Влияние эпистемических сообществ на разработку будущего международно-правового регулирования деятельности на Луне
- Авторы: Черных И.А.1, Гугунский Д.А.1, Солнцев А.М.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 28, № 1 (2024)
- Страницы: 215-230
- Раздел: МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО. ЗАРУБЕЖНОЕ ПРАВО
- URL: https://journals.rudn.ru/law/article/view/38388
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2337-2024-28-1-215-230
- EDN: https://elibrary.ru/RBDTEL
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Каждая человеческая культура отразила влияние Луны в своей космологии, духовности, науке, творческой и социальной жизни. По этим причинам исследование и использование Луны должно происходить продуманно, а возможная добыча ресурсов не должна вредить единственному спутнику Земли и ее окружающей среде в целом. В связи с принятием некоторыми государствами национальных законов, затрагивающих коммерческую добычу космических ресурсов, а также с возобновлениями лунных программ сразу несколькими ведущими космическими державами становится очевидным необходимость универсального международно-правового регулирования данной области. Однако для разработки детализированного международно-правового режима по освоению Луны сегодня недостаточно усилий только основных космических держав, поскольку на практике активными участниками космической деятельности являются и другие субъекты международных отношений, в том числе так называемые эпистемические сообщества, представляющие различного рода и порядка неправительственные организации. Такие сообщества предлагают свое основанное на нормах международного космического права видение вопроса международно-правового регулирования отношений, складывающихся в рамках исследования и использования Луны, предполагающее активное участие неправительственных юридических лиц с учетом интересов нынешних и будущих поколений, а также развивающихся в космической отрасли государств. В настоящем исследовании представлен комплексный анализ влияния эпистемических сообществ на разработку будущего международно-правового режима освоения Луны. Авторами последовательно рассматривается деятельность неправительственных организаций в работе Комитета ООН по космосу с момента его образования. Особое внимание уделяется вкладу таких сообществ в прогрессивное развитие международного космического права и его кодификацию, в том числе рассматривается юридическая природа разрабатываемых такими сообществами документов. В заключительной части исследования дается комплексная международно-правовая оценка деятельности эпистемических сообществ.
Полный текст
Введение Изучение небесных тел, помимо нашей планеты Земля, с древности было важной целью для всего человечества. Космос манил мыслителей, философов, астрономов. С появлением практической возможности исследования и использования небесных тел - с началом космической эры[389] - государства стали запускать космические аппараты к близлежащим и иным естественным космическим объектам нашей Солнечной системы, таким как Марс, Венера, или к астероидам. Наиболее популярной среди объектов для освоения при этом всегда была Луна (греч. Селена) - естественный спутник Земли. Первая лунная гонка, в рамках которой СССР и США соревновались в исследовании Луны и ее окололунного пространства, приходится на конец 50-х - середину 70-х гг. ХХ в. Именно в этот период времени были осуществлены: облет и фотографирование обратной стороны Луны[390]; фотографирование лунной поверхности и первая мягкая посадка на ее[391]; первое перемещение по поверхности Луны; первая пилотируемая на Луне программа[392]; доставка лунного грунта на Землю и многие другие исследования, которые позволили человечеству получить новые колоссальные знания о естественном спутнике Земли. На этот же период времени приходится становление международного космического права - самостоятельной отрасли международного права. В рамках учрежденного в 1958 г. в качестве специального, а затем - с 1959 г. постоянного Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях (далее - Комитет ООН по космосу) государства разработали основные международные договоры, регулирующие космическую деятельность. Первоначальным и основным из них стал Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г. (далее - Договор по космосу)[393]. Последним юридически обязательным документом, вышедшим на данный момент из-под пера Комитета ООН по космосу, стало Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах от 18 декабря 1979 г.[394] Оно детализировало ст. ст. I, IV, V, IX, X, XI, XII Договора по космосу и включило видение государств по регулированию деятельности на Луне и других небесных телах «на будущее». При этом государства после серии удачных исследовательских миссий к Луне, вплоть до начала 21 столетия, не уделяли столь активного внимания ее изучению и регулированию деятельности на ней. Однако сегодня, с развитием коммерческой космической деятельности и объявлением государствами новых космических программ, Луна вновь стала объектом повышенного внимания. Буквально за 20 с небольшим лет США объявили о лунной программе «Артемида». КНР совместно с Россией объявили о создании Международной научной лунной станции, при том что у каждого государства есть собственная лунная программа. Индия небезуспешно реализует свою лунную программу «Чандраян». Также исследования Луны с помощью автоматических лунных станций есть в планах у Японии и ОАЭ. Более того, лунные программы США и Китая предполагают привлечение к участию в них других государств, частного сектора и активного использования государственно-частного партнерства, что отличает современные лунные программы от программ ХХ в. К сожалению, несмотря на амбициозные планы по исследованию, использованию и освоению Луны и в силу того, что к Соглашению о Луне не присоединились ни Россия, ни США, ни КНР, и сегодня оно насчитывает лишь 17 государств-участников[395], на данный момент остается очень много нерешенных юридических вопросов по мере приближения к практической деятельности на Луне. Например, сюда относятся вопросы, связанные с порядком размещения лунных космических станций и баз, предотвращением нарушения сформировавшегося равновесия лунной среды, охраной культурного и научного наследия, находящегося на Луне, и другие. В отсутствие универсального детализированного международно-правового режима лунной деятельности некоторые государства (США, Люксембург, ОАЭ, Япония) стали принимать национальное законодательство по освоению космических природных ресурсов (Tolstykh, 2021; Al Ali, 2021; Abashidze & Chernykh, 2022; Yuzbashyan, 2017). США в 2020 г. под свою лунную программу разработали «Соглашение Артемиды в виде принципов сотрудничества и гражданской деятельности по исследованию и использованию Луны, Марса, комет и астероидов в мирных целях»[396]. В 2016 г. государства-участники Юридического подкомитета Комитета ООН по космосу предложили для обсуждения отдельный пункт повестки дня «Общий обмен мнениями о возможных моделях правового регулирования деятельности по исследованию, освоению и использованию космических ресурсов». В 2021 г. они учредили специальную Рабочую группу по этому пункту повестки дня. Стоит также отметить, что некоторыми государствами высказывались предложения обсудить и оценить в Комитете механизмы координации на Луне[397] или включить новый пункт повестки дня Комитета под условным названием «Координация устойчивой деятельности на Луне»[398]. На фоне активизации государств в области космической лунной деятельности активную позицию стали проявлять эпистемические сообщества, к которым относятся различные научно-исследовательские группы[399] и неправительственные организации[400], в том числе носящие международный характер и в состав которых в силу специфики отношений в области исследования и использования космического пространства, Луны и других небесных тел могут входить представители академического сообщества, правительственных структур (в первую очередь, от космических агентств и министерств), гражданского сообщества, частного бизнеса. Членами таких организаций являются физические и юридические лица. Такие сообщества разрабатывают как узконаправленные, так и всеобъемлющие проекты по регулированию космической деятельности, в т.ч. на Луне. Если такое сообщество имеет статус наблюдателя Комитета ООН по космосу, то у него есть возможность представить результаты проделанной работы в качестве рабочих документов заседаний Комитета для сведения его государств-членов. С учетом увеличения числа подобного рода организаций, целями настоящего исследования являются изучение влияния эпистемических сообществ на разработку будущего международно-правового регулирования деятельности на Луне, а также формально-юридическая оценка роли разрабатываемых ими документов в отношении отдельных направлений такой деятельности. Участие эпистемических сообществ в деятельности Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях Основными участниками в разработке новых норм международного космического права являются государства и международные межправительственные организации во главе с Организацией Объединенных Наций (далее - ООН), которая занимает центральное место (Hobe, S, 2023). Однако существует ряд неправительственных организаций, в том числе международных, чья деятельность также направлена на развитие международного космического права. Такие организации создаются научными сообществами, учреждениями или физическими лицами, т.е. не государствами. Эти организации могут участвовать в работе международных межправительственных организаций в качестве наблюдателей (Friedl, Johnson, 2023:19-21), создавать альтернативные площадки для обсуждения разнообразных проблем мирного освоения космического пространства[401]. Здесь важно отметить, что международное космическое право не исключает возможность осуществления космической деятельности неправительственными юридическими лицами. Деятельность такого рода организаций должна осуществляться только с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства (Gerhard, 2009). Государства несут международную ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность неправительственных юридических лиц проводилась в соответствии с положениями, содержащимися в Договоре по космосу[402]. Сегодня можно видеть, что космическая деятельность открыта для сотрудничества всем субъектами - как государственными, так и негосударственными, которые могут и хотят, а также обладают знаниями, необходимыми для успешного осуществления этой деятельности (Lapaš, 2010). Необходимо отметить, что через 3 года после создания Комитета ООН по космосу, 29 марта 1962 г.[403], был учрежден Юридический подкомитет, который с 28 мая по 20 июня 1962 г. заседал на своей первой сессии[404] под председательством одного из пионеров международного космического права Манфреда Ляхса (Lyall, 2013). На первое же заседание Юридического подкомитета в качестве наблюдателей были приглашены четыре международные межправительственные организации: Всемирная метеорологическая организация (ВМО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международный союз электросвязи (МСЭ), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), а также одна неправительственная организация - Комитет по космическим исследованиям (КОСПАР / COSPAR) Международного совета научных союзов[405]. Таким образом, Юридический подкомитет с самого своего основания заложил фундамент глобальной площадки сотрудничества в области освоения космического пространства не только для государств, но и для международных межправительственных и неправительственных организаций. По состоянию на 1 сентября 2023 г. 13 международных межправительственных организаций и 37 неправительственных организаций[406] имеют статус наблюдателя при Комитете ООН по космосу. Неправительственные организации могут иметь временный и постоянный статус наблюдателя. Временный статус наблюдателя предоставляется на 3 года. Однако, он может быть продлен еще на год[407]. За это временя организации необходимо подать заявку на специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете ООН (ЭКОСОС) и пройти процедуру получения постоянного статуса наблюдателя. Затем Комитет ООН по космосу может предоставить неправительственной организации статус постоянного наблюдателя при Комитете. Например, на последнем заседании Комитета ООН по космосу в 2023 г. 2 неправительственные организации - Европейское астрономическое общество и «Три страны - доверенный посредник» подали соответствующие заявления в Комитет, получив одобрение на «временный статус при нем на 3 года до поступления информации относительно рассмотрения его заявления о предоставлении консультативного статуса при ЭКОСОС» (пп. 396 - 400)[408]. Далее рассмотрим некоторые эпистемические сообщества, являющиеся наблюдателями Комитета ООН по космосу, работа которых затрагивает отдельные направления лунной деятельности. Характеристика и деятельность некоторых эпистемических сообществ в области исследования, освоения и использования Луны Ранее упомянутый КОСПАР является первым наблюдателем от неправительственных организаций в Комитете ООН по космосу (с 1962 г.) и представляет из себя междисциплинарный научный орган, созданный для развития международного сотрудничества в области космических исследований. Он был учрежден Международным советом научных союзов в 1958 г.[409] КОСПАР проводит научно-технические собрания, публикует различные материалы о космических исследованиях, развивает крупные международные совместные программы в области научных исследований. В рамках организации функционирует «Научная комиссия В: космические исследования системы Земля-Луна, планет и малых тел Солнечной системы», где создана Подкомиссия В3, которая охватывает все аспекты лунной науки и исследования. Текущие лунные исследования включают дистанционное зондирование и измерения лунной поверхности на месте, лабораторный анализ лунных образцов и теоретическое моделирование внутренней структуры и эволюции Луны. В 2021 г. КОСПАР опубликовал «Политику в области планетарной защиты»[410] для космических держав в качестве международного стандарта по процедурам, позволяющим избежать загрязнения органическими компонентами и биологическими веществами при исследовании космоса, так и в качестве общепринятого руководства в этой области для соблюдения положений Договора по космосу и других соответствующих международных соглашений. Документ предлагает государствам предоставлять документацию, касающуюся потенциального загрязнения Луны и лунной среды (пп. 8.1, 8.2). Другой не менее важной организацией, присоединившейся в 1976 г. в качестве наблюдателя на сессию Юридического подкомитета, стала Международная астронавтическая федерация (МАФ / IAF)[411], которая организует крупнейшую в мире дискуссионную площадку по космической деятельности - Международный астронавтический конгресс, но полях которого регулярно обсуждаются различные вопросы освоения Луны и околунного пространства. На полях данного Конгресса особое значение для обсуждения международно-правовых вопросов занимает Коллоквиум по космическому праву, организуемый Международным институтом космического права (МИКП)[412]. Например, в 2023 г. в рамках Коллоквиума были проведены совместный с Международной академией астронавтики 37-ой научно-правовой круглый стол на тему «Космический запуск с небесных тел: технология, право и политика» и секция «Правовые вопросы, связанные с развитием космической деятельности на небесных телах», на которых ученые обсуждали в том числе на тематику освоения Луны. Результаты таких дискуссий публикуются в сборниках статей. Международный институт космического права стал наблюдателем Комитета ООН по космосу в 2008 г. По тематике исследования и использования Луны данная организация опубликовала несколько официальных заявлений: в 2004 г. - связанное с рассмотрением претензий на имущественные права в отношении Луны и других небесных тел[413]; в 2009 г. - связанное «с анализом международно-правового режима использования космических ресурсов»[414] и «в 2015 г. - после принятия США национального законодательства в области космических ресурсов»[415]. Ассоциация международного права (АМП / ILA) является еще одним примером неправительственной организации, занимающейся вопросами международного космического права. Она была основана в Брюсселе в 1873 г. Ее целями, согласно Уставу, являются «изучение, разъяснение и развитие международного права, как публичного, так и частного, а также содействие международному взаимопониманию и уважению международного права. взаимопонимания и уважения к международному праву»[416]. Впервые Ассоциация приняла участие в качестве наблюдателя в работе Комитета в 1991 г.[417], хотя статус был получен годом ранее. Важным результатом работы организации является Модельный национальный закон о космической деятельности[418], принятый на 75-ой Софийской конференции Ассоциации междугородного права в сентябре 2012 г. (ILA Resolution 6/2012), который породил немало споров среди юристов-международников (Hobe, 2013; Bhat & Kurlekar, 2017). Данный модельный закон имеет важное значение для тех государств, которые только начинают свой путь в области развития космической деятельности, в том числе по исследованию и использованию Луны и других небесных тел. В 1995 г. к работе Комитета в качестве обозревателя присоединилась Международная академия астронавтики (МАА / IAA)[419], к задачам которой относятся изучение и обсуждение передовых вопросов в области космических исследований и технологий, а также обеспечение руководства и управления в области невоенного использования космоса и продолжающегося исследования Солнечной системы. Под эгидой Академии проводятся различные исследования в области освоения космического пространства, среди которых, на наш взгляд, можно особо выделить исследование в области управления космическим движением, которые впервые было опубликовано в 2006 г. под названием «Cosmic Study on Space Traffic Management»[420], а затем переиздано в 2018 г.[421] Данное обширное исследование затрагивает один из важнейших вызовов для человечества - регулирование космического движения - с учетом планов по добыче ресурсов на небесных телах включая Луну и организацию т.н. «лунных деревень» [422] (Volynskaya, 2022). В 2001 г. статус наблюдателя получил Консультативный совет представителей космического поколения[423], целью которого стало объединение и представление на национальном и международном уровнях интересов молодого поколения - студентов и молодых специалистов, работающих в космической сфере - в возрасте от 18 до 35 лет. Данная организация готовит и проводит мероприятия, помогает молодому поколению в получении стипендий и стажировок, создает исследовательские и проектные группы, а также позволяет формировать профессиональные навыки, предлагать свои собственные проекты и повышать свой уровень образования по различным направлениям в области космической деятельности[424]. Совет активно участвует в работе Комитета ООН по космосу и его подкомитетов. Так, например, в 2020 г. в целях обеспечения вклада молодого поколения в обсуждение вопросов мирного и устойчивого освоения Луны, Советом было принято решение учредить Инициативную группу по эффективному и адаптивному управлению лунной экосистемой (E.A.G.L.E. Team), которая в 2021 г. представила в Рабочую группу по космическим ресурсам Юридического подкомитета документ, содержащий краткое изложение по результатам проведенного исследования[425]. Подготовленный документ содержит идеи и предложения молодого поколения по поводу необходимого режима управления на Луне в рамках деятельности по ее мирному и устойчивому освоению, в т.ч. исследовательская группа приводит анализ исследований на схожую тематику, проведенных в других международных неправительственных организациях; и предлагает принять Устав по управлению Луной[426]. Следующей узкоспециализированной международной неправительственной организацией является «Лунное наследие для всего человечества» со штаб-квартирой в США [427], созданной Мишель и Тимом Хэнлон. Организация получила статус наблюдателя Комитета ООН по космосу в 2018 г. и участвует в его работе[428]. Главной целью данной организации является продвижение идеи охраны человеческого наследия в космосе, а именно на Луне. В рамках деятельности организации был создан каталог результатов различного рода человеческой деятельности на Луне, начиная от следов астронавтов на лунной поверхности и заканчивая космическими аппаратами (например, советская Луна-9 или американский Сервейер-3). При этом критериями отнесения таких результатов к охраняемым являются их культурная, историческая, археологическая или иная научная особая ценность для всего человечества. Наиболее интересной для предмета нашего исследования неправительственной организацией является Ассоциации «Лунная деревня»[429], созданная в 2017 г. со штаб-квартирой в г. Вена (Австрия) и получившая статус наблюдателя в Комитете в 2019 г. Ассоциация действует как постоянный глобальный неформальный форум для заинтересованных сторон, включающих представителей государственных органов, промышленности (частных компаний), научного сообщества (университеты и исследовательские организации) и общественности, заинтересованные в развитии т.н. «лунной деревни». Ассоциация способствует развитию международного сотрудничества в рамках существующих или запланированных космических программ по освоению Луны. Ассоциация для достижения поставленных целей и задач может создавать исследовательские инициативные группы по различным тематикам. Именно на этом основании в 2020 г. Ассоциация выступила с инициативой сформировать Глобальную группу экспертов по устойчивой деятельности на Луне[430] для поиска решений предполагаемых проблем, которые могут возникнуть в процессе лунной деятельности, с целью снижения риска будущих лунных миссий и расширения глобального сотрудничества в области исследования и использования Луны (Reibaldi, et al., 2023). В состав Группы вошли представители космических агентств, правительств, промышленности, международных организаций, неправительственных организаций, университетов и исследовательских центров. Деятельность Группы началась в феврале 2021 года и была завершена к концу 2022 г. публикацией отчета: «Рекомендуемые рамки и ключевые элементы для мирной и устойчивой деятельности на Луне»[431]. В настоящий отчет также включено Приложение 1, касающееся Руководящих принципов по внедрению ключевых элементов и Приложение 2 о будущих вопросах[432]. Рекомендуемые рамки и ключевые элементы разработаны в качестве руководства для будущих лунных проектов и предлагают рекомендации по реализации безопасной и устойчивой лунной деятельности путем установления норм, координации и управления. Важно отметить, что документ ориентирован не только на государства, но и на участников космической деятельности в лице различных организаций и компаний, которые будут осуществлять практическую деятельность на Луне, таким образом документ является практикоориентированным. В основе документа лежат отраслевые принципы международного космического права, соответствующие положения договоров ООН по космосу и документов «мягкого права»[433]; а также иные документы например, передовая практика ассоциации «Лунная деревня» по устойчивому развитию лунной деятельности 2019 г.[434], Ванкуверские рекомендации по добыче космических ресурсов 2020 г.[435] или межведомственные соглашения Артемиды, разработанные под американскую лунную программу, под названием «Принципы сотрудничества в гражданском исследовании и использовании Луны, Марса, комет и астероидов в мирных целях»[436]. В апреле 2023 г. Рекомендуемые рамки и ключевые элементы были представлены в Комитет ООН по космосу[437]. В настоящее время работа Глобальной группы экспертов продолжается в рамках операционной фазы Проекта. В этих целях было создано три рабочие группы для проведения более целенаправленных обсуждений и выработки соответствующих решений по различным вопросам, связанным с лунной деятельностью, а именно: рабочая группа № 1 «Охрана окружающей среды на Луне», рабочая группа № 2 «Техническая координация на Луне» и рабочая группа № 3 «Координация деятельности на Луне с участием многих заинтересованных сторон»[438]. Открытый лунный фонд также является неправительственной организацией, основанной в 2018 г. со штаб-квартирой в Сан-Франциско и являющийся наблюдателем в Комитете ООН по космосу с 2021 г. Фонд занимается разработкой проектов и публикацией практических исследований, в том числе предоставляет стипендии на проведение научных исследований[439]. В 2021 г. в рамках организации был учрежден специальный фонд «На пути к доверию» (Breaking Ground Trust) как независимое юридическое лицо для разработки политики устойчивого, правового и многостороннего управления лунными ресурсами. В 2023 г. были проведены предварительные исследования для создания глобальной многосторонней платформы для разработки лунной политики, которая поможет поддерживать и развивать совместное освоение Луны путем изучения и решения ключевых политических, операционных и координационных вопросов. Соответствующий документ со всеми инициативами Открытого лунного фонда были представлены в Юридический подкомитет Комитата ООН по космосу[440]. Гаагская международная рабочая группа по управлению космическими ресурсами - следующий пример сотрудничества межправительственных и неправительственных организаций с научным сообществом[441]. В ходе своей деятельности Рабочая группа стремилась, прежде всего, оценить в глобальном масштабе необходимость создания системы управления деятельностью в области космических ресурсов и, определившись с этим, подготовить документ, определяющий основные применимые элементы управления. В 2019 г. Гаагская рабочая группа приняла документ под названием «Элементы для разработки международной рамочной основы деятельности, связанной с космическими ресурсами»[442], который был представлен в Рабочую группу по космическим ресурсам Юридического подкомитета Комитета ООН по космосу. В 2020 г. в качестве продолжения своей работы Группа опубликовала специальный комментарий к Элементам (de O Bittencourt Neto, Hofmann, Masson-Zwaan & Stefoudi, 2020). Несмотря на то, что Гаагская рабочая группа не является наблюдателем в Комитете ООН по космосу, результаты ее работы неоднократно представлялись совместно от делегаций Люксембурга и Нидерландов в качестве рабочего документа на заседания соответствующих подкомитетов[443]. Юридическая природа документов, разрабатываемых эпистемическими сообществами В целом, из-за сокращения темпов кодификации в Комитете ООН по космосу нормотворческий процесс в области космической деятельности по-прежнему несколько ограничен. Последние годы в ООН в области деятельности по мирному использованию космического пространства разрабатываются международные документы, содержащие необязательные принципы, нормы, стандарты или другие заявления ожидаемого поведения в виде рекомендаций, принципов, руководящих принципов. Обозначенные разнообразные документы необязательного характера квалифицируют как «мягкое право», которое можно определить следующим образом: «все те социальные правила, которые были созданы государством или другими субъектами международного права, не имеющие юридической силы, но, тем не менее, обладающие особой юридической значимостью»[444]. Данный термин охватывает чрезвычайно широкий круг международных инструментов[445]. Договоренности, особенно те, которые определяют сотрудничество по научным проектам или в целях общего обмена информацией, порождают все больше и больше практики, благодаря чему приобретают соответствующее политическое и экономическое значение. Нарушение норм «мягкого права» (определяемых в основном как социальные или политические нормы) не влечет юридических последствий (Tronchetti, 2011). Наиболее эффективное привлечение к ответственности за несоблюдение сторонами согласованных общих намерений и поведения, будет заключаться в перспективе отказа в признании в качестве надежного партнера. Однако, как видно из ранее проведенного анализа, сегодня появляются новые виды документов, создающихся вне Комитета ООН по космосу инновационным и неформальным образом по инициативе тех субъектов, которые ощущают потребность в каком-то руководстве в своих взаимоотношениях[446]. В нашем случае - это все возрастающее число неправительственных организаций, членами которых являются физические и юридические лица. Разрабатываемые такими организациями документы так же, как и иные документы «мягкого права», не являются юридически обязательными для субъектов международного космического права, но, являясь ориентированными на фактических участников будущей лунной космической деятельности, могут находить применение на практике. Для всеобщего охвата и признания со стороны международного сообщества такие организации стремятся представить итоговые рекомендации в Комитет ООН по космосу в качестве вклада в его работу по разработке международно-правового режима освоения Луны. Для распространения данных документов нужно либо иметь статус наблюдателя в Комитете, либо предоставить по договоренности свои идеи через государства-члены Комитета, делегация которого распространит такой документ между другими государствами-членам как документ зала заседаний. Положения этих документов, созданных профессиональными организациями, найдут отражение в итоговом документе по регулированию деятельности на Луне, который будет принят в рамках Комитета ООН по космосу. Заключение В течение десятилетий международные межправительственные и неправительственные организации и ассоциации являлись полноценными участниками работы Комитета ООН по космосу в части регулирования использования космического пространства в мирных целях, результатом чего стало внесение в повестку Подкомитета постоянного пункта «Информация о деятельности международных организаций, имеющих отношение к космическому праву». Данная практика продолжается на регулярной основе и в 2023 г. в рамках своей 62-ой сессии Юридический подкомитет рассматривал вопрос «Информация о деятельности международных межправительственных и неправительственных организаций, имеющей отношение к космическому праву», в работе которой приняли участие представители множества неправительственных организаций, имеющих статус постоянного наблюдателя при Комитете, деятельность некоторых из которых была рассмотрена в настоящем исследовании. Подобные организации часто являются наблюдателями и участниками на различных глобальных и региональных площадках. Они вовлечены как в правотворческий процесс (например, разработка кодексов поведения, технических документов, участие в научных мероприятиях на международном уровне), так и в процесс реализации норм международного права на национальном уровне (например, мониторинг деятельности государства). Несмотря на то, что неправительственные организации не являются субъектами международного права, они выступают субъектом международных отношений. Именно поэтому необходимо осуществление международного сотрудничества между всеми заинтересованными участниками космической деятельности. Разрабатывая инструменты «мягкого права», международное космическое сообщество демонстрирует, что традиционной международно-правовой системы для регулирования лунной космической деятельности недостаточно. Исследования, проводимые эпистемическими сообществами, безусловно могут быть базой для обсуждения в Комитете ООН по космосу всего спектра правовых вопросов, связанных с освоением Луны в ближайшем будущем. Более того, такие организации менее ограничены, чем государства с точки зрения охвата проведения исследований и формулирования рекомендаций, а также членского состава и его квалификации. Документы таких организаций и неофициальная кодификация, проводимая ими, в последующем могут послужить важным началом для формирования «мягкого права» через такие международные площадки, как Комитет ООН по космосу, а в последствии для их официальной кодификации, прогрессивного развития международного космического права и принятия обязательного международного документа, поскольку решение ряда проблем следует искать исключительно в международно-правовом поле, учитывая, что космическое пространство является международным пространством. При этом важно не допустить, чтобы активная работа эпистемических сообществ не была политизирована и не тормозила работу Комитета и его подкомитетов, перегружая их повторяющимися идеями и многочисленными рабочими документами, требующих взвешенной формально-юридической оценки.Об авторах
Ирина Алексеевна Черных
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: chernykh-ia@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-5369-1736
SPIN-код: 2381-0326
кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права юридического института
Российская Федерация, 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Денис Андреевич Гугунский
Российский университет дружбы народов
Email: gugunskiy-da@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-2158-184X
SPIN-код: 7489-4157
старший преподаватель кафедры международного права юридического института
Российская Федерация, 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Александр Михайлович Солнцев
Российский университет дружбы народов
Email: solntsev-am@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-9804-8912
SPIN-код: 8289-4948
доцент, кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права юридического института
Российская Федерация, 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Список литературы
- Абашидзе А.Х., Черных И.А. Политика и законодательство США в области освоения природных ресурсов небесных тел (международно-правовые аспекты) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2022. Т. 13. № 1. С. 158-180. https://doi.org/10.21638/spbu14.2022.109
- Аль Али Н. Проблема регулирования использования природных ресурсов Луны и других небесных тел в коммерческих целях // Государство и право. 2021. № 8. С. 100-109. https://doi.org/10.31857/S102694520016442-7
- Bhat, B.S. & Kurlekar, A. (2017) A Discourse on the Remodeling of ILA Model Law on Nation Space Legislation. Journal of Space Law. 41(1). 1-28. Режим доступа: https://airandspacelaw.olemiss.edu/wp-content/uploads/2020/07/JSL-41.1.pdf (дата обращения: 13.10.2023).
- de O Bittencourt Neto, O. Hofmann, M., Masson-Zwaan, T. & Stefoudi, D. (2020) Building Blocks for the Development of an International Framework for the Governance of Space Resources Activities: A Commentary. Hague, Eleven International Publishing. Режим доступа: https://www.boomportaal.nl/boek/9789462361218 (дата обращения: 13.10.2023).
- Friedl, M. & Johnson, Ch.D. (eds.). (2023) The COPUOS Briefing Book. Secure World Foundation.
- Gerhard, M. (2009) Article V. In: Hobe, S., Schmidt-Tedd, B., & Schrogl, K-U. (eds.). Cologne Commentary on Space Law in three Volumes. Volume I. Outer Space Treaty. Cologne, Germany, Carl Heymanns-Verlag, 103-125.
- Hafner, G. (2003) The Effect of Soft Law on International Economic Relations. In: Griller, S. (eds.) International Economic Governance and Non-Economic Concerns: New Challenges for the International Legal Order. Springer-Verlag, Wien, 149-160. https://doi.org/10.1007/978-3-7091-6036-7_5
- Hobe, S. (2013) The ILA Model Law for National Space Legislation. Zeitschrift für Luft- und Weltraumrecht. 62 (1), 81-95. Режим доступа: https://heinonline.org/HOL/LandingPage? handle=hein.journals/zlw62&div=10&id=&page= (дата обращения: 13.10.2023).
- Hobe, S. (2023) Space Law. 2nd ed. Baden-Baden, Nomos/Hart.
- Lapaš, D. (2010) The Role of International Non-Governmental Organisations (INGOs) in Space Activities and Space Law. In: Vukas, B. & Sosic, T. (eds.). International Law: New Actors, New Concepts-Continuing Dilemmas. Leiden, the Netherlands, Brill Nijhoff. pp. 125-145. https://doi.org/10.1163/ej.9789004181823.i-614.39
- Lyall, F. (2013) Manfred Lachs (21.4. 1914-4.1. 1993). In: Hobe, S. (ed.). Pioneers of Space Law. Leiden, the Netherlands, Brill Nijhoff. pp. 192-210. https://doi.org/10.1163/ 9789004240285_013
- Reibaldi, G., Prunariu, D.-D., Christensen, I., Xu, Y. & El-Shawa, S. (2023) The Global Expert Group on Sustainable Lunar Activities: Recommended Framework and Key Elements for Peaceful and Sustainable Lunar Activities. IAC-23-D4.2.4. 74th International Astronautical Congress (IAC), 2-6 October 2023. Baku, Azerbaijan. Режим доступа: https://moonvillageassociation.org/download/gegsla-iac-2023-paper/ (дата обращения: 13.10.2023).
- Толстых В.Л. Реформа космического права // Актуальные проблемы российского права. 2021 Т. 16. № 5 (126). С. 166-182. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2021.126.5.166-182
- Tronchetti, F. (2011) Soft Law. In: Brunner Ch. & Soucek A. (eds.). Outer Space in Society, Policy and Law. Vienna, Austria, Springer-Verlag, 361-386.
- Волынская О.А. Космос и бизнес: международно-правовые проблемы // Право и государство. 2022. № 3(96). С. 33-54. https://doi.org/10.51634/2307-5201_2022_3_33
- Welly, N.D. (2010) Enlightened State-Interest - A Legal Framework for Protecting the ‘Common Interest of All Mankind’ from Hardinian Tragedy. Journal of Space Law. (36), 273-313. Режим доступа: https://heinonline.org/HOL/LandingPage?handle=hein.journals/jrlsl36& div=15&id=&page= (дата обращения: 13.10.2023).
- Юзбашян М.Р. Закон США об исследовании и использовании космических ресурсов 2015 г. и международное космическое право // Московский журнал международного права. 2017. № 2 (106). С. 71-86.