Интегрирование «смарт» технологий в гражданское судопроизводство КНР

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Концепция создания цифрового правосудия является в современном мире совершенно не новой, однако ее реализация происходит в разных странах по-разному, ощутимых успехов добился Китай, в котором происходит поэтапная интеграция технологий искусственного интеллекта в судопроизводство. Робот-судья является реальным механизмом разрешения спора, при чем отношение людей к такой форме защиты основного права, гарантированного государством, является неоднозначным, но, как показывает практика в большинстве случаев, такой способ является приемлемым в эпоху цифровой революции. Научно-исследовательской целью подготовленной статьи является выявление основных тенденций процесса интегрирования «смарт» технологий в гражданское судопроизводство КНР, основой которого являются технологии искусственного интеллекта. Выявлены: 1) общие для всех стран мира этапы коллаборации технологий «искусственного интеллекта» и человека; 2) различные препятствия на пути внедрения в судебную систему самостоятельных звеньев, специализирующихся на разрешении споров, имеющих тесную связь с сетью «Интернет»; 3) базовые технологии, необходимые для создания «смарт» судов; 4) основные задачи для обеспечения социальных гарантий в цифровой форме защиты гражданских прав; 5) основные тенденции процесса цифровизации гражданского судопроизводства. Проведенное исследование позволило сделать вывод, что технологии «искусственного интеллекта» глубоко и прочно проникли в правосудие Китая, кардинально изменив всю судебную деятельность, а также процессуальные институты. Тесное сотрудничество представителей IT-компаний, судейского сообщества и государственных органов, обеспечило успешность данного процесса.

Полный текст

Введение В соответствии с требованиями пятого пятилетнего плана реформирования народных судов (2019-2023 гг.) и реализации пятилетнего плана строительства информационной системы в народных судах (2019-2023 гг.) была поставлена задача интегрировать восемьдесят пять инновационных информационных технологий, созданных китайским IT производителями, в судебную систему. Большинство из них так или иначе связаны с технологиями искусственного интеллекта (Dudin, Frolova, Protopopova, Mamedov, & Odintsov, 2019). Появление роботов в области юриспруденции заставили научное сообщество КНР задуматься о пределах интегрирования таких технологий как в судопроизводство, так и юридическое консультирование. В 2017 г. был запущен в эксплуатацию робот по имени Сяофа «Xiaofa» в интернет-суде Пекина, который отвечает на вопросы посетителей детским голосом, основной функцией является дача разъяснений на сложные юридические вопросы языком обывателей. Данный робот может ответить на более 40 000 судебных и 30 000 юридических вопросов, что позволило значительно ускорить процесс обращения в суд. Выбор голоса, так же является не случайным, так как позволяет тяжущимся привести в равновесие свое психологическое состояние. Китай на данный момент имеет более 100 роботов в судах по всей стране, поскольку процесс создания интеллектуального правосудия является более эффективным, более того, некоторые из роботов имеют специализацию, например, в бизнесе, праве или конкретных спорах[138]. Ученые Чжоу Шанцзюнь и Ву Мяо обратили внимание на то, что необходимо определить сферу применения технологий искусственного интеллекта, а также удостовериться в правильном формулировании алгоритмов, правил и механизмов в процессе его применения. Искусственный интеллект необходимо рассматривать как действия, выполняемые машиной, но связанным с человеческим способностями, такими как обучение, восприятие, мышление, понимание, распознавание, суждение, рассуждение, общение, доказывание, проектирование, планирование. Выделяют три этапа развития искусственного интеллекта: - «слабый искусственный интеллект» (Artificial Narrow Intelligence); - «сильный искусственный интеллект» (Artificial General Intelligence); - «супер искусственный интеллект» (Artificial Super Intelligence). Эти три этапа можно соотнести с процессом создания в Китая цифрового правосудия, первый этап характеризуется тем, что машины будут только обрабатывать информацию и систематизировать ее; второй этап связан с принятием автономных решений и передачей различных функций, связанных с рассуждением и восприятием; третий этап предполагает достижение искусственным интеллектом человеческих способностей, а также возможностью их предвосхищения, хотя ученые не доказали возможность достижения таких результатов. В итоге, только достижение второго этапа гарантирует получение адекватной судебной защиты, но пока данная сфера выявляет большое число ошибок и неточностей, кроме того, в обществе не сформировано однозначное отношение к роботизированному правосудию. Каждая из сторон участвующая в процессе реализации цифровых повесток имеет разные стремления и задачи, но главным должно быть достижение единой цели, а именно, получение защиты прав и законных интересов лиц, обращающихся в суд. Еще одной амбициозной задачей является повышение доверия граждан к судебной форме защиты права, за счет повсеместной демонстрации «верховенства закона». Ведь многие споры будут разрешаться автоматизировано, за счет правильного выбора ключевых слов и процесс вынесения решения базироваться на основе норм закона и только, при чем этот процесс будет защищен от внешнего вмешательства. Проблема внешнего влияния на судебную власть в некоторых провинциях Китая может быть решена путем активного интегрирования высоких технологий в судопроизводство. Вся информация по судебным делам будет аккумулироваться на единый сервер, информацию из которого может проанализировать любое лицо, имеющее доступ. Кроме того, интернет-суд может провести демонстрацию записи судебного заседания онлайн, если это не запрещено законом, что также обеспечивает публичность данного процесса. Нельзя забывать о том, что Китай - страна с высокой численностью населения и бурным экономическим ростом, большинство которых занято в коммерции, отсюда огромное количество возникающих споров, которые необходимо ежедневно разрешать (Zankovsky, et al, 2018; Khabrieva, 2018). Острая проблема состоит в нехватке судебных кадров, так в 2015 г. на каждого судью приходилось разрешить более 300 дел в год, что привело к сокращению судейского аппарата. С внедрением технологий искусственного интеллекта количество споров из расчета на одного судью снизилось до 228 дел в 2019 г. (Shi, Sourdin, & Li, 2021). Нужно особо отметить, что в период пандемии коронавирусной инфекции, судебная система продолжала работать в штатном режиме, особую роль в этом сыграла работа Верховного народного суда, который принял к рассмотрению 39347 дел, опубликовал 28 разъяснений и 17 руководящих начал, а народные и специализированные суды приняли почти 30,805 млн дел из них разрешены 28,705 млн дел на сумму 7,1 трлн юаней[139] отчет работы Верховного народного суда за 2020 г.). Большинство актов Верховного народного суда, касались совершения необходимых действий всеми народными судами, нацеленных на обеспечение онлайн судопроизводства по гражданским делам, в том числе использование технологий искусственного интеллекта, что доказало свою эффективность в регулировании процесса цифровизации правосудия. «Смарт-суды» В 2019 г. Верховный народный суд КНР опубликовал уведомление (№ 243, 2019) Генеральной канцелярии Верховного народного суда), в котором констатировались успехи проделанной работы по созданию интеллектуальных судов, а также реализации целей поставленных Председателем КНР Си Цзиньпином по совершенствованию информационной системы 3.0 народных судов, и сосредоточения внимания на технологиях искусственного интеллекта, продвижения «умного» судебного разбирательства, интеллектуального правоприменения и оказания судебных услуг, а также контроля за строительством «смарт» судов на всей территории Китая (Shi, Sourdin & Li, 2021). Необходимо отметить, что народные суды всех уровней обязаны использовать в своей деятельности результаты технических достижений IT компаний КНР для строительства общей, единой и интеллектуальной судебной системы. Достижение поставленных целей позволит построить современную систему правосудия и улучшить качество судебной формы защиты прав и законных интересов. Созданная информационная судебная платформа позволила осуществлять разбирательство таким образом, что суды всех уровней находятся в постоянном взаимодействии, и оказание судебной защиты осуществляется без каких-либо промежуточных звеньев. Кроме того, данная система позволила консолидировать различные способы разрешения споров на единой платформе, так сторонам будут предложены медиация, судебное разбирательство, экспертное заключение, консультация, оценка рисков и иные механизмы, при чем все они будут осуществляться в режиме онлайн (Gaivoronskaya, Miroshnichenko & Mamychev, 2019). Основной целью является стандартизация информационного обеспечения судов путем интегрирования различных приложений для подачи исковых заявлений или жалоб в мобильных платформах микро-судов, загрузку электронных судебных файлов, построение системы блокчейн. Применение таких технологий как распознавание текста, голосовое взаимодействие, машинный перевод позволило внедрить «Интеллектуальную голосовую облачную платформу судебной системы», позволяющую осуществить единое управление и контроль за всеми приложениями. Результатами данного процесса стало кардинальное изменение базовых подходов к процедуре разрешения споров, режима предоставления судебной защиты и самое главное процессуальных институтов. Принятие искового заявления к производству суда теперь не зависит от внутреннего убеждения судьи, а только выполнения формальных требований, указанных на судебной платформе, тоже самое касается принятия решения «интеллектуальный поиск похожих случаев, всплывающие окна с аналогичными делами, оценка и прогнозирование судебных процессов, а также судебная статистика», позволяет судье вынести законное судебное решение, сохранив единство судебной практики (Vlasenko & Zaloilo, 2016). В марте 2021 г. Всекитайское собрание народных представителей утвердило 14-й пятилетний план развития, в котором закреплено стремление продолжить реформирование судебной системы, наиболее важным является дальнейшее внедрение «смарт судов», которые трансформируют судебную систему Китая в цифровую форму, делая ее прозрачной, доступной, эффективной и предсказуемой. Кроме того, такая организация системы правосудия позволит обеспечить контроль за соблюдением закона на всей территории страны, и местные власти не смогут злоупотреблять своими правами и вмешиваться в судебный процесс[140]. Концепция создания смарт судов продемонстрировала приверженность Китая принципу верховенства закона не только внутри станы, но и за ее пределами. Расширение механизмов разрешение споров в режиме онлайн с применением различных современных технологий, открытость судебной платформы, сделало возможным, достичь социального равенства в процессе получения судебной защиты. Многие технологии, используемые судьям на всех стадиях судопроизводства, заменили их на технологии искусственного интеллекта, так поиск нужных файлов и документов по делу, анализ судебной практики, подготовка судебных актов и другие функции осуществляются в автоматическом режиме без какого-либо участия человека. С другой стороны, вышестоящие судебные инстанции получили возможность осуществлять проверку за деятельностью нижестоящих судебных инстанций, тем самым повышая доверие к правосудию. Помимо этого, будет решена задача, связанная с обеспечением единообразия судебной практики на всей территории страны. Открытость, прозрачность и доступность судебных процессов в смарт судах сделали их более популярными среди населения и юристов, которые долго время сталкивались с трудностями, связанными с возможностью ознакомления с материалами дела, порядком осуществления допроса, поиска доказательств и другие (Gronic, 2020). В настоящее время с созданием онлайн судебных платформ, юристы получили доступ к разнообразным справочным услугам, онлайн поиску, а также обратную связь со всеми участниками процесса, что позволило разрешить часть существовавших проблем. Многие суды создали специальные помещения для просмотра мультимедийных файлов юристами в зале судебных заседаний, облегчив им работу с помощью современного оборудования. В Шанхае создана платформа для обслуживания адвокатов, которая имеет 24 функции в пяти категориях, включая онлайн-регистрацию дел, просмотр файлов, а некоторые функции особенно популярны среди юристов, например, онлайн-регистрация дела, онлайн-оплата, автоматическое планирование судебных заседаний, автоматическая отправка связанных дел, а также онлайн-заявку на прикрепление документов и обмен доказательствами. По состоянию на конец декабря 2016 г. эту платформу использовали 1581 юридическая фирма в Шанхае, а также 309 юридических фирм в других провинциях и городах. Платформу для адвокатов посещали 2,04 млн раз, в среднем 2345 раз в день, включая 213 249 запросов по делам, и 50 065 дел было зарегистрировано в режиме онлайн, посредством сети Интернет[141]. «Интернет-суды» Следующим революционным шагов стало создание «Интернет-судов», в настоящее время их уже три на территории Китая, и все они расположены в крупных торговых провинциях Ханчжоу, Пекине и Гуанчжоу (Huang-Chih, 2020; Rusakova, & Inshakova, 2021). В их компетенцию входит рассматрение гражданских и административных дел в качестве суда первой инстанции уровня городских судов, имеющих тесную связь с сетью Интернет, а именно, споры: (1) из онлайн договоров купли-продажи, предоставления онлайн-сервисов, а также по небольшим финансовым займам; (2) связанные с нарушением авторских прав в сети Интернет; (3) нарушения личных прав и свобод в сети интернет; (4) связанные с ответственностью производителя товаров по онлайн договорам купли-продажи; (5) споры о доменных именах в сети Интернет; (6) административные споры, возникающие в связи с управлением сетью Интернет. Следует отметить, что речь идет не о судах рассматривающих спор в режиме онлайн, а о самостоятельных судах, где вся процедура и действия, а также процессуальные документы осуществляются посредством цифровых технологий (Dudin, et al. 2019). При Интернет-суде Гуанчжоу созданы «Электронные юридические павильоны», в которых используются технологии 5G + 4K, которые обеспечивают четкое и стабильное изображение судебного разбирательства в ходе всего процесса, что позволило повысить эффективность взаимодействия суда со сторонами, находящихся в разных точках страны, а также процесс доказывания стал намного проще и удобнее, такие виды допросов как прямой и перекрестный, объяснение сторон стали проходить в режиме онлайн, а интерактивный режим судопроизводства решил проблему разграничения административно-территориального деления страны. В 2019 г. Интернет-суд Пекина создал специальный центр по предоставлению, так называемых смарт судебных услуг в режиме онлайн «Online Smart Litigation Service Center», «Мобильный микро-суд», в том числе представил новый ресурс «Виртуальный судья» (Rusakova, Inshakova & Frolova, 2021). Ли Цзинвэй, вице-президент Пекинского Интернет-суда, впервые представил общую схему построения интеллектуального судопроизводства онлайн, включающую хранение данных, видео-медиацию, проведение судебного разбирательства в режиме реального времени. В пресс-релизе интернет-суда были даны ответы на все интересующие вопросы пользователей, большинство которых касались, возможности разрешения гражданских «виртуальным судьей». На вопрос, что из себя представляет виртуальный судья, Ли Цзинвэй ответил, что это результат соединение различных технологий искусственного интеллекта, имеющий образ действующего судьи Лю Шухана. Судья Лю Шухань продемонстрировал его функции и особое внимание обратил на то, что так как Пекинский интернет-суд работает круглосуточно, то и службы суда не должны закрываться, поэтому необходимо было поменять режим и форму получения судебной защиты, с чем прекрасно справляются технологии искусственного интеллекта. Виртуальный судья дает четкие ответы сторонам на вопросы, связанные с подачей искового заявления, отзыва на иск, процедурой медиации и другие, поиск осуществляется на основании загруженных 20 тысяч ключевых слов и более 120 вариантов ответов. Приложение «мобильный микро-суд» сделал возможным обращение в суд «когда угодно, и где угодно», включая процедуры «видео-медиации», аудита и консультирования, которые доступны через это приложение на мобильном телефоне. Для удобства пользователей предусмотрена возможность просмотреть все материалы дела, предоставить доказательства, связаться со всеми участниками. В интернет-судах средний срок рассмотрения дела составляет 40 дней; судебное слушание длится обычно 37 минут; почти 80 % тяжущихся сторон в китайских интернет-судах - физические лица, и только 20 % - юридические лица; 98 % постановлений в дальнейшем не обжалуются[142]. В настоящее время в связи с активным внедрением технологических приложений на судебной платформе, участники процесса получили более быстрый, доступный и широкий спектр услуг. К концу 2020 г. более 98 % судов открыли свои веб-сайты в сети Интернет, и предоставили онлайн доступ к правосудию, а также посредничеству, поиску информации по делам и оплате услуг с помощью мобильного телефона. Все эти инновации нацелены не только на удовлетворение более высоких требований населения, но и демонстрируют стремление обеспечивать справедливость с помощью высоких технологий. В период с 3 февраля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. суды по всей стране рассмотрели более 800 000 дел в Интернете, что на 160 % больше, чем в прошлом году, не малую роль здесь сыграла ситуация с эпидемией коронавируса. По мнению Лю Яньбинь, научного сотрудника Китайской академии социальных наук, в настоящее время перед судебной системой Китая стоит задача обеспечить синхронизацию всех судебных данных в единую базу, а также усилить кибербезопасность судебных онлайн-платформ, и предложил судам по всей стране расширить свои возможности для отслеживания и устранения рисков безопасности[143]. В последнее время увеличилось количество споров, связанных с нарушением авторских прав, за 2020 г. их число составило 30 000 дел, одной из причин является активное развитие интернет-торговли продуктов культурного творчества, кроме того, появился новый тип дел, связанный с нарушением авторских прав в сети Интернет при использовании смайликов, которые используются при мгновенном обмене сообщениями и контента, созданного технологиями искусственного интеллекта[144]. «Искусственный интеллект» Стремление к технологическому прогрессу постоянно находило отражение в различных политических инициативах, например, в стратегии «Сделано в Китае до 2025 года», закреплено превращение Китая в ведущего мирового производителя высоких технологий к 2025 г., а «Плане развития искусственного интеллекта следующего поколения», преследуется амбициохная цель стать мировым лидером в области искусственного интеллекта (ИИ) к 2030 г. Огромная популярность технологий искусственного интеллекта в КНР имеет свои специфические причины, в том числе гражданском судопроизводстве. Чжоу Шанцзюнь и Ву Мяо в своей работе «Возможности и ограничения принятия судебного решения по закону» (Shangjun & Miao, 2019) обратили внимание на то, что с появлением судьи робота необходимо ограничить процесс принятия судебных решений с помощью технологий искусственного интеллекта, так как в настоящее время широко используемые системы поиска правовой информации и экспертные заключения в области юриспруденции представляют собой интеллектуальные системы вспомогательного типа, разработка и использование которых обеспечивают техническую и эмпирическую основу для интеллектуальных судебных систем принятия решений. По мнению профессора Чжоу Шанг, Юго-западного университета политической юриспруденции, технологии искусственного интеллекта в настоящее время не имеют должный уровень знаний юридической аргументации, юридической терминологии и эмпирических знаний, чтобы адекватно осуществлять возложенную на них функцию, а для этого, необходимо определить те, пределы замены судьи-человека на технологии искусственного интеллекта. Помимо этого, как любая другая сторона должна задуматься о выполнении обязательств по международному обеспечению безопасности. Несмотря на интегрирование прорывных технологий в судопроизводство, каждое государство должно задуматься о последствиях такого процесса, так как эта одна из основных гарантий предоставляемая гражданам и лицам, находящимся на территории этого государства. Кроме того, Чжоу Шанцзюнь Вуку подчеркнул, что идея создания судей-машин вызывала беспокойство еще более ста лет назад, так как в первые высказывались идеи, что процесс «обезличенного» действия современного верховенства закона станут своего рода объективностью в эпоху реальности использования технологий «искусственного интеллекта». Замена человека-судьи на робота-судью может привести к необратимым последствиям и двоякому отношению к правосудию, с одной стороны технологии гарантируют принятие именно законного решения, а с другой стороны требует от лиц, обращающихся к такой защите, также адекватных знаний и умений в должном отражении своих требований на судебной платформе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». По мнению ученого Сюй Сун, в настоящее время в Китае перед государством поставлены задачи гарантировать справедливое, беспристрастное правосудие и эффективность судебной системы, и только благодаря интегрированию технологий искусственного интеллекта их можно достичь. Такая позиция объясняется тем, что судья как любой человек подвержен эмоциям, зачастую внутреннее убеждение вступает в противоречие с нормами закона, отсюда, как показывает судебная практика, решения по аналогичным делам могут быть различны. Кроме того, на различных стадиях процесса машина может скорректировать действия лиц, участвующих в деле в зависимости от вида производства, а зачастую выполнить вместо них определенные действия (Edwin, & Yong, 2018; Kuznetsov, 2020). Ученые Чжоу Шанцзюнь и Ву Мяо представили базовый алгоритм работы машины: «Внешняя информация - система обработки - база знаний - выполненная задача», такой механизм позволяет осуществлять поиск нужной информации, в том числе он используется в юриспруденции. Стоит отметить, что несмотря на прорывные шаги в данном процессе, в настоящее время технологии искусственного интеллекта используются повсеместно в судебном разбирательстве, а его пределы только по согласию сторон (Guo, 2021; Guo, 2018). Заключение Происходящая цифровая революция коренным образом изменила судебную систему и гражданское судопроизводство в Китае. Председатель Верховного народного суда КНР, Цянь Сяочэнь, заявил о повышении эффективности судебной формы защиты прав и законных интересов, о чем свидетельствуют статистические данные так, более 3500 народных судов предоставляют 29 видов судебных услуг в режиме онлайн и только за 2020 г. было рассмотрено более 10 млн дел через WeChat. Размещение на судебной информационной платформе других приложений предлагающим сторонам обратиться к другим способам разрешения споров доказало свою востребованность у населения, только за один год было проведено 13,6 млн случаев медиации, из них 65 % закончились успешно. Также он заметил, что судейское сообщество нацелено на преодоление в обществе «цифрового разрыва», особенно это касается пожилых людей, поэтому тестируя новые приложения особое внимание уделяется потребностям разных возрастных групп. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что судебная система Китая является адаптированной для интегрирования в нее различных технологий искусственного интеллекта, о чем свидетельствуют судебная практика. Необходимо отметить, что традиционная работа служащих судов постоянно автоматизируется, происходит замена ручных записей в машинный перевод, быстрый поиск необходимой информации и файлов, а также оцифровка доказательств, значительным образом ускорили судопроизводство, предотвратили возможные неточности процессуальных действий всех участников процесса. Одной из глобальных задач судопроизводства является достижение справедливости для всех лиц, обращающихся за защитой своих прав, за счет четкого следования нормам закона, которое можно достичь по мнению ученых и правительства КНР путем интеграции цифровых технологий. Виртуальный судья является источником обеспечения верховенства закона, свободным от внешнего влияния. Такой подход может привести к тому, что большинство незначительных, мелких гражданских споров будут разрешаться автоматически и лицо, обращающиеся за судебной защитой будет лишено права отстаивать свои права в суде, приводить свои доводы и доказывать свою точку зрения. Судопроизводство в первой инстанции перестанет быть основной стадией гражданского процесса, где дело рассматривается по существу, что может привести к перегрузке апелляционной инстанции. Несмотря на выявление положительных и отрицательных черт технологий искусственного интеллекта в судопроизводстве, пределы замены человека роботом целиком и полностью зависят пока от нас, а не от бесконтрольного действия машин.

×

Об авторах

Екатерина Петровна Русакова

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: rusakova-ep@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0001-6488-0754

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права и процесса и международного частного права, Юридический институт

117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Dudin, M.N., Shakhov, O.F. & Shakhova, M.S. et al. (2019) Digital Technologies as a Driver of Intellectual Stratification of Human Resources: Socio-Economic Inequality. International Journal of Recent Technology and Engineering (IJRTE). 8 (2), 4436-4440
  2. Dudin, M.N., Frolova, E.E., Protopopova, O.V., Mamedov, A.A. & Odintsov, S.V. (2019) Study of innovative technologies in the energy industry: Nontraditional and renewable energy sources. Entrepreneurship and Sustainability Issues. 6 (4), 1704-1713
  3. Gaivoronskaya, Y.V., Miroshnichenko, O.I. & Mamychev, A.Yu. (2019) The immodest charm of digitalization. Legal Concept. 18 (4), 40-47.
  4. Guo, M. (2018) China’s cybersecurity legislation, it’s relevance to critical infrastructures and the challenges it faces (Review). International Journal of Critical Infrastructure Protection. (22), 139-149.
  5. Guo, M. (2021) Internet court’s challenges and future in China. Computer Law & Security Review (40), 105522. Doi: https://doi.org/10.1016/j.clsr.2020.105522
  6. Гроник И. Электронное судебное разбирательство в гражданском процессе Западной Австралии // Евразийский юридический журнал. 2020. № 12(151). С. 60-61.
  7. Huang-Chih, S. (2020) Can Online Courts Promote Access to Justice? A Case Study of the Internet Courts in China. Computer Law & Security Review. (39), 105461. Doi: https://doi.org/10.1016/ j.clsr.2020.105461
  8. Edwin, L. & Yong, C. (2018) Special Cyber Court and E-Court. Available at: https://gltlaw.my/2018/05/24/special-cyber-court-and-e-court/ [Accessed 21 April 2021]
  9. Inshakova, A.O., Frolova, E.E., Rusakova, E.P. & Kovalev, S.I. (2020) The model of distribution of human and machine labor at intellectual production in industry 4.0. Journal of Intellectual Capital. T. ahead-of-print, No. ahead-of-print. doi: 10.1108/JIC-11-2019-0257
  10. Хабриева Т.Я. Право перед вызовами цифровой реальности // Журнал российского права. 2018. № 9 (261). С. 5-16. doi: 10.12737/art_2018_9_1
  11. Кузнецов М.Н. Влияние цифровизации на некоторые руководящие начала гражданского судопроизводства // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. 2020. № 2 (38). С. 58-67. doi: 10.25688/2076-9113.2020. 38.2.06
  12. Rusakova, E.P. & Inshakova, A.O. (2021) Industrial and manufacturing engineering in digital legal proceedings in the Asia-Pacific region: a new level of quality based on data, blockchain and ai. International Journal for Quality Research. 15 (1), 273-289
  13. Rusakova, E.P., Inshakova, A.O. & Frolova, E.E. (2021) Legal Regulation of Internet Courts in China. In: Popkova E.G., Sergi B.S. (eds.) Modern Global Economic System: Evolutional Development vs. Revolutionary Leap. ISC 2019. Lecture Notes in Networks and Systems, V. 198. Pp. 1515-1521. Springer, Cham. doi: 10.1007/978-3-030-69415-9_167
  14. Shi, C., Sourdin, T., & Li, B. (2021) The Smart Court - A New Pathway to Justice in China? International Journal for Court Administration. 12 (1), 4. doi: 10.36745/ijca.367
  15. Zankovsky, S.S., Dudin, M.N., Zinkovsky, S.B., Frolova, E.E. & Kirsanov, A.N. (2018) Studying concepts of the breakthrough economic reforms in selected developed and developing countries and regions of the world: economic and legal aspect. Journal of Advanced Research in Law and Economics. (9) 4, 1236-1242
  16. Власенко Н.А., Залоило М.В. Конкретизация и толкование права как творческое содержание судебной практики // Журнал российского права. 2016. № 08 (236). С. 43-57. doi: 10.12737/20902
  17. Zhou, Shangjun & Wu, Miao (2019) The possibilities and limits of artificial intelligence judicial decision-making. Journal of East China University of Political Science and Law. (1), 53-66. (in Chinese)
  18. 周尚君, 伍茜. 人工智能司法决策的可能与限度 // 华东政法大学学报. 2019. № 1. С. 53-66

© Русакова Е.П., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах