НАУЧНЫЙ ПРЕКАРИАТ: ПРАВОВОЕ И ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ ВЫЗОВОВ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Освещаются философско-теоретические проблемы правового регулирования трудовых отношений в области научной деятельности в связи с ростом их прекариации в российском обществе и зарубежных странах. Особое внимание уделяется анализу специфики науки как социального института и оценке возможных негативных последствий прекариации трудовых отношений для способности данного института выполнять свои базовые функции в условиях глобальных вызовов. Цель данного исследования - рассмотреть способы сохранения функционала науки как института в условиях академического капитализма средствами и методами правового регулирования в России и за рубежом. При этом основной упор делается на сочетании философских и юридических методов исследования, когда философской рефлексии предшествует сравнительно-правовой анализ законодательного регулирования и оценка его социально-правовой эффективности. В результате рассмотрения были выявлены особенности государственноправового регулирования института науки в разных странах мира в условиях больших вызовов, определены меры, принятые в различных странах с целью ограничений негативного влияния академического капитализма и дана оценка их социально-правовой и политико-административной эффективности.

Об авторах

Мария Владимировна Захарова

Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Автор, ответственный за переписку.
Email: Avis_777@mail.ru

доктор публичного права (Франция), кандидат юридических наук, член-корреспондент Международной академии сравнительного права, руководитель НОЦ Сравнительного права

123995, Российская Федерация, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

Владимир Игоревич Пржиленский

Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Email: viprzhilenskij@msal.ru

доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии и социологии

123995, Российская Федерация, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

Список литературы

  1. Becker, R., Mayer, K.U. (2019) Societal change and educational trajectories of women and men born between 1919 and 1986 in (West) Germany. European Sociological Review. (35) 2, 147-168, available at: doi: 10.1093/esr/jcy052
  2. Bostrom, N. (2016) Superintelligence: paths, dangers, strategies. Oxford University Press, Oxford
  3. Campbell, I., Burgess, J. (2001) A new estimate of casual employment? Australian Bulletin of Labour. (27) 2, 85-108
  4. Черных Н.В. Правовой статус научных работников в России и зарубежных странах // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 7 (104). С. 67-77, available at: doi: 10.17803/1994-1471.2019.104.7.067-076
  5. Cranford, C.J., Vosko, L.F., Zukewich, N. (2003) The gender of precarious employment in Canada. Industrial Relations. (58) 3, 454-482, available at: doi: 10.7202/007495ar
  6. Дащинская З.П., Путило Н.В. Правовой статус научных работников в актах федерального законодательства и законах субъектов Российской Федерации // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2012. Т. 7. С. 49-66, available at: doi: 10.17803/1994-1471.2019.104.7.067-076
  7. Fuller, S. (2000) Sociology of Intellectual Life: the Career of the Mind in and around the Academy. London, SAGE Publ
  8. Gebel, M., Baranowska-Rataj, A. (2012) New inequalities through privatization and marketization? An analysis of labour market entry of higher education graduates in Poland and Ukraine. European Sociological Review. (28) 6, 729-741, available at: https://doi.org/ 10.1093/esr/jcs012
  9. Горшенин А.К., Зацаринный А.А. Цифровизация науки: платформенный подход // Актуальные проблемы глобальных исследований: Россия в глобализирующемся мире. Сборник научных трудов участников VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией И.В. Ильина. 2019. С. 91-96
  10. Hillmert, S., Jacob, M. (2003) Social inequality in higher education. Is vocational training a pathway leading to or away from university? European Sociological Review. (19), 319-335, available at: doi.org/10.1093/esr/19.3.319
  11. Kalleberg, A.L. (2012) Book review symposium: guy standing, the precariat: the new dangerous class, reviewed by Arne Kalleberg. Work, Employment and Society. (26) 4, 685-686
  12. Koenig, R. (2019) «Academic Capitalism» Is Reshaping Faculty Life. What Does That Mean? Available at: https://www.edsurge.com/news/2019-11-25-academic-capitalism-is-reshapingfaculty-life-what-does-that-mean (Accessed 11 June 2020)
  13. Latour, B. (1998) From the world of science to the world of research? Science. 10 Apr. (280) 5361, available at: http://www.ub.edu/prometheus21/articulos/obsprometheus/Latour208.pdf. (Accessed 11 June 2020)
  14. Louvel, S. (2010) L’évaluation de la recherche: l’exemple de trois pays européens. S. Louvel, S. Lange. Sciences de la société. (79), 11-26, available at: https://doi.org/10.4000/sds.2726
  15. Marx, K., Engels, F. (1969) Works. T. 46, Part II. Moscow, Political Literature Publ. (in Russian). Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.: Изд. политической литературы, 1969. Т. 46, ч. II. 377 с
  16. Павельева Т.Ю. О престиже профессии ученого // Социально-политические науки. 2016. № 3. С. 145-147
  17. Полякова Н.Л. Новые горизонты теории общества начала XXI в.: от постиндустриализма к неокапитализму // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2016. 22(2). 83-115, available at: https://doi.org/10.24290/10293736-2016-22-2-83-115
  18. Rodgers, G., Rodgers, J. (eds.) (1989) Precarious jobs in labour market regulation: the growth of atypical employment in Western Europe. Brussels: ILO
  19. Шувалова О.Р. Престиж профессии ученого в мире и в России // Науковедческие исследования. 2015. № 2015. С. 19-42
  20. Скворцова В.А., Скворцов А.О. Знания как экономический ресурс // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. 2014. № 1 (2). С. 12-21
  21. Слободская А.В. Прекариатизация научных сотрудников и педагогических работников высшего образования: формирование академического прекариата // Грамота, 2018. № 7(93) C. 106-110, available at: https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-7.22
  22. Standing, G. (2015) The precariat and class struggle. RCCS Annual Review. (7), 3-16
  23. Тощенко Ж.Т. Прекариат: от протокласса к новому классу. Монография. М.: Наука, 2018. 350 с

© Захарова М.В., Пржиленский В.И., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах