Правовое обеспечение цифровизации искусства
- Авторы: Михалёва Т.Н.1,2
-
Учреждения:
- Белорусский государственный университет
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 27, № 1 (2023)
- Страницы: 117-134
- Раздел: ПРАВО И ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
- URL: https://journals.rudn.ru/law/article/view/34060
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2337-2023-27-1-117-134
- ID: 34060
Цитировать
Аннотация
Актуальность цифрового искусства и цифровизации искусства как более общей категории, отражающей современный технологичный подход к этой сфере жизнедеятельности человека, проявляется в активизации правового регулирования различных аспектов влияния цифровых технологий на сферу творчества и их внесения в законодательную повестку. Раскрыты правовые особенности цифровизации искусства на современном этапе. Рассмотрены основные сферы цифровизации искусства и юридические средства, обеспечивающие их надлежащее сопровождение. Охарактеризованы широкий и узкий подход к понятию «цифровое искусство», проанализированы проблемы определения прав интеллектуальной собственности на результаты творчества (произведения), полученные с использованием искусственного интеллекта, расширение доступа к произведениям искусства и объектам культуры в цифровую эпоху. В работе использован междисциплинарный подход, метод анализа и синтеза, метод абстракции, а также формально-юридический и сравнительно-правовой методы. На основе анализа автор формирует концепцию трех детерминирующих направлений, которые позволят комплексно подойти к сложным процессам сочетания творчества и технологий, реализовав их «развитие», «регулирование оборота» и «распределенную безопасность».
Об авторах
Татьяна Николаевна Михалёва
Белорусский государственный университет; Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: mikhaleva-tn@pfur.ru
ORCID iD: 0000-0002-3729-7624
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры евразийских исследований, Белорусский государственный университет (БГУ); доцент кафедры гражданского права и процесса и международного частного права, Юридический институт, Российский университет дружбы народов
Республика Беларусь, 220030, г. Минск, ул. Ленинградская, д. 20; Российская Федерация, 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Список литературы
- Adiwijaya, D.R. & Rizky, Y. (2018) Techne as technology and Techne as Art: Heidegger’s phenomenological perspective. International Journal of Creative and Arts Studies. 5 (1), 13-24.
- Алешкова И.А. Цифровой статус личности и правовой статус искусственного интеллекта: новое в юридических конструкциях // Право, цифровые технологии и искусственный интеллект: сб. ст. / отв. ред. Е.В. Алферова. М.: ИНИОН РАН, 2021. С. 186-202.
- Александров А.А. Коллекция произведений искусства как объект прав собирателя // Искусство и право: тенденции развития и формы интеграции: сб. материалов науч.-практ. конф., 11-12 марта, 2015 г. / ред. Е.О. Романова; Рос. акад. художеств, каф. ЮНЕСКО изобразительного искусства и архитектуры. Ярославль: Филигрань, 2015. Вып. 1. С. 22-36.
- Алтухов А.В., Кашкин С.Ю. Правовая природа цифровых платформ и российской и зарубежной доктрине // Актуальные проблемы российского права. 2021. Т. 16. № 7. С. 86-94. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2021.128.7.086-094
- Barfield, W. & Pagallo, U. (2020) Law and Artificial Intelligence. Advanced Introduction. Edward Elgar Publishing.
- Bonadio, E, Lucchi, N. & Mazziotti, G. (2022) Will Technology-Aided Creativity Force Us to Rethink Copyright`s Fundamentals? Highlights from the Platform Economy and Artificial Intelligence. International Review of Intellectual Property and Competition Law (IIC). (53), 1174-1200.
- Bridy, A. (2012) Coding Creativity: Copyright and the Artificially Intelligent Author. Stanford Technology Law Review. (5), 1-28.
- Дерюгина Т.В. Материальное и идеальное как элементы содержания произведения искусства с позиции правовой науки // Искусство и право: тенденции развития и формы интеграции: сб. материалов науч.-практ. конф., 11-12 марта, 2015 г. / ред. Е.О. Романова; Рос. акад. художеств, Каф. ЮНЕСКО изобразительного искусства и архитектуры. Ярославль: Филигрань, 2015. Вып. 1. С. 90-93.
- Энтин В.Л. Авторское право в виртуальной реальности (Новые возможности и вызовы цифровой эпохи). М.: Статут, 2017. 216 c.
- Габов А.В. Цифровая платформа как новое правовое явление // Пермский юридический альманах. 2021. № 4. С. 13-82.
- Гринь Е.С. Виртуальный образ как объект правовой охраны // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15. № 6. С. 143-148. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2020.115.6.143-148
- Ипполитов С.С. Интеллектуальная собственность и точки роста творческой индустрии в российской экономике: блокчейн, крипто-арт, NFT-токенизация // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2021. № 2 (41). С. 5-18. https://doi.org/10.24412/2310-1679-2021-241-5-18
- Карцхия А.А. Цифровое право как будущее классической цивилистики // Право будущего: Интеллектуальная собственность, инновации, Интернет: Ежегодник. Вып. 1. / отв. ред. Афанасьева Е.Г. М.: ИНИОН РАН, 2018. С. 26-40.
- Харитонова Ю.С., Савина В.С. Технология искусственного интеллекта и право: вызовы современности // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2020. Вып. 49. C. 524-549. https://doi.org/10.17072/1995-4190-2020-49-524-549
- Конобеевская И.М. Цифровые права как новый объект гражданских прав // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Экономика. Управление. Право. 2019. Т. 19. Вып. 3. С. 330-334. https://doi.org/10.18500/1994-2540-2019-19-3-330-334
- Козлова М.Ю. О необходимых элементах произведения как объектах авторских прав // Искусство и право: тенденции развития и формы интеграции: сб. материалов науч.-практ. конф., 11-12 марта, 2015 г. / ред. Е.О. Романова; Рос. акад. художеств, Каф. ЮНЕСКО изобразительного искусства и архитектуры. Ярославль: Филигрань, 2015. Вып. 1. С. 82-89.
- Крысанова Н.В. Правосубъектность искусственного интеллекта: доктрина в отечественных и зарубежных исследованиях // Право, цифровые технологии и искусственный интеллект: сб. ст. / отв. ред. Е.В. Алферова. М.: ИНИОН РАН, 2021. С. 218-230.
- Кучеренко П.А. Рассмотрение проблем правового регулирования современного изобразительного искусства // Искусство и право: тенденции развития и формы интеграции: сб. материалов науч.-практ. конф., 11-12 марта, 2015 г. / ред. Е.О. Романова; Рос. акад. художеств, каф. ЮНЕСКО изобразительного искусства и архитектуры. Ярославль: Филигрань, 2015. Вып. 1. С. 8-11.
- Кузнецов М.Н., Чумаченко И.Н. Цифровые права - новеллы в российском законодательстве // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 4. С. 97-100.
- Levin, M. (2021) The Cofemel Revolution - Originality, Equality and Neutrality. In: Rosati, E. (ed.). Routledge Handbook of EU Copyright Law. NY, Routledge. pp. 81-100.
- Lobel, O. (2016) The Law of Platform. Minnesota Law Review. 101 (87), 87-166.
- Малышкин А.В. Изобразительное искусство и право: формы взаимодействия и интегрирования // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2018. № 4 (44). С. 45-50.
- Нагродская В.Б. Модернизация авторских прав на музыкальные произведения в цифровой среде и модели открытого контента // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 12 (61). С. 66-73. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2015.61.12.066-073
- Овчинников А.И., Фатхи В.И. Цифровые права как объекты гражданских прав // Философия права. 2019. № 3 (90). С. 104-112.
- Пирязева Е.Н. Цифровое музыкальное искусство с позиций междисциплинарности // Философия и культура. 2020. № 12. С. 25-39. https://doi.org/10.7256/2454-0757.2020.12.34491
- Рахматуллина Р. Ш. Использование технологий искусственного интеллекта и особенности охраны его результатов // Образование и право. 2020. № 11. С. 173-177. https://doi.org/10.24411/2076-1503-2020-11126
- Ramalho, A. (2021) The Competence and Rationale of EU copyright harmonization. In: Rosati, E. (ed.). Routledge Handbook of EU Copyright Law. NY, Routledge. pp. 3-17.
- Rusakova, E.P., Frolova, E.E. & Gorbacheva, A.I. (2020) Digital rights as a new object of civil rights: Issues of substantive and procedural law. Advances in Intelligent Systems and Computing. (1100), 665-673. https://doi.org/10.1007/978-3-030-39319-9_74
- Телюкина М.В. Цифровое произведение как объект гражданских прав // Право будущего: Интеллектуальная собственность, инновации, Интернет: Ежегодник. Вып. 1 / отв. ред. Афанасьева Е.Г. М.: ИНИОН РАН, 2018. С. 70-76.
- Толочко О.Н. Проблемы определения права интеллектуальной собственности на продукты, полученные с использованием искусственного интеллекта // Динамика правоустановления и правореализации в сфере публично-правовых отношений: сб. научн. тр. Вып. 3. Минск: Колорград, 2021. С. 272-280.
- Власов Г.Д. Правовые вызовы искусственного интеллекта: европейский ответ // Право, цифровые технологии и искусственный интеллект: сб. ст. / отв. ред. Е.В. Алферова. М.: ИНИОН РАН, 2021. С. 203-217.
- Воложанина Е.А. Проблематика цифровой живописи // Архитектура и дизайн. 2019. № 1. С. 9-13. https://doi.org/10.7256/2585-7789.2019.1.29622
- Якушина Н.П. Арт-рынок в эпоху цифровизации: новые тенденции и перспективы // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 1(99). С. 143-150. https://doi.org/10.24412/1997-0803-2021-199-143-150
- Золотарёва Т.А. Идея техники в Античности // Гуманитарный вектор. 2019. Т. 14. № 2. С. 89-94. https://doi.org/10.21209/1996-7853-2019-14-2-89-94
Дополнительные файлы










