Информационные и цифровые технологии при рассмотрении уголовных дел судом с участием присяжных заседателей в России

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Наличие института присяжных заседателей в уголовно-процессуальном праве сложно переоценить, поскольку именно через его существование реализуется возможность участия народа в процессе правосудия. Процесс формирования скамьи присяжных заседателей и их непосредственное участие в рассмотрении уголовных дел на практике возможен с использованием различных информационных технологий. В условиях стремительно меняющейся социально-политической обстановки в обществе участие представителей народа в отправлении правосудия без использования современных информационных и цифровых технологий невозможно. Расширение сферы деятельности присяжных заседателей и распространение их компетенции на категории уголовных дел, подсудных уровню не только регионального, но и районного звена, предопределило в качестве цели исследования изучение и анализ проблем, возникающих при формировании состава коллегии присяжных заседателей и организации их деятельности в судебном разбирательстве в традиционном и дистанционном формате. В качестве задач определены: выявление при помощи информационных и цифровых технологий причин низкой активности населения по реализации права на участие в отправлении правосудия; определение стратегии проверки кандидатов и их последующей подготовки к участию в судебном заседании; решение организационных проблем реализации новых форм данного института уголовного судопроизводства в Российской Федерации. Предпринята попытка обновления научной позиции относительно процесса формирования и дальнейшей деятельности коллегии присяжных заседателей в рамках уголовного судопроизводства на основе имеющихся цифровых и информационных возможностей. Применение результатов проделанной работы возможно как для практических работников судебной системы, так и для исследователей в области уголовного процесса, чьи труды посвящены становлению, развитию и совершенствованию института присяжных заседателей. Можно сделать вывод, что трансформация форм уголовного судопроизводства, происходящая в современном мире, появление новых технологий, проникновение цифровизации во все сферы человеческой жизни существенно отразились на генезисе народного представительства при осуществлении правосудия по уголовным делам и стали его неотъемлемой частью, требующей правовой определенности.

Полный текст

Введение Современные представления о демократии говорят о включении представителей народа во все сферы общественной жизни. Иначе реализация прав и законных интересов каждого гражданина находилась бы под постоянной угрозой. Существование суда присяжных в большинстве развитых стран мира поддерживает эту идею в сфере национального уголовного судопроизводства. Российская Федерация как правовое, социальное демократическое государство имеет аутентичную форму суда с участием присяжных заседателей, которая непрерывно совершенствуется. Однако путь реформирования всегда является сложным и трудным, на него оказали существенное влияние условия пандемии коронавирусной инфекции (Covid-19), непростая социальная и экономическая обстановка. В законодательной практике сложилось множество подходов к определению правильности требований, предъявляемых к присяжным заседателям, которые должны быть систематизированы и нуждаются в соответствующей современной научной оценке и законодательном отражении. Деятельность данных субъектов уголовного судопроизводства нуждается в переосмыслении. Новый подход должен быть применен и к оценке результатов правосудия с участием присяжных заседателей. Сложности административно-территориального деления, труднодоступность, удаленность отдельных населенных пунктов от районных и региональных центров не должны сказываться на доступе граждан к правосудию с участием присяжных. Поэтому так необходимо предусмотреть применительно к этим случаям трансформацию и дифференциацию исследуемой уголовно-процессуальной формы. Невозможно не затронуть вопросы, связанные с появлением новых дистанционных форм работы суда присяжных, с применением современных информационных и цифровых технологий. Зачастую с ними сталкивается любое государство, стремящееся в непростых социально-экономических условиях к законному, объективному, беспристрастному и справедливому разрешению уголовных дел с участием народного элемента. Подробный анализ этих трудностей поможет во многом их разрешению. Нельзя игнорировать и тот факт, что исследуемый институт уголовно-процессуального права подвергается непрерывно анализу со стороны не только законодательных и судебных органов власти, но и регулярно обсуждается учеными и практическими работниками, что делает выбранную тему исследования актуальной и значимой. Методы и данные Исследование осуществлено на основе анализа фундаментальных и дискуссионных положений уголовно-процессуального права, нормативного материала[474]. Использованы методы диалектического познания, общенаучные и частно-научные методы. В целях укрепления демократических начал правового государства, обеспечения открытости, доступности российского судопроизводства гражданам предоставлено право на участие в отправлении правосудия, которое закреплено в Конституции Российской Федерации (статья 32)[475]. Суд присяжных является процессуальной формой судебного разбирательства (Anzia & Berry, 2011), позволяющей гражданам реализовать принадлежащее им конституционное право путем непосредственного участия в судебном разбирательстве. При этом закон наделяет их гарантиями независимости и неприкосновенности профессиональных судей, а принятое ими решение - вердикт - влечет правовые последствия, влияющие на содержание приговора суда. Обращение законодателя к укреплению позиций народного представительства в отправлении правосудия в уголовном судопроизводстве продиктовано острой социальной необходимостью (Garvey et al., 2004). По данным Российского информационного агентства «Новости», Общественная Палата Российской Федерации провела исследование по экспертизе социально значимых законопроектов и иных правовых инициатив в режиме онлайн с декабря 2020 года по январь 2021 года. В нем приняли участие 1483 человека из 80 субъектов РФ[476]. Таблица 1. Отношение граждан к институту присяжных заседателей в Российской Федерации Мнение граждан Показатель, % Решения, вынесенные судом с участием присяжных, более справедливые 56,5 Готовы принять участие в суде в качестве присяжного 50 Отказались бы быть присяжными 24 Затрудняются с ответом 25 Table 1. The attitude of citizens to the institution of jurors in the Russian Federation Opinion of citizens Indicator, % Those who believe that the decisions made by the jury are more fair 56,5 Those who express their willingness to be a juror 50 Those who refuse to be a juror 24 Those who find it difficult to answer 25 Справедливость как этическая категория, а также необходимое и обязательное требование к приговору неразрывно связана с ценностями общества и является его нравственным ориентиром в определенную историческую эпоху. Именно поэтому большинство граждан России уважают и доверяют тем итоговым судебным решениям, которые определяют всю дальнейшую судьбу человека, где имело место народное представительство. Цифра, свидетельствующая о том, что половина опрошенных готова участвовать в качестве присяжных заседателей при рассмотрении уголовных дел в суде, говорит об условно установившемся балансе между теми, кто верит в позитивные черты исследуемого института (Popova, 2004), и лицами, в том числе обладающими профессиональным и экспертным мнением по данному вопросу (Terekhin, 2018), высказывающимися за полную его ликвидацию. Анализируя полученные статистические данные, нельзя не заметить тот факт, что число негативно настроенных на участие в качестве присяжного в уголовном судопроизводстве и тех, кто затрудняется с ответом, практически одинаково. При этом очень важно, чтобы у каждого члена современного общества была своя гражданская позиция по данному вопросу, поскольку равнодушное и безразличное отношение порождает правовой нигилизм и способствует хаосу. В связи с этим решение законодателя о расширении сферы деятельности присяжных заседателей видится обоснованным и логичным. Так, с 1 июня 2018 г. судебное разбирательство с участием присяжных заседателей в России осуществляется и по уголовным делам, подсудным районным судам, при этом количество участвующих в рассмотрении присяжных заседателей сокращено в зависимости от уровня суда, разрешающего уголовное дело. Социальная и процессуальная значимость суда присяжных не ограничивается ролью альтернативной формы судопроизводства, его основной задачей является разрешение уголовного дела путем реализации имеющегося у присяжного заседателя «потенциала непрофессионального, житейского понимания правовой действительности и справедливости в данном государстве в данный исторический период» (Rakhmatullina, 2013). Установленный уголовно-процессуальный порядок формирования коллегии присяжных, особенно в условиях социальных ограничений, не позволяет определить наличие, уровень, содержание таких способностей у представителей общественности, из которых сформирован состав, его достаточность для обеспечения правосудности приговора. Объективные сомнения уже нашли свое отражение в решениях законодательной власти России. Так, в течение последних десяти лет из подсудности суда присяжных были поэтапно исключены: несколько составов преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства, а также преступления, связанные с террористической деятельностью; затем исключены уголовные дела о преступлениях, составляющих сведения о государственной тайне, а также уголовные дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда, мирового судьи; далее из подсудности присяжных были изъяты еще несколько составов преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности. Формирующаяся тенденция свидетельствует об изменении приоритетов в применении потенциала суда присяжных путем перераспределения категорий подсудных им уголовных дел без ущерба качеству их разрешения. В обновленной модели количество уголовных дел, подсудных присяжным заседателям, увеличится за счет расширения их подсудности на уровне судов районного звена, при этом незначительное количество уголовных дел наиболее сложных категорий отнесены к исключительной подсудности профессиональных судей. Таким образом, существующая система упростила гражданам доступ к участию в отправлении правосудия, а подсудимому расширила возможности выбора формы судебного разбирательства, в которой будет рассмотрено уголовное дело. Вместе с тем указанные изменения не затронули ряд проблем, связанных с формированием коллегии присяжных заседателей, изучением личности кандидатов, их информационной, психологической и морально-этической готовности к разрешению поставленных перед ними вопросов (Alekseev, 2005). В современном российском уголовном судопроизводстве в качестве кандидата в присяжные заседатели может выступить любой дееспособный гражданин Российской Федерации, возраст которого превышает 25 лет, в случае если он не состоит на учете у психиатра или нарколога, а также не имеет судимости. Установленные законом критерии позволяют отнести к этой категории значительную по численности часть населения, при этом вследствие низкой активности граждан количество лиц, желающих выполнить свой общественный долг, явно недостаточно, что влечет серьезные сложности при формировании коллегии присяжных заседателей. Таблица 2. Причины отказа от участия в качестве присяжного заседателя[477] Аргументация отказа Показатель, % Боязнь судить человека 22,9 Длительность судебного процесса 21 Не доверяют суду 9,7 Выражают неуверенность в собственной безопасности 16,8 Бояться потерять доход 10 Доверяют негативному опыту тех, кто уже был присяжным заседателем 31 Table 2. Reasons for refusal to participate as a juror[478] Argumentation of refusal Indicator, % Those who are afraid to carry out justice 22,9 Those who fear the protracted nature of the trial 21 Those who do not trust the court 9,7 Those who worry about their own safety 16,8 Those who are afraid of losing a permanent income during the trial 10 Those who trust the negative experience of former jurors 31 Наличие достаточного количества кандидатов, не только соответствующих формально предъявляемым требованиям[479], но и обладающих необходимыми для участия в отправлении правосудия личными качествами, сформированных в специальную группу и соответствующих общепринятым в современном обществе представлениям о морали и нравственности, имеющих достаточный жизненный опыт, является важнейшим условием формирования коллегии присяжных заседателей, способной надлежаще исполнить возложенную на нее функцию. В этой связи современные ученые и практики видят перспективы разрешения сложившейся ситуации «не в применении мер уголовного принуждения, а в формировании интереса у представителей народа к данной форме правосудия в целом и к судебному разбирательству по конкретному делу в частности» (Praskova, 2018; McCammon, 2012). Последние исследования показывают, что только 66 % респондентов знают о возможности рассмотрения уголовных дел с 2018 г. в суде с участием присяжных заседателей в нескольких звеньях судебной системы и лишь 54 % владеют информацией о том, что деятельность народных представителей в суде оплачивается[480]. В целях повышения активности населения в реализации права на участие в отправлении правосудия стоит осуществлять комплексную деятельность по осуществлению разъяснительной работы и информированию граждан о существующих социальных гарантиях и материальных выплатах и компенсациях, предусмотренных для присяжных заседателей на период исполнения ими обязанностей (Shamena, Bayer & Hjalmarsson, 2012; 2014). С использованием новейших информационных и цифровых технологий необходимо разработать и внедрить в организационную деятельность работы судов online-курсы, которые в доступной форме будут освещать особенности судопроизводства в суде присяжных, помогут гражданам уяснить содержание их прав и обязанностей, заинтересуют реальной возможностью лично участвовать в деятельности судебных органов (Shamena, Bayer & Hjalmarsson, 2019). Представляется необходимым в целях обеспечения объективности и беспристрастности присяжных заседателей осуществлять формирование списков кандидатов после изучения их личности как минимум по двум направлениям в традиционном и дистанционном формате: во-первых, определить их морально-психологическое состояние (Fowler, 2005) путем изучения и обобщения характеризующих его личность сведений[481], собеседования с психологом, тестирования кандидатов (Garvey et al., 2004); во-вторых, осуществить изучение их круга общения, чтобы исключить наличие родственных или иных личных отношений между кандидатами в присяжные и субъектами уголовного процесса, способными оказать влияние на беспристрастность кандидата (Johnson, 2012) при последующем участии в судебном разбирательстве и вынесении вердикта[482]. Максимально эффективным был бы шаг по созданию специальной цифровой платформы «Присяжный заседатель» с возможностью диалога не только с потенциальными кандидатами, но и со всеми государственными службами и ведомствами, отвечающими за достоверность предоставления информации о них. Отсутствие у присяжных юридического образования, их неполная информированность обо всех обстоятельствах дела, включая сведения о личности подсудимого, помогают им иначе, чем профессионалам, оценивать произошедшие в жизни события, понимать социальную справедливость, тем самым через свой вердикт совершенствовать судебную власть и повышать доверие к ней среди населения. Это подтверждается сведениями Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации, который сообщает, что за 1 полугодие 2019 года коллегией присяжных было оправдано 107 человек[483]. Реформирование суда присяжных в российском уголовном судопроизводстве - процесс поэтапный и продолжительный, поэтому при его осуществлении необходимо учитывать и прошлый негативный опыт (Kachalova, 2015). Состав коллегии присяжных должен объективно соответствовать уровню сложности задач, подлежащих разрешению с участием присяжного заседателя, который способен осуществлять свои полномочия в соответствии с данной им присягой, а для этого он должен быть полноправным участником процесса. Только согласованная и объединенная общим назначением уголовного судопроизводства деятельность председательствующего и коллегии присяжных обеспечит постановление законного, обоснованного и справедливого приговора. Результаты и обсуждение Выше уже отмечалось о необходимости ответственно подходить к изучению списков кандидатов в присяжные заседатели, высказаны предложения о проведении их собеседования с психологом, тестирования, детального изучения круга общения (Globenko, 2007). Статьей 3 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» обозначены критерии, в соответствии с которыми присяжным заседателем может быть дееспособный, владеющий языком, на котором ведется судопроизводство, гражданин России, достигший 25 лет. Кандидат в присяжные не должен иметь неснятой или непогашенной судимости, привлекаться к уголовной ответственности, состоять на учетах в психоневрологическом и наркологическом диспансерах, а также у него не должно быть каких-либо физических и психических недостатков, препятствующих участию в судебном разбирательстве. По вышеназванному Федеральному закону в обязанности местной администрации входит составление каждые четыре года списков кандидатов в присяжные заседатели. Происходит это путем случайной выборки с использованием ГАС РФ «Выборы» на основе содержащихся в ее информационном ресурсе персональных данных об избирателях, участниках референдума. В дальнейшем, исходя из этих списков, администрация субъекта Российской Федерации составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели региона, а также списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований. Однако за этими общими требованиями стоят вполне определенные проблемы: 1. Недостатки цифровой обработки списков присяжных заседателей. Действующее законодательство предоставляет возможность стать присяжным практически любому гражданину, а с 1 июня 2018 года эта вероятность значительно возросла, поскольку присяжные появились наряду с региональными также и во всех районных (городских) и гарнизонных военных судах. По каждому конкретному делу компьютерной программой производится выборка кандидатов. Это случайная выборка, к которой никто не имеет никакого доступа, невозможно предугадать, кто окажется в числе кандидатов в присяжные заседатели. Однако к качеству формируемой для этой выборки базы имеется ряд вполне определенных претензий. Прежде всего отметим, что очень часто туда попадают лица, которые недавно умерли. Происходит это оттого, что между компьютерными программами органов записи актов регистрации гражданского состояния и государственной автоматизированной системой «Выборы» нет никакого взаимодействия. Кроме того, государственная автоматизированная система «Выборы» не может учитывать также нюансы, связанные с дееспособностью и судимостью. Решением данной проблемы видится в разрешении технической возможности служебного обмена необходимой информацией между различными органами государственной власти и местного самоуправления. Безусловно, найдутся и противники данной точки зрения, указывая на целесообразность сохранения охраняемой законом тайны, а также на то, что есть сведения, к которым необходимо получить специальный допуск. Однако во всем должен быть разумный подход. И разработчики программного компьютерного обеспечения всегда должны консультироваться по этим и другим не менее важным вопросам с судьями, работниками аппарата суда, представителями различных государственных и муниципальных служб и ведомств. Проблему удастся решить только при налаживании такого взаимодействия в рамках отдельного цифрового ресурса. 2. Контингент присяжных заседателей. В Российской Федерации у граждан еще не сформирована система материальной и нематериальной мотивации присяжного заседателя. Отсутствует понятия авторитетности, престижности и почетности исполнения своего гражданского долга в отправлении в этом качестве правосудия (Kovalev, 2014). В решении этих задач нужен комплексный подход, начиная от специальной рекламы, заканчивая информированием через социальные мессенджеры и сети о различных формах материальной и нематериальной поддержки граждан при исполнении общественного долга присяжным заседателем. К большому сожалению, в настоящее время число лиц в возрасте от 27 до 50 лет привлечь в нашей стране к исполнению этой почетной обязанности весьма сложно. Вышеописанные меры помогут привлечь большинство людей молодого и среднего возраста к участию в отправлении правосудия с участием народа, если их учесть при разработке специальной цифровой платформы «Присяжный заседатель». Таблица 3. Предлагаемые виды материальной и нематериальной поддержки присяжных заседателей / Материальная поддержка Нематериальная поддержка Гарантированная государством выплата за участие в качестве присяжного заседателя с учетом инфляции в стране, дифференцированная в зависимости от прожиточного минимума в конкретном регионе Предоставление дополнительных баллов при зачислении в высшие учебные заведения. Обязательное страхование жизни и здоровья при участии в качестве присяжного заседателя в судебном процессе Предоставление дополнительных возможностей при прохождении конкурса на замещение должностей гражданских государственных служащих. Компенсации затрат на основное и дополнительное питание по рыночной стоимости Предоставление дополнительных возможностей при прохождении конкурса на замещение должностей муниципальных служащих Компенсация транспортных затрат по рыночной стоимости Предоставление дополнительных возможностей при поступлении на работу в правоохранительные органы Компенсация затрат на проживание по рыночной стоимости Оказание помощи в трудоустройстве в случае потери основной работы в период исполнения обязанностей присяжного заседателя Table 3. Proposed types of material and non-material support for jurors Financial support Intangible support Guaranteed by state payment for participation as a juror, taking into account inflation in the country, differentiated depending on the subsistence minimum in a particular region Providing benefits for enrollment in higher education institutions. Compulsory life and health insurance with participation as a juror in a trial Providing advantages when passing the competition for the position of a government official Compensation for the costs of basic and additional meals at market value Providing advantages when passing the competition for the position of a municipal official Compensation of transportation costs at market value Providing benefits when applying for a job in law enforcement agencies Compensation of living expenses at market value Assistance in employment in case of loss of the main job during the performance of the duties of a juror 3. Сложности административно-территориального характера при формировании коллегии присяжных. Россия как государство имеет очень большую территориальную протяженность, население по ее территории распределено неравномерно. Все еще остаются малонаселенные и удаленные районы. Процесс комплектации суда присяжных в силу действия уголовно-процессуального закона должен проходить одинаково для всех регионов без учета их административно-территориальных особенностей. Это как раз и является проблемой. Решение ее видится в том, чтобы учитывать эту специфику. Сейчас для такого состава необходимо 6 присяжных для районного (городского) уровня и 8 - для субъекта Российской Федерации. Более правильным было бы ранжирование количества присяжных исходя из определенных критериев. В связи с этим обратимся опыту ряда зарубежных стран. Интересно, что в США в 33 штатах из 50 вполне допустимо рассматривать уголовные дела коллегией присяжных численностью меньше 12 человек (Burnham, 2009). Австрийское уголовно-процессуальное законодательство также допускает состав суда из 3 профессиональных судей и 8 присяжных по делам о тяжких и политических преступлениях (Taylor, 2011). В отдельных землях ФРГ при рассмотрении определенных категорий уголовных дел существует возможность их разрешения составами: 2 профессиональных судьи и 2 представителя народа и 3 профессиональных судьи и 2 народных представителя. Для Российской Федерации, учитывая ее федеративное устройство и неоднородность распределения населения, стоит предусмотреть также альтернативную возможность рассмотрения уголовных дел различных категорий разными составами с участием народного элемента: А) Ординарные составы присяжных в зависимости от звена судебной системы; Б) Неординарный (при условии труднодоступности, удаленности и малого количества населения) - 1 профессиональный судья и 4 присяжных заседателя (для уровня района/города) и 2 профессиональных судьи и 4 народных представителя (для уровня субъекта). Выдвинутое предложение связано напрямую со сложностью и различной категорией уголовных дел, подсудных судам отдельных звеньев, и может быть успешно реализовано с учетом последних достижений информационных и цифровых технологий. 4. Особенности профессиональной подготовки. Во всех звеньях судебной системы, где предусмотрено рассмотрение уголовных дел таким составом суда, организовано проведение тематических стажировок судей и работников аппаратов судов, на которых были изучены особенности ведения судебных процессов с участием присяжных. Такого же последовательного и грамотного подхода требуют вопросы повышения квалификации в данной области защитников и государственных обвинителей, потому что именно от их грамотной и компетентной работы на всех этапах судебного разбирательства будет зависеть во многом и мнение присяжных, и формирование убеждения председательствующего судьи[484]. Необходимость изоляции граждан при пандемии коронавирусной инфекции (Covid-19), сложные социально-экономические условия, характеризующиеся ограниченными в пространстве возможностями органов государственной власти, приводят к стремительному развитию дистанционных форм во всех сферах жизни общества, в том числе и в уголовном процессе. Все это порождает активное внедрение информационных и цифровых технологий в деятельность суда и иных участников уголовного процесса. Инновации в работе суда с участием присяжных заседателей должны стать предметом учебных online-курсов, общедоступных электронных изданий. Заключение Изучение научных подходов к трансформации форм реализации своих полномочий присяжными заседателями в уголовном судопроизводстве помогает сформировать комплексное понимание факторов, влияющих на эффективность работы правоохранительных органов и суда. Результатом исследования является выявление основных критериев, влияющих на формирование коллегии присяжных заседателей, вынесение ими вердикта и, как итог, постановление законных, обоснованных и справедливых решений по уголовным делам в современной России. Различие в мотивации при отборе кандидатов в присяжные заседатели неизбежно детерминирует с правосудностью приговоров по уголовным делам. Права и законные интересы личности в уголовном процессе должны быть всегда гарантированы и защищены одинаково, поэтому надо стремиться к тому, чтобы выработать единый подход у граждан к осуществлению ими почетной обязанности быть присяжными в нашем обществе. Формирование нового мировоззрения и системы ценностей, повышающих гражданское правосознание, безусловно, займет определенное время, но главное - сделать первые шаги уже сегодня, осознать, что цифровое пространство уже существует, игнорировать и отрицать его нельзя. Сегодня в обществе только на начальном этапе генерируется система материальной и нематериальной мотивации присяжного заседателя. Авторитетность, престижность и почетность исполнения своего гражданского долга в отправлении в этом качестве правосудия должны послужить ее основой. Социальная реклама, распространение информации через социальные мессенджеры и сети о различных формах поддержки граждан при исполнении общественного долга присяжного должны стать нормой. Правоохранительные органы и суд обязаны учитывать новейшие технологии и научные достижения, осуществляя свою деятельность по уголовным делам, правильно их применять. В Российской Федерации создание сервиса «Правосудие онлайн» только планируется. Существующие на сегодняшний день формы ранжирования и отбора в присяжные в суде носят в основном традиционный характер. Удаленные формы в уголовном процессе в целом не получили окончательного законодательного закрепления. Правовой пробел надо ликвидировать, уделить максимум внимания этому направлению со стороны научной общественности. Возможно даже, посвятить отдельную главу в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации с названием - «Дистанционное производство по уголовным делам». Создание специальной цифровой платформы «Присяжный заседатель» как отдельно, так и в рамках «Правосудие онлайн», позволило бы разрешить большинство сложных вопросов, связанных с отправлением правосудия с включением народного представительства. При этом налаживание взаимодействия между обществом, судебной системой и IT-сферой, координация их деятельности являются обязательным залогом успеха совершенствования исследуемого уголовно-процессуального института. Способы, средства, методики проведения переобучения и подготовки судей, работников судебной системы, прокуроров, адвокатов должны включать азы привития цифровых навыков обработки информации, безопасного ее использования при рассмотрении и разрешении уголовных дел по существу. Перспективы дальнейшего применения информационных и цифровых технологий в развитии народного представительства в уголовном судопроизводстве подтверждаются объективной необходимостью создания цифровой платформы «Присяжный заседатель», с возможностью диалога судей, работников судебной системы не только с потенциальными кандидатами для исполнения общественного долга, но и со всеми государственными службами и ведомствами, отвечающими за достоверность предоставления информации о них. Совершенствование участия присяжных заседателей при рассмотрении уголовных дел должно проходить путем: 1) повышения требований к критериям отбора кандидатов в состав коллегии, в том числе с применением дистанционных форм: online-тестирование, мониторинг через видеоконференцсвязь с участием психолога; 2) устранения недостатков цифровой обработки списков присяжных заседателей за счет новых форм взаимодействия между ведомствами; 3) формирования системы материальной и нематериальной мотивации у будущих присяжных с применением различных видов поддержки и укрепления престижности выполнения этого гражданского долга, размещения этой информации на предлагаемом цифровом ресурсе; 4) внедрения новой модели отправления правосудия с участием присяжных заседателей с учетом неравномерности распределения населения и административно-территориальных особенностей России с помощью специально разработанной компьютерной программы; 5) упразднения ограничений на получение доказательств или иной информации по уголовному делу присяжными заседателями при сохранении объема их полномочий (разрешение вопросов «факта»), использования при этом цифровых возможностей при даче показаний специалистами и экспертами; 6) укрепления взаимодействия с председательствующим при решении правовых и организационных вопросов, с последующим официальным оформлением; 7) разработки online-курсов, специальных электронных изданий (пособий, учебников), видеолекций, которые в доступной форме на базе предлагаемой цифровой платформы «Присяжный заседатель» будут освещать особенности судопроизводства с участием представителей народа, помогут гражданам уяснить содержание их прав и обязанностей, заинтересуют реальной возможностью лично участвовать в деятельности судебных органов.
×

Об авторах

Анна Александровна Петрикина

Северо-Кавказский филиал «Российский государственный университет правосудия»

Автор, ответственный за переписку.
Email: annapetrikina@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-3981-4154

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовно-процессуального права

Российская Федерация, 350020, г. Краснодар, ул. Красных Партизан, д. 234

Татьяна Геннадьевна Бородинова

Северо-Кавказский филиал «Российский государственный университет правосудия»

Email: borodinovatg@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-2233-6993

доктор юридических наук, доцент, заведующая кафедрой уголовно-процессуального права, профессор кафедры уголовно-процессуального права

Российская Федерация, 350020, г. Краснодар, ул. Красных Партизан, д. 234

Ирина Владимировна Губко

Северо-Кавказский филиал «Российский государственный университет правосудия»

Email: giv904@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0001-5504-9774

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-процессуального права, Северо-Кавказский филиал

Российская Федерация, 350020, г. Краснодар, ул. Красных Партизан, д. 234

Список литературы

  1. Алексеев И.Н. Суд присяжных заседателей как угроза российской правовой системе // Уголовный процесс. 2005. № 5. С. 52-59.
  2. Anzia, S.F. & Berry, C.R. (2011) The Jackie (and Jill) Robinson Effect: Why Do Congresswomen Outperform Congressmen? American Journal of Political Science. 55(3), 478-493.
  3. Burnham, W. (2009) Introduction to the Law and Legal System of the United States. West Group Company, eJournal USA.
  4. Fowler, L. (2005) Gender and jury deliberations: The contributions of social science. William and Mary journal of women and the law. 12(1), 1-48.
  5. Garvey, S.P., Hannaford-Agor, P., Hans, V.P. & Mott, N.L. et al. (2004) Juror first votes in criminal trials. Journal of empirical legal studies. 1(2), 371-398.
  6. Глобенко О.А. Заметки присяжного // Уголовное судопроизводство. 2007. № 1. С. 8-15.
  7. Johnson, B.D. (2012) Judges on trial. Criminal justice policy review. 25(2), 159-184. doi: 10.2139/ssrn.1028762.
  8. Качалова О.В. Перспективы реформирования суда присяжных в Российской Федерации // Уголовный процесс. 2015. № 4 (124). С. 16-21.
  9. Kovalev, N. (2014) Selection of jurors and lay assessors in comparative perspective: Eurasian context. Russian Law Journal. 2(2), 9-62. https://doi.org/10.17589/2309-8678-2014-2-2-9-62
  10. McCammon, H.J. (2012) The U.S. Women’s Jury Movements and Strategic Adaptation: A More Just Verdict. New York, Cambridge University Press.
  11. Попова А.Д. Суд присяжных - шаг в будущее или назад в прошлое? // Наука и жизнь. 2004. № 7. С. 56-61.
  12. Праскова Т.В. Некоторые вопросы формирования коллегии присяжных заседателей // Российское правосудие. 2018. № 2(142). С. 94-97. https://doi.org/10.17238/issn2072-909X.2018.2.94-97
  13. Рахметуллина О.Р. Суд присяжных как форма народного участия в отправлении правосудия: дисс. … канд. юрид. наук. Челябинск, 2013. 248 с.
  14. Shamena, A., Bayer, P. & Hjalmarsson, R. (2019) Politics in the courtroom: political ideology and jury decision making. Journal of the European Economic Association. 17(3), 834-875, https://doi.org/10.1093/jeea/jvy013
  15. Shamena, A., Bayer, P. & Hjalmarsson, R. (2014) The role of age in jury selection and trial outcomes. Journal of law and economics. 57(4), 1001-1030.
  16. Shamena, A., Bayer, P. & Hjalmarsson, R. (2012) Jury discrimination in criminal trials. Quarterly Journal of Economics. 127(2), 1017-1055.
  17. Taylor, G. (2011) Jury trial in Austria. New criminal law review. 14(2), 281-325. https://doi.org/10.1525/nclr.2011.14.2.281.
  18. Терехин В.В. Реформа судопроизводства с участием присяжных заседателей и оценка допустимости доказательств // Реформирование судебной системы в России: история и современность: Сборник научных трудов, посвящённый 80-летию Нижегородского областного суда. Нижний Новгород: Автор, 2018. С. 177-182.

© Петрикина А.А., Бородинова Т.Г., Губко И.В., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах