ПРАВОВОЙ РЕЖИМ СОЗДАНИЯ БЕЗОПАСНОЙ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
- Авторы: Бокова Л.Н.1
-
Учреждения:
- Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
- Выпуск: Том 24, № 2 (2020)
- Страницы: 274-292
- Раздел: ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
- URL: https://journals.rudn.ru/law/article/view/23934
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2337-2020-24-2-274-292
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность статьи, состоящей из четырех частей, в том, что в ней рассматриваются правовые аспекты использования информационных технологий в образовании, а также их безопасность, являющаяся правовой основой для регулирования данных отношений. Между тем следует отметить, что в последние десятилетия в научных работах по юриспруденции данной проблематике уделено недостаточное внимание. Тем не менее, в правовых исследованиях до сих пор не исследованы юридические конструкции понятий «интернет-зависимость», «цифровая образовательная среда», «онлайн-обучение», «цифровая инфраструктура» и др. Цель исследования заключается: 1) в определении актуальных направлений совершенствования законодательства об информационной безопасности образовательной среды; 2) в обосновании точки зрения, согласно которой необходимо создавать и внедрять программы обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве и осуществлять профилактику интернетзависимости; 3) описать особенности понимания термина «безопасность образовательной среды». В процессе исследования был применен широкий методологический спектр, куда вошли: 1) диалектический и идеалистический методы, относящиеся к общефилософским); 2) входящие в состав общенаучных методов - синтез и анализ, сравнение, аналогия, дедукция и индукция; 3) а также специальные методы - логический, формально-юридический, нормативно-догматический; 4) кроме того, был использован метод интерпретации, с применением проблемнотеоретической реконструкции. В работе проведен анализ основных нормативных документов, которые используются для реализации цифровой образовательной среды. Основными результатами достижения цели исследования стали предложения по: 1) введению в научный оборот правоведения понятия «безопасность образовательной среды»; 2) актуальным законотворческим инициативам в рассматриваемой сфере. Теоретическая значимость исследования. В работе рассмотрены правоотношения сложившиеся в сфере использования информационных технологий в образовании, предложено авторское определение правового режима создания современной и безопасной информационной образовательной среды. Автором сформулированы приоритетные направления совершенствования указанной деятельности. Указанные результаты исследования могут быть использованы при совершенствовании науки информационного права.
Полный текст
Введение Понятие «правовой режим» обладает сложной юридической конструкцией. В зависимости от отрасли права оно имеет различия. Можно отметить, что указанное понятие наиболее часто используется в науке административного права. Правовой режим - это совокупность правовых отношений и действий, системообразующим фактором для которых являются специальные юридические средства воздействия (лицензирование, контроль, принуждение и др.). При таком подходе к определению этого понятия «правовой режим» практические совпадает с понятием «система права». Об указанном пишут Бахрах Д.Н., Росинский Б.В., Старилов Ю.Н. (Bakhrakh, Rossinskii, Starilov, 2008:816). В то же время, на наш взгляд, «правовой режим» - это система правовых норм, которые регулируют деятельность совокупности различных субъектов в отношении конкретного объекта. С.С. Алексеев (Alekseev, 1989:287) отмечает, что «правовой режим» - это своего рода порядок регулирования конкретной сферы правовых отношений, который включает дозволения, запреты, позитивные обязывания. В связи с этим правовой режим создает «направленность регулирования». В.Б. Исаков (Isakov, 1985:392) считает, что правовой режим - это режим социальный, обязательно закрепленный нормами права и поддерживаемый совокупностью юридических средств. Как отмечают Н.И. Матузов и А.В. Малько, к правовому режиму следует относить особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств, создающих желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права (Matuzov, Malko, 1996). Перейдем к рассмотрению вопросов создания и функционирования цифровой образовательной среды. Стремительное развитие и массовое распространение цифровых технологий создает необходимость их применения и контроля во всех сферах деятельности общества и государства. Ключевая роль в этом принадлежит, конечно же, сфере образования. Глобальная задача общемирового прогресса и, в частности, прогресса государств заключается в развитии человеческого капитала, ориентированного на тренды цифровой экономики. Последние диктуют необходимость формирования у населения государств навыков, которые потребуются в будущем для полноценного участия в процессах, на основе которых будет функционировать «цифровое общество». Задача законодательных органов государства заключается в совершенствовании нормативно-правовой базы, которая будет накапливать и систематизировать нормы права, способствующие функционированию системы удовлетворения потребностей рынка труда в высокопрофессиональных кадрах, обладающих специальными навыками «цифровой экономики». Указанные навыки могут быть сформированы только через специализированную систему дополнительного обучения работников, функционирующую непрерывно, в том числе в условиях рабочих мест. В связи с изложенным предлагается определять правовой режим безопасной цифровой образовательной среды как особый режим правового регулирования сферы цифровизации системы образования, включающий направления правового регулирования, совокупность правовых средств, обеспечивающих поддержание и совершенствование сложившихся в указанной сфере правовых отношений, контроль и оценку эффективности указанной деятельности. Среди основных задач формирования «цифровой экономики» можно особо выделить повышение грамотности использования современных цифровых технологий, в том числе при организации обучения и переподготовке работников. Обращаясь к вопросу о «цифровых» навыках, следует учитывать, что они представляют собой способности работников обеспечивать профессиональную деятельность на высококлассном уровне. В то же время нужно понимать, что сами навыки имеют динамическую сущность. Это связано с тем, что само рабочее место и сам работник претерпевают изменения в рамках трудового процесса. «Цифровые» навыки присоединяются к общей профессиограмме работника и образуют вместе с ними единую систему. В рамках динамично развивающейся «цифровой экономики» эти навыки требуют постоянного совершенствования. Обратимся к классификации «цифровых» навыков, предложенной профессором Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова В.А. Сухомлиным: 1) навыки общего характера, которые необходимы людям любой профессии; 2) навыки профессионального характера, требуются специалистам, работающим в IT-сфере, для производства общественного продукта; 3) навыки работы с конкретными программными «цифровыми» продуктами (проблемно-ориентированные); 4) навыки работы с информационной коммуникативной средой (комплементарные); 5) навыки работы со специализированными приложениями (сервисами, приложениями)[35]. Рассмотрим общую характеристику навыков в «цифровой экономике». Важной их характеристикой является тесная связь с рабочим местом. «Цифровые» навыки по своей сути являются междисциплинарными, в связи с чем обучение им носит достаточно сложный характер. Задача по созданию современной и безопасной цифровой образовательной среды до 2024 года поставлена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным[36]. Таким образом, внедрение цифровых технологий в систему образования является стратегической задачей государства. Актуальность данной задачи не вызывает сомнений. В настоящее время в России имеется всего около 75 млн рабочих мест[37]. По оценкам экспертов, в ближайшее десятилетие 6,5 миллионов рабочих мест исчезнет, а 20-25 млн из них изменят качественные требования к трудовым функциям. Будут востребованы другие требования к работникам (Bobylev, Grigoriev, 2018). Можно констатировать, что на сегодняшний день задача по подготовке молодых профессионалов к условиям цифровой экономики окончательно пока не решена. Так, например, в отчетах консалтинговой компании Boston Consulting Group в WorldSkills Russia отмечается, что не менее 66% предприятий испытывают опасения о том, что не смогут продолжить свое развитие из-за нехватки специалистов с соответствующей квалификацией[38]. Процессы формирования «цифрового общества» происходят сегодня настолько быстро, что необходимо готовить специалистов с опережением. Правовой режим цифровизации системы образования Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 203, является программным документом по вопросам формирования информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений. В Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации особо отмечается, что основными направлениями создания информационного пространства являются совершенствование научных знаний, организация проектов просвещения и образования населения, формирование единой общенаучной картины мира, повышение безопасности информационной среды, которую используют дети. Информационное пространство знаний подлежит наполнению проектами просвещения, раскрывающими современные научные и культурные достижения. Формирование безопасной информационной среды может быть обеспечено через популяризацию информационных ресурсов, содержащих знания о российских традиционных духовно-нравственных ценностях. Необходимо уделять внимание совершенствованию технологий обмена знаниями. Обеспечение благоприятных условий научно-технического развития может реализовываться через создание специализированных платформ для научного сообщества и общественности в целом. В рамках современной образовательной среды следует совершенствовать применение различных образовательных технологий, таких как дистанционные, электронное обучение, при реализации образовательных программ. В то же время должны быть сформированы и механизмы управления доступом к запрещенной федеральным законодательством к распространению в Российской Федерации информации, и технологии ее ликвидации. На современном этапе развития российского законодательства необходимо создавать и эффективно использовать специализированные информационные платформы, содержащие достоверную и качественную информацию об общественном и государственном развитии. Кроме того, стратегические аспекты развития сферы образования заложены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р (далее - Концепция развития до 2020 года). Концепция относит к основным целям государственной политики в сфере совершенствования информационно-коммуникационного пространства, формирование информационного общества, увеличение показателей качества жизни граждан, совершенствование всех сфер общественной жизни, включая социальную, культурную и духовную. Концепция содержит и направления развития рассматриваемой сферы на долгосрочную перспективу. К ним отнесены рад направлений, включающих повышение качественных показателей образования на основе информационнокоммуникационных технологий, в том числе: - работа по распространению интернет-связи в социальных учреждениях (школы, музеи, медицинские организации, библиотеки и др. объекты, относящиеся к социально значимым); - увеличение числа пользователей информационных и телекоммуникационных технологий, обучение новым формам и методам работы с ними, в том числе использованию возможностей дистанционного образования и медиаобразования, организация системы непрерывного профессионального обучения работе с информационно-коммуникационными технологиями. Среди стратегических документов, влияющих на формирование цифровой образовательной среды, следует отметить Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, среди целей которой можно выделить способствование интенсификации развития и применения «цифровых» технологий в Российской Федерации. Следует также отметить приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25 октября 2016 года № 9)[39], целью которого определено создание к 2018 году условия для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства и увеличения числа обучающихся образовательных организаций, освоивших онлайн-курсы, до 11 млн человек к концу 2025 года. На сегодняшний день в Интернете создана специализированная платформа «Открытое образование»[40], на которой ведущими вузами России размещены онлайн-курсы по различным дисциплинам. Главным отличием платформы является то, что доступ к размещенным на ней образовательным программам свободный и не требует оплаты. К посетителям платформы не предъявляются требования к возрасту и образованию. Если обучающийся сдает контрольные задания на положительную оценку, он может получить сертификат, представляющий своего рода документальное подтверждение результатов обучения. Основным нормативным правовым актом, регулирующим формирование образовательной среды, выступает Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Он уже предусматривает применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Законом установлены основополагающие принципы и условия их применения в рамках образовательного процесса на всех уровнях образования. При реализации образовательных программ с применением данных технологий в организациях должны быть созданы условия функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные и образовательные ресурсы, обеспечивающие освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их места нахождения[41]. Порядок применения электронного и дистанционного обучения утвержден соответствующими приказом Минобрнауки России8, которым предусмотрена необходимость обеспечения образовательными организациями ряда условий, в том числе соответствующего уровня подготовки кадров, учебнометодической помощи обучающимся и др. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обеспечивает: - регулирование правовых отношений в сфере образования; - реализацию права на образование, государственных гарантий на получение качественного образования; - обеспечение защищенности прав и свобод граждан в сфере образования. В Федеральном законе закреплены как общие положения (например, основы правового регулирования сферы образования в Российской Федерации), так и положения, регулирующие специализированные сегменты образования. В частности, статьей 2 Федерального закона к средствам обучения и воспитания наряду с приборами, оборудованием, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструментами (в том числе музыкальными), учебнонаглядными пособиями отнесены компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности[42]. Статьей 12 Федерального закона предусмотрено, что при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Так, статьей 16 Федерального закона определено, что следует понимать под «электронным обучением» (организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационнотелекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников). Под «дистанционными образовательными технологиями» понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Следует обратить внимание на то, что в ходе организации процесса образования, ориентированного преимущественно на использование современных информационных технологий, в том числе дистанционно, важным направлением обеспечения функционирования электронной образовательной среды будет комплексное использование всего спектра электронно-технических средств, а также обучение навыкам работы с ними пользователей. В настоящее время Минобрнауки России утвержден перечень направлений подготовки, по которым не допускается использование возможностей дистанционного образования. Такой перечень утвержден приказом указанного Министерства от 20 января 2014 года № 22 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий». Важным условием организации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий является обеспечение защиты сведений, относящихся к государственной и или иного вида охраняемой законом тайне, организацией, осуществляющей образовательную деятельность. В статье 18 Федерального закона («Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы») содержится норма о том, что в образовательных организациях должны формироваться цифровые (электронные) библиотеки, через которые должен быть обеспечен доступ к базам профессиональных знаний, информационным справочным, а также системам поиска данных и иным информационным ресурсам. Важным требованием является укомплектация библиотечного фонда печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями. При этом весь этот перечень должен охватывать все дисциплины, предусмотренные в рамках образовательной программы федеральными государственными стандартами в сфере образования. Также указанная статья регламентирует применение в образовательном процессе электронных учебных изданий. При этом они должны определяться образовательного организацией самостоятельно с учетом требований действующего законодательства. Кроме этого, к сфере компетенции организации, реализующей образовательные программы, статьей 28 Федерального закона отнесены, в частности, распространение и совершенствование применяемых методов обучения и воспитания, технологий в сфере образования, обучения, проводимого с использование электронных систем. Среди непосредственных обязанностей организации, реализующей образовательные программы, можно выделить, в частности, реализацию полного объема программы образования, обеспечение высокого качества подготовки обучающихся в соответствии с требованиями, установленными федеральным законодательством, соответствия используемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся. За невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации последняя несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке. В рамках информационной открытости образовательных организаций (статья 29 Федерального закона) организациям, осуществляющим деятельность в сфере образования, необходимо формировать ресурсы, содержащие информацию об их деятельности в сфере электронного образовательного процесса, обладающие характеристиками открытости и общедоступности, поддерживать свободный доступ к этим ресурсам при помощи размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет». В рамках лицензионных требований в сфере образования (статья 91 Федерального закона), установленных положением о лицензировании образовательной деятельности (постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966 «О лицензировании образовательной деятельности») должны быть учтены характерные особенности организации деятельности в сфере образования с помощью использования сетевой формы реализации программ образования; организации деятельности в сфере образования с помощью электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (наличие условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий и соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися независимо от их местонахождения образовательных программ в полном объеме, в соответствии со статьей 16 Федерального закона - для образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий). Правительством Российской Федерации в 2017 году была разработана и утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации», одна из целей которой - к 2024 году ежегодно выпускать более 120 тыс. специалистов в информационной сфере. В программе поставлена задача внедрения в образовательный процесс индивидуальных траекторий образования с поддержкой информационных технологий. Изучение содержания программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2019 года № 234, позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день в образовательной среде происходит расширение применения информационных технологий. Так, школам, вузам и другим образовательным организациям предоставлен свободный доступ в Интернет, они имеют собственные сайты. Кроме того, расширяется нормативная база, внедрившая в образовательные стандарты требования к обучению «цифровым навыкам». Реализуются программы углубленной подготовки кадров, обладающих такими навыками. В то же время количество подготовленных кадров и потребности в них разнятся. Образовался существенный дефицит первых. Для более точной проверки их навыков требуется повсеместное введение процедуры электронной аттестации. Среди главных направлений совершенствования процесса цифровизации экономики можно выделить: расширение правовой базы, подготовка квалифицированных кадров, обеспечение информационной безопасности. Обратимся к вопросу о подготовке квалифицированных кадров для «цифровой экономики», решением которого может стать фундаментальные изменения в подходах к их подготовке, в том числе увеличение доли практикоориентированного обучения в структуре образования. На тактическом уровне обеспечивается управление выполнением планов и реализацией проектов по такому направлению, как формирование нормативной базы компонентов образовательных программ, существенных для цифровой экономики, включая стандарты и государственные требования, а также примерные программы (например, федеральные государственные образовательные стандарты в рамках требований к материально-техническим условиям, содержат компонент цифровой составляющей образовательного процесса). В Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2030 года приоритетным сценарием развития информационного общества в России предусмотрено: - российские организации создают и совершенствуют прорывные информационные и коммуникационные технологии, их интересы защищаются государством; - сформированы национальные технологические платформы онлайнобразования, граждане осведомлены о преимуществах получения информации, приобретения товаров и получения услуг с использованием сети «Интернет», а также имеют возможность получать онлайн-образование, услуги электронных библиотек, государственные и муниципальные услуги. Также необходимо отметить и приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (включающий проект «Цифровая школа»)[43]. Этот проект принят в целях создания условий для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан. Реализация приоритетного проекта предусматривает ряд ключевых направлений работы, в том числе: совершенствование нормативно-правовой базы в сфере онлайн-обучения (так, необходимо подробно зафиксировать его правовой статус и внедрение в образовательный процесс); создание системы оценки качества такого обучения посредством экспертных мнений и опроса пользователей; создание информационного ресурса, с доступом к онлайн-курсам по принципу одного окна. Создана межвузовская платформа «Универсариум», на которой зарегистрировано более полутора миллиона человек, а также медиатека лекций на русском языке «Лекториум». Платформа «Университет без границ» уже содержит в себе 34 онлайн-курса по различным направлениям подготовки (физика, астрономия, биология, математика, геология, география, экология, химия, история, юриспруденция, иностранные языки и т.д.), реализуемые МГУ имени М.В. Ломоносова. В рамках проекта функционирует десять региональных центров компетенций в области онлайн-образования. Предполагается, что на их базе преподаватели региональных вузов и школ смогут получить знания о том, как применять онлайн-технологии, а также научатся давать им экспертную оценку. Реализация проекта «Цифровая школа» повлечет за собой обновление содержания образования и изменение роли учителя, который должен быть куратором, ориентирующим ребенка в соответствии с его запросами и приоритетами. Также проект позволит максимально индивидуализировать траектории обучения школьников. Появится возможность прохождения аттестации и сдачи государственной аттестации в цифровой форме. Благодаря этому школьники смогут применять полученные компетенции в условиях стремительно развивающегося цифрового мира. Созданию современной цифровой образовательной среды будет способствовать реализация Национального проекта «Образование»[44], который включает в себя 10 федеральных проектов, некоторые из которых напрямую связаны с цифровизацией образования. Важными направлениями деятельности по национальному проекту станут создание к 2020 году Центра цифровой трансформации образования, а также утверждение целевой модели цифровой образовательной среды, в том числе в субъектах, и внедрение федеральной информационно-сервисной платформы. Предусматривается, что к 2024 году все школы будут обеспечены интернетсоединением с нормативной скоростью, а также созданы 340 центров цифрового образования детей «ИТ-куб». Ранее задача цифровизации образования была поставлена также в программе «Цифровая экономика Российской Федерации», одной из целей которой будет обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики. Следует также отметить, что федеральные государственные образовательные стандарты содержат положения, направленные на формирование цифровой образовательной среды. Стандартом начального общего образования12 предусмотрено, что дети должны уметь использовать определенные способы поиска, сбора, обработки и анализа информации, организации передачи, интерпретации этой информации в соответствии с познавательными задачами учебного предмета и в соответствии с возрастом. В стандарте основного общего образования[45] содержатся требования к формированию и развитию компетенций в сфере применения информационно-коммуникационных технологий, в том числе к формированию навыков «цифровой культуры» и активного пользования поисковыми ресурсами. В стандартах среднего общего образования[46] перед учащимися ставятся такие цели, как умение использовать средства информационных технологий для решения коммуникативных, когнитивных, организационных задач с требованием правил, жестких правовых и этических норм, а также информационной безопасности. В стандартах высшего образования также закреплены требования к информационно-образовательной среде вузов. Таким образом, нормативно-правовая база, обеспечивающая формирование цифровой образовательной среды, в целом создана. Проблемы реализации проекта «цифровая школа» и пути их решения Вместе с тем важно обеспечить безопасность образовательной среды. Действующим законодательством запрещается распространять среди детей информацию, склоняющую или побуждающую детей к совершению действий, представляющих угрозу причинения вреда своему здоровью[47]. Информационная продукция, запрещенная для детей, не допускается к распространению в предназначенных для детей образовательных организациях. Актуальность вопросов обеспечения безопасности образовательной среды отмечают в работах Круподерова Е.П., Круподерова К.Р., Кручинина Г.А., Канянина Т.И., Слепухин А.В., Степанова С.Ю. (Kanyanina, Krupoderova, Stepanova, 2017:211; Kruchinina, 2003:113-115; Krupoderova, Krupoderova, 2015:604-608; Krupoderova, Krupoderova, 2016:66-70; Krupoderova, Krupoderova, 2018:176-179; Slepukhin, 2014:195-205; Stepanova, 2017:95-98) и др. За нарушение законодательства в области информационной безопасности детей предусмотрена административная и уголовная ответственность. Меры по обеспечению информационной безопасности детей определены концептуальными документами долгосрочного планирования. Такие меры были предусмотрены в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012- 2017 годы. После завершения реализации Национальной стратегии действий в интересах детей тема обеспечения безопасного детства нашла свое отражение в новом долгосрочном проекте «Десятилетие детства», реализация которого началась 2018 году[48]. Концепция информационной безопасности детей на 2018-2020 годы[49] направлена на то, чтобы ребенок с детства привыкал свободно ориентироваться в медиапространстве, умел взаимодействовать с различными источниками информации, не поддавался манипуляциям извне и мог делать самостоятельные выводы о качестве информационных продуктов. Важным акцентом данных документов стало создание и внедрение программ обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве и профилактике интернет-зависимости. Совет Федерации является инициатором и организатором Единого урока безопасности в сети Интернет, который походит ежегодно начиная с 2014 года. Единый урок стал одним из крупнейших мероприятий в сфере детства, а благодаря его проведению и реализации других программ обучения повышается уровень знаний школьников в сфере информационной безопасности. Итогом проведения Единого урока за все время его существования стало привлечение внимания педагогов, родителей и самих детей к проблемам безопасности во Всемирной информационной сети Интернет. С момента начала проведения уроков проблема обеспечения детской безопасности в сети Интернет стала обсуждаться на педсоветах и родительских собраниях, субъекты Российской Федерации стали самостоятельно разрабатывать материалы для таких уроков и проводить их с учетом методических рекомендаций Временной комиссии. Ежегодно с 23 по 31 октября проводятся мероприятия в рамках Единого урока. Самым популярным и доступным форматом Единого Урока являются видеоуроки, о чем свидетельствует практика. Такие видеоуроки разработаны и сняты Лигой безопасного Интернета, Институтом Развития Интернета, РОЦИТ. На сегодняшний день создан специализированный сайт единыйурок.рф, на котором размещены методические рекомендации по проведению Единого урока. В 2018 году программа Единого урока расширена новыми направлениями и мероприятиями, которые нашли свое отражение в Плане мероприятий концепции информационной безопасности детей на 2018-2020 годы[50]. Вместе с тем имеется ряд препятствий, сдерживающих формирование современной и безопасной цифровой образовательной среды в России. Одним из них становится значительная дифференциация уровня экономического развития субъектов Российской Федерации и, соответственно, внедрения информационных технологий в их образовательное пространство. Если в экономически развитых субъектах Российской Федерации не имеется значительных затруднений с материальным обеспечением информационной инфраструктуры, то в дотационных регионах из-за недостаточности финансирования крайне затруднительно сформировать цифровую образовательную среду. Острой проблемой, особенно для сельских образовательных организаций, стала нехватка квалифицированных педагогических кадров. В сельской местности, как правило, ниже заработная плата (по сравнению с крупными городами), в меньшей степени развита инфраструктура. Поэтому квалифицированные специалисты стремятся избежать работы в сельских школах. В условиях свободного рынка труда данная проблема ощущается наиболее остро. За последние годы в Государственную Думу и в Совет законодателей при Федеральном Собрании Российской Федерации неоднократно вносились законопроекты и проекты законодательных инициатив, предусматривающие обязательное распределение молодых выпускников для работы в сельской местности, в том числе в сельских школах, однако все они были отклонены. В качестве основного инструмента преодоления указанной проблемы органы власти рассматривают механизм целевого приема. Представляется необходимым совершенствовать законодательные меры, направленные на стимулирование квалифицированных специалистов к работе в сельских образовательных организациях и в регионах с невысоким уровнем экономического развития. Формированию цифровой образовательной среды может способствовать непрерывное обновление профессиональных знаний путем дистанционных методов обучения. Однако для обучения этим методам и поддержания необходимой инфраструктуры требуются квалифицированные специалисты на местах и достаточный для поддержания цифровой инфраструктуры уровень финансирования. С активным внедрением информационных технологий возникает и новая проблема. Фокусирование внимания на новых технологиях может приводить к смещению приоритетов в образовательном процессе и снижению качества образования. Заключение Председатель Совета Федерации Федерального собрания РФ В.И. Матвиенко отметила: «Как бы хорошо ни была оснащена школа, сколько бы в ней ни было компьютеров, электронных досок и всего остального, главное в школе - это люди, ученик и учитель»[51]. Для успеха в воспитании, - писал известный советский педагог А.С. Макаренко, - воспитателю необходимо хорошо знать жизнь и особенности характера каждого воспитанника, его стремления, сомнения, слабости, достоинства. При этом не следует, указывал он, рассчитывать на эффективность бесед с воспитанниками, а следует помочь им целесообразно организовать их жизнь и деятельность[52]. Главной же «формулой успешного образования он называл: как можно больше требовать от человека и как можно больше с уважением относиться к нему[53]. Председатель Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калинин говорил: «Учитель работает над самой ответственной задачей - он формирует человека. Педагог - это инженер человеческих душ». Таким образом, не следует допускать чрезмерного усложнения образовательного процесса информационными технологиями. Необходимо обеспечить, чтобы они служили во благо, а не во вред образовательному процессу. На основании изложенного можно выделить следующие перспективные направления создания безопасной цифровой образовательной среды: - совершенствование правового регулирования административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства в области информационной безопасности детей; - внедрение дистанционных методов обучения на всех уровнях образования; - активизвация правового просвещения в сфере информационной безопасности детей в сети Интернет; - совершенствование требование к информационно-образовательной среде организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере образования, и другие. Подводя итоги, отметим, что правовой режим безопасной цифровой образовательной среды в России окончательно не сформирован. Впереди обширная законотворческая работа в рассмотренной сфере.
Об авторах
Людмила Николаевна Бокова
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: ludmila@bokova.top
Статс-секретарь - заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, соискатель кафедры компьютерного права и информационной безопасности Высшей школы государственного аудита
119991, г. Москва, Российская Федерация, Ленинские горы, д. 1, стр. 13Список литературы
- Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. M.: Юрид. Лит. 1989. 287 c
- Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. Учебник. 3-е издание, пересмотренное и дополненное // M.: Изд. Норма. 2008. 816 с
- Человек и инновации. Доклад Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации о человеческом развитии в Российской Федерации // Под редакцией С.Н. Бобылева, Л.М. Григорьева. Москва, ООО «4Т дизайн». 2018, available at: http://ac.gov.ru/files/publication/a/19663.pdf (Accessed 28 October 2019)
- Исаков В.Б. Проблемы теории юридических фактов: Дис…д-ра юрид. наук. Свердловск. 1985. 392 с
- Канянина Т.И., Круподерова Е.П., Степанова С.Ю. Интернет-проект: от идеи до реализации. Методическое пособие. Нижний Новгород. НИРО. 2017. 211 с
- Кручинина Г.А. Метод проектов в условиях информатизации образования. В сборнике: Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста. Межвузовский сборник научных трудов. Под ред. М.А. Вакулиной. Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова. Н. Новгород. 2003. С. 113-115
- Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Интернет-проект как средство мотивации обучающихся к получению образования в области IT // В мире научных открытий. 2015. Том 71. Выпуск 11.1. C. 604-608
- Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Интернет-сервисы для построения персональной цифровой среды современного учителя // Проблемы современного педагогического образования. Сборник научных трудов: Ялта: РИО ГПА, 2018. Вып. 61. Ч. 4. 2018. № 61-4. C. 176-179
- Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Организация внеурочной проектной деятельности обучающихся с помощью сетевых сервисов // Эксперимент и инновации в школе. 2016. № 3. С. 66-70
- Матузов Н.И., Малько А.В. Правовые режимы: вопросы теории и практики // Правоведение. 1996. № 1. C. 16-29
- Слепухин А.В. Использование персональной образовательной среды в процессе индивидуализации смешанного обучения студентов // Педагогическое образование в России. 2014. № 11. С. 195-205
- Степанова С.Ю. Составляющие успешности интернет-проекта // В сборнике: Современные образовательные Web-технологии в системе школьной и профессиональной подготовки сборник статей участников Международной научнопрактической конференции. 2017. С. 95-98