Африканская континентальная интеграция - новый шаг на пути к многополярному миру

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Мировая экономика продолжает испытывать последствия мировой рецессии 2020 г., спровоцированной пандемией коронавируса, а также резких сдвигов, произошедших в системе международных отношений в 2022 г. в результате жестких санкций, введенных коллективным Западом против России. Последствия этих ограничений затронули многие страны мира. Африканские государства не стали исключением, испытав на себе серьезное негативное воздействие этих санкций в результате роста мировых цен на зерновые культуры, а также нефть, газ, минеральные удобрения, что вызвало снижение объемов их импорта, которое ощутили на себе в первую очередь наиболее социально уязвимые группы населения. Кроме того, регионом были утрачены достигнутые ранее успехи в повышении уровня жизни и решении социальных проблем. Сложившаяся ситуация вновь продемонстрировала странам Африки, что только совместные усилия позволят минимизировать нанесенный ущерб и способствовать восстановлению экономик. В этой связи более актуальными стали вопросы развития экономической интеграции: перехода с субрегионального на региональный (континентальный) уровень экономической интеграции, рассмотрению которого посвящено исследование. Африканская континентальная зона свободной торговли, самая многочисленная в мире по числу стран-участниц, была запущена 1 января 2021 г. Совокупный ВВП государств этого объединения, население которых составляет 1,3 млрд чел., оценивается в 3,4 трлн долл. США. Ожидается, что к 2050 г. он увеличится более чем вдвое. Важным элементом экономической интеграции на континенте является создание в январе 2018 г. Единого африканского рынка воздушного транспорта, а также наличие планов по введению единого паспорта, который обеспечит свободное передвижение африканцев по континенту. Таким образом, развитие континентальной интеграции служит для Африки крайне важным и необходимым инструментом усиления внутрирегиональных связей, повышения производительности труда и конкурентоспособности африканских товаров. Кроме того, продвижение интеграции способствует укреплению экономических и политических позиций Африки в мире, что объективно содействует движению к многополярному миру.

Полный текст

Введение

Интеграция — важный инструмент повышения темпов и качества развития Африки. Государства континента стремятся к сотрудничеству, понимая, что их совместно выработанные позиции по тому или иному вопросу будут иметь больший вес на мировой арене, что особенно актуально сейчас в условиях быстро меняющегося геополитического ландшафта. Этому посвящены многие работы, например, И.О. Абрамовой и Л.Л. Фитуни (Абрамова, Фитуни, 2018), С.Н. Волкова, Т.Л. Дейч (Волков, Дейч, 2020), Г.М. Костюниной (2020a; 2020b), Е.В. Морозенской (2019), Л.Л. Фитуни (2019), Б. Байерса и Л. Мияндази (Byiers & Miyandazi, 2021), В. Гаммадигбе (Gammadigbe, 2021), А. Гнангенона1, К. Готтшалка (Gottschalk, 2020), Ф. Мтембу и Ф. Корнегай2 и др.

Цель исследования — выявление главного вектора развития экономической интеграции  в Африке в условиях роста турбулентности мировой экономики. При этом за рамками  исследования из-за его формата остаются все другие сферы африканской интеграции: политическая, военная, социальная, культурная и др.

Основными задачами исследования является анализ развития африканской континентальной интеграции и вовлеченности в него отдельных стран континента, изучение правовой базы этого процесса, выявление преимуществ и угроз для участников тех или иных соглашений, оценка препятствий на пути панафриканского объединения и возможных путей их преодоления.

Методология исследования основана на использовании методов обобщения и сопоставления, применялся также системный аналитический подход, что позволило провести комплексный анализ и синтез изучаемых явлений. Были проанализированы научные публикации, посвященные африканской континентальной интеграции, экономическим последствиям воздействия пандемии коронавируса на Африканском континенте, аналитические материалы международных организаций. В частности, в работе были использованы отчеты Африканского союза (АС), Африканского банка развития, Экономической комиссии для Африки Организации Объединенных Наций об Индексе региональной  интеграции в Африке[3], Африканского союза о Едином африканском рынке воздушного транспорта[4] и об интеграции на континенте[5], а также Всемирного банка об Африканской континентальной зоне свободной торговли (The African Continental Free Trade Area…, 2020).

Обзор литературы

Интеграция на Африканском континенте рассматривается политиками и учеными как актуальная стратегия, которая позволит  странам добиться увеличения объемов внутрирегиональной торговли, ускорения экономического роста и включения африканских стран в глобальную экономическую систему (Gammadigbe, 2021, p. 4). Также она может быть рычагом ускорения структурной трансформации африканских стран за счет воздействия эффекта масштаба, повышения конкурентоспособности, более эффективной мобилизации ресурсов и развития региональных производственно-сбытовых цепочек. Результаты эконометрического анализа, проведенного В. Гаммадигбе (Gammadigbe, 2021,  p. 21), показали, что региональная интеграция ускоряет рост доходов в Африке и способствует сокращению уровня неравенства. В то же время выгоды от региональной интеграции распределяются неравномерно в пользу относительно развитых экономик континента.

Б. Байерс и Л. Мияндази (Byiers & Miyandazi, 2021, p. 1) указывают, что Африканский союз, несмотря на рост заинтересованности африканских стран в региональном сотрудничестве, сталкивается с проблемами в продвижении интеграции, так как интересы национальной политики в отдельных случаях негативно влияют на региональные процессы. Кроме того, непоследовательность принимаемых решений, рост числа африканских субрегиональных организаций с дублирующимся членством и отсутствие координации между ними отражают нынешний уровень конкурентоспособности политико-институциональной среды6.

По мнению П. Шипалана и А. О’Риордан (Shipalana & O’Riordan, 2020, p. 2), макроэкономическая устойчивость, особенно в Африке, требует от правительств африканских стран усилить меры денежно-кредитной и фискальной политики для разработки планов экономического восстановления по мере того, как пандемия будет взята под контроль.

Несомненно, на пути африканской интеграции возникает множество препятствий, среди которых прежде всего нестабильная политическая обстановка в некоторых африканских странах, военные конфликты и  активность террористических группировок, нищета, голод, дефицит чистой питьевой  воды, слабое развитие медицины, социальной сферы и т. п. Все эти проблемы особенно обострились во время пандемии коронавируса, которая «подкосила» экономику, обнажила все проблемы, особенно в здравоохранении и социальном обслуживании (Волков, Дейч, 2021; Фитуни, Абрамова, 2020; Hamouda, 2021). Однако стало еще более очевидно, что африканские страны смогут преодолеть ее последствия только совместными усилиями, что предполагает перенос акцента сотрудничества с субрегионального уровня интеграции на континентальный.

Африканская континентальная зона свободной торговли

Несомненно, важнейшим шагом в направлении упрочения африканского единства стал запуск 1 января 2021 г. Африканской континентальной зоны свободной  торговли (АфКЗСТ, The African Continental Free Trade Area, AfCFTA). Естественно,  до претворения в жизнь всех положений  протоколов к соглашению о создании  АфКЗСТ, многие из которых еще предстоит разработать, пройдет немало времени, однако сам факт того, что государства Африки приступили к реализации данного соглашения, говорит о широком геополитическом видении Африки. Важность данного события для  Африки отмечают многие исследователи: Е.В. Дробот и А.Л. Сапунцов (Дробот,  Сапунцов, 2021), М.В. Леденева и Т.А. Плаксунова (Леденева, Плаксунова, 2020),  О.В. Константинова (2020), Б. Байерс, Л. Мияндази (Byiers & Miyandazi, 2021), Ф. Мтембу и Ф. Корнегай7, А. Ван Ньюкерк8 и др.

Так, например, Ф. Мтембу и Ф. Корнегай9 считают, что повышение роли и эффективности АС и субрегиональных экономических сообществ должно быть в большей степени увязано с двусторонними обязательствами отдельных африканских стран, особенно крупных экономик континента, которые должны взять на себя бóльшую ответственность за организацию отношений Африки на глобальном уровне. К тому же реализация АфКЗСТ как одно из приоритетных направлений «Повестки дня 2063»[10] может придать импульс углублению африканской интеграции11.

Действительно, сейчас АфКЗСТ привлекает большое внимание африканских политиков и может стать стимулом к более тесному региональному сотрудничеству и интеграции. Об этом говорится в отчете Африканского центра экономических преобразований[12], где отмечается, что потенциал региональной интеграции может ускорить экономические преобразования в Африке. При этом подчеркивается важность роли политических лидеров и их приверженности идеям интеграции, ради которых они должны быть готовы уступить часть своих полномочий при проведении переговоров специализированным региональным органам[13].

В настоящее время в Африке с разной степенью успешности действуют восемь официально признанных АС субрегиональных интеграционных объединений[14], внесших в сложные 2021 г. и особенно 2020 г., когда в условиях коронавирусной пандемии многие страны континента объявляли локдауны и закрывали границы, существенный вклад в сохранение их прозрачности для африканских товаров при соблюдении установленных эпидемиологических требований.

Согласно африканскому индексу многомерной региональной интеграции (African Multidimensional Regional Integration Index, AMRII), общий средний балл процесса  интеграции на континенте достиг, согласно отчету за 2021 г., 0,62 (по шкале от 0 до 1)[15].  Результаты интеграции превысили средний уровень в торговле, свободном передвижении людей, политической и институциональной сфере, а также в области инфраструктуры. Итоги валютной, экологической, финансовой и социальной интеграции оказались ниже среднего уровня (рис. 1).

Что касается регионального аспекта интеграционного процесса в Африке (рис. 2),  то здесь результат выше среднего уровня: 0,62 балла, достигнутые в Экономическом сообществе государств Центральной Африки (ЭККАС), отмечались в Общем рынке  Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), Восточноафриканском сообществе (ВАС) и Экономическом сообществе стран Западной Африки (ЭКОВАС), а ниже среднего —  в Сообществе развития Юга Африки (САДК), Сообществе сахельско-сахарских государств (СЕН-САД), Межправительственной организации по развитию (ИГАД) и Союзе арабского Магриба (САМ)16.

Вместе с тем в последние годы африканские страны все больше усилий прилагали к развитию не субрегиональной, а континентальной интеграции. Именно такая амбициозная цель — создание единого для континента интеграционного объединения — была поставлена десять лет назад, в январе 2012 г.  в г. Аддис-Абебе (Эфиопия) на 18-й сессии Ассамблеи глав государств и правительств АС. Однако первый раунд переговоров с целью выработки соответствующего соглашения состоялся лишь в феврале 2016 г., а затем в течение двух лет было проведено еще восемь встреч, на которых удалось согласовать текст соглашения о создании АфКЗСТ. В итоге 9 марта 2018 г. министры торговли стран АС одобрили проект этого документа,  а 21 марта 2018 г. на 10-м внеочередном саммите АС в Кигали (Руанда) главы государств и правительств приняли решение о его создании. На тот момент 44 из 55 государств Африки подписали данное соглашение, которое вступило в силу 30 мая 2019 г. после его ратификации 22 странами континента (The African Continental Free Trade Area…, 2020, p. 11).


Рис. 1. Континентальная оценка составляющих индекса африканской интеграции в 2021 г.
Источник: African Integration Report: Putting Free Movement of Persons at the Centre of Continental Integration  2021 // African Union. 2021. P. 19. URL: https://knowledge-uclga.org/IMG/pdf/africanintegrationreport.pdf  (accessed: 10.09.2022).

Рис. 2. Распределение среднего балла индекса региональной интеграции по основным интеграционным объединениям Африки в 2021 г.
Источник: African Integration Report: Putting Free Movement of Persons at the Centre of Continental Integration  2021 // African Union. 2021. P. 18. URL: https://knowledge-uclga.org/IMG/pdf/africanintegrationreport.pdf  (accessed: 10.09.2022).

В настоящее время это соглашение по политическим причинам не подписано только Эритреей, еще 11 государств его пока не  ратифицировали или не депонировали.

Институциональная структура АфКЗСТ включает базирующийся в г. Аккре (Гана) Секретариат, отвечающий за созыв совещаний, мониторинг и оценку процесса интеграции, технические комитеты, Комитет старших должностных лиц, занимающийся разработкой программ и планов действий, Совет министров, принимающий решения по всем вопросам деятельности объединения, а также Ассамблею глав государств и правительств, высший орган, принимающий решения в рамках АС методом консенсуса[17].

Дорожная карта АфКЗСТ и трудности ее реализации

Практическая реализация этого соглашения должна была начаться 1 июля 2020 г., однако в связи с пандемией эта дата была перенесена на 1 января 2021 г., когда внешнеторговые операции на континенте начали регулироваться правилами АфКЗСТ. При этом следует подчеркнуть, что восемь субрегиональных интеграционных объединений в соответствии с положениями ст. 5 Соглашения о создании Африканской континентальной зоны свободной торговли не были распущены, а интегрированы в него в качестве его «строительных блоков»[18].

Обслуживание внешнеэкономических операций в рамках этого объединения осуществляется через Панафриканскую систему платежей и расчетов (ПАСПР, Pan-African Payment & Settlement System, PAPSS), которая обеспечивает эффективное и безопасное трансграничное перемещение денежных средств при купле-продаже товаров и услуг,  а также осуществление переводов, выплату заработной платы, операции с акциями или другими финансовыми инструментами, что позволяет минимизировать риски и способствует финансовой интеграции на континенте. ПАСПР действует в сотрудничестве с центральными банками стран Африки, предоставляя платежные и расчетные услуги всем участникам внешнеэкономической деятельности[19].

К другим действующим инструментам АфКЗСТ относится Африканская торговая обсерватория — портал торговой информации об экспортерах и импортерах в странах-членах, экспортных возможностях и импортных потребностях, внешнеторговой статистике[20], а также запущенная 13 января 2021 г.  онлайн-платформа, разработанная совместно с Конференцией Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД), для мониторинга, отчетности и устранения нетарифных барьеров[21]. Именно они, а не таможенные тарифы, по мнению экспертов ЮНКТАД, являются основными препятствиями на пути развития торговли между африканскими странами.

Что касается отмены тарифных ограничений, то страны — члены АфКЗСТ, не входящие в число наименее развитых стран (НРС), приняли на себя обязательство по линейной либерализации 90 % тарифных позиций в течение 5 лет (до конца 2025 г.),  а НРС — в течение 10 лет. Процент чувствительных товаров не должен превышать 7 % от общего числа тарифных позиций, подлежащих согласованию, а их устранение начнется с 2026 г. Страны, не относящиеся к НРС, должны либерализовать тарифы на свою чувствительную продукцию в течение 10 лет,  а НРС — в течение 13 лет. Список исключений, который подлежит согласованию и пересмотру каждые 5 лет, не должен превышать 3 % от общего числа тарифных позиций, причем по стоимости эти товары должны составлять не более 10 % всего внутриафриканского  импорта[22].

Таким образом, процесс создания континентальной зоны свободной торговли, которую в дальнейшем планируется трансформировать в таможенный союз, находится пока на начальном этапе. Дорожная карта разработки его нормативных документов первоначально была разбита на три этапа, однако  затем было принято решение принять их  в два этапа.

На первом из них были подготовлены тексты четырех протоколов: о торговле товарами, торговле услугами, правилах и процедурах урегулирования споров и таможне и упрощении процедур торговли. На втором этапе переговоров предполагается принятие протоколов об инвестициях, правах интеллектуальной собственности, а также о политике в области конкуренции, обсуждение которых началось в 2021 г., об электронной торговле (для его подготовки в мае 2021 г. был создан специальный комитет), а также о женщинах и молодежи в торговле, работа над которым еще не началась[23].

Существенные сложности при разработке документов АфКЗСТ объясняются как ограничениями, связанными с пандемией, так и большой численностью стран-членов, экономические интересы которых значительно разнятся, а также тем, что преимущества и выгоды от интеграционного процесса распределяются весьма неравномерно по различным секторам экономики и странам. Так, наибольший выигрыш от нее, по оценкам экспертов  Всемирного банка (ВБ), в размере 14 %  реального дохода получат Кот-д’Ивуар  и Зимбабве, а минимальный — в 2 % прироста реального дохода — Мадагаскар, Малави  и Мозамбик (The African Continental Free Trade Area…, 2020, p. 3).

В целом же, по мнению экспертов, к 2035 г. реализация АфКЗСТ поможет вывести 30 млн чел. из крайней и 68 млн чел. — из относительной бедности. Прирост реальных доходов при условии полного выполнения соглашения может составить 7 %, что соответствует 450 млрд долл. США. АфКЗСТ позволит значительно увеличить объемы торговли в Африке, особенно внутрирегиональные поставки продукции обрабатывающей промышленности. К 2035 г. общий объем экспорта может увеличиться почти на 29 %. Внутриконтинентальный экспорт увеличится более чем на 81 %, а экспорт за пределы континента — на 19 %, что создаст новые возможности для африканских производителей (The African Continental Free Trade Area…, 2020, p. ix).

Все это станет возможно благодаря снижению тарифов, которые во многих африканских странах достаточно высоки, и снижению торговых издержек за счет устранения нетарифных барьеров и улучшения инфраструктуры на границах (используя меры по упрощению процедур торговли). Это позволит  сократить объем бюрократических процедур, снизить затраты на соблюдение нормативных требований, упростить интеграцию предприятий Африки в глобальные цепочки поставок.

Внутриафриканская торговля станет  более свободной, что будет способствовать сокращению гендерного разрыва в заработной плате, приведет к ее увеличению почти на 10 % для женщин и неквалифицированных рабочих, увеличит возможности получения достойной работы, а растущий производственный сектор предоставит новые вакансии, особенно для женщин (The African Continental Free Trade Area…, 2020, p. ix).

Вместе с тем следует иметь в виду, что по уровню развития интеграционного процесса Африканский континент существенно отстает от других регионов мира. Так, в соответствии со статистическими данными международной торговли (Trade Map), в 2020 г. доля импорта товаров из африканских стран в общеконтинентальном импорте составляла всего 11,5 %, тогда как в Америке (Северной и Южной) — 37,0 %, Азии — 62,9 %,  а в Европе — 64,9 %[24].

Свободное передвижение  африканцев по континенту

Процессы панафриканской интеграции, происходившие на континенте в последние годы, не ограничивались лишь учреждением АфКЗСТ. Создание Единого африканского рынка воздушного транспорта (ЕАРВТ, Single African Air Transport Market, SAATM) также является одним из ключевых проектов  «Повестки дня 2063» Африканского союза. Африка, занимающая более 20 % мировой суши, предоставляет большие возможности для развития воздушного транспорта, особенно принимая во внимание недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры: автомобильной, железнодорожной, морской и речной. Авиация в условиях Африки играет важную роль в обеспечении транспортной связанности континента, способствует его социальной, экономической  и политической интеграции, стимулирует внутриафриканскую торговлю, привлекает инвестиции и туристов.

Начало созданию ЕАРВТ было положено в далеком 1988 г., когда министры гражданской авиации 40 африканских стран утвердили «Декларацию Ямусукро о новой политике в области воздушного транспорта в Африке», которая предусматривала постепенную либерализацию авиаперевозок. Принятое спустя 11 лет, в 1999 г., решение Ямусукро обязало 44 подписавших его государства либерализовать национальное регулирование воздушных перевозок и способствовать развитию трансконтинентальной конкуренции. Это решение ослабило ограничения для доступа африканских авиаперевозчиков на рынки других стран континента.

Официально ЕАРВТ был запущен  в январе 2018 г.[25] На конец 2021 г. в нем участвовали 34 страны, на которые приходилось около 89 % авиационного рынка Африки[26]. Авторы исследования, проведенного Международной ассоциацией воздушного транспорта, приветствовавшей создание ЕАРВТ, пришли к выводу, что даже если бы только 12 ключевых африканских стран  либерализовали свои рынки воздушного транспорта, то это позволило бы создать в них дополнительно 155 тыс. рабочих мест и увеличить ВВП на 1,3 млрд долл. США[27].

В то же время отметим, что число африканских участников этого соглашения увеличивается довольно медленно и ряд стран высказывают опасения в отношении монополизации перевозок крупными авиакомпаниями. Кроме того, до сих пор не имплементированы ключевые элементы ЕАРВТ, такие как независимая функция надзора за спорами, единые правила конкуренции и защита прав потребителей. Также не существует согласованного режима налогообложения и аэропортовых сборов[28].

Наряду с «открытым» небом заметным инструментом панафриканской интеграции должен был стать единый паспорт и свободное передвижение африканцев по континенту, которые также были включены в качестве ключевых проектов в «Повестку дня 2063»[29].

Подробно вопросы свободного передвижения на континенте рассмотрены в статье А. Хирша (Hirsch, 2021) в контексте запуска АфКЗСТ, поскольку эти процессы тесно взаимосвязаны. Автор указывает на наличие трудностей для ратификации протокола из-за опасений по поводу усиления негативного влияния миграции на экономику и условий безопасности в странах континента (Hirsch, 2021, p. 3).

В среднем Африканский континент по сравнению с другими демонстрирует умеренные показатели свободного передвижения людей. При этом они существенно разнятся в отдельных субрегиональных интеграционных объединениях, что отражает различия в них в отношении этого вопроса[30].

Очевидно, что имплементация договоренностей о едином паспорте, создании ЕАРВТ и АфКЗСТ потребует значительного времени и усилий африканских лидеров. В то же время сама идея строительства «интегрированного континента, политически объединенного и основанного на идеалах панафриканизма»[31], как формулирует «Повестка дня 2063» Африканского союза, разделяется ими, активно транслируется в местных СМИ и находит отражение в широком участии африканских стран в различных общих мероприятиях: форумах, выставках, ярмарках, фестивалях, конференциях, соревнованиях.

В 2019 г. главы государств и правительств АС объявили 7 июля Днем африканской интеграции[32], чтобы ежегодно отмечать ее достижения в масштабах всего континента,  а также обсуждать возможные решения стоящих на этом пути проблем. Центральным  событием в рамках празднования Дня африканской интеграции является Форум, ежегодно собирающий широкий круг участников.

Заключение

Новый этап развития интеграции в  Африке — панафриканский — крайне важный и необходимый инструмент создания экономически и политически более сильной Африки. Это понимание способствует реализации многих направлений «Повестки дня 2063» Африканского союза, таких как  континентальная и региональная интеграция,  инклюзивное социально-экономическое развитие, демократическое управление, мир  и безопасность, что позволит Африке усилить свое влияние на международной арене.

Вместе с тем с укреплением позиций Африки объективно усиливается тенденция к созданию многополярного мира, которая противостоит гегемонистским попыткам коллективного Запада сохранить свое доминирование. Реализация АфКЗСТ поможет вывести 30 млн человек из крайней бедности, повысит доходы населения, значительно увеличит объемы торговли в Африке, создаст новые возможности для африканских производителей, поможет справиться с экономическими потрясениями последних лет и будет способствовать упрочению позиции континента как одного из важнейших акторов мировой экономики.

 

1 Gnanguênon A. Mapping African regional cooperation: How to navigate Africa’s institutional landscape // European Council on Foreign Relations. 2020.  URL: https://www.jstor.org/stable/pdf/resrep27727.pdf? ab_segments=0%252Fbasic_search_gsv2%252Fcontrol& refreqid=excelsior%3Ae8811ca82ef4235cb4b4546b851de8d2 (accessed: 02.12.2021).

2 Mthembu Ph., Kornegay F. Africa and the world: Navigating shifting geopolitics // Institute for Global Dialogue Global Insight. 2020. No. 135. URL: https://www.africaportal.org/publications/africa-and-world-navigating-shifting-geopolitics/ (accessed: 29.11.2021).

3 Africa. Regional Integration Index. Report 2019 // African Union, African Development Bank Group, Economic commission for Africa United Nations.  2020. URL: https://arii.uneca.org/Reports/en_ARII-Report 2019.pdf (accessed: 29.11.2021).

4 The SAATM Handbook // IATA. URL: https://www.iata.org/contentassets/44c1166a6e10411a982b2624047e118c/saatm-handbook.pdf (accessed: 11.11.2021).

5 African Integration Report: Putting Free Movement of Persons at the Centre of Continental Integration 2021 // African Union. 2021. URL: https://knowledge-uclga.org/ IMG/pdf/africanintegrationreport.pdf (accessed: 10.09.2022).

6 Gnanguênon A. Mapping African regional cooperation: How to navigate Africa’s institutional landscape // European Council on Foreign Relations. 2020. P. 3. URL: https://www.jstor.org/stable/pdf/resrep27727. pdf?ab_segments=0%252Fbasic_search_gsv2%252Fcontrol&refreqid=excelsior%3Ae8811ca82ef4235cb4b4546b851de8d2 (accessed: 02.12.2021).

7 Mthembu Ph., Kornegay F. Africa and the world: Navigating shifting geopolitics // Institute for Global Dialogue Global Insight. 2020. No. 135. URL: https://www.africaportal.org/publications/africa-and-world-navigating-shifting-geopolitics/ (accessed: 29.11.2021).

8 Van Nieuwkerk A. COVID-19 and Regional integration in Southern Africa: South Africa’s moment of truth // South African Institute of International Affairs Policy Briefing. 2020. No. 202. P. 1—12. URL: https://saiia.org.za/wp-content/uploads/2020/08/Policy-Briefing-202-van-Nieuwkerk.pdf (accessed: 29.11.2021).

9 Mthembu Ph., Kornegay F. Africa and the world: Navigating shifting geopolitics // Institute for Global Dialogue Global Insight. 2020. No. 135. P. 2. URL: https://www.africaportal.org/publications/africa-and-world-navigating-shifting-geopolitics/ (accessed: 29.11.2021).

10 Agenda 2063: The Africa We Want // African Union. URL: https://au.int/en/agenda2063/overview (accessed: 15.09.2022).

11 Mthembu Ph., Kornegay F. Africa and the world: Navigating shifting geopolitics // Institute for Global Dialogue Global Insight. 2020. No. 135. P. 4. URL: https://www.africaportal.org/publications/africa-and-world-navigating-shifting-geopolitics/ (accessed: 29.11.2021).

12 Integrating to Transform: African Transformation Report 2021 // African Center for Economic Transformation. 2021. URL: https://acetforafrica.org/ research-and-analysis/reports-studies/atr/african-transformation-report-2021/ (accessed: 29.11.2021).

13 Ibid. P. 168.

14 В их числе Восточноафриканское сообщество (ВАС), Межправительственная организация по развитию (ИГАД), Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), Сообщество сахельско-сахарских государств (СЕН-САД), Сообщество развития Юга Африки (САДК), Союз арабского Магриба (САМ), Экономическое сообщество государств Центральной Африки (ЭККАС) и Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС).

15 African Integration Report: Putting Free Movement of Persons at the Centre of Continental Integration 2021 // African Union. 2021. P. 18. URL: https://knowledge-uclga.org/IMG/pdf/africanintegrationreport.pdf (accessed: 10.09.2022).

16 Ibid.

17 The African Continental Free Trade Area // African Union. URL: https://au.int/en/african-continental-free-trade-area (accessed: 08.11.2021).

18 Agreement Establishing the African Continental Free Trade Area // African Union. URL: https://au.int/en/ treaties/agreement-establishing-african-continental-free-trade-area (accessed: 10.11.2021).

19 Connecting Payments. Accelerating Africa’s Trade // Pan-African Payment & Settlement System. URL: https://papss.com/ (accessed: 10.11.2021).

20 African Trade Observatory // African Union. URL: https://ato.africa/en (accessed: 10.11.2021).

21 Online tool to remove trade barriers in Africa  goes live // UNCTAD. January 17, 2020. URL: https://unctad.org/news/online-tool-remove-trade-barriers-africa-goes-live (accessed: 10.11.2021).

22 Agreement Establishing the African Continental Free Trade Area // African Union. URL: https://au.int/en/ treaties/agreement-establishing-african-continental-free-trade-area (accessed: 10.11.2021).

23 Women and Youth in Trade // AfCFTA. URL: https://au-afcfta.org/trade-areas/women-in-trade/ (accessed: 22.10.2022).

24 Trade Map // International Trade Centre. URL: https://www.trademap.org/Index.aspx (accessed: 09.11.2021).

25 The SAATM Handbook // IATA. P. 1. URL: https://www.iata.org/contentassets/44c1166a6e10411a982b2624047e118c/saatm-handbook.pdf (accessed: 11.11.2021).

26 Taking Stock, Charting the Future. African Union Commission end of Term Report 2017—2021 // African Union. 2021. P. 16. URL: https://au.int/sites/default/files/ documents/40232-doc-au_end_of_term_report_e.pdf (accessed: 12.11.2021).

27 The SAATM Handbook // IATA. P. 1. URL: https://www.iata.org/contentassets/44c1166a6e10411a982b2624047e118c/saatm-handbook.pdf (accessed: 11.11.2021).

28 Under African skies — The liberalization of civil aviation in Africa // JD Supra. August 12, 2019. URL: https://www.jdsupra.com/legalnews/under-african-skies-the-liberalisation-80298/ (accessed: 11.11.2021).

29 Agenda 2063: The Africa We Want // African Union. URL: https://au.int/en/agenda2063/overview (accessed: 15.09.2022).

30 Africa. Regional Integration Index. Report 2019 // African Union, African Development Bank Group, Economic commission for Africa United Nations. 2020.  P. 10. URL: https://arii.uneca.org/Reports/en_ARII-Report 2019.pdf (accessed: 29.11.2021).

31 Agenda 2063: The Africa We Want // African Union. URL: https://au.int/en/agenda2063/overview (accessed: 15.09.2022).

32 African Integration Day 2021: “The Role of Continental Integration in Accelerating African Economic Recovery from the COVID-19 Pandemic” // African Union. July 7—9, 2021. URL: https://au.int/en/africa-integration-day-2021 (accessed: 22.01.2022).

×

Об авторах

Сергей Николаевич Волков

Институт Африки РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: snvolkov@list.ru
ORCID iD: 0000-0002-6152-1091

кандидат экономических наук, заведующий Центром изучения российско-африканских отношений и внешней политики стран

Москва, Российская Федерация

Ольга Владимировна Константинова

Институт Африки РАН

Email: ryabina111@ya.ru
ORCID iD: 0000-0002-3163-4925

кандидат экономических наук, научный сотрудник Центра изучения российско-африканских отношений и внешней политики стран Африки

Москва, Российская Федерация

Список литературы

  1. Абрамова И. О., Фитуни Л. Л. Африканский сегмент многополярного мира: динамика геостратегической значимости // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62, № 12. С. 5—14. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2018-62-12-5-14
  2. Волков С. Н., Дейч Т. Л. Африка в формирующейся модели мироустройства // Азия и Африка сегодня. 2020. № 7. С. 73—77. https://doi.org/10.31857/S032150750010106-8
  3. Волков С. Н., Дейч Т. Л. Участие БРИКС в преодолении коронавирусного кризиса в Африке // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2021. № 3. С. 204—215. https://doi.org/10.31857/S086919080014841-2
  4. Дробот Е. В., Сапунцов А. Л. Африканская континентальная зона свободной торговли в зеркале международной экономической интеграции: Quo Vadis? // Экономические отношения. 2021. Т. 11, № 2. С. 355—376. https://doi.org/10.18334/eo.11.2.112139
  5. Константинова О. В. Интеграционные процессы на Африканском континенте // Африка в условиях формирования полицентричного мира / отв. ред. С. Н. Волков, Т. Л. Дейч, С. В. Ненашев. Москва : Институт Африки РАН, 2020. С. 282—288.
  6. Костюнина Г. М. Направления и результаты формирования Африканской континентальной зоны свободной торговли // Российский внешнеэкономический вестник. 2020a. № 4. С. 33—47.
  7. Костюнина Г. М. Регионализм в современной мировой экономике: эволюция и основные тенденции // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2020b. Т. 20, № 2. С. 303—317. https://doi.org/10.22363/2313-0660-2020-20-2-303-317
  8. Леденева М. В., Плаксунова Т. А. Экономический рост и перспективы экономического развития стран Африки южнее Сахары // Теоретическая и прикладная экономика. 2020. № 2. С. 129—139. https://doi.org/10.25136/2409-8647.2020.2.32732
  9. Морозенская Е. В. «Новый регионализм» в Африке: форма приспособления к глобализации или попытка противодействия современному неоколониализму? // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2019. Т. 12, № 4. С. 209—227. https://doi.org/10.23932/2542-0240-2019-12-4-209-227
  10. Фитуни Л. Л. На пути к новой биполярности: геоэкономика и геополитика противостояния в Африке // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2019. Т. 12, № 3. С. 6—29. https://doi.org/10.23932/2542-0240-2019-12-3-6-29
  11. Фитуни Л. Л., Абрамова И. О. Развивающиеся страны в политической экономии посткоронавирусного мира // Мировая экономика и международные отношения. 2020. Т. 64, № 9. С. 5—14. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2020-64-9-5-14
  12. Byiers B., Miyandazi L. Balancing Power and Consensus: Opportunities and Challenges for Increased African Integration // Istituto Affari Internazionali Papers. 2021. No. 09. P. 1—33. URL: https://www.iai.it/sites/default/files/iaip2109.pdf (accessed: 29.11.2021).
  13. Gammadigbe V. Is Regional Trade Integration a Growth and Convergence Engine in Africa? // IMF Working Paper. 2021. No. 19. P. 1—39. URL: https://www.imf.org/en/Publications/WP/Issues/2021/01/29/Is-Regional-Trade-Integration-a-Growth-and-Convergence-Engine-in-Africa-50040 (accessed: 29.11.2021).
  14. Gottschalk K. African Peacekeeping and African Integration: Current Challenges // Vestnik RUDN. International Relations. 2020. Vol. 20, no. 4. P. 678—686. https://doi.org/10.22363/2313-0660-2020-20-4-678-686
  15. Hamouda S. South — South and Triangular Cooperation in the Face of COVID-19: A Quest for Resilience in Africa // Institute for Global Dialogue Occasional Paper. 2021. No. 85. P. 1—21. URL: https://www.africaportal.org/publications/aprm-working-paper-south-south-and-triangular-cooperation-face-covid-19-quest-resilience-africa/ (accessed: 02.12.2021).
  16. Hirsch A. A Strategic Consideration of the African Union Free Movement of Persons Protocol and Other Initiatives towards the Freer Movement of People in Africa // South African Institute of International Affairs Working Paper. 2021. P. 1—27. URL: https://saiia.org.za/wp-content/uploads/2021/01/WP_A-Hirsch_Regularising-migration-in-Africa_20210122-002.pdf (accessed: 29.11.2021).
  17. Shipalana P., O’Riordan A. Impact of Covid-19 on Financial Stability in Africa // South African Institute of International Affairs Occasional Paper. 2020. No. 311. P. 1—33. URL: https://saiia.org.za/wp-content/uploads/2020/11/Occasional-Paper-311-oriordan-shipalana.pdf (accessed: 02.12.2021).
  18. The African Continental Free Trade Area: Economic and Distributional Effects. Washington, D.C. : World Bank, 2020.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. Рис. 1. Континентальная оценка составляющих индекса африканской интеграции в 2021 г.

Скачать (102KB)
2. Рис. 2. Распределение среднего балла индекса региональной интеграции по основным интеграционным объединениям Африки в 2021 г.

Скачать (111KB)

© Волков С.Н., Константинова О.В., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах