Беспрецедентное право: защита российской финансовой системы от влияния санкций

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Предметом исследования настоящей статьи являются специальные экономические меры, принятые Российской Федерацией для противодействия санкциям, введенным рядом государств (США, Соединенное Королевство, некоторые страны ЕС и другие) в начале 2022 года. В статье рассматривается понятие «экономические санкции», а также основные цели их применения. Автором проведен анализ мирового опыта применения санкций в отношении таких стран, как Иран, КНДР, Венесуэла, исследованы причины введения ограничений и их экономические последствия. Особое внимание уделено исследованию экономических мер, введенных в отношении России западными странами, и их беспрецедентному характеру. Кроме того, исследованы основные ответные меры Российской Федерации. В ходе исследования доказано, что несмотря на негативные последствия, введение санкций не вызвало краха российской экономики, как предрекали западные лидеры. Автором сделаны выводы об эффективности и своевременности предпринятых защитных мер. Кроме того, установлено, что введение санкций привело к крайне негативным последствиям для финансовой системы стран, применивших ограничения вопреки соображениям экономической эффективности. Это указывает на крайне деструктивный характер экономических санкций в качестве инструмента внешнеполитического и экономического воздействия.

Полный текст

Введение После начала специальной военной операции на Украине Российская Федерация столкнулась с беспрецедентными внешнеполитическими вызовами, став мировым лидером по числу введенных против нее экономических санкций[44]. Еще несколько месяцев назад такой сценарий казался маловероятным: около половины золотовалютных резервов России заморожено США и другими странами, крупнейшие российские банки отключены от системы передачи финансовых сообщений SWIFT, российским авиакомпаниям запрещены полеты над территорией множества государств, обсуждается эмбарго на российские энергоносители в странах ЕС. С последствиями ограничений столкнулось не только государство, бизнес, но и граждане. Впервые экономические санкции были введены не только на уровне правительств, но также исходили от отдельных иностранных лиц: многие компании ушли с российского рынка, приостановили деятельность в России международные платежные системы MasterCard и Visa. Клиенты из России сталкиваются с массовой заморозкой активов иностранными организациями финансового рынка. Все вышеперечисленное формирует совершенно новую основу экономического и правового регулирования, для которой характерен приоритет политического курса над рыночными механизмами и ключевыми правовыми принципами, такими как всеобщее равенство перед законом, неприкосновенность частной собственности и недопустимость дискриминации по национальному признаку. Массовое вытеснение на международном уровне правового регулирования политическим приводит к игнорированию основополагающих принципов и ранее недопустимой правоприменительной практике. В наиболее общем смысле под экономическими санкциями понимаются карательные и сдерживающие действия, предпринимаемые одним правительством, правительствами нескольких государств или межправительственной организацией (например, ООН) против другой страны, юридического лица или физического лица (Cleveland, 2001). Санкции могут принимать различные формы, наиболее распространенными являются: торговое эмбарго и иные торговые санкции, экспортный контроль, контроль за движением капитала, заморозка или арест активов, визовые ограничения для физических лиц. Эти меры рассматриваются как попытка воспрепятствовать целенаправленной политике, изменить стратегические решения государственных и негосударственных субъектов, которые угрожают интересам других государств (Masters, 2019). Например, санкции США разной степени воздействия введены в отношении более чем 30 государств, а в списке лиц, попавших под персональные блокирующие санкции США (SDN-list) более 1800 страниц. Администрированием и обеспечением соблюдения экономических и торговых санкций, основанных на внешней политике, в США занимается Управление по контролю за иностранными активами (Office of Foreign Assets Control или OFAC) при Министерстве финансов. По официальной информации данного ведомства, санкции введены против определенных иностранных государств и лиц, создающих угрозу национальной безопасности, внешней политике или экономике Соединенных Штатов [45]. Европейский Союз сформулировал возможные причины введения экономических санкций еще более обобщенно. Санкции ЕС вводятся в целях «содействия миру и безопасности на международном уровне, предотвращения конфликтов, поддержки демократии, верховенства закона и прав человека и защиты принципов международного права»[46]. Несмотря на благородные (на первый взгляд) цели, многие ученые отождествляют экономические санкции с военными действиями (Bulychev & Korgun, 2019), используя для этого соответствующую терминологию, например, «оружие международной деятельности» (weapon in transnational efforts) (Cleveland, 2001) или «финансовое оружие» (financial weapons) (Lin, 2016). Санкции рассматриваются как альтернатива вооруженному конфликту, которая сопровождается меньшими расходами и рисками безопасности[47]. Примечательной в этом отношении является позиция Североатлантического Альянса, открыто призывающего к введению экономических санкций в качестве меры принуждения к изменению поведения и сигнала другим странам о том, что та или иная деятельность неприемлема (Bolton, 2019). НАТО, являясь военным альянсом, рассматривает санкции, как один из неотъемлемых инструментов внешней политики, а также активно содействует разработке таких мер на международном уровне[48]. Сходство с военным конфликтом выражено также и в том, что введение санкций против отдельного государства негативно сказывается на уровне жизни всего населения, в первую очередь, его малообеспеченных слоев и среднего класса. В рамках политической риторики введение санкций против государства, как правило, оправдывается попыткой воздействовать на его власти и избегать негативных последствий для населения. Например, согласно официальным разъяснениям Европейской комиссии, экономические санкции против России, введенные в феврале 2022 года, «нацелены на минимизацию негативных последствий для населения России»[49]. Трудно поверить, что авторам этих разъяснений неизвестны разрушительные последствия масштабных экономических санкций, такие как растущая инфляция, девальвация национальной валюты, безработица, трудности с поставками продуктов питания и лекарств, а также крайне негативное влияние этих факторов на уровень жизни населения страны. Цель исследования Целью данного исследования является изучение практики применения рядом государств (в первую очередь США, Соединенным Королевством и странами Европейского союза) экономических и правовых механизмов, направленных на изменение внешнеполитического курса других стран (в первую очередь - Российской Федерации), а также анализ специальных экономических мер, принятых для противодействия введенным санкциям. Это позволит расширить существующие научные взгляды на нормы международного и внутригосударственного права в данной сфере. Исследование изменений российского финансового законодательства в контексте противодействия влиянию санкций будет способствовать дальнейшему совершенствованию правовых механизмов в сфере защиты экономики. Материалы и методы В данной статье с использованием контент-анализа и доступной экономической статистики рассмотрены основные правовые и экономические меры, способствующие сохранению экономической стабильности Российской Федерации в условиях беспрецедентного санкционного давления со стороны западных стран. Методическая идея статьи состоит в том, чтобы оценить эффективность предпринятых защитных мер в той степени, насколько это возможно к моменту подготовки статьи. Чтобы гарантировать объективность исследования, в статье используются как российские, так и иностранные источники информации, в том числе относящиеся к странам, которые ввели санкции в отношении России. Теоретическую основу исследования составили работы, посвященные изучению экономических санкций, их значению в международном праве и влиянию на экономику: Булычева Г.Б., Коргуна И.А., Захарова Л.В., Комшукова О.В., Мамедова Н.М., Толорая Г.Д., Коргуна И.А., Горбачева В.О., Юшкова И.В., Archick K., Nelson R.M., Rennack D.E., Welt C., Bolton I.K., Cleveland S.H., Encke F., Mastres J., Lin Tom C.W. Юридическую основу исследования составили нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие применение специальных экономических мер в целях противодействия санкциям, а также разъяснения органов власти и Банка России. Кроме того, были рассмотрены международные и иностранные нормативные правовые акты в сфере применения экономических санкций, принятые США, Европейским союзом, Соединенном Королевством и другими странами, а также дополнения и разъяснения к ним, опубликованные Европейской комиссией и органами власти иностранных государств. Материалами для исследования послужили сведения российских и иностранных информационных агентств и СМИ (РБК, Reuters, Bloomberg, The Washington Post, The New York Times), а также данные экономической статистики, опубликованные как международными организациями (International Monetary Fund, OPEC), так и государственными органами отдельных государств и Центральными банками. Принимая во внимание цель и ограничения данной статьи, полный анализ правовых и экономических механизмов воздействия санкций, а также углубленная оценка всех экономических показателей не проводится. Вместо этого основное внимание уделено анализу эффективности и целесообразности применения экономических ограничений в отношении Российской Федерации. Результаты и обсуждение В статье исследован мировой опыт применения экономических санкций на примере таких стран как КНДР, Иран, Венесуэла. Иран Страна, занимающая третье место в мире по запасам нефти[50]. Причиной введения экономических санкций против Ирана стала его ракетная и ядерная программа (Sorokin, 2018). Учитывая сохраняющуюся до сих пор сильную зависимость Ирана от нефтяных доходов, США стали вводить санкции, ограничивающие эти доходы от запрета на закупки иранской нефти до запрета инвестиций в нефтяную и газовую отрасли. Наиболее негативный характер для Ирана имели американские санкции в отношении ограничений инвестиций в энергетическую отрасль, начиная с 1996 года (Mamedova, 2021). Наиболее жесткие санкции были приняты против Ирана в 2012 и 2013 году. США и ЕС запретили поставки оружия Ирану, иранские банки были отключены от SWIFT, западным банкам было запрещено финансировать иранские компании и кредитные организации (Ushkov, 2016). В 2012 году резко упали все основные экономические показатели и был продемонстрирован отрицательный рост ВВП. Решения ЕС по отключению Ирана от мировой финансовой системы и нефтяное эмбарго сократили финансовые поступления не только из стран ЕС, но и ограничили возможность сотрудничества и с другими странами. Общий объем экспорта сократился на 25%, а совокупные экспортные доходы от нефти - на 60%. Валютные резервы Ирана составляли около 100 млрд долл., но от 60 до 80 млрд из них оказались заблокированы США и ЕС (Komshukova, 2016). За год (с марта 2012 года по март 2013 года) национальная валюта - иранский реал потерял около 80% стоимости по отношению к американскому доллару. Инфляция в 2012 году составила 40%, хотя в период с 2000 по 2012 год ее средний показатель не превышал 15%[51]. Тем не менее, введение санкций не привело к прекращению ядерной программы Ирана. США и ЕС не удалось полностью воспрепятствовать развитию иранской атомной энергетики. Кроме того, в настоящее время США заинтересованы в заключении с Ираном ядерной сделки, подразумевающей отмену или частичное снятие санкций в обмен на отказ от продолжения ядерной программы. Появление на рынке дополнительных объемов нефти из Ирана в результате отмены санкций позволит США усилить давление на союзников, лоббируя введение эмбарго на российскую нефть. КНДР Санкции против КНДР начал вводить Совет Безопасности ООН с 2006 года. Причиной послужили проводимые республикой ядерные и ракетные испытания, которые рассматривались как угроза международной безопасности. За более чем 10 лет существования санкционного режима в отношении Северной Кореи международным сообществом были введены значительные ограничения на экономические связи страны с внешним миром в ряде областей (Zakharova, 2019). В частности, был введен запрет на экспорт из КНДР ключевых товаров, а также установлены серьезные ограничения на импорт в Северную Корею топлива и продукции промышленного назначения. Фактически под запретом оказалось 90% номенклатуры для ввоза и вывоза. КНДР была фактически изолирована от финансовой и банковской системы и лишилась доступа к международным транзакциям и иностранным инвестициям (Bulychev & Korgun, 2019). КНДР засекретила свою экономическую статистику в 1960-е годы, что затрудняет оценку последствий введения санкций. Доступным источником информации о состоянии экономики Северной Кореи является Банк Кореи в Сеуле. По его оценкам, в 2017 и 2018 году сокращение ВВП составило 3,5 и 4,1% соответственно. Спад в добывающей промышленности превысил 17%, в обрабатывающей - был на уровне 9,1% (Toloraya, Korgun & Gorbacheva, 2020). После введения санкций существенно увеличились цены на топливо, под вопросом оказалась и продовольственная безопасность населения. Негативный эффект санкций на экономику КНДР очевиден, но несмотря на это страна продолжает наращивать свою ядерную программу. Поэтому эффективность санкций с точки зрения политических результатов можно назвать минимальной. Венесуэла Обладающая наибольшими разведанными запасами нефти в мире [52], в прошлом Венесуэла была самой богатой страной в Южной Америке, теперь стала одной из самых бедных[53]. Санкции против нее начали вводиться в 2005 году. Основной причиной стало изменение политического режима от сравнительно демократического к социалистическому (Sorokin, 2018). Формальным же поводом послужила недостаточно активная борьба руководства Венесуэлы с терроризмом и наркоторговлей. В 2015 году США закрыл Венесуэле доступ к американским финансовым рынкам, в 2019 году были введены санкции против Центрального банка Венесуэлы, включающие запрет на проведение транзакций в долларах. Кроме того, США был введен запрет на операции с госдолгом Венесуэлы и запрет на совершение сделок с государственной нефтяной компанией Petroleos de Venezuela (PdVSA). Это произошло после того, как в 2018 году Николас Мадуро победил на президентских выборах, но США и Евросоюз отказались признать их результаты. Последствия санкция для Венесуэлы оказались разрушительными: экономика сократилась на 80% за девять лет, 90% венесуэльцев живут за чертой бедности, страну покинули более 6 миллионов жителей[54], инфляция в стране в 2018 году достигла 130,060%[55]. Добыча нефти в Венесуэле упала с примерно 2,4 млн баррелей в день в 2015 году до примерно 1 млн баррелей в день в конце 2018 года, прежде чем были введены широкие санкции против PdVSA. В 2018 году Банк Англии отказал руководству Венесуэлы в доступе к золотому запасу страны, хранящемуся там несколько десятилетий. Тем не менее, введение санкций не повлекло за собой изменение политического курса и смену власти в Венесуэле, Николас Мадуро остается действующим лидером страны, а 68 процентов венесуэльцев считают, что причиной ухудшения качества их жизни стали санкции США (Rendon & Price, 2019). Во всех рассматриваемых примерах экономические санкции продемонстрировали крайне сомнительную эффективность в качестве инструмента достижения международной безопасности. Они оказали деструктивное влияние на экономику каждой страны, существенно ухудшив качество жизни ее населения, спровоцировали вынужденную миграцию населения (Dudin, Frolova, Kovalev, Ermakova & Kirsanov, 2017). Но ни в одном из случаев не позволили достичь озвученных в рамках демократической риторики целей. Этот вывод можно интерпретировать по-разному: либо выдвинуть предположение, что страны, вводящие санкции, оказались не в состоянии оценить неэффективность предпринимаемых ими мер, продолжая раз за разом действовать ошибочно. Либо истинная цель введения экономических ограничений является совсем иной. Автор предполагает, что вторая интерпретация более вероятна. Можно ли предположить, какую цель в первую очередь преследует введение санкций? Если рассматривать санкционное давление не как конструктивный правовой механизм, а как «экономическое оружие», то его цели становятся вполне очевидными. Более того, они давно сформулированы западными учеными и политиками: «Экономические санкции разработаны и предназначены для причинения финансового ущерба и бедствия противнику в условиях горячей или холодной фазы конфликта» (Lin, 2016), «ЕС принял беспрецедентные меры, направленные на существенное ослабление экономической базы России»[56], «Наши санкции в отношении России беспрецедентны - ни в каких других обстоятельствах мы не действовали так быстро и так скоординировано, чтобы наложить разрушительные последствия на любую другую страну»[57]. Анализируя подобные заявления, можно прийти к выводу, что США и некоторые их союзники по Североатлантическому альянсу ведут против России полномасштабную экономическую войну, последствия которой призваны в первую очередь снизить качество жизни российского населения, точно так же, как это происходило в других странах (Венесуэла, Иран, КНДР). Санкции против России Первые санкции были введены в отношении России 6 марта 2014 года. Поводом к введению санкций послужили действия России в ходе украинского кризиса. Первоначально санкции были введены США, но в период 2014-2015 годов к ним присоединились и другие страны (отдельные страны ЕС, Япония, Канада). Ограничения включали заморозку активов некоторых физических и юридических лиц (включенных в SDN-list), запрет на совершение ими финансовых операций. Отраслевые санкции затрагивали военно-промышленный комплекс, энергетический и банковский сектор и включали запрет на импорт и экспорт вооружений, а также на продажу России товаров двойного назначения и части товаров для энергетического сектора. Был введен запрет и на торговые операции с Республикой Крым. Следующий этап введения санкций начался 23 февраля 2022 года после признания Российской Федерацией независимости Донецкой и Луганской народных республик[58]. В целом введенные экономические санкции направлены на финансовую, энергетическую и транспортную отрасли, поставки технологий и оборудования. Ряд крупных российских банков попали под блокирующие санкции США, ЕС и Соединенного Королевства (включая Сбер, Альфабанк, ВТБ, Открытие, Новикомбанк, Промсвязьбанк, Совкомбанк, Россия), некоторые банки были также отключены от международной системы передачи финансовых сообщений SWIFT, что делает для них невозможными расчеты в таких валютах, как доллар США, евро, фунт стерлингов и Йена, а также закрывает для этих банков доступ к иностранным финансовым рынкам и рынкам капитала. Отдельного внимания заслуживают санкции в отношении Банка России[59]. США, ЕС, Соединенное Королевство, Канада, Новая Зеландия, Япония и Южная Корея заморозили около половины (300 млрд долл.) российских золотовалютных резервов[60]. В результате Россия технически лишилась возможности расплачиваться с нерезидентами, в частности по государственным облигациям, в также значительной части ресурсов для проведения валютных интервенций в поддержку рубля. Необходимо отметить, что это первый прецедент применения подобных мер в отношении такого крупного банка, как российский ЦБ. Тем не менее, подобные примеры в мире существуют, например уже более двадцати лет остаются замороженными активы Центробанка Ирана в американском Citibank. Пострадали и торговые отношения России со многими странами. Страны ЕС ввели эмбарго на импорт российского угля и заявили о готовности отказаться от нефти из РФ (The New York Times 2022). Из России ушли многие иностранные компании (Siemens, Boeing, Airbus, Shell, Nokia, Samsung, Asus, SAP, IBM, Cisco, Dell), были прекращены инвестиции, поставки продукции, оборудования и программного обеспечения. Была приостановлена деятельность международных платежных систем MasterCard и Visa. Ограничения коснулись грузового и морского транспортного сообщения. Евросоюз, США, Великобритания и другие страны запретили полеты российских авиакомпаний над своей территорией. Кроме того, были введены персональные санкции в отношении официальных лиц РФ, включая Президента, членов правительства, министров, депутатов и сенаторов, дипломатов, бизнесменов, банкиров, представителей СМИ, а также членов их семей. Под ограничения попали также множество крупных российских компаний, в том числе «Роснефть», «Газпром», «Ростелеком», РЖД, «Алмаз- Антей», «Калашников», «Сухой». Еврокомиссия отчиталась о блокировке имущества, принадлежащего российским компаниям и физическим лицам, на сумму свыше 6,7 млрд евро [61], а Министерство финансов США - на сумму свыше 1 млрд долл. При этом США рассматривают возможность конфисковать указанные активы, а также замороженные активы ЦБ РФ[62]. Основными инициаторами введения ограничений в отношении России являются США, Соединенное Королевство и Евросоюз, но всего экономические санкции различной степени воздействия ввели 48 государств и территорий[63]. Всего по состоянию на 8 мая 2022 года против России было введено 10 128 санкций, это значительно больше числа таких мер действующих в отношении Ирана и Сирии вместе взятых. Меры, предпринятые для защиты финансовой системы РФ Решения о применении специальных экономических мер были приняты в кратчайшие сроки в соответствии с Федеральным законом № 281-ФЗ от 30.12.2006 «О специальных экономических мерах и принудительных мерах». Закон позволяет оперативно воздействовать на экономические процессы в случае «возникновения обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающие права и свободы ее граждан». Особое внимание, по мнению автора, следует уделить мерам ограничительного характера, т.к. они в последующем оказали наибольшее влияние на стабилизацию финансовой системы Российской Федерации. Целью таких мер является противодействие оттоку капитала из страны и поддержание стабильности национальной валюты, поскольку ЦБ РФ был лишен возможности проводить интервенции в условиях блокировки западными странами золотовалютных резервов России. В соответствии с Указом Президента «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями США и примкнувших к ним стран» от 28 февраля 2022 года был введен полный запрет на зачисление валюты на счета российских резидентов, открытые в иностранных банках и иных организациях финансового рынка, использование иностранных электронных кошельков, а также предоставление займов нерезидентам. Участников ВЭД обязали продавать не менее 80% валютной выручки, зачисленной в российские банки, в течение 3 рабочих дней[64]. Валютные ограничения признаются одной из наиболее эффективных мер, препятствующих оттоку капитала из страны (Epstain 2012; Frolova & Ermakova, 2022). В тот же день в целях сдерживания инфляции Банк России принял решение резко увеличить ключевую ставку до 20% годовых[65]. Далее события развивались с невероятной скоростью. 1 марта 2022 года вышел еще один Указ Президента, в соответствии с которым для совершения сделки с лицом из недружественного иностранного государства, с целью покупки или продажи ценных бумаг или недвижимости, необходимо разрешение Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций[66]. 5 марта 2022 года был утвержден и соответствующий перечень государств. Кроме того, был запрещен вывоз из России наличной иностранной валюты в сумме, превышающей эквивалент 10 тыс. долларов США (ранее суммы свыше этого лимита нужно было только задекларировать). Банк России предписал брокерам взимать комиссию с физических и юридических лиц, которые покупают иностранную валюту на бирже, в размере 12%. Комиссия затрагивала операции с долларами, евро и фунтами. 5 марта 2022 года был установлен временный порядок выплат по обязательствам свыше 10 млн рублей в месяц (или эквивалент в иностранной валюте) перед иностранными кредиторами, которые связаны с государствами, применившими санкции. Выплаты должны проходить через рублевые спец. счета, открытые в российских банках[67]. Банк России ввел особый режим обращения наличной валюты на шесть месяцев - с 9 марта по 9 сентября 2022 года. В частности, была полностью запрещена продажа наличной валюты физическим лицам. С учетом того, что указанные меры вводились в ускоренном темпе, они остро нуждались в конкретизации, например, не был уточнен вопрос, какими именно нормами, налоговыми или валютными, должен быть урегулирован статус резидента РФ (Frolova & Tsepova, 2021). Функции по представлению разъяснений взяли на себя Минфин, ЦБ и Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций. Уже 14 марта Правительственная комиссия разрешила отдельные виды платежей на иностранные счета физических лиц, в частности были разрешены поступления от нерезидентов в виде заработной платы, арендной платы, купонов и дивидендов по ценным бумагам и иных процентных платежей. Решение было вполне логичным, так как сам владелец счета часто не мог остановить подобные платежи, а значит «технически» нарушал недавние указы. Также были разрешены переводы валюты между собственными иностранными счетами, открытыми до 1 марта, но вывод средств из РФ оставался под запретом. 18 марта 2022 года были введены новые ограничения, в частности, Банк России получил право определять сумму аванса, разрешенного к перечислению в пользу иностранных юридических и физических лиц. До 31 декабря 2022 года установлен запрет для резидентов на совершение операций по оплате долей участия в капитале нерезидентов, а также выплат нерезидентам в рамках договоров о совместной деятельности без разрешения ЦБ РФ. Это ограничение не касается сделок, совершаемых на бирже[68]. 31 марта 2022 года Президент России подписал Указ о новом порядке расчетов за поставки природного газа в недружественные страны за российские рубли. Для этого иностранным покупателям нужно открыть в Газпромбанке два счета - в валюте и рублях. После зачисления средств на валютный счет Газпромбанк сконвертирует их в рубли. Необходимость совершения операции по конвертации вызвала бурную реакцию со стороны стан международного сообщества. Утверждалось, что это будет рассматриваться как обход санкций. ЕС потребовал от своих государств-членов отказаться от условий России, но позже эта позиция существенно смягчилась, хотя и осталась достаточно неопределенной. По мере стабилизации ситуации в экономике ограничения стали постепенно ослабевать. 22 марта 2022 года ЦБ РФ дал разъяснения по поводу сделок с лицами из недружественных стран, уточнив случаи, когда ограничения не применяются, в частности при совершении операций с ценными бумагами, если они хранятся у иностранного депозитария, иностранного банка или иной организации финансового рынка, а расчеты по сделкам осуществляются по счетам, открытым резидентам в иностранных банках или иных организациях финансового рынка, а также при совершении сделок с недвижимостью, которая находится за пределами РФ, если расчеты проводятся через иностранный банк. С 1 апреля резиденты России снова получили право переводить на свои счета за границей, а также на счета других физических лиц валюту в сумме не более 10 тыс. долл. США в месяц. Это решение ЦБ частично помогло разобраться с бытовыми вопросами владельцев активов в других странах, такими как оплата коммунальных и других платежей за иностранную недвижимость. Поскольку высокая ключевая ставка препятствует бизнес-активности, увеличивая стоимость заимствований, то по мере снижения рисков для финансовой системы она корректировалась. 11 апреля 2022 года ключевая ставка была снижена до 17%, а 29 апреля - до 14%. 18 апреля возобновилась продажа наличной валюты физлицам, а с 20 апреля срок продажи валютной выручки для экспортеров был увеличен с 3 до 60 рабочих дней, за исключением компаний, занимающихся сырьевым энергическим экспортом. После заморозки резервов Банка России в долларах США и евро, Россия также ввела ограничения на движение средств, которые могли быть перечислены в недружественные страны. Было ограничено движение капитала нерезидентов, введен запрет на продажу ценных бумаг иностранными инвесторами и запрет на вывод ими средств из российской финансовой системы. Кроме того, выплаты по корпоративному долгу российских компаний и государственному долгу перед держателями долга из недружественных стран будут проходить только с разрешения Правительственной комиссии[69]. Стоит отметить также стимулирующие меры, которые были приняты для поддержки бизнеса в условиях санкций. Наибольшую поддержку получила IT-отрасль. Аккредитованным IT-компаниям предоставлены преференции, такие как льготные кредиты, 3-летний мораторий на проверки, налоговые льготы, в том числе введение до конца 2024 года ставки 0% по налогу на прибыль. Также предусмотрено выделение средств на улучшение жилищных условий работников и повышение их зарплаты, отсрочка призыва в армию для отдельных категорий сотрудников, облегчение трудоустройства иностранцев. Введена программа льготного кредитования для cистемообразующих организаций транспортного комплекса, а также промышленных и торговых организаций. Для организаций и ИП из ряда отраслей (бытовые услуги, производство продуктов, напитков, лекарств) Правительство на 6 месяцев перенесло срок уплаты налога УСН, а также страховых взносов[70]. Кроме того, были временно отменены некоторые штрафные санкции в налоговом законодательстве, в частности, штраф за несвоевременное представление отчетности контролируемой иностранной компании. Чтобы граждане получили возможность вложить часть своих накоплений в золото на более выгодных условиях (в качестве альтернативы покупке валюты), были освобождены от обложения НДС операции по реализации банками драгоценных металлов в слитках физическим лицам[71]. Кроме того, в России был объявлен 4 этап амнистии капиталов в период с 14 марта 2022 года по 28 февраля 2023 года. Он регулирует освобождение от ответственности за налоговые, административные и уголовные (по ряду статей) правонарушения, совершенные до 1 января 2022 года, связанные с приобретением (или формированием источников приобретения) земельных участков, недвижимости (как в РФ, так и за ее пределами), транспортных средств, зарегистрированных за границей, денежных средств на иностранных счетах, иных финансовых активов за границей, а также наличных денег (в рублях и валюте). Для получения государственных гарантий средства с иностранных счетов и финансовые активы (например, ценные бумаги) нужно полностью перевести в организации финансового рынка РФ. Эта мера в условиях санкций вряд ли окажется востребованной, т.к. вернуть средства и финансовые активы из иностранных организаций финансового рынка в Россию на практике будет крайне сложно, а некоторые, например, ценные бумаги, которые не могут учитываться в российских депозитариях или иностранные полисы инвестиционного страхования - технически невозможно. Важно подчеркнуть, что для стимулирования бизнес-активности в условиях санкций, помимо предоставления отсрочки по налогам и льготных кредитов, не менее важно создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности. Особенно эффективной, по мнению автора, было бы устранение избыточной процессуальной нагрузки для бизнеса, упрощение значительного числа административных и контрольных процедур для малых предприятий и отмена обязанности по соблюдению некоторых требований законодательства для микпропредприятий, расширение возможностей для применения специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». Реакция российской экономики Безусловно, беспрецедентные санкции, введенные западными странами против России, оказали негативное влияние на экономику. Среди наиболее серьезных последствий необходимо отметить существенный рост потребительских цен. Инфляция в годовом выражении на конец апреля 2022 года составила 17,83%. В тоже время по данным Росстата, в апреле 2022 г. инфляция замедлилась до 1,56% против 7,61% в марте 2022 года. Тенденция к замедлению сохраняется и в мае: за неделю с 30 апреля по 6 мая инфляция составила 0,12%, что стало минимальным уровнем с января 2022 года[72]. Рост потребительских цен удалось взять под контроль. Существенное замедление темпов инфляции стало следствием укрепления рубля, что способствовало снижению цен на товары с высокой импортной составляющей. Значимым риском для российской экономики является ухудшение условий внешней торговли из-за введенных санкций. Согласно базовому сценарию Банка России: «Сокращение экспорта товаров и услуг в реальном выражении может достичь 17-21% в 2022 г. - как за счет нефтегазового, так и не-нефтегазового сектора. Сокращение импорта в реальном выражении может составить 32,5-36,5% в 2022 году»[73]. Нейтрализации негативного влияния санкций в этой области будет способствовать переориентация торговых потоков на уровне как крупного и среднего бизнеса, так и малых предприятий. Одной из задач санкций была девальвация национальной валюты. Президент США в своей речи в Варшаве под аплодисменты присутствующих говорил о «превращении рубля в руины», стоимость 1 доллара, по его мнению, составляла 200 рублей[74]. Действительно, в первые недели после введения ограничений рубль потерял значительную часть своей стоимости, курс достиг 120,3785 рублей за 1 доллар США к 11 марта 2022 года. Однако в дальнейшем рубль совершил разворот, курс на дату той памятной речи американского президента составил 95,6618 рублей за 1 американский доллар, а на 14 мая 2022 и вовсе опустился до 63,7799 рублей за доллар[75], что соответствует уровню начала 2020 года. И вот здесь, по мнению автора, самое место аплодисментам - в адрес высшего руководства России. Своевременно введенные валютные ограничения позволили предотвратить дальнейшее обесценение рубля, а решение о переводе расчетов за российский газ в рубли и вовсе сделало его самой эффективной валютой 2022 года по данным аналитиков Bloomberg[76]. Необходимо отметить, что те же аналитики, а также некоторые их коллеги считают такой курс российской валюты «не рыночным» за счет того, что он был достигнут в условиях слишком жестких ограничений. Банк России также отмечает, что «в сложившихся условиях курс рубля определяется балансом спроса импортеров на валюту и предложением валюты со стороны экспортеров»[77]. Укрепление рубля в данном случае отчасти обусловлено более низким объемом импорта на фоне санкций. Можно называть такой курс в некотором роде «искусственно созданным», но какими бы ни были причины укрепления, импортеры могут приобрести по таком курсу валюту для расчетов с иностранными поставщиками и купить за нее самые настоящие товары. Именно этим обстоятельством обусловлено существенное замедление роста потребительских цен, которое позволяет говорить о контроле над инфляцией. Существуют определенные опасения дальнейшего укрепления, поскольку в результате блокировки золотовалютных резервов России западными странами ЦБ РФ не может проводить валютные интервенции для стабилизации курса рубля по отношению к иностранным валютам. Это, в свою очередь, может отрицательно сказаться на экспортной выручке и нефтегазовых доходах бюджета. В тоже время нет необходимости переоценивать этот риск, поскольку в арсенале ЦБ РФ есть и другие инструменты для поддержания курса, в частности, дальнейшее ослабление валютных ограничений. 24 февраля 2022 года, когда началась специальная военная операция, индексы Мосбиржи и РТС упали на 40-45%. Это стало рекордным обвалом за всю историю российского рынка[78]. С 28 февраля торги в фондовой секции Мосбиржи приостановили. Торги акциями были возобновлены на Московской бирже 24 марта 2022 года. Первоначально к торгам были допущены акции 33 российских компаний, затем перечень торгуемых инструментов стал расширяться. Торги некоторыми иностранными ценными бумагами, принятыми на обслуживание в НКО АО НРД, не проводятся из-за блокировки расчетов со стороны Euroclear Bank и Clearstream Banking в результате введенных санкций. Несмотря на значительное падение российских индексов, огромное значение имеет сам факт возобновления торгов, он означает что в России продолжают функционировать организованный фондовый и срочный рынки. Важным показателем стабильности экономики является и то, что Российская Федерация, несмотря на препятствия, созданные санкциями, а также заморозку валютных резервов проводит платежи по внешнему долгу без нарушений, не допуская «технического» дефолта[79]. Российская экономика в значительной степени зависит от экспорта энергоносителей, поэтому для оценки стабильности финансовой системы необходимо оценить перспективы данной отрасли в контексте западных санкций. По мнению ряда аналитиков, их можно характеризовать как благоприятные. По данным агентства Bloomberg, еженедельные поставки нефти выросли до 4 млн баррелей в день в первую полную неделю апреля, что стало самым высоким показателем за 2022 год, вместе с ними до рекордного уровня вырос доход российского бюджета от экспортных пошлин[80]. Агентство также подчеркивает, что «Россия может заработать на экспорте нефти и газа в 2022 году 321 млрд долл. - это примерно на 35% превышает показатели 2021 года»[81]. Даже в случае сокращения объемов экспорта эмбарго на российские энергоносители приведет к резкому рост цен на нефть и природный газ. Более высокая цена компенсирует меньший объем поставок. В результате краткосрочного комплексного анализа воздействия санкций можно сделать вывод, что, несмотря на крайне негативные последствия, они не приведут краху российской экономики. Наиболее эффективными мерами противодействия санкционному давлению стали жесткие ограничения на трансграничное движение капитала, переход на оплату газа в рублях, а также оперативные действия ЦБ РФ по коррекции ключевой ставки, включая как ее кратковременное повышение, так и последующее снижение с учетом ослабления рисков. Оценивая полученные в ходе исследования данные в контексте использования экономических мер как инструмента внешней политики на примере антироссийских санкций, можно утверждать, что: Во-первых, многие исследователи выразили сомнение в эффективности и оправданности подобных мер (как в отношении России, так и в отношении других стран) с целью урегулирования международных конфликтов или достижения безопасности (Archick, Nelson, Rennack & Welt, 2019; Rendon & Price, 2019; Komshukova, 2016; Zakharova, 2019). В контексте данного исследования особый интерес представляет оценка эффективности введенных санкций представителями стран, поддерживающих их применение (с учетом того обстоятельства, что к моменту подготовки статьи подобная оценка может быть дана только в краткосрочной перспективе). Например, премьер-министр Польши признал: «Пока мы видим, что Россия, к сожалению, неплохо справляется с санкциями. В этой связи Польша старается организовать процесс конструирования очередных санкционных пакетов»[82]. Сомнения относительно эффективности санкций высказывают и авторитетные американские СМИ. Например, New York magazine: «Спустя шесть недель после того, как США и страны G7 превратили мировую финансовую систему в оружие, чтобы ввести самые жесткие санкции против России, пробелы становятся очевидными»[83]. К похожему выводу приходит и The Washington Post: «Мы собираемся еще больше усилить экономическую изоляцию России», - сказал Байден. Но несмотря на то, что администрация вводит дополнительные санкции, обострились вопросы эффективности неравномерной экономической кампании Запада против Москвы»[84]. На основании изложенного можно предположить, что воздействие международных санкций на экономику большего масштаба, обладающую значительным числом торговых и финансовых связей с другими странами, является не таким выраженным, как на экономику менее крупных стран. А вот недостатки использования подобных дестабилизирующих мер в рамках внешней политики, наоборот - приобретают глобальные масштабы. Во-вторых, некоторые авторы отмечают, что при использовании экономических санкций происходит отказ от обычных торговых и финансовых отношений в целях внешней политики (Lin, 2016), что означает приоритет политического курса над экономической эффективностью и рыночными механизмами. Поскольку ни одна страна ранее не подвергалась столь беспрецедентному давлению, как Россия, было сложно в полной мере оценить, насколько деструктивным инструментом являются по своей природе экономические санкции. Отказ от рыночных механизмов стал «обоюдоострым» оружием, оказавшим негативное влияние не только на российскую экономику, но и страны, применившие санкции. Особенно тяжелые последствия будет иметь решение об отказе от российских энергоносителей. Цены на них рекордно выросли на фоне обсуждения эмбарго. Но для ряда стран ЕС оно в ближайшей перспективе невозможно без катастрофических последствий для их экономики, поэтому дополнительные расходы возникнут также в связи с сокрытием реального происхождения потребляемой нефти и природного газа в целях демонстрации приверженности политическому курсу. Например, отправленную из российских портов с отметкой «назначение не известно» («destinantion unknown») нефть Urals смешивают с другими марками нефти, а полученная смесь получает название страны, где выполняются операции по изготовлению купажа («малазийская», «латвийская» и т.д.)[85]. Юридически эти действия позволяют выполнить обещание о полном отказе от «российской» нефти. Аналогичным образом ряд стран «отказывается» и от российского трубопроводного газа. Например, Болгария, в импорте которой доля Газпрома на начало 2022 года составляла 80%[86], после прекращения поставок из России продолжит получать российский газ путем реверса из Германии, приобретая таким образом уже «немецкий» газ[87]. Увеличение числа посредников приводит к еще большему разгону цен на энергоносители, а платить за санкционную риторику придется потребителям. Ограничение транспортного сообщения, вызванного антироссийскими санкциями, привело также к нарушению цепочки поставок сельскохозяйственных товаров и росту цен на продовольствие по всему миру. Кроме того, накачивание мировой финансовой системы избыточной ликвидностью в период пандемии (программа количественного смягчения, QE), а также антироссийские санкции спровоцировали максимальный за последние несколько десятков лет уровень инфляции в ряде стран. По итогам апреля 2022 года инфляция в США составила - 7,7%, в Соединенном Королевстве - 7,4%, в Германии - 5,5%, в Польше - 8,9%, в Чехии - 9%, в Болгарии - 11%, в Эстонии - 11,9%, в Литве - 13,3%[88]. Во-третьих, от «обоюдоострых» санкций пострадала не только экономика. Впервые на международном уровне в беспрецедентном масштабе были проигнорированы ключевые демократические принципы правового регулирования. Национализм и дискриминация по национальному признаку нашли свое отражение не только в отдельных случаях правоприменения, но и были официально закреплены в международных финансово-правовых актах. Хотя дискриминация на почве национальной принадлежности запрещена ст. 21 Хартии Европейского союза по правам человека[89], это не помешало Совету ЕС принять Регламент № 2022/328 от 25 февраля 2022 года, который запрещает кредитным организациям ЕС «принимать какие-либо вклады от граждан Российской Федерации или физических лиц, проживающих в Российской Федерации, или юридических лиц, организаций или органов, учрежденных в Российской Федерации, если общая стоимость депозитов физического или юридического лица, организации или органа в расчете на одну кредитную организацию превышает 100 000 евро» [90]. По всей видимости, 400 млн евро, которые ежегодно выделяются Европейским союзом на реализацию программы по борьбе с различными проявлениями дискриминации [91], оказалось недостаточно для того, чтобы усмотреть ее очевидные признаки в Регламенте № 2022/328. В Соединенном Королевстве речь пока идет об инициативе Правительства ограничить вклады граждан России в местных кредитных организациях суммой в 50 000 фунтов стерлингов[92], т.е. о прямом нарушении Закона Соединенного Королевства о равенстве, запрещающего дискриминацию по национальному признаку и причисляющего ее к расизму[93]. Помимо равенства прав, одной из ключевых демократических ценностей является также неприкосновенность права собственности. Особое значение ему придет правовая система США (Petrova, 2019). Закрепленный в Конституции США и дополненный поправками к ней, данный принцип неотделим от личной свободы и признается «краеугольным камнем» англо-американской системы права: «Возможно, самой важной ценностью Отцов-основателей американского конституционного периода была их вера в необходимость обеспечения прав собственности» (Bruchey, 1980). Пятая и четырнадцатая поправки к Конституции США устанавливают запрет на произвольное вторжение в чужую собственность и требуют предоставления справедливой компенсации, а также соблюдения специальных процедурных норм при возникновении острой необходимости нарушения охраняемых законом границ чужого недвижимого имущества (Tyagay, 2017). Несмотря на это, Палата представителей Конгресса США одобрила законодательную инициативу, предполагающую конфискацию американскими властями связанных с РФ активов с целью их продажи и оказания дополнительной помощи Киеву, в том числе военной[94]. Отцы-основатели, вероятно, были бы впечатлены тем, насколько вольно, оказывается, могут трактоваться незыблемые основы демократии. Подобные масштабные нарушения Западом международного и внутригосударственного права в не могли остаться незамеченными. Доверие к доллару США, как к мировой резервной валюте, слабеет. Другие участники мирового сообщества ищут способы защитить свои активы от перспективы превращения их в инструмент карательной политики США и их союзников. Саудовская Аравия рассматривает возможность использования юаня вместо доллара для расчетов по нефтяным сделкам с КНР, Израиль сокращает долю доллара и евро в своих золотовалютных резервах, а Китай проводит стресс-тесты экономики на предмет санкций, аналогичных тем, что применяются против России. Таким образом, прецедент применения невероятных по своему масштабу экономических санкций против России запустил процесс структурного изменения экономики по всему миру, который вряд ли пройдет гладко с учетом последствий пандемии COVID-19 и напряженной геополитической обстановки. Заключение Несмотря на достаточно непродолжительный период, который охватывает данное исследование (около 2,5 месяцев), можно сделать первые выводы об эффективности предпринимаемых Россией мер по защите своей финансовой системы от влияния санкций. Экономический «блицкриг» Запада провалился, в том числе благодаря эффективному «ручному управлению» российской экономикой в невероятно сложных условиях, когда некоторые рыночные механизмы перестали функционировать. Вопреки прогнозам о скором превращении рубля «в руины», первыми «жертвами» экономической войны стали западные демократические принципы, такие как всеобщее равенство перед законом и неприкосновенность права собственности. К обладателям российского паспорта в ряде стран они теперь применяются крайне избирательно, хотя Еврокомиссия утверждает, что именно поддержка демократии является целью введения санкций. Примеры Ирана, КНДР и Венесуэлы свидетельствуют, что экономические санкции не служат целям международной безопасности. По своей сути они являются деструктивным инструментом, «экономическим оружием», направленным на разрушение финансовой системы страны и, как следствие, снижение качества жизни ее жителей. Учитывая тесные экономические и торговые связи России с другими странами, разрушение которых неизбежно приведет к негативным последствиям для каждой из сторон, можно сделать вывод, что введение санкций стало абсолютно тупиковым решением международного конфликта. Структурные изменения в еще не восстановившейся после пандемии COVID-19 мировой экономике, сопровождаемые рекордными темпами инфляции, могут спровоцировать глобальный финансовый кризис, который в первую очередь ударит по рядовым жителям множества стран, далеким от принятия политических решений. Мы можем наблюдать, как на международной арене последовательно разыгрывается классическая lose-lose situation. Но и у нее есть свои «бенефициары». Эскалация геополитического противостояния обеспечила американский военно-промышленный комплекс заказами на годы вперед. Cui bono? В рамках данной статьи не нашли своего отражения такие важнейшие вопросы, как: 1) оценка воздействия на состояние международных отношений полномасштабной информационной антироссийской кампании, сопровождающейся всплеском русофобии, затронувшем в том числе сферу культурных и гуманитарных связей; 2) анализ мер, выходящих за рамках отношений регулируемых финансовым правом, предпринятых Россией для защиты своих интересов в условиях санкций, включая экспортные и импортные ограничения для отдельных видов товаров, легализацию параллельного импорта, визовые ограничения для иностранных граждан и дипломатов, ответные персональные санкции, введение дополнительных мер уголовной и административной ответственности. Автор планирует раскрыть и дополнить эти, а также некоторые иные аспекты применения экономических санкций в других научно-исследовательских работах по этой и сходной тематике.
×

Об авторах

Екатерина Андреевна Цепова

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: tsepova_ea@pfur.ru
ORCID iD: 0000-0001-8147-7633

кандидат юридических наук, старший преподаватель, кафедра гражданского права и процесса и международного частного права, Юридический институт

Российская Федерация, 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Archick, K., Nelson, R.M., Rennack, D.E., & Welt, C. (2019) US Sanctions on Russia. Congressional Research Service R45415. Available at: https://www.everycrsreport.com/files/20200117_R45415_ccd0afb3308db7d592c51e5d7ba8b8cd0b5ce808.pdf [Accessed 6th May 2022].
  2. Bolton, I.K. (2019) Deterrence and the use of Sanctions. STO-MP-SAS-141. Available at: https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=&cad=rja&uact=8&ved=2ahUKEwjHpd2g_9f3AhXFAxAIHT3ZAtIQFnoECA0QAQ&url=https%3A%2F%2Fwww.sto.nato.int%2Fpublications%2FSTO%2520Meeting%2520Proceedings%2FSTO-MP-SAS-141%2FMP-SAS-141-10.pdf&usg=AOvVaw0fiUbaqQwKH3cOEZjW-NeD [Accessed 7th May 2022].
  3. Bruchey, S. (1980) The impact of concern for the security of property rights on the legal system of the early American Republic. Wisconsin Law Review. 1135-1158.
  4. Булычев Г.Б., Коргун И.А. Санкции и их последствия для торговли и экономики КНДР // Проблемы Дальнего Востока. 2019. № 5 (2). C. 64-75. https://doi.org/10.31857/S013128120007505-6.
  5. Cleveland, S.H. (2001) Norm internalization and US economic sanctions. Yale J. int'l L. 26 (1), 1-102.
  6. Dudin, M.N., Frolova, E.E., Kovalev, S.I., Ermakova, E.P., & Kirsanov, A.N. (2017). Migration processes in the context of political collisions: factors and social and economic consequences. Journal of Applied Economic Sciences. Vol. XII, Spring. 1 (47), 85-94.
  7. Epstein, G. (2012) Capital outflow regulation: Economic management, development and transformation. In: Gallagher, K.P., Griffith-Jones S. & Ocampo A.J. (eds.). Regulating Global Capital Flows for Long-Run Development. Boston, Boston University, Pardee Center for the Study of the Longer-Range Future. pp. 47-58.
  8. Frolova, E.E., & Ermakova, E.P. (2022) Legal regulation of digital financing in Russia and foreign countries. The Transformation of Social Relationships in Industry 4.0: Economic Security and Legal Prevention, 309.
  9. Фролова Е.Е., Цепова, Е.А. Перспективы реформирования подходов к наделению физических лиц правовым статусом резидента Российской Федерации // Государство и право. 2021. № (6). C. 158-172. https://doi.org/10.31857/S102694520015038-2
  10. Комшукова О.В. Санкции в отношении Ирана: цели и последствия // Экономические и социальные проблемы России. 2016. № 2. С. 24-41.
  11. Lin, Tom C.W. (2016) Financial weapons of war. Minnesota Law Review. 100, 1377. Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=2765010. [Accessed 7th May 2022].
  12. Мамедова Н.М. Режим санкций в отношении Ирана и его влияние на ситуацию в стране // Мировое и национальное хозяйство. 2011. № 2 (17). Режим доступа: https://mirec.mgimo.ru/2011/2011-02/rezhim-sankcij-v-otnoshenii-irana-i-ego-vliyanie-na-situaciyu-v-strane [Accessed 7th May 2022].
  13. Петрова Е.А. Право на защиту собственности по Конституции США: зарубежный опыт // Законы России: опыт, анализ, практика. 2019. №. 9. С. 58-62.
  14. Rendon, M. & Price, M. (2019) Are sanctions working in Venezuela? Center for Strategic & International Studies. Available at: http://csis-website-prod.s3.amazonaws.com/s3fs-public/publication/190903_RendonPrice_VenezuelaSanctions_layout_v2.pdf [Accessed 8th May 2022].
  15. Сорокин Д.А. Эффективность применения санкций со стороны демократических стран по отношению к авторитарным государствам // Бизнес. Общество. Власть. 2018. №. 4 (30). С. 95-113.
  16. Толорая Г.Д., Коргун И.А., Горбачева В.О. Санкции в отношении КНДР: анализ последствий и уроки. Научный доклад. М.: Институт экономики РАН, 2020. 46 c.
  17. Тягай Е. Д. Особенности защиты и меры юридической ответственности за нарушение прав собственников недвижимого имущества в США // Lex Russica. 2017. №. 5. С. 205-218. https://doi.org/10.17803/1729-5920.2017.126.5.205-216
  18. Юшков И.В. Политические последствия соглашения по ядерной программе Ирана // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. 2016. № 1 (312). С. 61-71.
  19. Захарова Л.В. Влияние санкций Совета Безопасности ООН на экономику КНДР // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2019. Т. 14. № 2. С. 223-244. Режим доступа: https://iorj.hse.ru/data/2019/09/25/1540071716/%D0%97%D0%B0%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0.pdf

© Цепова Е.А., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах