.) и т. д. Ограничения на расторжение браков супругов военнослужащих были несколько строже: Поправка к Временному положению «О браке в пограничном районе Шаньси – Ганьсу – Нинся» от 20 марта 1944 г. гласила: «Супругам антияпонских солдат в принципе не разрешается разводиться в период войны сопротивления, а тем, кто не может получить весточку от мужа в течение как минимум пяти лет, не разрешается подавать заявление о разводе в местное правительство. Получив такое заявление, местные власти должны расследовать обстоятельства дела, прежде чем дать развод. Только если муж умер, бежал, перешел на сторону врага или женился на другой, она может быть освобождена от этого положения» (Han, Yanlong & Chang, Zhaoru, 1984:810).
Приведем реальный пример, который произошел во время японо-китайской войны. Хуан Ланхуа и Лю Фумин заключили брачный договор, но после того, как Лю Фумин ушел в армию и более семи лет от него не было вестей, его супруга вышла замуж за Ван Вэньцзе, исходя из жизненных потребностей, и когда Лю Фумин подал иск о сохранении брачного договора, Высший суд пограничного района Шаньси – Ганьсу – Нинся решил, что брачный договор должен быть расторгнут[31]. Правила защиты брака солдат сопротивления округа Хуайхай 1943 г. также содержали аналогичные положения, а именно, что условия для развода были следующими: если было получено согласие солдата сопротивления, или если было доказано, что солдат был вовлечен в двоеженство или если будет доказано, что военнослужащий действительно пожертвовал собой (Zhang, Xipo, 2004:367). Строгий контроль над вопросом развода военнослужащих позволял защитить их браки и поднять боевой дух.
Трудовое законодательство и его адаптация во время войны
Во время сопротивления японской агрессии в каждом антияпонском районе был принят ряд нормативных правовых актов, направленных на улучшение жизни рабочих и защиту их законных прав и интересов в соответствии с политикой партии «О едином фронте антияпонской нации и фактической ситуацией в районе». Например, ст. 1 «Временных правил о труде на фабриках Северо-Западного Китая», опубликованных Административным управлением Северо-Западного Китая в апреле 1941 г., гласила: «Целью настоящих правил является развитие производства, укрепление солидарности, защита интересов как работодателей, так и работников, улучшение жизни рабочих для удовлетворения потребностей войны». В соответствии со ст. 21 по мере возможности работодатели должны были стремиться к обеспечению безопасности и гигиены на фабриках. Согласно ст. 38 работницы не должны привлекаться к ночной работе, тяжелой работе или работе опасного характера (Han, Yanlong & Chang, Zhaoru, 1984:678–680). Ст. 10 «Временных правил защиты рабочих в пограничном районе Цзинь, Хэбэй, Луху и Юй» (ноябрь 1941 г.) гласила о продолжительности рабочего дня: «Рабочие на государственных и частных заводах, шахтах и мастерских должны работать по десять часов в день. Однако рабочее время подземных шахтеров не должно превышать девяти часов» (Han, Yanlong & Chang, Zhaoru, 1984:663). В антияпонский период китайский лидер Мао Цзэдун разъяснял принципы трудового законодательства в освобожденных районах, указывая в своей статье о политике улучшения жизни рабочих с целью активизации всеобщего антияпонского духа, но при этом китайское правительство не должно было слишком сильно повышать заработную плату или сокращать рабочий день. В нынешних условиях в Китае восьмичасовой рабочий день все еще трудно внедрить повсеместно, а десятичасовой рабочий день должен быть разрешен в некоторых отраслях производства. В других отраслях производства продолжительность рабочего дня должна устанавливаться в зависимости от обстоятельств. Что касается улучшения жизни и обращения с сельскими рабочими, то не следует поднимать слишком высокие требования, иначе это легко приведет к противодействию крестьян, безработице рабочих и сокращению производства (Mao, Zedong, 1991:766).
Заключение
Создание правовой системы Китая в период Китайской советской республики и в годы Второй мировой войны стало важным этапом в истории правовой системы Китая, который не мог быть достигнут без влияния и помощи советского права.
Правовая система Китая, созданная по советскому образцу, объединила силы рабочих и крестьян, эмансипировала женщин и тем самым быстро подняла производительные силы. В период антияпонской войны несмотря на незначительные изменения в политике антияпонская законодательная деятельность с самого начала и до конца отражала интересы пролетариата и широких народных масс, проводила общую политику единого антияпонского фронта, ослабляла противоречия между партиями и людьми, разного социального статуса, обеспечивала единство различных сил в сопротивлении японскому вторжению, давала возможность народным массам добиться политических, экономических, культурных прав и интересов, всемерно мобилизовала активное участие социальных субъектов в сопротивлении японскому вторжению и в производстве.
В результате, опираясь на энтузиазм социальных субъектов, наконец, Новый Китай смог добиться окончательной победы в антияпонской войне и внести свой вклад в мировую войну.
1 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики об углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху, в контексте 75-летия установления дипломатических отношений между двумя странами. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/supplement/6132 (дата обращения: 29.06.2024).
2 Речь Си Цзиньпина на 75-й годовщине победы в войне сопротивления китайского народа против японской агрессии и мировой войне. Режим доступа: https://baijiahao.baidu.com/s?id=167686957758
6032217&wfr=spider&for=pc (дата обращения: 29.06.2024)
3 Александр Григорьевич Гойхбарг –– российский советский государственный деятель, юрист, профессор Московского университета, главный создатель Гражданского кодекса РСФСР 1922 года, принимал участие в составлении текста первой советской конституции и в кодификации советского брачного, семейного и опекунского права.
4 СУ РСФСР. 1918. № 87–88. Ст. 905.
5 Григорий Наумович Войтинский – советский политический деятель, ученый-китаевед. В 1920–1927 гг. – на ответственной работе в Исполкоме Коминтерна (ИККИ), заведующий дальневосточным сектором восточного отдела. Является первым представителем Коминтерна в Китае, оказал большую помощь в создании Компартии Китая.
6 Пятнадцатым участником съезда Коммунистической партии Китая оказался выходец из Баргузина. Режим доступа: https://burunen.ru/blogs/71681-pyatnadtsatym-uchastnikom-sezda-kommunisticheskoy-partii-kitaya-okazalsya-vykhodtsem-iz-barguzina/?ysclid=lxaj2bamdc532217267 (дата обращения: 28.06.2024).
7 Вскоре после основания КПК центральные органы подверглись саботажу со стороны иностранных патрулей, и архивы о Первом съезде КПК, собранные ЦК партии, вскоре было невозможно найти. 24 декабря 1956 года Центральный комитет Коммунистической партии СССР поместил оригинальные 18 коробок с архивами делегации КПК в Интернационале КПК в ЦК КПК, в которых содержался русский вариант Первой программы Коммунистической партии Китая.
8 Избранные документы ЦК КПК. T. 1. Пекин: Издательство «Партийный университет ЦК КПК», 1989. C. 3.
9 Набросок трудового законодательства. Режим доступа: https://www.guoxuemi.com/shijian/2215q/ (дата обращения: 02.07.2024).
10 Избранные документы ЦК КПК. T. 1. Пекин: Издательство «Партийный университет ЦК КПК», 1989. C. 140.
11 Избранные документы ЦК КПК. T. 1. Пекин: Издательство «Партийный университет ЦК КПК», 1989. C. 140, 512.
12 Красный Стяг над горами Цзинган. Режим доступа: https://sv-scena.ru/Buki/Mao-TSzedun.22.html (дата обращения: 03.07.2024).
13 Закон о земле Цзинганшань. Режим доступа: https://www.jian.gov.cn/news-show-11098.html (дата обращения: 01.07.2024).
14 Первые выборы Китайского Совета рабочих и крестьян. Режим доступа: http://www.china.com.cn/guoqing/2019-09/03/content_75168105.htm (дата обращения: 01.07.2024).
15 Красная память. Режим доступа: https://mp.weixin.qq.com/s?__biz=MzA3OTc0NDk5Mg==&mid=2651546219&idx=2&sn=077c8311f57e3e4f41fa9cdd968fb625&chksm=845118e4b32691f2a5b43b6b8e0696d35784e8cabf594db944df1a8c6f424243217a36860788&scene=27 (дата обращения: 01.07.2024).
16 Циркуляр о расширении пропагандистской кампании для Национального съезда советских районов. Режим доступа: http://www.71.cn/2011/0930/630733.shtml (дата обращения: 01.07.2024).
17 7 ноября 1931 года в уезде Жуйцзинь (провинции Цзянси) состоялся 1-й Всекитайский съезд Советов. Режим доступа: http://cpc.people.com.cn/GB/64162/64165/72301/72308/ (дата обращения: 04.07.2024).
18 Еженедельник «Красный флаг», № 23, 20 ноября 1931 г.
19 Декларация Второго Всекитайского съезда Советов. Режим доступа: http://www.ce.cn/xwzx/gnsz/szyw/200705/21/t20070521_11437288.shtml (дата обращения: 04.07.2024).
20 Конституция Китайской Советской Республики. Режим доступа: https://www.hnsjw.gov.cn/sitesources/hnsjct/page_html5/ztjj/gqbnhdgclswy/dswx/article2981ce10ef8f4ddf89bbc326d25522f5.html (дата обращения: 04.07.2024).
21 Закон о земле Китайской Советской Республики. Режим доступа: http://www.yuanlin365.com/yuanyi/142678.shtml (дата обращения: 05.07.2024).
22 Закон о труде Китайской Советской Республики. Режим доступа: http://www.71.cn/2011/0930/630850.shtml (дата обращения: 02.07.2024).
23 Закон о браке Китайской Советской Республики. Режим доступа: http://www.npc.gov.cn/npc/c12434/c1793/c1853/c2198/201905/t20190522_5107.html (дата обращения: 05.07.2024).
24 Постановление ЦК о современном политическом положении и задачах партии. Режим доступа: https://www.dswxyjy.org.cn/n/2013/1217/c244520-23862655.html (дата обращения: 02.07.2024).
25 Набросок администрации пограничного района Шаньси – Ганьсу – Нинся. Режим доступа: https://www.chnmuseum.cn/zp/zpml/gmww/202104/t20210406_249570_wap.shtml (дата обращения: 03.07.2024).
26 См.: Избранные документы правительства пограничного района Шаньси – Ганьсу – Нинся, серия 8 / Под ред. Архива провинции Шэньси и Академии общественных наук Шэньси. Пекин: Издательство архивов, 1991. С. 71.
27 Основные направления работы с женщинами. Режим доступа: https://m.thepaper.cn/baijiahao_13643720 (дата обращения: 05.07.2024).
[28] Постановление о запрете бинтования ног женщин. Режим доступа: https://www.sxlib.org.cn/dfzy/sjk/wxjl/slhb/sgngmgjdslxjdyj/201704/t20170425_679220.html
29 Положение о браке пограничного района Шаньси – Ганьсу – Нинся. Режим доступа: http://dfz.shaanxi.gov.cn/sqzlk/xbsxz/sxdyl/yls_16204/dbxz/201004/t20100420_764159.html
30 Документация женского движения в пограничном районе Шаньси – Ганьсу – Нинся / под ред. Ассоциации женщин провинции Шэньси. Сиань: Народное изд-во Шэньси, 1985. С. 367.
31 Архив провинции Шэньси: Сборник уголовных и гражданских решений высшего суда Пограничного района Шэньси-Ганьсу-Нинся 1946 г., Т 2 / под ред. суда Пограничного района Шэньси – Ганьсу – Нинся, файл № 15–30.
Об авторах
Яо Ли
Институт верховенства права за рубежом при Восточно-Китайском университете политических наук и права
Автор, ответственный за переписку.
Email: yaozaihenmang@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9933-7513
доктор юридических наук, постдок Института верховенства права за рубежом
201620, Китайская Народная Республика, г. Шанхай, рaйон Сунцзян, ул. Лунюйань, 555Список литературы
- Ai, Shaorun & Gao, Haishen. (2016) Compilation of Laws and Regulations of the Shanxi-Gansu-Ningxia Border Region. Xi’an, Sanqin Publishing House. (in Chinese).
- 艾绍润, 高海深. 陕甘宁边区法律法规汇编. 西安: 三秦出版社2016年版.
- Dai, Jitao. (1921) Three bills I drafted. In: Chen, Dushu, Li, Dazhao & Qiu, Qiubai (eds.). New Youth. Vol. IX. 2011. Beijing, Publishing House Chinese Bookstore. (in Chinese).
- 戴季陶. 我所起草的三法案. 载陈独秀, 李大钊, 瞿秋白主编. 新青年(第9卷). 中国书店2011年版.
- Гойхбарг А. Г. Новое семейное право. М. : изд. военно-юрид. кн. магазина, 1918. 88 с.
- Гойхбарг А. Г. Первый кодекс законов Р.С.Ф.С.Р. // Пролетарская революция и право. № 7. С. 3-9.
- Гойхбарг А. Г. Советское земельное право. М.: Гос. изд-во, 1921. 116 с.
- Герасимов Д.И. Между Гоминьданом и КПК: политика Советского государства в Китае (1918-1927 гг.) // Исторический журнал: научные исследования. 2022. № 5. С. 18-19.
- Han, Yanlong & Zhang, Xibo. (2007) History of Chinese Revolutionary Legal System. Beijing: China Social Science Press. (in Chinese).
- 韩延龙, 张希坡.中国革命法制史. 北京 中国社会科学出版社2007年版.
- Han, Yanlong & Chang, Zhaoru. (1984) Selected Documents on the Legal System of the Base Areas during China’s New Democratic Revolution. Vol. 4. Beijing, China Social Science Press. (in Chinese).
- 韩延龙, 常兆儒. 中国新民主主义革命时期根据地法制文献选编. 第4卷. 北京 中国社会科学出版社1984年版.
- Hao, Qi. (1995) An Experimental Study of the Main Contributions of Women in the Shanxi-Gansu-Ningxia Border Region in the War of Resistance. Journal of Yan'an University (Social Science Edition). (1), 34-38. (in Chinese).
- 郝琦.试论陕甘宁边区妇女在抗战中的主要贡献 // 延安大学学报 社会科学版 . 1995. № 1. С. 34-38.
- Mao, Zedong. (1972) Collected Works of Mao Zedong. Vol. 2. Beijng, People’s Publ. (in Chinese).
- 毛泽东. 毛泽东文集. 第2卷. 北京 人民出版社1972年版.
- Mao, Zedong. (1991) Selected Works of Mao Zedong. Vol. 2. Beijing, People’s Publ. (in Chinese).
- 毛泽东. 毛泽东选集. 第2卷. 北京 人民出版社1991年版.
- Qu, Lindong. (2020) Connotation, roots and historical significance of Mao Zedong’s view of the Chinese nation. Studies in the history of history. (4), 1-7. (in Chinese).
- 瞿林东.毛泽东中华民族观的内涵、根源和历史意义 // 史学史研究. 2020. № 4. C. 1-7.
- Qin, Yan. (1992) Theory and practice of women’s participation in social production in the Shanxi-Gansu-Ningxia border area. Journal of Humanities. (1), 73-76. (in Chinese).
- 秦燕. 陕甘宁边区妇女参加社会生产的理论与实践 // 人文杂志. 1992. № 1. С. 73-76.
- Sui, Lili & Sun, Guangyan. (2021) From Rural to Urban: Exploring Rights Protection in the Liberated Area of Harbin. Study and Exploration. (1), 86-94. (in Chinese).
- 隋丽丽, 孙光妍.从农村到城市哈尔滨解放区的权利保障探索 // 学习与探索. 2021. № 1. С. 86-94.
- Wang, Jianhua. (2010) Emancipation of rural women in the revolutionary perspective - the example of the Shanxi-Gansu-Ningxia Border Region during the war. Tianfuxinlun. (1), 127-131. (in Chinese).
- 王建华. 革命视域下的乡村妇女解放--以抗战时期陕甘宁边区为例 // 天府新论. 2010. № 1. С .127-131.
- Wang, Jinlin. (2005) On the Similarities and Differences between the Anti-Japanese Democratic Regime and the Workers’ and Peasants’ Soviet Regimes. Gansu Social Science. (1), 223-230. (in Chinese).
- 王晋林. 论抗日民主政权与工农苏维埃政权的异同 // 甘肃社会科学. 2005. № 1. C. 223-230.
- Xie, Yibiao. (2005) On Mao Zedong’s Thought on Women’s Human Rights in the War Period. Gansu Social Science. (2), 108-111. (in Chinese).
- 谢一彪. 论抗战时期毛泽东的妇女人权思想 // 甘肃社会科学. 2005. № 2. C. 108-111.
- Yamakawa, Kikuei. (1921) Emancipation of Women in the RSFSR. In: Chen, Dushu, Li, Dazhao & Qiu, Qiubai (eds.). New Youth. Vol. IX. 2011. Beijing, Publishing House Chinese Bookstore Beijing, Publishing House Chinese Bookstore. (in Chinese).
- 山川菊荣. 劳农俄国的妇女解放. 载陈独秀, 李大钊, 瞿秋白主编. 新青年(第9卷). 中国书店2011年版.
- Yang, Musheng. (2000) Legal Construction in the Central Soviet Area, Beijing, China Party History Press. (in Chinese).
- 杨木生. 中央苏区法制建设. 北京 中国党史出版社2000年版.
- Zhang, Xipo. (2004) History of Marriage Legislation in China. Beijing, People’s Publ. (in Chinese).
- 张希坡. 中国婚姻立法史. 北京 人民出版社2004年版.
