ОБЗОР VI МЕЖДУНАРОДНОЙ ЗИМНЕЙ АКАДЕМИИ «МОЯ ПРОФЕССИЯ - ЮРИСТ: СОЧИ 2020» 27 ЯНВАРЯ - 1 ФЕВРАЛЯ 2020 г. РОССИЯ, СОЧИ, РУДН
- Авторы: Графшонкина А.А.1, Шайхутдинова А.Р.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 24, № 2 (2020)
- Страницы: 472-480
- Раздел: К 60-ЛЕТИЮ ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА РУДН
- URL: https://journals.rudn.ru/law/article/view/23942
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2337-2020-24-2-472-480
Цитировать
Полный текст
Аннотация
27 января - 1 февраля 2020 года на базе Сочинского института (филиала) Российского университета дружбы народов (РУДН) состоялась шестая международная Зимняя академия «Моя профессия - юрист: Сочи 2020», в которой приняли участие более 40 преподавателей, практикующих юристов и студентов юридических вузов. Целью состоявшегося мероприятия стало овладение участниками методиками практико-ориентированного обучения профессии юриста, освоение профессиональных навыков юриста (коммуникативного, юридической квалификации, выработки позиции по делу, разрешения правовых конфликтов, публичного выступления). Настоящий обзор отражает общую концепцию Зимней академии, ход работы и ее содержание.
Ключевые слова
Полный текст
Общая характеристика Зимней академии В Сочинском институте (филиале) Российского университета дружбы народов 27 января - 1 февраля 2020 года прошла шестая международная Зимняя академия «Моя профессия - юрист: Сочи 2020» (далее - Зимняя академия), организованная Юридическим институтом Российского университета дружбы народов (г. Москва), Сочинским институтом (филиалом) Российского университета дружбы народов (г. Сочи), Ассоциацией юридических вузов (г. Москва). Каждый год уникальность мероприятия заключается в том, что благодаря интерактивным практико-ориентированным методикам оно объединяет преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов. Формат обучения предполагает выступления ведущих ученых и практиков в области права, круглые столы, рабочие встречи. Общая направленность Зимней академии связана с обучением профессиональным навыкам как практикующих юристов и преподавателей, так и студентов, совместно обучающихся в рамках мероприятия. Так, студенты осваивают профессиональные навыки юриста, а преподаватели знакомятся с методиками обучения профессиональным навыкам. В качестве основы для обучения организаторами и тренерами Зимней академии участникам были предложены реальные дела из юридической, в том числе судебной практики, адаптированные для образовательного процесса. В 2020 году в Зимней академии приняли участие 27 преподавателей юридических вузов, 9 практикующих юристов, 26 студентов юридических вузов. География участников была представлена 12 субъектами Российской Федерации: г. Москва, г. Санкт-Петербург, Ленинградская область, Кемеровская область, Волгоградская область, Курская область, Свердловская область, Тверская область, Тюменская область, Краснодарский край, республика Дагестан, республика Крым. В международную составляющую географии участников вошли Донецкая Народная Республика, Республика Абхазия. Ежегодно в Зимней академии участвуют новые слушатели - специалисты в области права; в 2020 году мероприятие не первый раз посетили Артем Львович Боер, Санкт-Петербург (2017 г., 2019 г.), Светлана Андреевна Васильковская, Москва (2019 г.), Елена Витальевна Евсикова, Симферополь (2018 г., 2019 г.), Камилла Салаватовна Мусина, Москва (2017 г.), Надежда Викторовна Козлова, Кемерово (2019 г.), Егор Сергеевич Трезубов, Кемерово (2019 г.), Ольга Алексеевна Яковлева, Волгоград (2018 г., 2019 г.). Мероприятие интересно не только преподавателям и научным работникам, но и практикам. Они пробуют себя в новой роли, например, переквалифицировавшись из адвокатов в судьи и абстрагировавшись от привычного поиска выгодной для своего клиента особенностей дела. Так, в 2020 году в работе Зимней академии повторно приняла участие адвокат из Москвы С.А. Васильковская. С ее помощью студенты смогли осмыслить процесс интервьюирования лица, обратившегося за юридической помощью в ходе демонстрации, поучаствовать в дискуссии об особенностях выстраивания подобного диалога. Ежегодно работа образовательного проекта освещается в выпусках альманаха Зимней академии «Моя профессия - юрист: Сочи»[195]. Особенностью нынешней Зимней академии стало празднование 60-летия Юридического института РУДН. Открытие и общий ход Зимней академии Мероприятие открыла руководитель образовательного проекта, заведующая кафедрой истории права и государства Юридического института Российского университета дружбы народов, доктор юридических наук, профессор Марина Викторовна Немытина, которая поприветствовала участников Зимней академии, обозначила повестку первого дня работы и его основную тематику. С приветственным словом выступили Надежда Ивановна Козлова - директор Сочинского института (филиала) РУДН, кандидат экономических наук, профессор; Иван Андреевич Иванников - декан Юридического факультета Сочинского института (филиала) РУДН, доктор юридических наук, профессор; Фатима Гурамовна Камкия - заведующая кафедрой теории и истории государства и права Юридического факультета Сочинского института (филиала) РУДН. В целом первый день работы Зимней академии был посвящен экскурсу в профессию юриста, о чем в своем выступлении «Юридическая профессия в современном обществе» рассказала М.В. Немытина. В качестве концептуальных граней профессии юриста были обозначены такие признаки, как осуществление ее по принятым методикам, соблюдение требований к процессу и результатам такой деятельности, возмездность, а также влияние субъекта на осуществляемую им работу. По завершении выступления в рамках дискуссии, проведенной Ф.Г. Камкия, участниками были высказаны собственные соображения. В процессе профессионального общения были сформулированы ценностные ориентиры юридической профессии. Право на получение квалифицированной юридической помощи является гарантией соблюдения и защиты остальных прав и свобод личности. Поэтому данное право закрепляется важнейшим нормативным правовым актом государства, имеющим высшую юридическую силу, - Конституцией России, в соответствии с которой оно принадлежит каждому. На тему профессии юриста в рамках первого дня была проведена игравикторина, в которой приняли участие студенты юридических вузов, в качестве жюри выступили эксперты и тренеры Зимней академии. Таким образом, на данном этапе началось взаимодействие преподавателей и студентов в рамках мероприятия. Немаловажным моментом Зимней академии стало совершенствование системы видеоинтервьюирования слушателей. В первый день участниками были изложены мнения о проводимом мероприятии, цели и задачи, которые они перед собой поставили в этом году. С.Г. Долгов, доцент кафедры предпринимательского, трудового и корпоративного права Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат юридических наук, поделился впечатлениями и поставил цель на следующий год: «Несмотря на то, что я практикующий юрист, я почерпнул много полезного и интересного; убежден, что приму участие в работе Зимней академии на следующий год…». Данная линия профессионального обсуждения была продолжена С.Б. Зинковским, адвокатом, доцентом кафедры теории права и государства Юридического института РУДН, кандидатом юридических наук: «Мои цели - поучаствовать в качестве тренера, так как мне нравится работать со студентами и мне нравится видеть, когда твои старания как усилия преподавателя материализуются в чем-то новом … улыбки студентов, новые мысли, которые их посещают, то, как они раскрепощаются, то как они учатся делать то, что никогда не делали на семинарских и лекционных занятиях. Бесспорно, видя, сколько здесь знакомых по прежним годам Зимней академии, мне очень приятно с ними общаться, видеть их здесь, так как мы живем на разных концах нашей большой страны и такая возможность встретиться в этом замечательном городе, поговорить, обменяться мнениями, впечатлениями - это всегда хорошо…» На вопрос о самом важном навыке юриста С.Б. Зинковский ответил: «сохранение и развитие внутренних нравственных ориентиров». Об идеях и идеалах Зимней академии высказалась Ф.Г. Камкия: «Хочется, чтобы расширялись ряды профессионального сообщества, воспринимающих ценности и идеи, которые рождаются здесь, из-за которых и появился данный проект. Я надеюсь, что и в этом году Зимняя академия принесет свои особые оригинальные результаты. Каждый уедет, с удовольствием вспоминая, как он обучался. И это замечательная идея - учиться в удовольствие». Р.В. Доронькин, аспирант кафедры теории права и государства Юридического института РУДН, практикующий юрист, в качестве намеченных целей обозначил обмен опытом, получение новых знаний и навыков, которые можно получить в ходе профессионального общения преподавателей юридических дисциплин и юристов-практиков. Итоговую концепцию Зимней академии на 2020 год в видеоинтервью отметила М.В. Немытина: «Зимняя академия проходит в шестой раз, это удивительно, кажется, прошло не больше года с начала реализации данного образовательного проекта… Представьте себе Розу пик: как в солнечную погоду с нее сбросили маленький комочек снега, как он скатывается и как превращается в большой ком. Таким образом и Зимняя академия движется, совершенствуется, развивается и набирает обороты и масштабы. В этом году мы стараемся разводить работу преподавателей и студентов, чтобы каждые совершенствовали свои навыки, одни - практические навыки юриста, другие - навыки преподавания. Важно, что студенты должны осваивать не только теорию, но и практику. Главный критерий мероприятия - желание людей приезжать вновь и наполнять данное мероприятие новыми идеями». В этом году работа Зимней академии была дополнена новым форматом обучения посредством просмотра участниками видеолекций о профессиональных навыках юриста, чем и был завершен первый день Зимней академии. Второй день Зимней академии был посвящен формированию практических навыков и компетенций юриста. Была апробирована методика раздельного обучения студентов и преподавателей на разных площадках. В работе со студентами С.Б. Зинковский обозначил проблему подготовки юристов, рассказав о методиках case-study в выступлении «Работа с фабулами гипотетических дел». Так называемый кейс-метод, упоминаемый в лекции, впервые был введен в 70-х годах XIX в. в Гарвардском университете. В вузах США и странах Западной Европы этот метод применяется более 100 лет, в России он начинает широко внедряться в течение последних 20 лет. В основу метода положен принцип прецедента или случая (собственно case). Ценность данного метода заключается в его прикладной направленности, когда студент учится принимать профессиональные решения еще в университетской аудитории. Важной частью усвоения материала является решение на его основе других гипотетических дел. Ядром методики является то, что она сочетает правовые нормы и фактические ситуации, способствуя запоминанию, развитию навыков дедуктивной аргументации, самостоятельному раскрытию определенных правовых принципов, норм, других существенных факторов, которые обусловили принятие того или иного судебного решения. Более подробно об интерактивных формах обучения праву было отражено в выступлении А.А Графшонкиной, старшего преподавателя кафедры истории права и государства Юридического института РУДН. Дискуссия, круглый стол, «мозговой штурм», ролевая игра, демонстрация, экспрессопрос, контент-анализ, рефлексивный анализ, интервьюирование - неполный список авторских наработок и прогрессивных идей обучения студентов юридических вузов. По завершении презентаций студенты, разделившись на «малые группы», попытались применить полученные знания и попрактиковаться в работе с фабулами гипотетических дел под инструкцией таких тренеров, как Е.С. Трезубов, Н.В. Козлова, Р.В. Доронькин, А.Д. Хохлова. В то же время под руководством М.В. Немытиной преподаватели, прослушав релиз на тему «Профессиональная деятельность юриста в современном обществе», подкрепили полученные знания путем разбора тех же фабул. Позднее при совместной деятельности преподавателей и студентов на единой площадке была проанализирована работа каждой «ветви» участников, тренерами и экспертами предложены рекомендации студентам. Слушатели поделились опытом проведения интерактивных занятий, ими были затронуты такие важные аспекты преподавания, как профессиональная деформация и профессиональное выгорание. Помимо прочего поднимались проблемы педагогических навыков. Третий день Зимней академии начался с просмотра видеосюжетов касательно демонстрации профессиональных коммуникаций с последующей дискуссией участников и мнениями экспертов. Далее участники вновь разделились и продолжили работу на разных площадках. Группы студентов начали работу над фабулой по гражданскому делу посредством составления алгоритма опроса лица, обратившегося за юридической помощью. Тренер, заранее изучив материалы дела, выступила в роли Сухаревой Татьяны Анатольевны, получившей зимой травму из-за падения на придомовой территории. Задачей тренера стало наполнение и, таким образом, усложнение ситуации деталями фактических обстоятельств. По завершении подготовки перед студентами встала задача выбрать из собственного круга интервьюера, готового выступить в роли юриста, к которому обратились за юридической помощью. Ключевой целью студентаюриста стало выявление юридически значимых обстоятельств по делу, что было успешно выстроено в ходе интервьюирования. В это же время группа преподавателей обсудила актуальные проблемы обучения юристов профессиональным коммуникациям в рамках образовательного процесса и вопросы профессиональной этики юриста. Продолжив работу объединением групп преподавателей и студентов, адвокат С.А. Васильковская совместно с преподавателем Н.В. Козловой продемонстрировали профессиональную коммуникацию по упоминаемой выше фабуле. Таким образом, через профессиональную коммуникацию участники были введены в курс ключевой фабулы Зимней академии, работа по которой продолжилась в последующие дни. По итогам третьего дня своими впечатлениями поделилась С.А. Васильковская: «Участвуя в Зимней академии во второй раз, испытываю самые положительные впечатления; здесь замечательная студенческая атмосфера, которой я лишена в своей профессиональной деятельности. Мне нравится работать со студентами, и не исключаю свою преподавательскую деятельность в скором будущем, ведь энергетика студентов непередаваема». В четвертый и пятый день Зимней академии был посвящен проблеме позиции по делу, работа вновь велась на двух площадках: студенты выявляли юридически значимые обстоятельства по уже знакомой фабуле, а преподаватели исследовали методики выявления этих обстоятельств. Работа началась с выступления С.Б. Зинковского на тему «Позиция стороны по делу: доказывание». Важно понимать, что в основе позиции по делу лежит фактическая и юридическая «картина» случившегося с точки зрения обеих сторон. Как правило, эти точки зрения не совпадают, и каждая сторона восстанавливает эту «картину» по-своему. В ходе анализа данного вопроса автором были выделены пять стандартов отбора и оценки фактов для позиции по делу: применимые нормы права; правила толкования права; требования морали; социально-экономические, политические и иные неюридические соображения; а также последствия прогнозируемого решения. Каждый аспект позиции по делу был эмпирически разобран применительно к судебной практике и правовым позициям судов. В рамках зимней академии М.В. Немытиной был проведен научный семинар на тему «Интересы в праве». Важно понимать, что интересы в самом общем виде понимаются как реальные причины социальных действий. Осуществляемый научным юридическим сообществом поиск в русле интересов в праве обусловлен, с одной стороны, предшествующим развитием представлений о природе правовых явлений и процессов и социально-регулятивных возможностях права, с другой - пониманием права как результата взаимодействия социальных групп, занимающих разное положение в обществе и имеющих разные интересы. В ходе обсуждения данной проблематики слушателями сопоставлялись дефиниции и содержания юридической профессии, правовой культуры, философии и социологии, и важности их взаимодействия. Далее группы участников Зимней академии продолжили работу по определению подлежащих применению норм права относительно имеющейся фабулы и завершили день имитацией состязательного процесса путем выступлений представителей групп. На шестой день Зимней академии в честь празднования 60-летия Юридического института РУДН в Городском собрании г. Сочи с участием депутатов, судей, сотрудников правоохранительных органов, адвокатов, представителей общественных объединений прошел круглый стол на тему «Юридическая защита прав человека на муниципальном уровне», модератором которого выступила Ф.Г. Камкия. С приветственными выступлениями к участникам обратились В.П. Филонов, председатель Городского собрания г. Сочи, член всероссийской политической партии «Единая Россия»; К.И. Сутягин, заместитель председателя Третьего апелляционного суда общей юрисдикции, кандидат юридических наук; Д.Э. Пилия, судья конституционного суда республики Абхазия, директор по науке Института экономики и права Академии Наук Абхазии, доцент кафедры государства и права Абхазского государственного университета, кандидат юридических наук; И.А. Варивода, заместитель директора правового департамента администрации г. Сочи; И.Е. Кирдянов, начальник отдела по делам несовершеннолетних администрации г. Сочи; А.А. Савченко, главный специалистэксперт отдела государственного строительного надзора по г. Сочи. В ходе работы круглого стола участниками Зимней академии были высказаны мнения относительно механизмов защиты прав человека на местном уровне. Так, М.В. Немытина выступила с темой «Институты государства и общества по защите прав человека». Более подробно по ряду проблем защиты прав и свобод остановилась Н.И. Козлова в своей презентации «Общественная палата города Сочи как институт защиты прав человека на муниципальном уровне». О системе гарантий прав и свобод человека и гражданина, а также о некоторых их ограничениях рассказал С.Г. Долгов в теме «Гарантии защиты прав человека на муниципальном уровне». Итоги После подведения итогов круглого стола в Городском собрании г. Сочи состоялось торжественное закрытие VI Международной зимней академии «Моя профессия - юрист: Сочи 2020», участникам были вручены удостоверения и сертификаты.
Об авторах
Анастасия Андреевна Графшонкина
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: grafshonkina-aa@rudn.ru
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры истории права и государства, Юридический институт
117198, г. Москва, Российская Федерация, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Арина Равилевна Шайхутдинова
Российский университет дружбы народов
Email: shaykhutdinova-ar@rudn.ru
лаборант кафедры истории права и государства, Юридический институт
117198, г. Москва, Российская Федерация, ул. Миклухо-Маклая, д. 6