Диаспоры и государства происхождения: позитивный опыт взаимодействия

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В современном мире значительное число людей по тем или иным причинам проживает за пределами государств своего происхождения. В большинстве случаев они сохраняют чувство сопричастности к Родине и заинтересованность в поддержании связей с ней. В свою очередь, государства также стремятся развивать отношения с соотечественниками, проживающими за рубежом. Это направление деятельности во многих странах закреплено на конституционном уровне; приняты специальные законы, определяющие правовой статус соотечественников, направления и формы взаимодействия с ними; разрабатываются и реализуются специальные государственные программы по поддержке диаспор. Политика государств в отношении соотечественников направлена на сохранение их национальной (языковой, культурной, религиозной) идентичности и вовлечение их в свою социальную, культурную, экономическую и политическую жизнь. В этих целях государства содействуют изучению соотечественниками родного языка, приобщению их к национальной культуре и традициям, поддерживают организации диаспоры, развивают их сотрудничество со своими органами власти, научными и образовательными учреждениями, бизнес-сообществами и некоммерческими организациями, поощряют инвестиционную активность, в необходимых случаях оказывают соотечественникам социальную помощь. Зарубежными странами накоплен большой позитивный опыт в этой области, его анализ и обобщение являются предметом настоящей статьи.

Полный текст

Введение Формирование зарубежных диаспор - неотъемлемая составляющая процесса развития современного государственно организованного общества. Они образуются как следствие межгосударственной миграции населения и изменения государственных границ. Люди покидали свои страны в разные исторические периоды и по разным причинам. Для некоторых это был их свободный выбор, обусловленный экономическими, карьерными, личными соображениями. Многие оказались за границей не по своей воле в результате войн, вооруженных конфликтов, массовых депортаций, распада государств и других геополитических процессов. Зарубежные диаспоры, даже происходящие из одного государства, неоднородны. Они различаются по степени сплоченности (устойчивости связей между ее членами и ориентации на государство происхождения), уровню знания родного языка и самоидентификации с Родиной, ее культурными традициями, интенсивности сотрудничества с ней. Сегодня диаспоры стали неотъемлемым элементом глобального политического ландшафта и выступают значимым фактором социального развития как стран пребывания, так и государств происхождения. Для последних соотечественники могут служить и в действительности являются важным «мостом» для доступа к знаниям, опыту, ресурсам и рынкам стран их пребывания. Для успешного использования этого ресурса необходимы два условия: способность диаспоры сохранять и развивать свою идентичность и способность государства происхождения создавать условия и институты для устойчивого и взаимовыгодного взаимодействия с диаспорой[1]. По мнению экспертов, современная модель управления предполагает вовлечение соотечественников в реализацию политики национального развития государства происхождения[2]. Многие страны имеют весьма крупные зарубежные диаспоры, порой сопоставимые с численностью населения страны. Так, исследователи полагают, что примерно от 15 до 20 млн человек в мире могут иметь польское происхождение (Sëbastien, 2012:27)[3]. По разным оценкам от трех до четырех млн сербов, в том числе мигрантов второго и третьего поколений, проживает за пределами страны, и это примерно треть населения Сербии[4]. В качестве соотечественников государства могут рассматривать различные категории лиц, тем или иным образом с ними связанных. Это могут быть граждане страны, постоянно проживающие за рубежом; национальные меньшинства (в том числе автохтонные) в других странах, этнически являющиеся частью народа (народов), образующих данное государство; выходцы из данного государства - бывшие граждане (независимо от их этнической принадлежности), по тем или иным причинам (часто вынужденно) оказавшиеся за пределами страны и утратившие ее гражданство, и их потомки. Как правило, государства используют различные критерии для идентификации своих соотечественников и могут проводить по отношению к отдельным их категориям специальную политику. Но в большинстве случаев все соотечественники рассматриваются как неотъемлемая часть единой нации (ст. 5 Закона № 007-05/04-7/3 от 4 апреля 2005 г., регулирующего отношения Республики Словения и словенцев, проживающих за рубежом[5]; ст. 4 Закона от 26 октября 2011 г. «Об отношениях Республики Хорватия и хорватов, проживающих за пределами Республики Хорватия»[6]). Государства не могут игнорировать наличие зарубежных диаспор в своих международных отношениях. В частности, исследователи отмечают существенную роль диаспор в международных конфликтах, в том числе вооруженных. Диаспоры могут выступать и как «подстрекатели к миру», и как «разжигатели войны», а иногда даже и как активный и самостоятельный участник конфликта (Loshkariov, 2021:39-56). В условиях глобализации внимание к зарубежным диаспорам возрастает в связи опасениями «размывания» национальной идентичности (Smith, 2003:727). На постсоциалистическом пространстве, в частности в Польше, это увязывается с присоединением к Европейскому союзу и НАТО, что, по мнению консервативно настроенных политиков, грозит обществу утратой национальной однородности. Кроме того, за счет «соотечественников с Востока» надеются компенсировать отток своих граждан в страны ЕС (Sëbastien, 2012:30, 32, 35). В ряде стран забота о соотечественниках, проживающих за пределами страны, законодательно закрепляется в качестве неотъемлемой части внешней политики (ст. 7 Закона, регулирующего отношения Республики Словения и словенцев, проживающих за рубежом; ст. 6 Закона «Об отношениях Республики Хорватия и хорватов, проживающих за пределами Республики Хорватия»). В Федеральном законе от 26 сентября 2014 г. «О швейцарцах, проживающих за рубежом, и их учреждениях»[7] предусматривается учет их интересов при определении внешнеполитической стратегии страны (ст. 8). В Стратегии национальной безопасности Республики Армения 2018 г.[8] панармянство как идея осознания и реализации коллективных интересов армян провозглашено одним из принципов внешней политики (п. 4.2). Государства стремятся использовать соотечественников для продвижения своих внешнеполитических интересов, в том числе в качестве официальных или неофициальных лоббистов. Например, создание пропольского лобби за границей является одним из приоритетных направлений деятельности Уполномоченного Правительства по делам польской диаспоры и поляков за рубежом[9]. Сербия рассматривает диаспору как значимый ресурс для лоббирования ее интересов в процессе вступления в Европейский союз и в целом в отношениях с ЕС, а также для улучшения репутации страны за границей[10]. Многими странами накоплен интересный и разнообразный опыт успешного взаимодействия с зарубежными диаспорами, который может быть полезен России. В статье представлены его анализ и систематическое изложение. Основополагающие принципы и главные направления государственной политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом Большинство государств сегодня разрабатывают и проводят специальную политику, направленную на поддержание связей с соотечественниками. Это направление деятельности государства во многих странах закреплено на конституционном уровне; приняты специальные законы, определяющие правовой статус соотечественников, направления и формы взаимодействия с ними. Некоторые государства законодательно закрепляют цели и основные направления своей политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом. В соответствии с Законом Республики Сербия от 26 октября 2009 г. «О диаспоре и сербах, проживающих в регионе»[11] государство поддерживает, укрепляет и осуществляет связи с диаспорой и сербами, проживающими в регионе[12], и в этих целях стремится к улучшению их положения в государствах пребывания, защищает их права и интересы посредством заключения двусторонних и многосторонних международных договоров в соответствии с самыми высокими международными стандартами; поддерживает использование, изучение и развитие сербского языка и кириллицы, сохранение сербской культурной, этнической, языковой и религиозной самобытности; развивает экономическое сотрудничество с диаспорой и сербами, проживающими в регионе; обеспечивает условия для работы организаций по сотрудничеству с ними и соответствующего бюджетного фонда (п. 1-4 ст. 4). Хорватия содействует сохранению и укреплению положения хорватов, проживающих за пределами страны, и их идентичности посредством изучения языка, развития культуры, образования, науки, экономики, здравоохранения, социальной политики и спорта (ч. 1 ст. 7 Закона «Об отношениях Республики Хорватия и хорватов, проживающих за пределами Республики Хорватия»). Республика объединяет всех хорватов, как проживающих в Республике, так и за ее пределами, в целях достижения хорватского культурного единства посредством культурной, образовательной, научной, информационной, экономической, спортивной и другой социальной деятельности, важной для сохранения и укрепления хорватской самобытности и процветания нации (ст. 9). Аналогичные положения содержатся и в законодательстве других стран (ст. 9-10, ч. 1 ст. 11 Закона, регулирующего отношения Республики Словения и словенцев, проживающих за рубежом; ст. 1-2, ч. 1 ст. 9, ст. 12-15 Закона Республики Косово от 15 апреля 2010 г. № 03/L-171 «О диаспоре»[13]; п. (c) § 2 ст. 1, п. 1 § 5 ст. 1 Закона Словацкой Республики от 23 сентября 2005 г. № 434 «О словаках, проживающих за границей, и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты»[14]). В целом государственная политика в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, преследует цели сохранения их национальной (языковой, культурной, религиозной) идентичности, поддержания связей с государством происхождения, вовлечения их в социальную, культурную, экономическую и политическую жизнь страны. В этих целях государства содействуют изучению соотечественниками, проживающими за рубежом, родного языка, приобщению их к национальной культуре и традициям, поддерживают организации диаспоры, развивают их сотрудничество со своими органами власти, научными и образовательными учреждениями, бизнес-сообществами и некоммерческими организациями, поощряют инвестиционную активность, в необходимых случаях оказывают соотечественникам социальную помощь. Весьма показательны принципы, на основе которых государства выстраивают свое взаимодействие с диаспорами. Так, государственная поддержка словаков, проживающих за рубежом, базируется на принципах равного обращения (запрет дискриминации при предоставлении государственной помощи); территориальности (уважение территориального суверенитета и целостности государства, гражданином которого является или на территории которого проживает словак); принцип конкретного подхода (учет как специфических потребностей словаков, проживающих в определенных государствах, так и целей поддержания и развитие словацкой идентичности, культуры, языка и культурного наследия в этих странах (п. 2-3 § 5 ст. 1 Закона «О словаках, проживающих за границей, и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты»). Республика Словения в отношениях с автохтонным словенским национальным сообществом в соседних странах действует в соответствии с принципами надлежащего для государства поведения, демократии и партнерства (ч. 2 ст. 11 Закона, регулирующего отношения Республики Словения и словенцев, проживающих за рубежом). Республика Хорватия выстраивает свои отношения с хорватами, проживающими за ее пределами, на основе взаимного сотрудничества, предоставления помощи и укрепления их сообществ, принимая во внимание все их разнообразие и различные потребности (cт. 5 Закона «Об отношениях Республики Хорватия и хорватов, проживающих за пределами Республики Хорватия»). Правительство Республики Польша в сотрудничестве с соотечественниками руководствуется следующими принципами: приоритетность сотрудничества с диаспорой во внешней политике; признание партнерами по сотрудничеству всех, проживающих за рубежом, независимо от их гражданского статуса, если они происходят из Польши и сохраняют чувство причастности к ней; признание польской культуры общим достоянием всех поляков, независимо от места проживания; признание важной роли польской диаспоры в формировании дружественных отношений между странами проживания и Польшей и в экономическом и культурном развитии этих стран; уважение гражданской лояльности представителей диаспоры к странам, гражданами которых они являются; развитие всестороннего сотрудничества между странами проживания диаспоры и Польшей; взаимовыгодность сотрудничества с диаспорой; рациональное распоряжение бюджетными средствами, выделяемыми на сотрудничество с диаспорой (раздел II.2 Правительственной программы сотрудничества с польской диаспорой и поляками, проживающими за рубежом, на 2015-2020 гг.[15]). Таким образом, государства, реализуя свою политику в отношении соотечественников, стремятся учитывать как общие интересы сохранения национальной идентичности и развития связей с диаспорами, так и специфические потребности отдельных групп соотечественников, а также уважать суверенные права государств их пребывания и необходимость интеграции в принимающих обществах. Интеграция соотечественников в политическую жизнь государства происхождения Вовлечение соотечественников в политическую жизнь государства происхождения является важным инструментом политики интеграции. По мнению экспертов, в современных условиях участие граждан, проживающих за рубежом, в голосовании придает демократической системе правления большую легитимность (Fierro, Morales & Gratschew, 2007:30). Тенденция предоставления избирательных прав гражданам, проживающим за рубежом, стала прослеживаться с 1960 гг. (Nostitz, 2021:3). В настоящее время три четверти государств мира допускают в той или иной форме участие граждан, проживающих за пределами страны, в выборах (Goldberg & Lang, 2021). Согласно базе данных, содержащей информацию о 216 государствах мира (51 государстве Европы), граждане, проживающие за рубежом, могут участвовать в государстве происхождения в парламентских выборах в 126 государствах (в Европе - в 45), в президентских выборах - в 89 странах (в Европе - в 21)[16], в общенациональных референдумах в 75 странах (в Европе - в 26), им запрещено участвовать в голосованиях в 53 странах (в Европе - в четырех)[17]. Ряд государств (Франция, Италия, Португалия, Хорватия, Молдова, Кабо-Верде, Эквадор, Ливан, Кот-д’Ивуар, Нигер, Сенегал, Тунис) предусматривают специальное представительство граждан, проживающих за границей, в парламенте[18] (Fierro, Morales, & Gratschew, 2007:11, 28). Существуют доводы за и против участия граждан, проживающих за рубежом, в национальных выборах. Расширение избирательного корпуса повышает легитимность выборов и их представительность, однако результаты выборов не оказывают какого-либо существенного влияния на жизнь данной группы избирателей. Вместе с тем, если количество зарубежных избирателей достаточно велико, их участие в выборах может сказаться на результатах непредсказуемым образом[19]. В связи с этим в литературе отмечается, что предпочтительнее предоставлять гражданам, проживающим за рубежом, возможность быть избранными в представительные органы, а не только участвовать в голосовании. Это позволяет интегрировать данных лиц в политическую жизнь страны и предотвращать непредвиденные результаты голосования (Nohlen & Grotz, 2000:1143). Вместе с тем в литературе обращается внимание на то, что в ряде случаев соотечественники не могут на практике реализовать предоставленные права: в некоторых странах не предусмотрено голосование за рубежом, и для осуществления волеизъявления необходимо приехать в государство происхождения; в тех странах, где существует возможность голосования в посольствах или консульствах, избирательные участки расположены далеко от традиционных мест расселения диаспоры (Gamlen, 2006:11). По мнению экспертов, в современных условиях голосование по почте и электронное голосование существенно облегчают участие представителей диаспоры в выборах[20]. Во Франции представительство граждан, проживающих за рубежом, в парламенте предусмотрено на конституционном уровне (ч. 5 ст. 24). За данными лицами резервируются 11 мест в Национальном собрании и 12 мест в Сенате. Депутаты избираются на основании прямых выборов в 11 географически определенных экстерриториальных избирательных округах, сформированных на основе демографического распределения французских граждан, проживающих за рубежом, сенаторы - путем косвенных выборов членами консульских советов[21]. Предоставление гражданам, проживающим за рубежом, права участвовать в выборах стимулировало политические партии к созданию своих организаций в других странах в целях проведения кампаний и привлечения потенциальных избирателей (Friedman & Kenig, 2021:2). Развитие информационных технологий, позволяющих в удаленном режиме вести политические дискуссии, осуществлять отбор кандидатов и сбор финансовых средств, существенно облегчило участие соотечественников в деятельности политических партий государства происхождения. В настоящее время многие ведущие партии европейских стран создали свои подразделения за рубежом: британские консерваторы имеют 67 таких подразделений (25 в Европе, 42 - за ее пределами), лейбористы - 46 (22 в Европе, 24 - за ее пределами); французские республиканцы - 120 подразделений (24 в Европе, 96 - за ее пределами), социалисты - 86 (30 в Европе, 56 - за ее пределами); германский ХДС - 37 подразделений (22 в Европе, 15 - за ее пределами), СДПГ - 15 (11 в Европе, четыре - за ее пределами) (Nostitz, 2021:6). Все крупные политические партии Франции создают свои подразделения (секции, комитеты, федерации) за рубежом. Больше всего зарубежных подразделений имеют республиканцы, при этом 20 % от общего числа их зарубежных членов проживает в странах Бенилюкса, в том числе 12 % в Бельгии (Nostitz, 2021:14). В соответствии с Уставом партии[22] целью зарубежных подразделений является учет особых потребностей заграничных членов партии и интеграция их предложений в программу партии, представительство данных лиц в ее органах управления (ст. 3). В тех случаях, когда государства проживания ограничивают или запрещают деятельность подразделений политических партий иностранных государств, предпочтение отдается другим формам, в частности - созданию неформальных групп друзей партии. Политические партии латиноамериканских государств (Эквадор, Боливия) обычно не создают свои подразделения за рубежом, а сотрудничают с объединениями мигрантов. Они не формализуют отношения с этими организациями, предпочитая внедряться в них и в случае необходимости кооптировать в свои органы их представителей[23]. Партии учитывают то обстоятельство, что мигранты не слишком заинтересованы в контактах с ними, полагая, что именно политическая элита способствовала их эмиграции. Кроме того, сохраняя и даже поддерживая культурную идентичность, мигранты с течением времени утрачивают интерес к национальной политике стран происхождения (Fliess, 2021:2-4, 9). Граждане Израиля, проживающие за рубежом, не имеют права участвовать в голосовании, поэтому политические партии страны в своей деятельности ориентируются преимущественно на представителей еврейских сообществ в иностранных государствах. Такая деятельность осуществляется через Всемирную сионистскую организацию и еврейские молодежные организации. При этом политические партии стратегически ориентируются на потенциальных избирателей, поскольку каждый еврей имеет право на репатриацию в Израиль (ст. 1 Закона о возвращении 1950 г.[24]), и каждый репатриант является гражданином Израиля в силу репатриации, если он не приобрел гражданство по другим основаниям (ст. 2 Закона о гражданстве 1952 г.[25]). Поддерживая отношения с еврейской диаспорой, политические партии Израиля позиционируют себя как сторонников объединения нации, что хорошо воспринимается избирателями внутри страны (Friedman & Kenig, 2021:4-13). Интересен опыт Швейцарии, где члены парламента приняли на себя обязательства по защите интересов граждан, проживающих за рубежом, с учетом международной мобильности швейцарских граждан и необходимости политического представительства их интересов. В 2004 г. в Федеральном собрании была создана парламентская группа «Швейцарцы за границей». В настоящее время она включает 80 членов обеих палат, ее деятельность координируют три сопредседателя[26]. Эта группа, являющаяся крупнейшей в Федеральном собрании, вносит предложения, отражающие интересы швейцарцев, проживающих за границей, каждые три - четыре месяца выпускает бюллетень, содержащий информацию о наиболее важных реформах, которые могут затронуть данных лиц (Piccoli, 2020:351). Развитие экономического сотрудничества с диаспорами Во многих странах эмигрантов рассматривают в качестве важного ресурса, который можно использовать для развития национальной экономики. В этих целях разрабатываются программы по привлечению их инвестиций, увеличению денежных переводов в страну, передаче ими ноу-хау (Vezzoli & Lacroix, 2010:15). Инвесторы из числа соотечественников могут содействовать созданию в государстве происхождения новых отраслей и развитию существующих секторов экономики. Так, представители индийской диаспоры способствовали внедрению в стране телемедицины и медицинского туризма (Newland & Plaza, 2013:7), расширению IT отраслей и аутсорсинга бизнес-процессов, росту индийской индустрии венчурного капитала (Newland & Tanaka, 2010:32). В силу связей с государством происхождения представители диаспоры в большей степени, чем иные инвесторы, готовы начать заниматься предпринимательской деятельностью на Родине (Gillespie, Riddle, Sayre & Sturges, 1999:623-625). Понимание местной политической, экономической и культурной специфики, личные связи и знание языка являются важными преимуществами при осуществлении инвестиций или открытии бизнеса (Newland & Tanaka, 2010:25). При этом участие в предпринимательской и инвестиционной деятельности позволяет представителям диаспоры осуществлять прямой контроль за использованием их средств. Многие соотечественники имеют более высокий жизненный уровень по сравнению с населением государства происхождения, и их денежные переводы имеют большое значение для экономики ряда стран. Ежегодный размер денежных переводов, поступающих в Сербию от представителей диаспор - примерно пять млрд долларов, что составляет 14 % валового внутреннего продукта Республики[27]. Денежные переводы диаспоры имеют решающее значение и для экономической стабильности Хорватии. Согласно экспертным оценкам, ежегодно в Хорватию отправляется более одного миллиарда евро (Winland, 2020:98). У половины жителей Республики Косово хотя бы один член семьи проживает за пределами Республики. Диаспора поддерживает Республику экономически, посылая значительные денежные переводы, которые используются для развития здравоохранения и образования в государстве (Bajrami, 2019). В зарубежном законодательстве используются различные механизмы для вовлечения соотечественников, проживающих за рубежом, в экономическую жизнь страны. В одних актах акцент делается на создании благоприятных условий для реализации экономических прав и свобод соотечественников на территории государства происхождения. Так, согласно ч. 1 ст. 8 Закона № 30 от 11 апреля 2000 г. (в редакции 2016 г.) «О болгарах, проживающих за пределами Республики Болгария»[28] данные лица, даже если они не являются гражданами, могут осуществлять в стране экономическую деятельность, инвестировать, участвовать в приватизации, восстанавливать свое право собственности и получать наследство в соответствии с действующим законодательством на тех же условиях и в том же порядке, что и граждане страны, если соответствующие действия не связаны с земельными участками. Кроме того, во время пребывания в Болгарии они могут получить разрешение на трудоустройство в упрощенном порядке (ст. 7). В других странах основное внимание уделяется развитию связей с диаспорой в целом. Так, согласно Закону, регулирующему отношения Республики Словения и зарубежных словенцев, экономическое и региональное сотрудничество рассматривается в качестве одной из основных сфер взаимодействия с диаспорой, а интенсификация сотрудничества с экономическими, агротехническими и иными структурами зарубежных словенцев признается одним из государственных приоритетов (ст. 41). Для законодательства Республики Хорватия характерны сходные подходы. С целью приобретения новых рынков и содействия экспорту хорватских товаров и услуг Республика продвигает сотрудничество с предпринимателями хорватского происхождения во всем мире. Государство поощряет установление связей между зарубежными и отечественными хорватскими предпринимателями, развитие деловых отношений с зарубежными хорватами, поощряет их инвестиции в производство и туризм в Республике. В сотрудничестве с предпринимателями хорватского происхождения разрабатываются и осуществляются проекты развития районов, представляющих особый интерес для государства, а также слаборазвитых районов. Эти проекты могут предусматривать программы трудоустройства репатриантов и иммигрантов. Финансирование соответствующих проектов осуществляется за счет средств Хорватского банка реконструкции и развития и других коммерческих банков, которым предоставлены гарантии Хорватского агентства по делам малого бизнеса и гарантийных фондов Республики (ст. 52 Закона «Об отношениях Республики Хорватия и хорватов, проживающих за пределами Республики Хорватия»). В ряде стран создаются специальные структуры в целях интеграции диаспоры в экономику государства происхождения. В Сербии Ассамблея диаспоры и сербов, проживающих в регионе, создает Экономический совет диаспоры, который представляет интересы диаспоры и вносит на рассмотрение Ассамблеи предложения по созданию условий для включения членов диаспоры в экономическую жизнь и предпринимательскую деятельность страны, а также для возвращения членов диаспоры в Республику; формированию благоприятной среды для инвестиционных программ и проектов организаций диаспоры и отдельных ее представителей; развитию сотрудничества с муниципалитетами и региональными торгово-промышленными палатами (ст. 24 Закона «О диаспоре и сербах, проживающих в регионе»). В Словении учрежден Совет по развитию бизнеса зарубежных словенцев, определяющий ориентиры и принимающий рекомендации в области экономического сотрудничества с данными лицами, а также осуществляющий оценку проектов государственных документов с точки зрения экономического сотрудничества с зарубежными словенцами (ст. 44 Закона, регулирующего отношения Республики Словения и зарубежных словенцев). Такими проектами являются Стратегия экономического развития страны, Стратегия регионального развития, программные документы, представляемые в ЕС, Программа развития конкуренции и предпринимательства, Стратегия развития рынка труда и трудоустройства, Стратегия Республики в информационном обществе, региональные программы развития. По мнению экспертов, государства происхождения должны разрабатывать политику, направленную на снятие барьеров и ограничений для осуществления соотечественниками предпринимательской деятельности на Родине. Эффективными мерами в данной области признаются: - использование финансовых инструментов, содействующих привлечению капитала представителей диаспоры (облигации, специальные системы кредитования, финансовые льготы при осуществлении благотворительной деятельности), разработка специальных инвестиционных и благотворительных программ для соотечественников; - сокращение бюрократических процедур и административных барьеров для трансграничных сделок, снижение тарифов на импорт сырья и оборудования для облегчения реализации транснациональных бизнес-проектов; - упрощение передвижения между государствами проживания и происхождения для бизнесменов и инвесторов из числа представителей диаспоры (предоставление разрешений на многократный въезд, долгосрочных виз, введение двойного гражданства), снижении стоимости виз для сопровождающих их членов семьи; - доведение до сведения соотечественников необходимой информации о ведении бизнеса в государстве происхождения и об инвестиционных возможностях; - создание механизма постоянных консультаций с представителями диаспоры в целях выявления приоритетных сфер экономики и привлечения в них ресурсов диаспоры; - предоставление высококачественного образования и профессиональной подготовки в сфере бизнеса, науки, технологий тем представителям диаспоры, которые заинтересованы в осуществлении предпринимательской деятельности в наукоемких отраслях (Newland, 2010:4; Newland & Plaza, 2013:9)[29]. Можно привести примеры позитивной практики в данной сфере. Так, предприниматели, открывающие бизнес в Сербии, в течение пяти лет после регистрации в стране предприятия или магазина освобождаются от налога на прибыль. Создание новых рабочих мест стимулируется посредством освобождения в течение первых пяти лет от уплаты подоходного налога[30]. Во многих странах создаются организации, ориентированные на поддержку предпринимательской деятельности представителей диаспоры, содействие в продвижении национальных компаний на зарубежные рынки. Сетевые организации помогают соотечественникам и национальным предпринимателям устанавливать контакты, обсуждать деловые и инвестиционные проекты. Так, в 2005 г. была создана Мексиканская сеть талантов, ориентированная на развитие связей между Мексикой и высококвалифицированными профессионалами в области развития бизнеса и образования, а также на продвижение страны в качестве государства, привлекательного для инвесторов. Впоследствии она была преобразована в Глобальную сеть высококвалифицированных мексиканских специалистов, которая начала свою работу с учреждения в 2006 г. отделения в Силиконовой долине. Сеть состоит из местных отделений в различных странах с автономным управлением[31]. Поддерживающие организации стараются знакомить начинающих предпринимателей или владельцев бизнеса, стремящихся расширить свою деятельность за рубежом, с опытными экспертами и руководителями компаний. Одни организации предлагают помощь в проведении маркетинговых исследований или в подготовке технико-экономического обоснования, другие - возможность стажировок или даже трудоустройства в своих корпорациях. В частности, в 2001 г. шотландское Главное агентство по экономике, предпринимательству, инновациям и инвестициям создало организацию Глобальная Шотландия (GlobalScot)[32] для руководителей шотландского бизнеса и тех, кто заинтересован в поддержке развития шотландской экономики. Ее целью является продвижение при помощи представителей диаспоры Шотландии как региона привлекательного для инвесторов. Организация предоставляет предпринимателям информацию о возможностях бизнеса за рубежом, выходе на рынки, ведении деловых переговоров, составлении бизнес-планов и расширении деловых контактов (MacRae & Wight, 2006:201-220.). Обучающие организации помогают начинающим предпринимателям из числа соотечественников приобретать знания и навыки для создания и ведения успешного бизнеса. Они разрабатывают программы, направленные на передачу знаний от экспертов диаспоры национальным предпринимателям (иногда предлагают помощь в разработке бизнес-планов, регистрации компаний и оформлении предпринимательской деятельности), проводят тренинги, дают рекомендации в отношении поиска финансовых средств для открытия бизнеса. Например, Эфиопская товарная биржа, являющаяся совместной инициативой правительства Эфиопии и эфиопской диаспоры, позволяет фермерам получать информацию, необходимую для реализации сельскохозяйственной продукции на товарной бирже[33]. Инвестиционные организации предоставляют первоначальное финансирование соотечественникам, предлагающим перспективные бизнес-проекты, которые могут способствовать развитию предпринимательской деятельности в государстве происхождения, или осуществляют последующее вложение капитала в эти проекты[34]. Венчурные организации наряду с предоставлением финансовых средств для организации бизнеса активно участвуют в бизнес-проектах, которые, по их мнению, будут приносить прибыль. Например, Фонд Чили[35] сотрудничает с высококвалифицированными представителями диаспоры в рамках проекта «Сеть талантов для инноваций» (ChileGlobal - Talent Network for Innovation). Данный проект продвигает и облегчает развитие ключевых экономических кластеров в Чили благодаря контактам с соотечественниками (Сеть объединяет около 400 влиятельных представителей диаспоры). Контакты, знания и опыт представителей диаспоры позволяют продвигать чилийские компании в мире. Фонд разрабатывает и финансирует инновационные проекты в сфере производства и предоставления услуг, продвигает передачу знаний и технологий. К 2011 г. он помог создать 76 компаний, имеющих более 50 партнеров в стране и за рубежом (в том числе частные корпорации, университеты и технологические институты). При этом в 23 из созданных компаний он являлся одним из собственников (Newland & Plaza, 2013:6-7). Для многих стран серьезной проблемой является эмиграция высокообразованных специалистов[36]. Поэтому государства прилагают усилия по выявлению высококвалифицированных соотечественников и подключению их к национальным научно-исследовательским и технологическим проектам. Так, в Албании особое внимание уделяется расширению связей и сотрудничеству в области науки и развития новых технологий между диаспорой и учреждениями Республики, взаимодействию ученых и других представителей диаспоры с государственными учреждениями в рамках институциональных исследовательских проектов (ст. 14 Закона «О диаспоре»[37]). Государства происхождения стремятся использовать богатство, знания и навыки членов своей диаспоры для развития предпринимательской деятельности, учебных центров и образовательных учреждений (Newland, & Tanaka, 2010:34). Например, Правительство Доминиканской Республики, запланировав создание высшего учебного заведения - Государственного колледжа Доминиканы, обратилось к представителям своей диаспоры, которые работали на руководящих должностях в университетах США с просьбой помочь разработать учебную программу, структуру колледжа и запустить учебный процесс. Представители диаспоры, участвовавшие в создании колледжа, оказали содействие на безвозмездной основе (Fontaine, 2006). Эфиопия начала осуществление амбициозного проекта строительства 13 больниц, подготовить кадры для которых должны специалисты в области медицины из числа представителей диаспоры (Newland & Plaza, 2013:6). Во многих странах действовала Программа передачи знаний через граждан-экспатриантов (Transfer of Knowledge through Expatriate Nationals - TOKTEN), в рамках которой квалифицированные представители диаспоры возвращались в страну происхождения на срок до шести месяцев для оказания помощи Родине, используя полученные ими знания. Она поддерживалась Программой развития ООН, имела важное значение, но не позволяла установить долгосрочное сотрудничество между диаспорами и государствами происхождения (Tukdeo, 2014:60). В настоящее время более перспективным считается создание виртуальных кластеров, облегчающих коммуникацию и сотрудничество представителей науки и бизнеса диаспоры и государства происхождения, разработку и осуществление совместных исследований и проектов, представляющих взаимный, в том числе коммерческий, интерес (Gamlen, 2006:17-18). Так, в Хорватии Правительство в целях передачи специальных знаний и опыта разрабатывает программу «виртуального наставничества», в которой участвуют студенты и ученые страны и студенты, ученые и бизнесмены хорватского происхождения из зарубежных стран (ч. 2 ст. 62 Закона «Об отношениях Республики Хорватия и хорватов, проживающих за пределами Республики Хорватия»). Содействие сохранению диаспорой языка и культуры государства происхождения Содействие сохранению национальной самобытности диаспоры - важнейшее направление политики государств происхождения в отношении соотечественников. Некоторые страны рассматривают свою территорию и территории, соседних государств, где компактно проживают соответствующие национальные меньшинства, как общее культурное пространство и стремятся к сохранению и укреплению в его рамках национальной идентичности (ст. 6 Закона, регулирующего отношения Республики Словения и словенцев, проживающих за рубежом). Современные процессы глобализации ведут к размыванию национальной идентичности. Как подчеркивается в Стратегии поддержания и укрепления отношений Родины и диаспоры, а также Родины и сербов, проживающих в регионе, второе и третье поколения мигрантов стремятся не только сохранить сербскую идентичность, но и интегрироваться в принимающее общество. Этот факт необходимо учитывать, а не игнорировать. Сохранение сербской национальной идентичности невозможно без знания и использования сербского языка и кириллицы. Именно это открывает возможности и порождает интерес дальнейшего приобщения к национальной культуре и традициям[38]. Такой позиции придерживаются и другие государства. Все они способствуют изучению родного языка, как вне системы общего образования, так и в ее рамках. По состоянию на 2018/2019 учебный год в мире 228 253 ученика обучались в различных типах польских школ: польских школах при дипломатических представительствах, где реализуются польские государственные образовательные программы; государственных школах стран пребывания, где ведется преподавание на польском языке по образовательным программам данных стран; субботних или воскресных школах, которые создаются общественными или коммерческими организациями, ассоциациями родителей, церковными приходами (они самостоятельно определяют образовательные программы в соответствии с правилами стран пребывания); польских секциях в европейских и международных школах, имеющих соответствующую аккредитацию[39]. Обеспечивая изучение родного языка вне системы общего образования, государства содействуют организации специальных лекций и курсов по изучению языка, оказывают помощь в профессиональной подготовке преподавателей, обеспечении учебными материалами, проведении образовательных экскурсий для школьников и студентов, привлечении учащихся школ к участию в школьных конкурсах и других мероприятиях в стране происхождения (ч. 1 ст. 32 Закона, регулирующего отношения Республики Словения и словенцев, проживающих за рубежом, ст. 11 Закона «О болгарах, проживающих за пределами Республики Болгария», ч. 4-5 ст. 10 Закона Республики Албания «О диаспоре», ст. 12 Закона Республики Косово «О диаспоре», п. 18 Концепции национальной безопасности Грузии[40]). По данным Министерства иностранных дел Польши в 2018/2019 учебном году в 58 странах мира действовало 3297 центров изучения польского языка, в том числе в России, странах Кавказа и Центральной Азии - 108 центров, в которых обучались 5632 человека[41]. В 2018 г. за рубежом функционировали 94 грузинские воскресные школы и 11 языковых курсов, которые посещали дети в возрасте от 6 до 14 лет[42]. Широко распространены воскресные школы, где дети изучают родной язык, историю, литературу, географию, экономику страны происхождения, знакомятся с ее культурой и традициями. Болгария стремится к тому, чтобы все болгарские дети, находящиеся за рубежом, на протяжении всего периода обучения посещали воскресные школы. Болгарские воскресные школы создаются объединениями соотечественников, в дипломатических представительствах за рубежом, в приходах Болгарской православной церкви, в славянско-болгарском Зографском монастыре Святого Георгия, в Греции (Yanev, 2017:377; Vankova, 2020:77). Широкое развитие получило дистанционное обучение родному языку с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ч. 1 ст. 32 Закона, регулирующего отношения Республики Словения и словенцев, проживающих за рубежом, ч. 6 ст. 10 Закона Республики Албания «О диаспоре», ч. 7 ст. 12 Закона Республики Косово «О диаспоре»). Создаются платформы и для дистанционного обучения преподавателей из числа соотечественников в специализированных образовательных учреждениях государства происхождения и межвузовских сетевых структурах[43]. Многие государства стремятся создавать за рубежом свои образовательные учреждения, работающие по их национальным программам. Так, во Франции действует Агентство по французскому образованию за рубежом - национальное публичное учреждение, которое находится в ведении Министерства Европы и иностранных дел. Агентство обеспечивает школьное обучение за рубежом (отдавая приоритет французским детям), способствует укреплению связей между французской и иностранными системами образования посредством приема иностранных учащихся, распространяет французский язык и культуру, помогает семьям французских и иностранных учеников в оплате обучения, предоставляет стипендии французским детям, обучающимся во французских школах за рубежом (ст. L452-1 Кодекса образования[44]). К ведению Агентства по французскому образованию за рубежом относится управление экстерриториальной сетью французских школ. В 2015 г. существовало 495 таких школ, в которых обучалось 342 000 учащихся, из которых 125 000 составляли французы, проживающие за рубежом (Arrighi & Lafleur, 2020:199). Венгерская Республика выделяет целевые средства из государственного бюджета на создание и функционирование в зарубежных странах филиалов аккредитованных венгерских высших учебных заведений, а также содействует созданию факультетов и учебных программ с преподаванием на венгерском языке, которые должны получить аккредитацию (ст. 13 Закона «О венграх, проживающих в соседних государствах»). Ряд государств оказывают содействие в повышении квалификации преподавателей национального языка или предметов на этом языке в школах, расположенных в странах проживания диаспоры. Так, Министр образования Венгрии ежегодно выделяет средства на переподготовку учителей, которые имеют право обратиться в образовательные учреждения, осуществляющие повышение их квалификации, за возмещением средств на проживание, командировочных расходов и частично расходов на регистрацию (ч. 1-2 ст. 11 Закона «О венграх, проживающих в соседних государствах»). Министерство национального образования Польши на конкурсной основе предоставляет софинансирование организациям, занимающимся повышением квалификации учителей в польской диаспоре и созданием учебных материалов для преподавания польского языка[45]. Обучение и повышение квалификации учителей также финансирует Центр развития польского образования за рубежом (ORPEG)[46], помимо этого он оказывает поддержку в направлении учителей на работу среди польской диаспоры[47], предоставлении бесплатных учебников и учебных пособий для преподавания польского языка и других предметов на польском языке[48]. Государства происхождения оказывают поддержку и семьям, в которых дети обучаются в школах с преподаванием на языке диаспоры. В Венгрии предусмотрена возможность выделения средств на обучение и приобретение учебников и учебных пособий родителям двух или более несовершеннолетних детей, проживающим в соседних государствах, если дети обучаются на венгерском языке в образовательных учреждениях государства пребывания (ч. 1-2 ст. 14 Закона «О венграх, проживающих в соседних государствах»). Фонд помощи полякам на Востоке в рамках программы «Бонус первого класса» (“Bon Pierwszaka”) с 2016 г. предоставляет за счет бюджетных ассигнований разовые денежные выплаты, рюкзаки, школьные принадлежности и учебные материалы ученикам, поступающим в первый класс польских школ в Чехии, Литве, Латвии, Украине и Беларуси[49]. Во многих странах соотечественники, независимо от наличия гражданства и специального статуса, могут получать образование в государстве происхождения на тех же условиях, что и граждане страны (или пользоваться определенным преимуществом при поступлении) в государственных школах и высших учебных заведениях; им могут предоставляться стипендии и финансовая помощь (ст. 34 Закона, регулирующего отношения Республики Словения и словенцев, проживающих за рубежом, ст. 9-10 Закона «О болгарах, проживающих за пределами Республики Болгария»). Польское Национальное агентство по академическим обменам (NAWA) реализует программу, в рамках которой молодым людям польского происхождения, не имеющих польского гражданства, предоставляются стипендии для завершения высшего образования в Польше и совершенствования знаний польского языка[50]. Государства уделяют серьезное внимание поддержанию культурных связей с диаспорой. Болгария в целях предоставления возможности познакомиться с своей многовековой культурой и наукой, принять участие в их развитии направляет организациям соотечественников печатную продукцию и другие материалы о жизни в Республике; организует встречи с выдающимися деятелями культуры; содействует созданию и деятельности центров популяризации болгарской культуры и науки на территории соответствующих государств; организует культурные, научные и другие мероприятия, в том числе с участием видных представителей науки, искусства, культуры и спорта (ст. 12 Закона «О болгарах, проживающих за пределами Республики Болгария»). Важную роль в поддержании культурной идентичности диаспоры играют культурные центры, создаваемые государствами за границей. Они помогают соотечественникам поддерживать связь со страной происхождения, хотя их деятельность направлена на всех жителей страны. Культурные центры более доступны, чем посольства и консульства. В этих центрах дети (потомки) мигрантов могут выучить язык страны происхождения. Кроме того, культурные центры - это места проведения выставок, лекций, встреч с соотечественниками, которые позволяют мигрантам не утратить культуру страны происхождения, а их потомкам - приобщиться к ней (Gsir & Mescoli, 2015:22). Так, Институты Короля Седжона (King Sejong Institutes), находящиеся в ведении Министерства спорта и туризма Южной Кореи, продвигают преподавание корейской языка и знакомство с корейской культурой за рубежом, 23 таких института действуют в Европе (Hong, 2014). Для сохранения диаспорой национальной самобытности и поддержания связей с Родиной необходимо постоянно получать информацию о происходящих там событиях. В соответствии с Законом, регулирующим отношения Республики Словения и словенцев, проживающих за рубежом, все словенцы, проживающие за пределами страны и находящиеся в диапазоне вещания, должны иметь доступ к трансляции программ RTV Словения без каких-либо сборов, компенсаций или других форм оплаты (ч. 2 ст. 30). Республика также предоставляет финансовую поддержку печатным СМИ, которые имеют государственное значение для информирования словенцев, проживающих за границей (ст. 31). Албанское радио и телевидение выделяют специальные каналы для трансляции радио и телепрограмм диаспоры. Затраты на производство программ, посвященных диаспоре, и осуществление вещания предусматриваются в государственном бюджете. Национальная библиотека в сотрудничестве с министерствами образования и культуры обеспечивает свободный дистанционный доступ к фондам учебной и художественной литературы, представляющей интерес для диаспоры (ст. 11 Закона «О диаспоре»). В Косово 5-7 % объема общественного вещания должно выделяться на программы для диаспоры. Правительство Республики также поощряет работу представителей диаспоры в косовских средствах массовой информации (ст. 14 Закона «О диаспоре»). Отдельные страны специально подчеркивают роль церкви в сохранении национальной самобытности. Согласно Стратегии поддержания и укрепления отношений Родины и диаспоры, а также Родины и сербов, проживающих в регионе, Сербская православная церковь выступает стержнем для объединения диаспоры. Государаство финансирует ее духовные миссии за рубежом, реконструкцию и ремонт культовых зданий[51]. Болгария, признавая особую роль религии в сохранении национальной идентичности, также оказывает содействие деятельности Болгарской православной церкви среди соотечественников, поддерживает контакты с религиозными общинами и поощряет их деятельность, направленную на укрепление национальных и духовных ценностей (ч. 1 ст. 13 Закона «О болгарах, проживающих за пределами Республики Болгария»). Некоторые государства трактуют национальную идентичность достаточно широко и рассматривают в свете сохранения идентичности мероприятия, лишь опосредовано связанные с нею. В частности, Словения поощряет сотрудничество между национальными спортивными организациями и спортивными организациями соотечественников за рубежом; организует совместные спортивные мероприятия; оказывают помощь в подготовке тренеров и т.п. (ст. 38-39 Закона, регулирующего отношения Республики Словения и словенцев, проживающих за рубежом). Финансовую поддержку спортивной деятельности представителей диаспоры оказывает и Косово (ст. 13 Закона «О диаспоре»). Многие государства уделяют серьезное внимание сохранению исторического и культурного наследия диаспоры. Словения осуществляет сбор, учет и хранение архивных материалов, связанных со словенцами, проживающими за рубежом, и содействует созданию государственных или частных архивных и информационных центров в тех странах, где проживает значительное количество словенцев (ст. 26-29 Закона, регулирующего отношения Республики Словения и словенцев, проживающих за рубежом). Научно-исследовательские институты Республики уделяют особое внимание изучению истории и современного положения словенских общин за рубежом (ст. 36). Министерство культуры и национального наследия Польши реализует Программу «Национальные мемориальные объекты за рубежом»[52], в рамках которой на конкурсной основе польские организации могут подать заявку на софинансирование научно-исследовательских и изыскательских работ по выявлению безымянных военных захоронений за пределами Республики с целью их надлежащего увековечения; консервационных и реставрационных работ в местах, важных для польской национальной памяти; охраны и содержания мемориальных объектов; разнообразных мероприятий (выставки, публикации, юбилейные церемонии, чествования выдающихся людей и т.п.), значимых для сохранения национальной памяти, национального наследия и национальной идентичности. Аналогичные виды деятельности финансируются Национальным институтом польского культурного наследия за рубежом - POLONIKA в рамках программы «Защита польского культурного наследия за рубежом»[53], а также Институтом национальной памяти[54]. Страны, имеющие сходный этнический состав населения, стремятся к координации политики в отношении соотечественников. Так, правительства Албании и Косово заключили соглашения «О сотрудничестве в отношении диаспоры» и «О культурных центрах диаспоры» от 27 ноября 2017 г[55]. Соглашение «О сотрудничестве в отношении диаспоры»[56] предусматривает создание там, где это необходимо, общих культурных центров для диаспоры (ст. 5), прямые контакты институтов, координирующих вопросы образования и защиты прав соотечественников (ст. 6). В соответствии с Соглашением между Министерством образования, спорта и молодежи Албании и Министерством образования и технологии Косово «Об учебном плане дополнительного обучения албанскому языку и культуре представителей диаспоры и мигрантов» от 31 мая 2018 г. был совместно разработан первый учебный план по изучению данных дисциплин[57]. Социальная поддержка соотечественников, проживающих за рубежом Социальная помощь нуждающимся соотечественникам, проживающим за рубежом, предоставляется государствами происхождения по гуманитарным соображениям. Соответствующие меры не образуют специального и значимого направления государственной политики в отношении соотечественников[58], они, как правило, осуществляются экономически развитыми странами, обладающими для этого необходимыми финансовыми ресурсами, и распространяются только на граждан страны. В большинстве случаев притязать на социальную помощь от государства происхождения соотечественники могут лишь в экстраординарных ситуациях, и ее предоставление часто относится к дискреционным полномочиям публичных властей. Так, Республика Хорватия через свои дипломатические представительства и консульские учреждения осуществляет мониторинг положения уязвимых хорватских общин и отдельных их представителей в государствах проживания, предоставляет защиту и помощь, включая возможность возвращения (иммиграции) в Хорватию и интеграции в хорватское общество (ст. 59 Закона «Об отношениях Республики Хорватия и хорватов, проживающих за пределами Республики Хорватия»). Между тем во Франции и Швейцарии сложилась интересная практика социальной защиты граждан, проживающих за границей. Французские граждане, постоянно проживающие за рубежом, пользуются всеми социальными правами, предусмотренными французским законодательством, в том числе они имеют право на разного рода социальные выплаты. Так, согласно Кодексу социальной и семейной деятельности[59] (ст. L121-10-1) принятие мер в отношении французов, находящихся в затруднительном положении за пределами Франции (особенно пожилых или инвалидов), является обязанностью государства. Эти лица могут претендовать на получение пособий и помощи за счет средств Министерства Европы и иностранных дел на оказание помощи французам, находящимся за пределами государства, а также на другие меры поддержки с учетом экономического и социального положения страны проживания. Во Франции действует Постоянная комиссия по социальной защите французов за рубежом - консультативный орган при Министерстве Европы и иностранных дел, состоящий из государственных служащих, депутатов, членов Ассамблеи французских граждан, проживающих за рубежом. В задачи Комиссии входит консультации по вопросам распределения средств Министерства Европы и иностранных дел на оказание помощи французам, находящимся за пределами государства, установление предельных уровней ежемесячных доходов, при которых французские граждане, проживающие за рубежом, могут пользоваться полной или частичной юридической помощью при ведении дел в судах (Arrighi & Lafleur, 2020:203). В случае тяжелого материального положения граждане, проживающие за рубежом, могут обращаться с индивидуальными заявлениями о предоставлении денежных выплат в консульские советы по социальной защите и помощи в своем консульском округе. В состав совета входят один или несколько консульских служащих (в каждом консульстве есть специальный служащий, занимающийся вопросами социальной защиты - делегат по социальной защите), члены консульских советов, представители организаций гражданского общества и другие заинтересованные лица. Совет заседает несколько раз в год и рассматривает заявления о предоставлении выплат. Консульский совет по социальной защите и помощи может выделить социальное пособие на определенный срок (учитывается уровень дохода лица и характер ситуации, в которой он оказался), разовую выплату на детей, находящихся в бедственной ситуации, разовую выплату в чрезвычайной ситуации, чрезвычайную помощь для незарегистрированных за рубежом граждан и заключенных (она также носит разовый характер). Непосредственно вопросами выплат занимается специальная служба социального обеспечения французов за рубежом, предоставляющая публичные услуги и находящаяся в ведении Министерств финансов и социального обеспечения; ее компетенция (осуществление мероприятий в области здравоохранения (медицинское страхование) и социального обеспечения) определена в статье L766-4-1 Кодекса социального обеспечения[60]. В 1978 г. был создан Фонд французов, проживающих за рубежом, который курирует Министерство социальной защиты и бюджета. Фонд участвует в программах страхования здоровья, а также страхования на случай материнства, утраты трудоспособности, несчастных случаев на производстве, которые покрывают риски как в стране пребывания, так и во время нахождения во Франции (Arrighi & Lafleur, 2020:200). Швейцария также осуществляет социальную защиту граждан, проживающих за рубежом. Федеральный закон от 26 сентября 2014 г. «О гражданах Швейцарии, проживающих за рубежом, и их учреждениях»[61] в принципе исходит из личной ответственности граждан при планировании пребывания либо работы за границей (ст. 5), однако Союз предоставляет социальную помощь нуждающимся гражданам Швейцарии, проживающим за границей. Они могут обратиться в швейцарское представительство, ответственное за регион их проживания (ст. 22). Такая помощь носит субсидиарный характер, поскольку предоставляется только в том случае, если швейцарские граждане не в состоянии обеспечить себя за счет собственных средств, помощи из частных источников или финансовой помощи принимающего государства (ст. 24). По состоянию на 2018 г. Федеральный совет Швейцарии заключил с 44 странами международные соглашения о социальном обеспечении, призванные гарантировать гражданам Швейцарии равное обращение с гражданами договаривающихся государств и выплату социальных пособий (Piccoli, 2020:352). В помощи может быть отказано или она отозвана, если заявитель нанес серьезный ущерб публичным интересам Швейцарии; умышленно предоставил ложную или неполную информацию с целью получения социальной помощи; отказался предоставить органам социального обслуживания информацию о личных обстоятельствах или полномочия на получение информации; не соответствует предусмотренным условиям или требованиям или не сообщил о значительных изменениях в своем положении; явно пренебрегает принятием необходимых мер для улучшения своего положения; злоупотребляет социальными пособиями (ст. 26 Федерального закона «О гражданах Швейцарии, проживающих за рубежом, и их учреждениях»). Следует также отметить, что оказание социальной помощи гражданам, проживающим за рубежом, может быть сопряжено с определенными условиями или требованиями (ст. 28). В частности, нуждающимся лицам может быть рекомендовано вернуться в Швейцарию, если это отвечает их интересам или интересам их семьи. Лица, которым была предоставлена социальная помощь, должны возместить полученные средства (как правило, в течение десяти лет после последней выплаты), если они больше в них не нуждаются и в состоянии содержать себя и свои семьи (ч. 1 ст. 30, ч. 1 ст. 35, ст. 36). Символическое признание значимости отношений с диаспорой Многие государства символическими актами подчеркивают принадлежность соотечественников к национальному сообществу, организуя съезды представителей диаспоры (Индия, Армения, Кипр) и празднование национальных праздников, отмечая наиболее известных представителей диаспоры государственными наградами и знаками отличия (Gamlen, 2006:6-8). Так, правительство Индии с 2003 г. ежегодно проводит День индуса, в рамках которого представители диаспоры встречаются с официальными лицами Республики и происходит чествование выдающихся соотечественников за их достижения в профессиональной деятельности (Garha & Domingo, 2019:139). Министерство диаспоры и стратегических инвестиций Косово организует праздничные мероприятия с участием соотечественников в День албанской культуры и День независимости Косово, проводит специальные Дни диаспоры в Косово (Bajrami, 2019). Начиная с 1997 г., каждые два года в Польше проводятся «Всемирные игры Полонии». В Польше Законом от 20 марта 2002 г. установлен День польской диаспоры и поляков за рубежом - 2 мая[62] в знак признания многовековых достижений и вклада поляков, проживающих за рубежом, в восстановление независимости Польши, верности польским традициям, а также помощи стране в самые трудные моменты, в подтверждение связи с Родиной и единства всех поляков (преамбула). Выбор даты праздника не случаен. До Второй мировой войны 2 мая в Польше отмечался День иммигранта, а в настоящее время празднуется День Флага. В Сербии День диаспоры и сербов, проживающих в регионе, празднуется 28 июня в день святого Вита[63] (ст. 13 Закона «О диаспоре и сербах, проживающих в регионе»). Албания отмечает День диаспоры - 18 декабря, в Международный день мигрантов (ст. 25 Закона «О диаспоре»). Важным аспектом межкультурного диалога и развития отношений с государством происхождения является признание заслуг соотечественников, проживающих за рубежом, и учреждения для них специальных наград[64]. В Словакии государственные награды предоставляются за выдающийся вклад соотечественников в поддержание национального самосознания, культурной и языковой идентичности и усилия, направленные на укрепление связей между диаспорой и государством происхождения (пп. b п. 1 § 3 ст. 1 Закона «О словаках, проживающих за границей, и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты»). В Хорватии особыми знаками признания за выдающийся вклад в укрепление отношений и сотрудничества между государством происхождения и соотечественниками отмечают не только отдельных заслуженных лиц, но и организации и учреждения диаспоры (ч. 1 ст. 11 Закона «Об отношениях Республики Хорватия и хорватов, проживающих за пределами Республики Хорватия»). В Сербии за выдающий вклад в сотрудничество и укрепление связей с государством происхождения предусмотрен целый ряд специальных наград (ст. 42 Закона «О диаспоре и сербах, проживающих в регионе»), большинство из которых учреждено в честь выдающихся представителей сербской нации: «Мать Сербия»; «Слободан Йованович» (за заслуги в сфере политики); «Михайло Пупин» (за заслуги в сфере информационных и коммуникационных технологий); «Никола Тесла» (за заслуги в сфере науки и изобретений); «Доситей Обрадович» (за заслуги в сфере образования); «Вук Караджич» (за заслуги в сфере продвижения сербского языка и кириллицы); «Милош Црнянский» (за заслуги в сфере литературы). Награждение за заслуги в сфере развития взаимоотношений государства и диаспоры предусмотрено и в Албании (п. d ст. 1, п. h ст. 5 Закона «О диаспоре»). Ежегодно наиболее выдающимся представителям албанской диаспоры присуждают почетное звание «Посол нации» (ст. 15 Закона «О диаспоре»). Порядок и условия его присуждения определяются постановлением Совета министров Республики Албания № 339 от 6 июня 2018 г.[65] Почетное звание «Посол Нации» присуждается на основе принципов значимости вклада в развитие диаспоры, учета достижений, транспарентности и общественного признания. Кандидаты должны соответствовать требованиям порядочности и надлежащей репутации в сообществе, в котором они проживают; успешно представлять диаспору в сфере гуманитарной деятельности, образования, науки, технологий, культуры и спорта, бизнеса; вносить особый вклад в развитие Республики или диаспоры (п. 2 Постановления). Полномочные послы Республики Албания, аккредитованные за границей, предлагают министру по делам диаспоры соответствующие кандидатуры, в исключительных случаях министр может предложить их сам (п. 3, 11). Почетное звание «Посол Нации» не предполагает денежных выплат; премьер-министр лично вручает соответствующие удостоверения наиболее выдающимся представителям диаспоры (п. 6-9). В числе первых лиц, удостоенных почетного звания «Посол Нации» в 2019 г., были преподаватели албанского языка, которые помогают сохранять культуру, язык и традиции в государствах пребывания албанским мигрантам второго и третьего поколений[66]. Заключение Государственная политика в отношении зарубежных диаспор способна принести позитивные результаты, только если носит комплексный и согласованный характер, направлена на защиту прав и интересов соотечественников, создание институтов и механизмов для взаимодействия с ними. В этом случае у представителей диаспоры возникает уверенность в том, что государство серьезно относится к их проблемам, а это в конечном счете и ведет к укреплению чувства национальной идентичности (Vezzoli & Lacroix, 2010). Политика в отношении диаспор не может основываться на идеализированном представлении об этническом транснациональном сообществе, она должна учитывать культурные и языковые различия, интересы разных поколений мигрантов, необходимость их интеграции в принимающее общество (Vezzoli & Lacroix, 2012:39). Любая стратегия взаимодействия с диаспорой должна быть взаимовыгодной, учитывать специфические потребности диаспоры. Развивая отношения с диаспорой, необходимо осознавать, что в них всегда присутствует и третья сторона - государство проживания соотечественников. Поддержание культурных связей со страной происхождения может порождать вопросы относительно влияния этого процесса на социокультурную интеграцию представителей диаспоры в принимающее общество (Gsir & Mescoli, 2015:10). В ряде случаев положение диаспоры осложняют нерешенные исторические конфликты между государством происхождения и государством пребывания. Так, для сербов, проживающих в Боснии и Герцеговине, Хорватии и Черногории, актуальной является проблема реституции конфискованного имущества Сербской православной церкви, сербских организаций и учреждений (банков, культурно-просветительских организаций), а также граждан[67]. Поэтому отношения государства происхождения, диаспоры и государства проживания должны быть гибкими и открытыми для изменений (Russell, 2011:3,18). И именно соотечественники выступают в качестве связующего звена между государствами происхождения и проживания, будучи в наибольшей мере заинтересованными в нормализации
×

Об авторах

Наталия Владимировна Варламова

Институт государства и права Российской академии наук

Email: varlam_n@list.ru
ORCID iD: 0000-0002-0968-3296

кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник сектора прав человека

Российская Федерация, 119019, г. Москва, ул. Знаменка, д. 10

Татьяна Андреевна Васильева

Институт государства и права Российской академии наук

Email: tan-vas@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-7294-1649

доктор юридических наук, доцент, главный научный сотрудник сектора прав человека

Российская Федерация, 119019, г. Москва, ул. Знаменка, д. 10

Елена Александровна Сорокина

Институт государства и права Российской академии наук

Email: sorokina_ea@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6618-8574

кандидат юридических наук, научный сотрудник сектора прав человека

Российская Федерация, 119019, г. Москва, ул. Знаменка, д. 10

Эльвира Владимировна Талапина

Институт государства и права Российской академии наук

Email: talapina@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3395-3126

доктор юридических наук, доктор права (Франция), главный научный сотрудник сектора прав человека

Российская Федерация, 119019, г. Москва, ул. Знаменка, д. 10

Валентина Ивановна Чехарина

Институт государства и права Российской академии наук

Автор, ответственный за переписку.
Email: chekharina@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5809-7568

кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник сектора прав человека

Российская Федерация, 119019, г. Москва, ул. Знаменка, д. 10

Список литературы

  1. Arrighi, J.-T. & Lafleur, J.-M. (2020) Diaspora Policies, Consular Services and Social Protection for French Citizens Abroad. In: Lafleur, J.-M. & Vintila, D. (eds.). Migration and Social Protection in Europe and Beyond. Vol. 2: Comparing Consular Services and Diaspora Policies. Cham, Springer, 2020, pp. 193-206. https://doi.org/10.1007/978-3-030-51245-3_11
  2. Bajrami, D. (2019) Attracting Investment from Kosovar Diaspora. Thesis. New York, Rochester Institute of Technology. Available at: https://scholarworks.rit.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=11374&context=theses [Accessed 10th July 2021].
  3. Fierro, C.N., Morales, I. & Gratschew, M. (2007) External Voting: A Comparative Overview. In: Voting from Abroad. The International IDEA Handbook. Stockholm, International Institute for Democracy and Electoral Assistance; The Federal Electoral Institute of Mexico, pp. 11-35
  4. Fliess, N. (2021) Campaigning across Continents: How Latin American Parties Link up with Migrant Associations Abroad. Comparative Migration Studies. 9. https://doi.org/10.1186/s40878-021-00227-3
  5. Fontaine, T. (2006) Tracing the Diaspora’s Involvement in the Development of a Nation: The Case of Dominica. Available at: https://www.thedominican.net/articles/diasporaPaper.pdf [Accessed 12th August 2021]
  6. Friedman, A. & Kenig, O. (2021). Parties beyond National Borders: Exploring the Activities of Israeli Political Parties Abroad. Comparative Migration Studies. 9. https://doi.org/10.1186/s40878-021-00230-8
  7. Gamlen, A. (2006) Diaspora Engagement Policies: What Are They, And What Kinds of States Use Them? COMPAS Working Paper. Oxford, University of Oxford. Available at: https://www.compas.ox.ac.uk/wp-content/uploads/WP-2006-032-Gamlen_Diaspora_Engagement_Policies.pdf [Accessed 17th June 2021]
  8. Garha, N.S. & Domingo, A. (2019) Indian Diaspora Population and Space: National Register, UN Global Migration Database and Big Data. Diaspora Studies. 12 (2), 134-159. https://doi.org/10.1080/09739572.2019.1635390
  9. Gillespie, K., Riddle, L., Sayre, E. & Sturges, D. (1999) Diaspora Interest in Homeland Investment. Journal of International Business Studies. 30 (3), 623-625
  10. Goldberg, A.C. & Lang, S. (2021) Living Abroad, Voting as if at Home? Electoral Motivation of Expatriates. Migration Studies. 9(2). https://doi.org/10.1093/migration/mnz018
  11. Gsir, S. & Mescoli, E. (2015) Maintaining National Culture Abroad. Countries of Origin, Culture and Diaspora. Fiesole, European University Institute. https://doi.org/10.2870/12858
  12. Hong, I. (2014) South Korea Country Report. Fiesole: European University Institute. Available at: http://cadmus.eui.eu/bitstream/handle/1814/32246/INTERACT-RR-2014%20-%2007.pdf?sequence=1 [Accessed 26th April 2021].
  13. Lafleur, J.-M. & Vintila, D. (2020) Do EU Member States Care About their Diasporas’ Access to Social Protection? A Comparison of Consular and Diaspora Policies across EU 27. In: Lafleur J.-M. & Vintila D. (eds.). Migration and Social Protection in Europe and Beyond. Vol. 2: Comparing Consular Services and Diaspora Policies. Cham, Springer, pp. 1-31. https://doi.org/10.1007/978-3-030-51245-3_1
  14. Лошкарёв И.Д. Диаспоры и вооружённые конфликты: не только «третья сторона» // Вестник МГИМО-Университета. 2021. Т. 14. № 3. С. 39-56
  15. MacRae, M. & Wight, M. (2006) A Model Diaspora Network: The Origin and Evolution of GlobalScot. In: Kuznetsov, Y.(ed.). Diaspora Networks and the International Migration of Skills: How Countries Can Draw on their Talent Abroad. Washington, Word Bank, pp. 201-220
  16. Newland, K. (2010) Six Studies and a Road Map: Diasporas as Partners in Development. In: Newland, K. (ed.). Diasporas New Partners in Global Development Policy. Washington, Migration Policy Institute, рр. 1-24
  17. Newland, K. & Plaza, S. (2013) What We Know about Diaspora and Economic Development. Available at: https://www.migrationpolicy.org/research/what-we-know-about-diasporas-and-economic-development [Accessed 12th July 2021]
  18. Newland, K. & Tanaka, H. (2010) Mobilizing Diaspora Entrepreneurship for Development. In: Newland, K. (ed.). Diasporas New Partners in Global Development Policy. Washington, Migration Policy Institute, рр. 25-59
  19. Nohlen, D. & Grotz, F. (2000) External Voting: Legal Framework and Overview of Electoral Legislation. Boletín Mexicano de Derecho Comparado. (99), 1115-1145.
  20. Nostitz, von F.-C. (2021) Party Expats? Mapping Transnational Party Branches of French, German and UK Parties. Comparative Migration Studies. 9. https://doi.org/10.1186/s40878-020-00219-9
  21. Piccoli, L. (2020) Diaspora Policies, Consular Services and Social Protection for Swiss Citizens Abroad. In: Lafleur J.-M. & Vintila D. (eds.). Migration and Social Protection in Europe and Beyond. Vol. 3: A Focus on Non-EU Sending States. Cham, Springer, рр. 347-362. https://doi.org/10.1007/978-3-030-51237-8_21
  22. Russell, M. (2011) Diaspora Engagement through Representation. A Discussion. Dublin, Diaspora Matters.
  23. Sëbastien, G. (2012) Karta Polaka: In the Interest of Polonia or Poland? ETHNICITY. Ethnic Identities and Integration of the Society. (6), 25-40.
  24. Smith, R.C. (2003) Diasporic Memberships in Historical Perspectives: Comparative Insights from the Mexican, Italian and Polish Cases. The International Migration Review. 37 (3), 724-759. https://doi.org/10.1111/j.1747-7379.2003.tb00156.x
  25. Tukdeo, S. (2014) The Not-so-Hidden Power of Mobility and Education: Indian Diaspora, Knowledge Industries and the Development Imperatives. Diaspora Studies. 7 (1), 56-69. https://doi.org/10.1080/09739572.2013.871892
  26. Vankova, Z. (2020) Diaspora Policies, Consular Services and Social Protection for Bulgarian Citizens Abroad. In: Lafleur J.-M. & Vintila D. (eds.). Migration and Social Protection in Europe and Beyond. Vol. 2: Comparing Consular Services and Diaspora Policies. Cham, Springer, pp. 69-89. https://doi.org/10.1007/978-3-030-51245-3_4
  27. Vezzoli, S. & Lacroix, Th. (2010) Bulding Bonds for Migration and Development. Diaspora Engagement Policies of Ghana, India and Serbia. Oxford: International Migration Institute. Available at: https://hal.archives-ouvertes.fr/halshs-00820771 [Accessed 12th July 2021].
  28. Winland, D. (2020) Diaspora Policies, Consular Services and Social Protection for Croatian Citizens Abroad. In: Lafleur J.-M. & Vintila D. (eds.). Migration and Social Protection in Europe and Beyond. Vol. 2: Comparing Consular Services and Diaspora Policies. Cham, Springer, pp. 91-106. https://doi.org/10.1007/978-3-030-51245-3_5
  29. Yanev, J. (2017) Bulgarian Immigrant Community Institutions and the Policy of the Bulgarian State to them. Phases of their Development. In: Vukov N., Gergova L., Matanova Т. & Gergova Y. (eds.). Cultural Heritage in Migration. Sofia, Paradigma, pp. 369-379.

© Варламова Н.В., Васильева Т.А., Сорокина Е.А., Талапина Э.В., Чехарина В.И., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах