Рецензия на книгу: Stevenson J. Overseas Bases and US Strategy: Optimising America’s Military Footprint. Abingdon : Routledge, 2022. 140 p.

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

-

Полный текст

Одной из самых обсуждаемых внешнеполитических тем в США является глобальное военное развертывание. На сегодняшний день США обладают 750 военными базами, размещенными практически в каждом регионе мира[1]. Поддержание такого уровня глобального развертывания Вооруженных Сил (ВС) США вызывает серьезную дискуссию среди военных и политических экспертов, в результате чего все чаще звучат призывы о необходимости пересмотреть политику размещения военных баз за рубежом[2].

Среди исследований, посвященных данной теме, — работа Д. Стивенсона, главного редактора журнала Survival, издаваемого британским Международным институтом стратегических исследований. В книге автор фокусируется на двух составляющих размещения ВС США за рубежом: поиске компромисса между их уязвимостью и оперативностью, а также балансе между экономией финансовых средств в мирное время и увеличением операционных затрат на проецирование силы и боевое  развертывание в результате сокращения базирования за рубежом.

В рецензируемой работе автор придерживается мнения, что США в своей внешнеполитической деятельности должны больше внимания уделять дипломатическим инструментам, нежели чем военно-политическим, которые нужно использовать более сдержанно (Stevenson, 2022, p. 10). При этом он сразу дает понять, что присутствие ВС США в Республике Корея и Японии скорее не подлежит пересмотру, так как позволяет сдерживать КНР и КНДР (Stevenson, 2022, p. 10). В случае же с другими тремя регионами — Европой, Индо-Тихоокеанским регионом (ИТР)  и Ближним Востоком — потребность в масштабном присутствии (например, как в годы холодной войны) ВС США отсутствует, поскольку Вашингтон может использовать  более гибкие и значительные инструменты воздействия, например загоризонтные возможности (over-the-horizon capabilities), то есть использование сил ВВС США и крылатых ракет.

Монография состоит из шести глав, две из которых посвящены месту американских баз за рубежом в большой стратегии США, в трех следующих главах автор описывает, как оптимизировать военно-политическое присутствие США на Ближнем Востоке, в ИТР  и Европе. В последней главе автор подводит итоги своему исследованию.

Основная идея рецензируемой книги заключается в том, что Вашингтону необходимо пересмотреть свою политику в области базирования за рубежом по ряду причин,  среди которых главная — это научно-технический прогресс в области вооружений. Если ранее основной угрозой для американских баз являлась дальняя авиация и ракетно-ядерное оружие СССР, то после 1991 г. ситуация изменилась. В XXI в. ракетное вооружение появилось у большего количества  государств, в первую очередь у КНДР и Ирана, причем Пхеньян обладает и ядерным  оружием.

Здесь следует отметить, что автор выделяет основную проблему при размещении  баз — поиск компромисса между оперативным размещением боеготовых сил в конкретно взятом регионе и их уязвимостью для ударов со стороны потенциального противника. В своей аргументации он опирается на доклад RAND Corporation, подготовленный коллективом авторов под руководством Альберта Уолстеттера в 1954 г., где исследователи попытались ответить на вопрос о том, как экономически эффективно разместить базы Стратегического командования ВВС США (SAC)3. В докладе сделан вывод о том, что наступательные военные преимущества, обеспечиваемые базированием дальних бомбардировщиков SAC на передовых зарубежных базах — вблизи целей и в соответствии с политическим консенсусом времен холодной войны, — не перекрывают их высокую уязвимость к внезапному нападению со стороны СССР. Размещение стратегических бомбардировочных сил вдали от Советского Союза снизит оперативность первого удара США и уязвимость сил к упреждающему нападению и, следовательно, облегчит нанесение эффективного второго удара при гораздо меньших затратах. После выхода этого доклада бóльшая часть американских дальних бомбардировщиков была передислоцирована во  внутренние районы США. Таким образом, по мнению Д. Стивенсона, размещенные или переброшенные на базы силы могут быстрее и оперативнее реагировать на действия потенциального противника, но они также будут больше подвержены различным рискам, например внезапному военному нападению, институциональным слабостям и политической чувствительности принимающих правительств, а также могут стать привлекательной целью для террористических атак (Stevenson, 2022, p. 20).

Особый интерес представляют главы, посвященные региональному разрезу глобального развертывания США.

В главе, посвященной присутствию сил США на Ближнем Востоке, автор высказывает мысль, что в ближайшем будущем  Вашингтон и Тегеран вряд ли  придут к соглашению по вопросам ядерной программы  и в целом по вопросам безопасности в зоне Персидского залива (Stevenson, 2022, p. 54), поэтому США продолжат сохранять свое присутствие в регионе. Однако с учетом  роста глобальной конкуренции США необходимо сконцентрировать внимание на трех ключевых объектах — базе ВВС Эль-Удейд в Катаре, базе ВВС Аль-Дафра в ОАЭ и штаб-квартире 5-го флота США в Манаме,  Бахрейн. Остальные силы могли бы быть передислоцированы в США и заменены либо на ротационное размещение авианосных или экспедиционных ударных групп, либо на  базы меньшего размера, размещенные вне Персидского залива, например в Омане (порт Дукм) (Stevenson, 2022, pp. 60—68).

В контексте американо-китайского противостояния в ИТР Д. Стивенсон отмечает, что военные базы в регионе выполняют не только военную, но и политическую роль, являясь публичной демонстрацией силовых возможностей США и приверженности  Вашингтона своим союзным обязательствам (Stevenson, 2022, p. 80). При этом, учитывая первоочередную роль ВВС и ВМС США в регионе, что отражает особенности потенциального театра военных действий, именно здесь США могут сократить свое постоянное военное присутствие. Это связано с тем, что основными интересами Вашингтона в регионе являются поддержание режима свободы судоходства, содействие мировой торговле и защита региональных союзников, что, по мнению автора книги, не подразумевает необходимости установления американских зон контроля в ИТР (Stevenson, 2022, p. 71).

В случае с Европой ученый считает, что политика России в Восточной Европе отдалила возможное сокращение американских войск в этой части мира (Stevenson, 2022,  p. 83). При этом, признавая, что Североатлантический альянс располагает достаточными ресурсами, персоналом и техникой, Д. Стивенсон утверждает, что без активного американского присутствия в Европе НАТО может столкнуться с проблемой сдерживания России. Это косвенно подтверждается запуском в апреле 2014 г. операции «Атлантическая  решимость» (Atlantic Resolve)4, в рамках которой США размещают в Европе на ротационной основе (на 9 месяцев) бронетанковые, авиационные и логистические оперативные группы. Сюда же можно отнести и размещение с 2015 г. американского тяжелого вооружения в странах Восточной Европы,  получившее название European Activity Set5.  В итоге, как полагает Д. Стивенсон, США и странам НАТО необходимо усилить свое присутствие на восточном фланге за счет увеличения размещенных по ротации сил  и создания зоны A2/D2 (Stevenson, 2022,  pp. 90—92).

В заключение следует отметить, что рецензируемая монография оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, в исследовании представлен авторский взгляд на тему глобального военного развертывания США,  с другой — автор слабо раскрыл заявленную тему «оптимизации» военного присутствия США за рубежом, что хорошо видно по главе, посвященной Европе. Как представляется,  до тех пор пока внешняя политика США будет сохранять милитаризованный характер6, никакой оптимизации, а тем более кардинального сокращения военных баз США за рубежом не произойдет.

 

 

1 Vine D. Lists of US Military Bases Abroad, 1776–2021 // American University Digital Research Archive. July 4, 2021. URL: https://doi.org/10.17606/7em4-hb13 (accessed: 15.12.2023).

2 См.: Cohen R. S. Why Overseas Military Bases Continue to Make Sense for the United States // War on the Rocks.  January 14, 2021. URL: https://warontherocks.com/2021/01/why-overseas-military-bases-continue-to-make-sense-for-the-united-states/ (accessed: 15.12.2023).

3 Wohlstetter A.J., Hoffman F.S., Lutz R.J.,  Rowen H.S. R-266: Selection and Use of Strategic Air Bases (Report) // RAND Corporation. April 1954. URL: http://www.rand.org/pubs/reports/R0266.html (accessed: 15.12.2023).

4 Atlantic Resolve // U.S. Army Europe and Africa. URL: https://www.europeafrica.army.mil/AtlanticResolve/  (accessed: 15.12.2023).

5 Establishing Europe’s Army Pre-positioned Stocks // U.S. Army. URL: https://www.army.mil/article/192455/establishing_europes_army_pre_positioned_stocks  (accessed: 15.12.2023).

6 Quainton A.C.E. Militarization and Marginalization of American Diplomacy and Foreign Policy // American  Diplomacy. March 2018. URL: https://americandiplomacy. web.unc.edu/2018/03/militarization-and-marginalization-of-american-diplomacy-and-foreign-policy/ (accessed: 15.12.2023).

×

Об авторах

Максим Андреевич Никулин

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: nikulin-ma@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-0971-0987
SPIN-код: 3133-2404

кандидат исторических наук, старший преподаватель, кафедра теории и истории международных отношений

Москва, Российская Федерация

Список литературы

  1. Stevenson, J. (2022). Overseas bases and US strategy: Optimising America’s military footprint. Abingdon: Routledge

© Никулин М.А., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах