Единицы времени в исчислении административно-процессуальных сроков
- Авторы: Белякович Е.В.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 28, № 1 (2024)
- Страницы: 95-118
- Раздел: АДМИНИСТРАТИВНОЕ И ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
- URL: https://journals.rudn.ru/law/article/view/38382
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2337-2024-28-1-95-118
- EDN: https://elibrary.ru/POQAAA
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Темпорально-правовое регулирование административно-процессуальных правоотношений непосредственным образом связано с правилами исчисления сроков, единообразие которых обуславливает эффективность административного процесса в целом. Вопрос о правилах исчисления исследуемых сроков раскрыт через призму интегративной концепции административного процесса. Исследованы вопросы об единицах времени, используемых при исчислении административно-процессуальных сроков. Предложена дефиниция категории «исчисление административно-процессуального срока». Выделены принципы исчисления административно-процессуальных сроков: единообразие, ясность, разумность. Проанализированы темпоральная регламентация административного процесса посредством таких единиц времени, как день, сутки, неделя, декада, месяц, квартал, год, а также многочисленная правоприменительная практика. Используемые при исчислении срока в административном процессуальном праве единицы времени разделены на микро- и макроединицы. Обращено внимание, что использованию микроединиц времени в административном процессе способствует развитие концепции «электронного правосудия». Раскрыта существующая проблематика правового регулирования административно-процессуальных правоотношений через единицу времени «день», проявляющуюся в следующих вариантах: день, календарный день, рабочий день, нерабочий день, праздничный день, выходной нерабочий день, а также определенный календарный день. Выявлена специфичность правовой природы нерабочих дней, установленных в пандемийный период. Констатировано хаотичное и рассогласованное использование темпоральных единиц «сутки» и «день» в административном процессе. Предложено отказаться от исчисления административно-процессуальных сроков календарными величинами «неделя», «полтора месяца». Отмечен устойчивый вектор сокращения темпоральной продолжительности и детальной временной регламентации осуществления административно-процессуальных действий.
Ключевые слова
Полный текст
Введение «Пифагор не без основания представлял, что мир управляется числом. Почти во все акты нашего мышления входит число, и поскольку мы можем определить численно, постольку имеем точное и полезное знание о вселенной» (Jevons, 1881:150). Время есть независимая переменная, находящаяся в непрерывном и независимом течении. Изменение движения времени неподвластно физическому миру, но исчисление времени в принятых темпоральных единицах позволяет с определенной долей условности им управлять и структурировать общественную жизнь. Следует согласиться, что «среди юридических формальностей особое место занимает исчисление времени (исчисление событий), так как оно представляет собой удачный (что делает его интуитивно подходящим для многих правовых контекстов) и простой в использовании (что делает его легко доступным и юристам и простым людям) инструмент» (Hernández Marín & Sartor, 1999:90). Темпоральное сопровождение административно-процессуальной деятельности непосредственным образом связано с правилами исчисления сроков в административном процессуальном праве. Правильное и единообразное исчисление административно-процессуальных сроков обуславливает эффективность административного процесса в целом. Административный процесс рассматривается нами в интегративной концепции как система трех видов процесса: управленческого (административно-процедурного), административно-юрисдикционного и административного судопроизводства. Соответственно, административные дела, разрешаемые уполномоченными органами в рамках административного процесса, образуют следующую триаду: 1) бесспорные административные дела, относящиеся к компетенции органов публичной администрации, 2) дела по административным спорам, рассматриваемые органами публичной администрации и судами, 3) дела по административным правонарушениям, разрешаемые также органами публичной администрации и судами. Поддерживая интегративный подход к пониманию административного процесса, соглашаемся с представителями науки (Zelentsov, Kononov & Stakhov, 2018:509), предлагающими выделять в структуре административного процесса в зависимости от его места, назначения в механизме административно-правового регулирования и административно-правовой защиты, а также от субъектов, его организующих и осуществляющих, два типа такого процесса: исполнительный административный процесс и судебный административный процесс. Вопрос о правилах исчисления исследуемых сроков раскрывается через призму приведенной структуры интегративного видения административного процесса. Понятие исчисления административно-процессуального срока Процесс исчисления по своей природе в большей степени является математической категорией, позволяющей найти искомое (неизвестное) посредством применения правил оперирования с исходными известными показателями. Говоря об исчислении сроков, Г.Б. Петрова рассматривает исчисление сроков как «основанный на установленных в законе правилах мыслительный процесс, в ходе которого уясняется подлинный смысл соответствующих правовых предписаний о сроках и с помощью математических расчетов выясняются их параметры применительно к конкретной ситуации» (Petrova, 2004:10). Исчисление сроков видится как порядок определения конкретного периода времени или момента времени, в который участник процесса вправе или обязан совершить процессуальное действие (Treushnikov, 2014:214). Н.В. Косарева предлагает под исчислением сроков в производстве по делам об административных правонарушениях понимать закрепленные в административном законодательстве и подзаконных нормативных правовых актах правила, устанавливающие порядок определения начала и окончания течения сроков и единиц их измерения (Kosareva, 2013:69). По утверждению О.А. Анашкина, исчисление срока означает последовательную смену секунд, минут, часов, суток и т.д., то есть объективное свойство, присущее самому времени, процесс, присущий оценочной деятельности человека (Anashkin, 2004:23). Под исчислением срока, как полагает А.А. Архипов, следует понимать установление условных границ в потоке времени с помощью определенных эталонов времени (года, месяца, дня, часа, минуты, секунды) с целью упорядочить юридически значимую деятельность человека (Arhipov, 2010:60). В ракурсе конституционно-правовых сроков А.А. Карташов определяет их исчисление как волевую сознательную деятельность субъектов конституционного права по установлению подлинного смысла соответствующих правовых предписаний о сроках и определению с помощью математических и календарных расчетов их параметров применительно к конкретным правоотношениям (Kartashov, 2008:9). Н.В. Краснова утверждает, что исчисление срока представляет собой процесс установления в потоке времени условных координат - эталонных временных величин (час, день, неделя, месяц, квартал, год) для регламентации и упорядочения юридически значимой человеческой деятельности, а также результат этого процесса (Krasnova, 2017:49). Применительно к сфере административно-процессуального права предлагаем под исчислением административно-процессуального срока понимать мыслительный процесс, по результатам которого в темпоральном потоке административного процесса фиксируются искомые точки начала и окончания срока посредством осуществления арифметических расчетов с известными исходными данными о длительности срока и используемых единицах времени с учетом установленных юридических правил. Необходимо отметить, что процесс исчисления административно-процессуального срока есть результат корреляции как математических, так и юридических способов исчисления срока, обеспечивающий установление темпоральных границ административно-процессуальной деятельности. Многочисленная правоприменительная практика[97] показывает имеющиеся сложности при исчислении административно-процессуальных сроков, что влечет признание ненормативных правовых актов, решений, действий, бездействия административных органов незаконными, а в рамках судебного административного процесса - отмены принятых судебных актов. Эффективность темпорального праворегулирования административно-процессуальной деятельности непосредственным образом связана с корректностью исчисления административно-процессуальных сроков. Правила исчисления административно-процессуального срока упорядочивают административно-процессуальную деятельность при помощи воздействия на соответствующие правоотношения темпоральных юридических средств. Исходя из последних нормативных нововведений усматривается стремление законодателя к детальной временной регламентации совершения административно-процессуальных действий. Но в тоже время следует отметить имеющийся «перекос» в темпоральном правовом регулировании: отдельные административно-процессуальные действия регламентируются максимально подробно (вплоть до установления времени ожидания, например, не более 10 минут, при подаче обращения через ящик для приема корреспонденции, расположенный при входе в таможенный орган[98]), а в некоторых случаях отсутствует требуемая временная регламентация, что приводит к возникновению споров[99]. Исчисление сроков в административно-процессуальном праве осуществляется по специальным нормативно закрепленным правилам, которые в некоторых случаях отличаются от правил календарного времяисчисления[100]. Установленный на законодательном уровне порядок исчисления административно-процессуальных сроков требуется как в целях гарантирования защиты прав заинтересованных лиц, так и для «упрощения» подсчета исследуемых сроков, что обеспечивает единообразие и правовую определенность административно- процессуальной деятельности. Принципы и структура исчисления административно-процессуальных сроков Сущность исчисления административно-процессуальных сроков выражается и конкретизируется через принципы, на которых основывается темпоральная составляющая административного процесса. Полагаем возможным выделить следующие принципы исчисления административно-процессуальных сроков. 1) Принцип единообразия Несмотря на многогранность административно-процессуальных сроков подходы к их исчислению должны быть едиными в целом. Например, в отношении использования категорий «рабочий день» или «календарный день» следует придерживаться единого понимания относительно конкретной единицы времени, используемой при исчислении срока. Не должно быть различий в правилах темпорального расчета для исполнительного или судебного административно-процессуального права, равно как и для триады административных дел (бесспорные дела, дела по административным спорам, дела по административным правонарушениям). Обратный подход, а именно исчисление сроков в административно-процессуальном праве в ракурсе различных подходов приводит к правовой неопределенности, потере устойчивости административно-процессуальной деятельности. При высокой темпоральной концентрации административно-процессуального права многочисленные и разнообразные сроки должны основываться на единых правилах исчисления. 2) Принцип ясности Административно-процессуальное право должно содержать четкие предписания относительно правил исчисления административно-процессуального срока и его юридически значимых свойствах. Правила исчисления административно-процессуальных сроков должны быть понятными, ясными и недвусмысленными в части применяемых единиц времени, продолжительности срока и при определении его темпоральных границ (начало и окончание срока). Административно-процессуальная деятельность имеет четкую внутреннюю структуру, базирующуюся в том числе на темпоральной составляющей, поэтому для устойчивости и стабильности административного процесса определенность и ясность длительности срока имеет первостепенное значение. Темпоральные точки начала и окончания взаимодействия субъектов административного процесса должны быть зафиксированы максимально понятно для всех участников административно-процессуальный правоотношений. 3) Принцип разумности Правила исчисления срока должны быть разумными и объективными как применительно к конкретному (отдельному) административно-процессуальному действию, так и в целом в рамках рассмотрения административного дела. Необходимо учитывать, что критерии разумности, являющиеся оценочной категорией, различны в исполнительном и судебном административно-процессуальном правовом регулировании, а также в триаде административных дел исходя из соответствующей специфики. Правила исчисления административно-процессуального срока должны обеспечивать разумную и адекватную темпоральную продолжительность отдельного административно-процессуального действия и административного процесса в рамках конкретного административного дела в целом, коррелирующую с темпом общественной жизни. Профессор А. Цукерман отнес длительность рассмотрения спора в суде к факторам измерения правосудия, наряду с поиском правильного решения (истины) и стоимостью судебного разбирательства, между которыми в любой судебной системе устанавливается компромисс (Zuckerman, 1999:41-42). Полагаем, что приведенный подход справедлив по отношению к административному процессу в целом. Совершенно справедливо замечено, что оптимальность срока обеспечивается существованием такого темпа, при котором «быстрота достигается не в ущерб качеству процесса, а качество - не в ущерб быстроте» (Yakupov, 1972:6). Изучение вопроса о правилах исчислении административно-процессуального срока включает в себя следующие аспекты: - темпоральные единицы для измерения административно-процессуального срока (конкретные единицы времени, неопределенные категории), - непосредственно сама длительность срока (количественные временные и событийные категории), - фиксация начала и окончания срока (включая правила о перерыве, продлении, приостановлении, восстановлении срока). Говоря о закрепленных правилах исчисления административно-процессуальных сроков, следует отметить, что законодатель, несмотря на достаточно обширную сферу правового регулирования административно-процессуального права, тем не менее лишь в единичных случаях предусматривает нормативное закрепление правил исчисления сроков. Так, соответствующие нормы имеются в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации[101] (глава 8) «Процессуальные сроки», Арбитражном процессуальном кодекса Российской Федерации[102] (глава 10 «Процессуальные сроки»), Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях[103] (статья 4.8 «Исчисление сроков»), Налоговом кодексе Российской Федерации[104] (статья 6.1 «Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах»), Таможенном кодексе Евразийского экономического союза[105] (статья 4 «Порядок исчисления сроков, устанавливаемых международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования»), а также Федеральном законе от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[106] (статья 7.1 «Порядок исчисления сроков, устанавливаемых законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании и иными правовыми актами Российской Федерации в сфере таможенного регулирования»), Федеральном законе от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»[107] (статья 86 «Исчисление сроков»), Федеральном законе от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»[108] (глава 3 «Сроки в исполнительном производстве»). При этом, как видно, в одних нормативных правовых актах правила исчисления сроков оформлены в главу, в других - ограничены статьей. День: календарный, рабочий, нерабочий Такая темпоральная единица, как день является наиболее применимой в праве при темпоральном регулировании административно-процессуальных правоотношений. Анализ административно-процессуального законодательства показывает использование категории «день» в следующих вариантах: день, календарный день, рабочий день, нерабочий день, праздничный день, выходной нерабочий день, а также определенный календарный день. Проблема в сфере административно-процессуального правоприменения возникает в случаях нормативно-темпорального регулирования правоотношений категорией «день» в отсутствие конкретизации (рабочий либо календарный), что влечет неоднозначность и неопределенность в исчислении соответствующего процессуального срока. Так, в силу части 3 статьи 113 АПК РФ нерабочие дни не включаются в сроки, исчисляемые днями. Аналогичное положение содержится в части 2 статьи 15 Закона об исполнительном производстве. КоАП РФ, оперируя категориями день, нерабочий день, рабочий день, тем не менее не раскрывает, включатся ли в категорию «день» только рабочие дни. Согласно части 2 статьи 92 КАС РФ по общему правилу исчисляемые днями сроки включают только рабочие дни. Обратный подход предусмотрен частью 12 статьи 7.1 Закона о таможенном регулировании - если исчисление срока осуществляется в днях, то дни являются календарными днями. Такой же подход закреплен частью 5 статьи 86 Закона о госконтроле: по общему правилу календарными днями исчисляется срок в днях. При этом в основном законодатель использует единицу «рабочий день», но в двух случаях (часть 2 статьи 94 и часть 11 статьи 96) говорится о 10 днях, следовательно, календарных. В то же время в части 5 статьи 40 Закона о госконтроле прямо предусмотрен срок подачи жалобы на решение контрольного (надзорного) органа - в течение тридцати календарных дней, а в части 6 указанной нормы срок обращения с жалобой на предписание контрольно-надзорного органа исчисляется уже в рабочих днях (10 рабочих дней). Как видно, единообразной последовательности в использовании единиц измерения времени при определении сроков в данном случае отсутствует, несмотря на наличие главы 15 «Сроки», хотя и состоящей из одной статьи. Дефиниция рабочего дня содержится в НК РФ: в силу части 6 статьи 6.1 рабочий день - это день, который не признается выходным, нерабочим праздничным и (или) нерабочим днем в соответствии с действующим законодательством. Аналогичная формулировка содержится в части 9 статьи 7.1 Закона о таможенном регулировании. Наиболее расширенную дефиницию рабочего дня в сфере административно- процессуального права предусматривает ТК ЕАЭС (часть 8 статьи 4): дни недели с понедельника по пятницу, на которые не приходятся дни, объявленные нерабочими в соответствии с законодательством государств-членов; выходные дни, на которые в соответствии с законодательством государств-членов перенесены рабочие дни. Трудовым законодательством (статья 111 Трудового кодекса РФ) предусмотрен общий выходной день в воскресенье как для пятидневной, так и для шестидневной рабочей недели; при пятидневной рабочей неделе второй выходной день устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка. Большинство органов публичной администрации и суды ориентируются на пятидневную рабочую неделю с выходными днями в субботу и воскресенье. Но некоторые административные органы (например, Росреестр, ГИБДД) осуществляют деятельность в субботу (шестидневная рабочая неделя), либо, работая в субботу, устанавливают второй выходной день в понедельник. Кроме того, следует учитывать перенос выходных дней на рабочие дни в связи с праздниками (например, новогодние и майские каникулы). Таким образом, при исчислении сроков в рабочих днях следует учитывать как график работы конкретного органа публичной администрации, так и законодательный перенос выходных дней на рабочие дни во избежание пропуска срока на совершение юридически значимого административно-процессуального действия. Напомним, что Закон об исчислении времени говорит только о календарном дне как о периоде времени продолжительностью двадцать четыре часа (пункт 7 статьи 2 Федерального закона от 03.06.2011 № 107-ФЗ «Об исчислении времени»[109]). При этом достаточно много нормативных правовых актов, которые не раскрывают, что понимается под категорией «день», но которые используют категории как «рабочий день», так и просто «день». Например, Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»[110] в основном оперирует понятием «рабочий день», но встречается и категория «день», что дает основание понимать его как календарный. Аналогичное положение в Законе о защите конкуренции: применяются категории календарные дни, рабочие дни и просто дни. Вопрос об их соотношении в каждом нормативном правовом акте должен разрешаться посредством правил юридического толкования. Представляется, что в случае закрепления в одном нормативно-правовом акте различных темпоральных категорий и отсутствия раскрытия их содержательной части следует приравнивать дни к календарным дням. Непоследовательность законодателя в использовании конкретных единиц времени проявляется и в следующем. Закон об исполнительном производстве использует темпоральную единицу измерения «день». Согласно части 2 статьи 15 указанного Закона нерабочие дни не включаются в сроки, исчисляемые днями. Тем не менее, данный Закон оперирует категориями рабочие и календарные дни, сутки, в связи с чем утрачивается согласованность между частью 2 статьи 15 Закона и темпоральным регулированием посредством единицы времени «день». В судебной практике встречается также понятие «процессуальные дни», под которыми, как полагаем, понимаются по существу рабочие дни[111]. Таким образом, нормы административно-процессуального законодательства фактически образуют три подхода к пониманию единицы времени «день»: - в категорию «день» не включаются нерабочие дни, то есть категория «день» равнозначна категории «рабочий день», - по общему правилу в категорию «день» не включаются нерабочие дни, но есть исключения, - категория «день» равнозначна категории «календарный день», то есть включаются и нерабочие дни. Следует констатировать, что в сфере административного процессуального права и даже в рамках отдельных нормативных правовых актов существует несогласованность в понимании используемых единиц времени, в частности категории «день», что влечет неопределенность правового регулирования и ошибки при исчислении административно-процессуальных сроков. Так, достаточно обширна судебная практика по спорам об исчислении административно-процессуальных сроков в днях в части использования календарного либо рабочего дня в расчетах[112]. Представляется, что должны действовать единые и четкие правила в отношении единицы времени «день» с использованием четких категорий «календарный день», «рабочий день», «нерабочий день». Дополнительно к категориям рабочий, нерабочий, календарный день в КАС РФ используется понятие «выходной или нерабочий праздничный день» (часть 7 статьи 241, часть 4 статьи 226), при том, что статья 93 КАС РФ, устанавливая правила исчисления сроков в днях, оперирует категорией именно «рабочий день». Использование в административно-процессуальном праве категории «выходной или нерабочий праздничный день» видится излишним, поскольку данное понятие в большей степени применимо к трудовым правоотношениям, а для сферы регулирования административно-процессуальных правоотношений указанное темпоральное понятие соответствует категории «нерабочий день», следовательно вполне достаточно категорий: день, календарный день, рабочий день, нерабочий день. В исчисление сроков административного процесса внесла свои коррективы и пандемия. Указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 206, 02.04.2020 №239, 28.04.2020 № 294 в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции установлены нерабочие дни, которые не распространяются на федеральные органы государственной власти, которым предписано лишь определить численность федеральных государственных служащих, обеспечивающих функционирование этих органов[113]. Более того, в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020, разъяснено, что установленные названными Указами нерабочие дни учитываются при течении процессуальных сроков и не являются основанием для переноса момента окончания сроков на следующий за ними рабочий день. Изложенное свидетельствует о том, что правовая природа данных нерабочих дней достаточно специфична: хотя дни нерабочие, процессуальные сроки в административном судопроизводстве и в исполнительном административном процессе фактически продолжали течь в обычном порядке. На основании изложенного усматривается, что применительно к единице времени «день» административно-процессуальное право на темпоральном уровне применяет категории: день, календарный день, рабочий день, нерабочий день (в смысле выходные и нерабочие праздничные дни) и условно нерабочий день (например, в пандемийный период). В сфере административно-процессуального праворегулирования названные темпоральные категории должны между собой максимально определенно и четко разграничиваться, не допуская использования при исчислении одних и тех же административно-процессуальных сроков в разных юридико-фактических ситуациях различных «дневных» категорий, что безусловно повлияет на фактическую длительность астрономического (календарного) времени. День и сутки Относительно вопроса о соотношении в действующем законодательстве таких единиц времени, как «день» и «сутки», уже давно в доктрине ведется дискуссия. Но тем не менее в законодательстве, в том числе и в административно-процессуальном праве, сохраняется герменевтическая неопределенность соотношения названных темпоральных категорий. Согласно толковым словарям русского языка под сутками понимается промежуток времени от одной полуночи до другой, 1/7 часть недели, промежуток времени в 24 часа[114], единица времени, равная 24 часам, продолжительность дня и ночи[115], день и ночь вместе, разделяемые на 24 часа[116]. Согласно этимологическому словарю, сутки (от «сътъкъ» - «столкновение»), означают стыковку дня и ночи[117]. Закон об исчислении времени не содержит дефинитивной нормы в отношении суток. Лишь единожды употреблена категория «сутки»: 365,2425 суток - один цикл обращении Земли вокруг Солнца по григорианскому календарю (пункт 2 статьи 1 Закона об исчислении времени). Из изложенного следует существование двух смысловых значений единицы времени «сутки», различия в которых состоят в моменте начала и завершения суток: в первом случае - сутки как интервал времени исключительно с 00 часов до 24 часов одного дня, в другом - сутки как временной интервал в 24 часа, который начинается в любой момент (например, с 15 часов 20 минут). Использование категории «сутки» исключительно как временной интервал в 24 часа с привязкой к определенному времени (например, с 15 часов 20 минут) в правоприменительной практике не выявлено. Более того, в силу части 2 статьи 4.8 КоАП РФ срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток, следовательно, свободно перемещающийся 24-часовой временной интервал в контексте норм КоАП РФ недопустим. При необходимости исчисления административно-процессуального срока вплоть до конкретного часа применяется соответствующая единица времени «час» (например, часть 2 статьи 27.5 КоАП РФ). В свою очередь, согласно толковым словарям русского языка день - это тоже, что сутки, промежуток в 24 часа[118]. Напомним, что Закон об исчислении времени (пункт 7 статьи 2) говорит только о календарном дне, под которым понимается период времени продолжительностью двадцать четыре часа. Таким образом, следует признать, что как в плане смыслового значения в русском языке, так и в юридическом понимании, единицы времени «сутки» и «день» (в контексте календарного дня) являются равнозначными. Анализ административно-процессуального законодательства и соответствующей судебной практики позволяет констатировать хаотичное и рассогласованное использование единиц времени «сутки» и «день», а также исчисление административно-процессуальных сроков посредством темпоральных единиц «сутки» и «день», не раскрывая различия между ними, что влечет проблемы правоприменения и возникновение спорных вопросов правоприменения, неопределенность в толковании норм права темпорального содержания. Следующий пример стал уже классическим и показательным в отражении отсутствия четкого разграничения категорий «день» и «сутки». В КоАП РФ установлены сроки совершения одного рода процессуальных действий с использованием различных временных единиц их измерения: часть 1 статьи 30.3 КоАП РФ - в течение десяти суток может быть подана жалоба на постановление по делу об административном правонарушении; части 3 данной статьи - в пятидневный срок подается жалоба на постановление по делам об административных правонарушениях по определенным составам. В доктрине высказывается мнение о неслучайном различии в терминах, употребленных законодателем при установлении, в частности, сроков обжалования: когда употреблен термин «сутки», имеется в виду календарный срок, а когда «дни» - только рабочие дни (Lavrent’ev, 2008:476; Moskalenko & Golovko, 2006:240). Но данный подход находим необоснованным как опровергающийся содержанием статьи 4.8 КоАП РФ: в части 1 данной нормы содержится указание на исчисление сроков как сутками, так и днями. При этом в норме не приводится разграничения этих понятий. Более того, в части 3 статьи 4.8 КоАП РФ закреплено правило исчисления окончания срока, установленного в днях: если срок заканчивается в нерабочий день, то последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день. Если бы под единицей времени «день» законодатель понимал исключительно рабочие дни, то окончание срока объективно не могло бы совпасть с нерабочим днем. Следовательно, применительно к сроку, исчисляемому днями, законодателем заложена идея понимания темпоральной категории «день» как календарного дня (включает как рабочие, так и нерабочие дни). Более того, законодатель в КоАП РФ использует также единицу времени «рабочий день». Единственно, необходимо отметить особенность при определении окончания срока, исчисляемого днями по КоАП РФ: если выпадает на нерабочий день, то срок истекает в ближайший рабочий день. Отождествлять данную единицу времени с рабочими днями оснований не имеется, поскольку при исчислении срока нерабочие дни учитываются, но только при окончании срока в нерабочий день: в этом случае срок истекает в ближайший рабочий день. Например, 5-дневный срок, исчисление которого началось во вторник, истекает в понедельник, так как выпадает на субботу (нерабочий день). Однако 7-дневный срок, исчисление которого началось во вторник, истекает также в понедельник, поскольку нерабочие дни включаются в продолжительность срока. Установление законодателем различных сроков обжалования, предусмотренных статьей 30.3 КоАП РФ, с одной стороны, понятно: сокращенный срок предусмотрен в отношении дел по административным правонарушениям, посягающим на права граждан. Но, с другой стороны, не видится целесообразности применения различных единиц времени в данном случае, поскольку если привести данные сроки в соответствие с единым темпоральным исчислением, то в первом случае срок составляет 10 календарных дней, во втором - 5 календарных дней. Хотя единственное различие заключается в моменте истечения срока: если срок исчисляется в сутках и его окончание выпадает на нерабочий день, то такой срок юридически истекает в этот день; если же на нерабочий день приходится окончание срока, исчисляющегося в днях, то по правилам истекает в первый следующий день, являющийся рабочим днем. Полагаем, отсутствует объективная целесообразность разграничения в подобном исчислении. Представляется, что сроки в данном случае должны быть установлены с применением единых единиц времени. Обратим также внимание и на другие случаи установления процессуального срока в различных темпоральных единицах при совершении схожих действий административно-процессуального характера: - в течение суток вручается копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (часть 3.1 статьи 28.7 КоАП РФ); в течение трех дней направляется копия протокола об административном правонарушении лицу, в отношении которого он составлен (часть 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ); в течение трех суток протокол об административном правонарушении направляется в уполномоченный орган (часть 1 статьи 28.8 КоАП РФ); - в течение трех суток в случае необходимости дополнительного выяснения обстоятельств должностным лицом направляется в суд ходатайство о применении залога за арестованное судно (часть 4 статьи 27.18 КоАП РФ); срок не более десяти дней предоставлен суду для принятия решения о применении залога за арестованное судно и размере указанного залога (часть 5 статьи 27.18 КоАП РФ); - в течение семи суток подлежит рассмотрению дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности (часть 5 статьи 29.6 КоАП РФ); пятидневный срок предусмотрен для рассмотрения отдельных дел об административных правонарушениях в сфере избирательного права (часть 3 статьи 29.6 КоАП РФ); в пятидневный срок суду надлежит рассмотреть ходатайство об отмене наложенного на имущество ареста (часть 13 статьи 27.20 КоАП РФ); сутки предоставлены для рассмотрения жалобы на постановление об административном аресте либо административном выдворении (часть 3 статьи 30.5 КоАП РФ). Приведенные примеры показывают отсутствие единообразного подхода при выборе используемой временной единицы в целях исчисления административно-процессуального срока. Анализ законодательства показал, что при исчислении сроков в производстве по делам об административных правонарушениях наиболее распространена единица времени «день», а не «сутки». Таким образом, в КоАП РФ при исчислении процессуальных сроков фактически используются следующие «дневные» единицы времени: - сутки (считаются как календарные дни, включаются рабочие и нерабочие дни; соответствующий срок может истечь в нерабочий день; равнозначны категории «день», однако отличаются правилами определения окончания срока), - день (равен по продолжительности суткам, включает в себя нерабочие дни, однако отличается правилами определения окончания срока: если выпадает на нерабочий день, то срок истекает в первый следующий день, являющийся рабочим днем), - рабочие дни. Законодатель, используя в качестве нормативно-темпорального инструмента как день, так и сутки, не разграничивает в понятийном плане данные категории. Учитывая определенную равнозначность данных понятий, не вполне ясно имелась ли цель нормативно разграничить данные понятия либо подобные формулировки являются результатом несовершенства юридической техники. Полагаем возможным предположить, что единственное различие между сутками и днями (календарными) заключается в окончании истечения срока - при исчислении срока в сутках его окончание возможно в нерабочий день, при исчислении в днях - переносится на следующий рабочий день. Вместе с тем указание в общей норме, посвященной исчислению сроков в КоАП РФ, на сутки и дни при фактическом использовании законодателем, помимо указанных, таких категорий как календарный день, рабочий день, свидетельствует о правовой несогласованности темпоральных единиц. С учетом понятийного содержания категорий «день» и «сутки», видится нецелесообразным одновременное использование в темпоральном административно-процессуальном регулировании категорий «дни» (в контексте календарных дней) и «сутки». Судебно-административное законодательство (КАС РФ, АПК РФ) такой темпоральной единицы, как «сутки» не содержит. Данная временная категория применяется только в сфере исполнительно-административного законодательства. Следующие примеры наглядно демонстрируют имеющиеся проблемы в рассматриваемом вопросе: - в течение суток приостанавливается действие лицензии, если лицензиат привлечен к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований (часть 2 статьи 20 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Указанный Закон использует также категории рабочие и календарные дни, поэтому возникает вопрос о соотношении суток и календарных дней, а также необходимость введения категорий «сутки» и «календарный день». Следует отметить, что общие нормы права по срокам в данном Законе отсутствуют; - в течение 60 суток уполномоченный орган обязан выдать иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо уведомление об отказе в выдаче (часть 8 статьи 6.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Названный Закон использует также категории «рабочие» и «календарные» дни. Общие нормы права по срокам в данном Законе отсутствуют. Полагаем, что при установлении срока в определенных временных единицах необходимо учитывать продолжительность и соразмерность используемых временных единиц: при установлении срока, равного месяцу либо нескольким месяцам, представляется более удобным в таком случае использовать соответствующие темпоральные единицы. Например, не 60 дней, а 2 месяца, не 180 дней, а 6 месяцев. Как видится, при продолжительном сроке использование более «крупных» временных единиц более удобно при исчислении в правоприменении. - Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержит главу о процессуальных сроках. Согласно части 2 статьи 15 Закона об исполнительном производстве сроки исчисляются годами, месяцами, днями. Указание на исчисление сроков сутками отсутствует. Тем не менее, законодатель использует такую единицу времени как сутки: в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, судебный пристав должен принять решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении (часть 10 статьи 30); - о проведении плановой проверки ЗАГС уведомляется контрольно-надзорным органом не позднее трех рабочих дней до начала ее проведения, о проведении внеплановой проверки - не менее чем за сутки до начала ее проведения (пункт 45 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля и надзора в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, утвержденного Приказом Минюста России от 20.11.2012 № 212). Употребление различных темпоральных единиц в данном случае не видится логичным. Более того, названный регламент использует только категории рабочие и календарные дни. Как представляется, приведенные примеры демонстрируют несогласованность при использовании различных единиц времени и отсутствии целесообразности использования категории «сутки» при наличии категории «календарный день», что влечет неопределенность правового регулирования темпорального исчисления процессуальных сроков в административно-процессуальном праве. Полагаем, что в целях обеспечения определенности темпорально-правового регулирования административно-процессуальных правоотношений на законодательном уровне следует четко и прозрачно определить используемые временные единицы. Видится отсутствие необходимости одновременного применения категорий «сутки» и «календарный день», различие которых состоит лишь в правилах окончания срока при фактическом истечении срока в нерабочий день. В связи с указанным предлагается исключить категорию «сутки», оставив при исчислении административно-процессуальных сроков такие «дневные» категории как рабочий и календарный день, изменив при этом правило исчисления окончания срока в календарных днях путем исключения указания о переносе на ближайший рабочий день (то есть оставив календарный день с правилом исчисления для суток). Темпоральное регулирование посредством категории «рабочий день» безусловно уместно, поскольку административно-процессуальные действия в большей части подлежат осуществлению в рабочие дни с учетом пятидневной рабочей недели. Но временная единица «рабочий день» должна быть закреплена в общей норме об исчислении сроков. Таким образом, представляется более применимыми временные категории «календарный день», «рабочий день», что позволит конкретно и ясно исчислять сроки, избегая двоякого толкования. Неделя Такая темпоральная единица, как неделя при исчислении административно-процессуальных сроков используется достаточно часто. В качестве примеров приведем следующие: - в рамках процедуры рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка без аукциона для осуществления деятельности фермерским хозяйством уполномоченный орган в недельный срок принимает решение об отказе в его предоставлении, если от иных граждан поступили заявления о намерении участвовать в аукционе в целях предоставления земли для осуществления аналогичной деятельности (часть 7 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ), - в недельный срок подлежит размещению на официальном сайте уполномоченного органа решение о передаче религиозной организации в собственность государственного имущества религиозного назначения (статья 11 Федерального закона от 30.11.2010 № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»), - заявитель, осуществляющий производство алкогольной продукции, в 2-недельный срок со дня получения федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции и выявления их недостачи направляет соответствующее письменное уведомление в уполномоченный орган (пункт 106 Административного регламента предоставления Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной услуги по выдаче федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, утвержденного Приказ Росалкогольрегулирования от 12.05.2021 № 155), - в 2-недельный срок с даты утверждения планов ресурсных исследований и государственного мониторинга водных биоресурсов Росрыболовство принимает решение о предоставлении водных биоресурсов в пользование для осуществления рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях (пункт 14 Административного регламента Федерального агентства по рыболовству по предоставлению государственной услуги по подготовке и принятию решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование, утвержденного Приказом Росрыболовства от 10.11.2020 № 596), - решение об условиях приватизации объекта речного порта принимается в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке (часть 6 статьи 30.3 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»), - в течение двух недель приобретенное оружие подлежит регистрации (абзац второй статьи 12 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии»), - в 3-недельный срок подлежит подписанию акт приема-передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность и передаче на утверждение в Росимущество (пункт 3.7 Административного регламента Федерального агентства по управлению государственным имуществом по исполнению государственной функции «Осуществление передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, принятие имущества из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 13.07.2009 № 270). Согласно Закону об исчислении времени под календарной неделей понимается период времени с понедельника по воскресенье продолжительностью семь календарных дней (пункт 4 статьи 2). Однако исходя из буквального толкования приведенных норм права не усматривается, что законодатель в данном случае подразумевал неделю в понимании именно периода времени с понедельника по воскресенье. На наш взгляд, в данном случае имеется ввиду исключительно продолжительность в 7 календарных дней безотносительно к конкретным дням недели. Во избежание неопределенности при исчислении административно-процессуального срока предлагается исключить использование временной единицы «неделя», если определен срок исключительно как произвольная продолжительность в 7 календарных дней, а не в привязке к интервалу времени с понедельника по воскресенье. Как представляется, с учетом сферы правового регулирования административно-процессуальных правоотношений не возникает необходимости в использовании такой темпоральной категории, как неделя. В связи с чем предлагается применять при исчислении административно-процессуального срока единицу времени «календарный день»: 7 календарных дней вместо недели, 14 календарных дней вместо двух недель, 21 календарный день вместо трех недель. Декада Декада является также достаточно редкой темпоральной единицей исчисления административно-процессуального срока. Согласно пункту 3.4.14 Административного регламента исполнения Министерством здравоохранения Московской области государственной функции осуществления контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения (за исключением контроля качества высокотехнологичной медицинской помощи, а также медицинской помощи, оказываемой в федеральных организациях здравоохранения), утвержденного распоряжением Минздрава Московской области от 14.09.2010 № 14-Р, подготовка проектов приказов на проведение плановых мероприятий по контролю осуществляется ежемесячно в третью декаду месяца, предыдущего месяцу наступления очередного этапа плана мероприятий по контролю. Применительно ко времени термин «декада» (от греч. dekas - десяток) означает промежуток времени в десять дней, третью часть месяца[119]. При этом дни привязаны к конкретным числам (первая декада - с 1 по 10 число, вторая - с 11 по 20 число месяца, третья - с 21 по 30 число). Особенность данной темпоральной категории заключается в «привязке» к конкретным числам месяца. При использовании временного промежутка «декада» при строго формальном подходе возникает неопределенность, обусловленная количеством дней в месяце: в году всего 4 месяца продолжительностью 30 дней, то есть включающих в себя ровно три декады, а в остальных месяцах 28 (29) дней либо 31 день, что приводит к «неполной» либо «переполненной» декаде. Но в случае объективной необходимости при исчислении административно-процессуального срока применять категорию декады, представляется очевидным, что в случае наличия в месяце 31 дня, третья декада будет включать в себя 11 дней, а при месяце в 29 или 28 дней (февраль), третья декада будет по продолжительности короче. Полагаем, что в целях эффективного правового регулирования в сфере административно-процессуальных правоотношений допустимо использование темпоральной единицы «декада», но исключительно в смысле связи с конкретными числами месяца (первая декада - с 1 по 10 число, вторая - с 11 по 20 число месяца, третья - с 21 по 30 число). В случае если подразумевается срок продолжительностью в 10 календарных дней без тесной связи с числами месяца, полагаем, следует исключить применение данной категории во избежание правовой неопределенности. Месяц Достаточно распространенная единица времени при исчислении административно-процессуальных сроков - месяц. Административно-процессуальное право изобилует соответствующими примерами. Так, согласно части 1 статьи 141 КАС РФ административные дела разрешаются в следующие сроки: Верховным Судом Российской Федерации - в течение трех месяцев, иными судами - в течение двух месяцев. Представление о б устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, подлежит рассмотрению организациями и должностными лицами в течение месяца со дня его получения (часть 2 статьи 29.13 КоАП РФ). Срок приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в заявительном порядке - не более чем на 6 месяцев (часть 1 статьи 30 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Закон об исчислении времени содержит дефинитивную норму о понятии календарного месяца как периода времени продолжительностью от двадцати восьми до тридцати одного календарного дня; календарный месяц имеет наименование и порядковый номер в календарном году (пункт 6 статьи 2). В области нормативного регулирования административно-процессуальной деятельности при использовании темпоральной категории «месяц» в большинстве случаев имеется ввиду не календарный месяц в смысле, придаваемом Законом об исчислении времени, а «свободная» временная продолжительность от двадцати восьми до тридцати одного календарного дня либо кратная соответствующему количеству месяцев. Встречается использование единицы «полтора месяца». Например, в течение полутора месяцев направляются в подразделение по вопросам миграции ответы на запросы в отношении определенных иностранных граждан (пункт 133.1.2 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, замене иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденный Приказ МВД России от 11.06.2020 № 417). На наш взгляд, использование в темпоральным регулировании административно-процессуальных правоотношений указанной единицы времени (полтора месяца) является крайне неудачным, поскольку влечет неопределенность при исчислении, в связи с чем видится более предпочтительным применять альтернативные временные категории аналогичной продолжительности, например 30 рабочих дней либо 45 календарных дней. Здесь важен также аспект соотношения в целом одинаковой временной продолжительности, определяемой посредством разных единиц времени: один месяц и 30 календарных дней, 2 месяца и 60 дней и т.п. В качестве примера приведем следующее: по общему правилу срок принятия решения о предоставлении водных биоресурсов в пользование для осуществления рыболовства в научно-исследовательских целях - не более 180 дней с даты поступления в Росрыболовство соответствующей заявки[120]. Как было обращено внимание ранее, видится более целесообразным и удобным в правоприменительном плане использовать крупные единицы времени при исчислении административно-процессуальных сроков в длительных отрезках времени: например, не 90 календарных дней, а 3 месяца, не 180 дней, а 6 месяцев. Квартал К числу редких временных единиц также следует отнести квартал. В числе примеров следующее: - представление деклараций осуществляется ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (пункт 8 Административного регламента исполнения Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной функции по осуществлению контроля и надзора за представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции и об объемах использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного Приказом Росалкогольрегулирования от 03.04.2014 № 84), - ежеквартально проводятся плановые проверки полноты и качества предоставления государственной услуги по внесению изменений в государственные реестры товарных знаков (пункт 110 Административного регламента предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по внесению изменений в государственные реестры товарных знаков и знаков обслуживания, географических указаний и наименований мест происхождения товаров Российской Федерации, в Перечень общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков, а также в свидетельства на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак, на общеизвестный товарный знак, утвержденного Приказом Роспатента от 31.08.2020 № 119). Под кварталом (от лат. quarta - четверть) понимается четвертная часть (3 месяца) отчетного года[121]. Год состоит из 4 кварталов, отсчет кварталов ведется с начала календарного года: I квартал - январь, февраль, март, II квартал - апрель, май, июнь, III квартал - июль, август, сентябрь, IV квартал - октябрь, ноябрь, декабрь). Таким образом, в целях правового регулирования следует разграничивать квартал как три календарных месяца, отсчитываемых с начала календарного года и соответствующих I, II, III либо IV кварталу, и квартал как три календарных месяца, отсчитываемых произвольно. Полагаем, что в сфере административно-процессуального регулирования квартал должен пониматься исключительно как три календарных месяца, отсчитываемых с начала календарного года, конкретный временной отрезок, точно расположенный на темпоральной оси (I квартал - с января по март, II квартал - апрель по июнь, III квартал - с июля по сентябрь, IV квартал - с октября по декабрь). В иных случаях, когда нет привязки к какому-либо конкретному кварталу (например, имеются ввиду произвольные 3 месяца) следует исчислять административно-процессуальный срок посредством категории месяц (3 месяца), а не квартал. Год Наиболее крупной временной единицей, используемой законодателем при регулировании административно-процессуальных правоотношений, является год. В качестве примеров приведем следующие: - в срок до одного года принимается решение о приеме в гражданство Российской Федерации (часть 2 статьи 35 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»), - в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу исполнительные листы могут быть предъявлены к исполнению (часть 1 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»), - не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости может быть подано административное исковое заявление об оспаривании таких результатов (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Закон об исчислении времени определяет категорию «календарный год» как период времени с 1 января по 31 декабря продолжительностью триста шестьдесят пять либо триста шестьдесят шесть (високосный год) календарных дней; календарный год имеет порядковый номер в соответствии с григорианским календарем (пункт 5 статьи 2). Однако следует отметить, что в большинстве случаев в административно-процессуальном праве темпоральная категория «год» используется в смысле текущего года, а не календарного. Учитывая направленность в сфере публично-правового регулирования на оперативность и ускорение административного процесса, год (годы) как достаточно продолжительная темпоральная единица уже не столько задает ритм органу публичной администрации, сколько является своеобразным временным люфтом для реализации заинтересованными лицами административно-процессуальных прав (например, предъявление к исполнению исполнительного листа). Административно-процессуальные правоотношении в некоторых случаях характеризуются темпоральной концентрированностью, заключающейся в сочетании различных единиц времени при установлении административно-процессуального срока. Например, ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года в уполномоченные органы исполнительной власти представляются сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности[122]. В данном случае административно-процессуальный срок определяется одновременно двумя темпоральными категориями - год (ежегодно) и календарный день (1 апреля). Таким образом, определенному административно-процессуальному действию задается ритм (ежегодно) с фиксацией в определенном моменте на временной шкале (1 апреля). Темпоральные микроединицы В доктрине предложено разделение единиц времени на две широкие категории: микро- и макроединицы; к микроединицам отнесены миллисекунда, секунда, минута, час, день, неделя, а к макроединицам - месяц год, век (Liaquat, 2009:59). Однако применительно к административно-процессуальному праву, учитывая темпоральное исчисление более «мелкими» единицами времени, полагаем релевантным отнесение таких единиц времени, как день и неделя к макроединицам. Таким образом, рассмотренные единицы времени, используемые при исчислении административно-процессуальных сроков, относим к темпоральным макроединицам. Ввиду общей тенденции повышения интенсивности и ускорения общественной жизни, что отражается и в правовой сфере, все чаще административно-процессуальное правовое регулирование оперирует темпоральными микроединицами: час, минута и даже секунда, в целях обеспечения высокой оперативности «движения» в административно-процессуальных правоотношениях. «по мере того, как мир будет осваивать точные технологии, применение таких микроединиц времени как часы, минуты, секунды и миллисекунды будет становиться все более актуальным» (Liaquat, 2009:62). В качестве примеров приведем следующую микротемпоральную правовую регламентацию административного процесса: - 4 часа - максимальный срок выполнения административной процедуры по утверждению проекта схемы размещения сезонных (летних) кафе при стационарном предприятии общественного питания[123]; - 10 минут - время консультирования как вида профилактических мероприятий при осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора) при личном обращении,[124] - по истечении 30 секунд проведение экзамена прекращается и выставляется оценка «НЕ СДАЛ», если кандидат в водители не приступил к выполнению испытательного упражнения при сдаче экзамена.[125] Кроме того, в правоприменительной судебной практике уже встречаются доводы о микро-временной продолжительности отдельной процессуальной стадии. Так, в рамках дела по оспариванию решения антимонопольного органа кассатором заявлено, что коллегия судей находилась в совещательной комнате лишь 47 секунд. Однако суд кассационной инстанции не счел это в качестве нарушения, поскольку, как было установлено, рассматривающий дело по апелляционной жалобе коллегиальный состав судей досконально изучил материалы дела, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, учел доводы участвующих в деле лиц и, выслушав представителей сторон в судебном заседании продолжительностью более 1 часа, принял постановление. При этом правила о тайне совещания судей не нарушены[126]. Таким образом, при рассмотрении дела важна не сама по себе длительность нахождения в совещательной комнате, а принятие судебного акта, отвечающего требованиям законности и обоснованности, а также с соблюдением фундаментальных принципов, касающихся совещания судей. Более частому использованию микроединиц времени в административном процессе также способствует развитие арбитражного судопроизводства на уровне цифрового пространства и создание концепции «электронного правосудия». В настоящее время цифровизация арбитражного судопроизводства обеспечивается посредством использования автоматизированной информационной системы «Судопроизводство», программного комплекса «Судебно-арбитражное делопроизводство», информационных систем «Мой арбитр», «Картотека арбитражных дел», «Банк решений арбитражных судов». Особое значение в плоскости ускорения административного процесса имеет ресурс подачи процессуальных документов в арбитражный суд в электронном виде через онлайн-сервис «Мой Арбитр». Именно благодаря данной системе в административно-арбитражном процессе для более быстрого рассмотрения спора возможно установление судом для представления органами публичной администрации и хозяйствующими субъектами дополнительных доказательств и пояснений процессуального срока буквально в несколько часов в течение рабочего дня. Учитывая возможности онлайн ознакомления с материалами дела и онлайн судебного заседания, публичный спор может разрешиться действительно оперативно. Темпоральные микроединицы используются также при исчислении административно-процессуальных сроков относительно неопределенной продолжительности, установленные посредством оценочных категорий, характеризующих темпоральную быстроту (оперативность). По нашему убеждению, совершенно обоснованно оценочные понятия рассматривают как позитивную неопределенность в праве, как способ обеспечения эластичности и гибкости правового регулирования (Vlasenko & Nazarenko, 2007:10), «амортизатором в праве», позволяющим учитывать особенности конкретной жизненной ситуации (Kashanina, 2011:344). В доктрине существует дискуссия по вопросу соотношения относительно неопределенных темпоральных категорий с фиксированными периодами времени. Так, Т.Р. Мещерякова и Л.Ю. Зуева полагают, что сроки, определяемые посредством категорий «немедленно» и «незамедлительно», исчисляются минутами (Meshcheryakova, 2011:42; Zueva, 2014:22). Данный подход был критически воспринят рядом ученых (Druzhkova, 2015:55; Kosareva, 2013:71), которые обоснованно отметили невозможность определить данный временной промежуток в связи с различными обстоятельствами по каждой правовой ситуации. Анализ действующего законодательства показывает, что в случае установления законодателем крайней темпоральной границы при использовании «срочных» понятий применяется в большей степени единица времени «час», в отдельных случаях - «рабочий день». Например, незамедлительно (не более 1 часа с момента поступления)[127], незамедлительно (в течение трех часов со времени получения запроса)[128], незамедлительно - не более 5 часов, а весьма срочно - не более 2 часов[129], незамедлительно (в течение 24 часов)[130], срочное (не позднее следующего рабочего дня)[131], срочное (в течение 3 рабочих дней)[132]. Таким образом, очевидно, что для каждой конкретной ситуации уместна своя степень незамедлительности и срочности исходя из насыщенности определенного административно-процессуального действия, технической и кадровой составляющей административного процесса, а также территориальных и географических особенностей. Кроме того, при определении такой границы теряется смысл в использовании именно оценочно-понятийного инструмента. Поэтому в случае возможности определения срока в формате календарного исчисления следует отдать приоритет конкретным единицам времени. Заключение Высокая концентрация в административно-процессуальном праве многочисленных и разнообразных сроков, регламентирующих темпоральную сторону разрешения органом публичной администрации и судом административных дел, объективно требует доктринального формулирования единого подхода к исчислению административно-процессуальных сроков. Динамику административно-процессуальной деятельности задают микро- и макроединицы времени: от нескольких секунд до нескольких лет. Фундаментальной основой исчисления сроков в административном процессуальном праве служат принципы единообразия, ясности и разумности. Выявленную нормативную несогласованность в понимании используемых единиц времени (в частности, день, календарный день, рабочий день, сутки) следует нивелировать на законодательном уровне, а также предлагается отказаться от исчисления административно-процессуальных сроков посредством применения таких темпоральных величин, как полтора месяца, неделя. Наблюдается устойчивый вектор сокращения темпоральной продолжительности для осуществления административно-процессуальных действий и отмечена возрастающая роль в сфере административно-процессуального праворегулирования темпоральных микроединиц: час, минута и даже секунда, в целях обеспечения высокой оперативности «движения» в административно-процессуальных правоотношениях.Об авторах
Елена Васильевна Белякович
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: beliakovich_ev@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6285-3709
судья Арбитражного суда Центрального округа, соискатель, юридический институт
117198, Российская Федерация, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Список литературы
- Анашкин О.А. Совершенствование процессуальных сроков в досудебном судопроизводстве: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов: Саратовский юридический институт Министерства внутренних дел России, 2004. 234 с.
- Архипов А.А. Сроки в налоговом праве: дис. ... канд. юрид. наук. М.: Российская академия правосудия, 2010. 212 с.
- Дружкова Е.В. Процессуальные сроки в правовом регулировании производства по делам об административных правонарушениях: дис. ... канд. юрид. наук. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел РФ, 2015. 236 с.
- Hernández Marín, R. & Sartor, G. (1999) Time and norms: a formalisation in the event-calculus. In: Proceedings of the 7th international conference on Artificial intelligence and law (ICAIL '99). Association for Computing Machinery, New York, NY, USA. pp. 90-99. https://doi.org/10.1145/323706.323719
- Джевонс С. Основы науки: трактат о логике и научном методе. СПб.: Изд-во Л.В. Пантелеева, 1881. 713 c.
- Карташов А.А. Сроки в конституционном праве Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М.: Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2008.
- Кашанина Т.В. Юридическая техника: учебник. 2-е изд., пересм. М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. 495 с.
- Косарева Н.В. Сроки в производстве по делам об административных правонарушениях: дис. ... канд. юрид. наук. М.: Академия управления Министерства внутренних дел России, 2013. 195 с.
- Краснова Н.В. Сроки в бюджетном праве: дис. ... канд. юрид. наук. М.: Российский государственный университет правосудия, 2017. 208 с.
- Лаврентьев А.Р. Об обжаловании в суд постановлений и решений по делам об административных правонарушениях // Антология научной мысли: К 10-летию Российской академии правосудия: сб. ст. / отв. ред. В.В. Ершов, Н.А. Тузов. М.: Статут, 2008. С. 473-493.
- Liaquat, A.K. (2009) Temporality of Law. McGeorge L. Rev. 40(1), 56-106. Available at: https://scholarlycommons.pacific.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1207&context=mlr [Accessed 18th October 2023].
- Мещерякова Т.Р. Сроки в законодательстве об административных правонарушениях: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург: Уральский институт экономики, управления и права, 2011. 210 с.
- Москаленко С.С., Головко В.В. К вопросу о совершенствовании применения процессуальных сроков по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2006. № 5. С. 236-241.
- Петрова Г.Б. Сроки как элемент правового регулирования в уголовном судопроизводстве: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов: Саратовская государственная академия права, 2004.
- Гражданский процесс / под ред. М.К. Треушникова. 5-е изд., переаб. и доп. М.: Статут, 2014. 615 c.
- Власенко Н.А., Назаренко Т.Н. Неопределенность в праве: понятия и формы // Государство и право. 2007. № 6. С. 5-12.
- Якупов Р.Х. Процессуальные сроки в советском уголовном судопроизводстве (в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.: Высш. школа МВД СССР, 1972. 14 с.
- Зеленцов А.Б., Кононов П.И., Стахов А.И. Административный процесс как вид юридического процесса: современные проблемы понимания и нормативно-правовой регламентации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2018. Т. 9. Вып. 4. С. 501-521. https://doi.org/10.21638/spbu14.2018.404
- Zuckerman, A. (1999) Assessment of Cost and Delay - a Multinational Perspective. In: Procedural Law on the Threshold of the New Millennium: XI World Congress on Procedural Law. Wien. Universitat. pp. 41-42.
- Зуева Л.Ю. Процессуальные сроки в производстве по делам об административных правонарушения: дис. ... канд. юрид. наук. М.: Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации, 2014. 176 с.