Рецензия на книгу: Быстрова И. В. Британский союзник: организация военно-экономических поставок в СССР в 1941-1945 гг. Москва : Весь мир, 2022. 576 с.

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

-

Полный текст

В отечественной историографии и в общественном восприятии программа ленд-лиза сама по себе и помощь Советскому Союзу в рамках этой программы сегодня в основном связывается только с США (Рыжков, 2020). Исключение составляют несколько работ  Г.А. Куманева в соавторстве с Л.М. Чузавковым (Куманев, Чузавков, 1987) и монография В.Н. и И.В. Красновых (2008), в которых  поставки из Великобритании выделяются  в отдельное направление ленд-лиза для СССР. Фигура премьер-министра Великобритании  У. Черчилля зачастую изображается исключительно в темных тонах, связанных с его  нежеланием открыть второй фронт в 1942 и 1943 гг. (Муравьева, 2004). На этом фоне огромное значение имеет рецензируемая монография И.В. Быстровой «Британский союзник: организация военно-экономических  поставок в СССР в 1941—1945 гг.», завершающая серию книг автора о помощи союзников Советскому Союзу в годы Великой Отечественной войны (Быстрова, 2011; 2019).

Весьма интересным и в высшей степени оправданным  представляется предложенный автором подход — рассмотрение организации поставок в СССР глазами главных идеологов британской программы помощи (самого  У. Черчилля и его ближайшего сподвижника У.М. Эйткена, лорда Бивербрука) и участников ее реализации. В книге приводятся статистические данные о поставках, дополненные личными документами У. Черчилля и Бивербрука, дневниками посла И.М. Майского,  перепиской С. Криппса и т. д.

В первой главе «Уинстон Черчилль  и помощь СССР» автор напоминает о том, что английская военная и экономическая миссии прибыли в Москву 27 июня 1941 г. — через  5 дней после начала войны, а первый, или, как его еще называют, «нулевой» конвой достиг Архангельска 31 августа 1941 г. При этом по количеству перевезенных единиц техники  он был едва ли не самым крупным за всю  историю поставок (Быстрова, 2022, с. 43, 498).

И.В. Быстрова справедливо отмечает, что важнейшим вкладом Великобритании  (и лично У. Черчилля) в успешную реализацию последующих поставок в Советский Союз стала совместная советско-британская оккупация Ирана (Быстрова, 2022, с. 44), благодаря которой появился так называемый «Персидский» маршрут поставок — пусть  самый долгий, но самый безопасный. Именно на него пришлись ключевые объемы грузов,  отправленных Великобританией, США и  Канадой в СССР.

Вторая глава «“Британский” протокол: Московская конференция по снабжению  1941 г.» повествует, в частности, о фигуре лорда Бивербрука, ставшего, по выражению  У. Черчилля, «поборником помощи России» (Быстрова, 2022, с. 176). Принципиально важно, что в отличие от США, готовых сражаться «до последнего русского солдата», британцы в самый критический для СССР период войны, с лета 1941 г. до 1942 г., постоянно поставляли Советскому Союзу вооружение в ущерб собственным военным интересам. Именно лорд Бивербрук отвечал за выполнение плана поставок в СССР в количествах, обещанных У. Черчиллем И.В. Сталину —  200 самолетов и 250 танков в месяц. Для Великобритании, уже истощенной войной, которую она два года вела практически в одиночку, выделить такое количество необходимой  ей техники было чрезвычайно сложно, однако британский премьер-министр был готов  не только на это, но и на передачу СССР существенной части танков, поставляемых американцами Великобритании по программе  ленд-лиза (Быстрова, 2022, с. 180). Таким образом, «поставки танков в Советский Союз должны были лишить британцев возможности удовлетворить их собственные минимальные потребности в танках, т. е. в этом виде вооружений их жертва была велика» (Быстрова, 2022, с. 181).

В третьей главе «На экономическом фронте“: А.И. Микоян И.В. Сталину и  В.М. Молотову о британских поставках  в СССР» приводится обширная статистика британских поставок в СССР на основе документов, содержащихся в фонде В.М. Молотова Архива внешней политики Российской Федерации. Особое внимание в этой главе уделяется проблеме морского тоннажа, которая зачастую стояла даже более остро, чем вопросы производства. Известно, например, что именно по этой причине порядка 75 % канадского экспорта в СССР в 1943 г. шло через американские порты (Минкова, 2021).

Важную роль в организации британских поставок в СССР сыграли посол СССР в Лондоне И.М. Майский, британский посол  в Советском Союзе С. Криппс и глава британской военной миссии в Москве М. Макфарлан. Их деятельности посвящена первая половина четвертой главы «На военно-дипломатическом фронте». Автор отмечает ключевой личный вклад И.М. Майского в урегулирование вопроса об изменении условий поставок — с кредита на безвозмездный ленд-лиз (Быстрова, 2022, с. 375). Немаловажными были и дипломатические усилия советского посла в деле смягчения напряженности, неоднократно возникавшей в советско-британских отношениях в 1941—1942 гг. из-за резких заявлений и высказываний лидеров обеих стран (Быстрова, 2022, с. 390). Следует признать, что  С. Криппсу и М. Макфарлану приходилось налаживать сотрудничество с советской  стороной в значительно более тяжелых и сложных условиях, чем И.М. Майскому.  Личная переписка и другие документы  М. Макфарлана, изученные И.В. Быстровой в британских архивах, позволяют увидеть эти сложности (отсутствие необходимой информации, затягивание решения важных вопросов и т. д.) его глазами.

Отдельное внимание в четвертой главе монографии уделено организации полярных конвоев, за проход которых полностью отвечала Великобритания. Значительные сложности, связанные с нежеланием советских  властей размещать британских моряков  в Мурманске и Архангельске и разрешить участие британских летчиков в операциях по  защите конвоев, служили предметом постоянных споров и взаимных претензий, замедлявших осуществление поставок (Быстрова, 2022,  с. 421—426).

В монографии И.В. Быстровой затрагиваются и другие интересные сюжеты, связанные с британским ленд-лизом для СССР, приводятся отрывки из воспоминаний, дневников  и писем задействованных в реализации  этой программы советских и британских  чиновников и военных. В заключении приводятся данные об объеме поставок за первые  2,5 года сотрудничества в рамках ленд-лиза:  в этот период СССР получил собственно  от Великобритании более 3800 танков и  4100 самолетов, а также других товаров и продовольствия на общую сумму 80 млн ф. ст. (Быстрова, 2022, с. 496). В Мурманске и  Архангельске до сих пор с благодарностью вспоминают пришедшую с британским конвоем муку, в феврале 1942 г. спасшую население этих городов от голодной смерти.

И.В. Быстрова не делает специального вывода о значимости британских поставок для боеспособности Красной Армии на первом этапе Великой Отечественной войны, однако проведенное ею исследование, собранный документальный материал и статистические данные позволяют читателю сделать такой вывод самостоятельно. Рецензируемая монография достойна самой высокой оценки российским научным сообществом, и ее несомненно следует включить в списки обязательной литературы по ряду исторических курсов в учебных заведениях нашей страны.

×

Об авторах

Кристина Владимировна Минкова

Санкт-Петербургский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: k.minkova@spbu.ru
ORCID iD: 0000-0001-5833-6808

кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры американских исследований

Санкт-Петербург, Российская Федерация

Список литературы

  1. Быстрова И. В. Британский союзник: организация военно-экономических поставок в СССР в 1941-1945 гг. Москва : Весь мир, 2022.
  2. Быстрова И. В. Ленд-лиз для СССР: экономика, техника, люди. Москва : Кучково поле, 2019.
  3. Быстрова И. В. Поцелуй через океан: «Большая тройка» в свете личных контактов (1941-1945 гг.). Москва : РОССПЭН, 2011.
  4. Краснов В. Н., Краснов И. В. Ленд-лиз для СССР, 1941-1945. Москва : Наука, 2008.
  5. Куманев Г. А., Чузавков Л. М. СССР и Англия: военно-экономическое сотрудничество в годы Второй мировой войны // Новая и новейшая история. 1987. № 2. С. 23-40.
  6. Минкова К. В. Участие Канады в помощи СССР по ленд-лизу // Ленд-лиз и арктические конвои: от регионального сотрудничества к глобальной коалиции : материалы международной научной конференции, посвященной 80-летию прихода в Архангельск первого союзного конвоя «Дервиш». Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2021. С. 148-163.
  7. Муравьева Л. А. Ленд-лиз и проблема российского долга // Финансы и кредит. 2004. № 7 (145). С. 67-76.
  8. Рыжков Н. И. Великая Отечественная: ленд-лиз: 2-е изд., доп. Москва : Экономическая газета, 2020.

© Минкова К.В., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах