Рецензия на книгу: The New Regional Order in the Middle East: Changes and Challenges / Ed. by S. Bazoobandi. London, New York: Palgrave Macmillan, 2020. 141 p.

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

-

Полный текст

В последние десятилетия регион Ближнего Востока и Северной Африки стал свидетелем ряда драматических событий, следствием которых явились серьезные изменения в региональных международных отношениях. В данном контексте рецензируемая монография, исследующая ключевые факторы баланса сил в регионе, представляет особый интерес.

Труд под редакцией Сары Базубанди состоит из шести глав, каждая из которых включает несколько параграфов.

Первая глава (The Middle East and North Africa, Socio-economic Challenges) посвящена рассмотрению социальных и экономических проблем, стоящих перед странами региона. Отмечается, что глобализация способствовала ослаблению влияния навязанных правительствами идеологий, поэтому желание защитить права человека и личные свободы теперь стало неотъемлемой частью идентичности людей (The New Regional Order…, 2020, р. 2). По мнению С. Базубанди, общественные институты, бюрократическая структура, культурные ценности и развитие человеческого капитала, необходимые для социальных преобразований в регионе, не были в состоянии способствовать социальной мобильности (The New Regional Order…, 2020, р. 5).

Позиция Запада в отношении региональных конфликтов и кризисов и по проблеме перемещенных лиц нанесла серьезный ущерб репутации западных держав. Это предоставило новые возможности для других глобальных акторов, прежде всего России и Китая, получить большее влияние на формирование будущего региона (The New Regional Order…, 2020, р. 8). Подчеркивается, что ни Иран, ни одна из стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) не достигли поставленных целей экономической диверсификации (The New Regional Order…, 2020, р. 12). В главе также рассматриваются причины кризиса управления в регионе. Автор приходит к выводу, что социально-экономические проблемы, с которыми сегодня сталкивается регион Ближнего Востока и Северной Африки, проистекают из несостоятельности старой социальной и политической структуры (The New Regional Order…, 2020, р. 22).

Во второй главе (GCC Oil Wealth: The Power and the People) рассматриваются проблемы, связанные с управлением нефтяным богатством в странах ССАГПЗ. Отмечается, что доходы от нефти способствовали экономическому росту и развитию стран региона, а также помогли правящим кланам установить и сохранять свою власть. Местные элиты смогли разработать достаточно эффективную систему управления, в которой их авторитет подкреплялся финансированием за счет прибыли от энергоресурсов экономического развития и социальной сферы (The New Regional Order…, 2020, р. 30).

Низкие цены на нефть на мировых рынках вызвали дебаты в обществе по поводу устойчивости моделей экономического роста, основанных на нефти, и их влияния на социальную обеспеченность в странах региона. Правящие элиты приобрели политическую легитимность благодаря крупномасштабному распределению ресурсов между различными группами общества (The New Regional Order…, 2020, р. 31). Показано, что усилия, направленные на сокращение зависимости от нефти путем диверсификации экономики и проведения структурных реформ, привели к перепрофилированию активов, которые традиционно управлялись через суверенные фонды благосостояния, на удовлетворение внутренних и региональных потребностей (The New Regional Order…, 2020, р. 33).

В третьей главе (The Realignment of Regional Politics and the Future of the Gulf Cooperation Council) исследуются факторы, способствовавшие более тесному сотрудничеству между шестью аравийскими монархиями в регионе Персидского залива после 1981 г. Вместе с тем существует несколько ключевых причин, объясняющих неспособность Совета сотрудничества стран Залива продвинуться вперед по вопросам, которые выходят за рамки технократического сотрудничества и проблем безопасности. Основное противоречие лежит в дисбалансе сил между Саудовской Аравией и ее относительно небольшими по территории пятью соседями — партнерами по ССАГПЗ (The New Regional Order…, 2020, р. 54).

Автор главы К. Ульрихсен анализирует факторы, которые усложняли, подрывали, а в некоторых случаях сдерживали субрегиональное сотрудничество. Шок от начавшейся в 2011 г. «арабской весны» не только углубил эти трещины, но и изменил общее восприятие угроз, которое, по крайней мере, составило консенсусную основу для регионального подхода к проблеме безопасности. Две итерации катарского спора и блокада Дохи, начавшаяся в 2017 г., разрушили сохранявшиеся иллюзии относительно общего восприятия угроз безопасности в Персидском заливе (The New Regional Order…, 2020, р. 61).

Глава завершается выводом о росте многополярности региональных структур безопасности, которые на протяжении десятилетий были прерогативой сначала Британии, а затем США как внешних гарантов стабильности (The New Regional Order…, 2020, р. 64).

В четвертой главе (Iran Nuclear Programme: A Brief History) дается обзор истории ядерных амбиций Ирана, анализируется Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) и его последствия на национальном, региональном и международном уровнях. Ядерная программа была возобновлена Исламской Республикой после окончания ирано-иракской войны, при этом не было доказано, что ядерная программа Ирана имеет активный военный компонент (The New Regional Order…, 2020, р. 73). Также рассматриваются последствия ядерной сделки с Ираном и выхода из нее США. Достигнутое соглашение по «иранскому досье» считалось одним из самых успешных примеров решения проблемы глобальной безопасности с помощью дипломатии (The New Regional Order…, 2020, р. 77). Однако односторонний выход администрации Д. Трампа из СВПД возродил неопределенность в отношении будущего ирано-американских отношений.

В пятой главе (The Role of External Powers: Global Actors) анализируются факторы, приведшие к изменению международного порядка в Персидском заливе и положившие начало ослаблению там позиций США. Наметилось усиление конкуренции между Россией и Китаем за влияние в субрегионе. С президентства Б. Обамы (2009—2017 гг.) США дали понять, что они более не намерены единолично обеспечивать региональную безопасность, и тем самым оставили вакуум. В главе подчеркиваются различия в подходах президентов Б. Обамы и Д. Трампа, оценивается возможный уход США из региона Персидского залива и реакция на это России и Китая. Это изменение является скорее симптомом структурного сдвига в балансе мировых сил, чем выражением позиции президентов Б. Обамы и Д. Трампа (The New Regional Order…, 2020, р. 96). Автора интересует вопрос, приведут ли более тесные экономические связи с Китаем, продвигаемые через инициативу «Один пояс, один путь» (ОПОП), к усилению его роли в регионе в политико-дипломатической и военной областях. Учитывая, что уход США, каким бы медленным и постепенным он ни был, носит структурный, а не циклический характер, Китай будет вынужден взять на себя ответственность за региональную безопасность (The New Regional Order…, 2020, р. 111).

Шестая глава (The Role of External Powers: Regional Actors) содержит анализ влияния политики России, Индии, Турции и Бразилии на формирование и изменение политического и экономического ландшафта на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Указывается, что Россия смогла воспользоваться неактивностью Б. Обамы в регионе (The New Regional Order…, 2020, р. 121), активизировав свое участие и тем самым став незаменимой внешней силой не только для своего традиционного союзника — Сирии, но и, что более важно, для стран Персидского залива, особенно Саудовской Аравии и Катара. В отношениях между Россией и арабскими государствами Персидского залива наметилась четкая закономерность: независимо от их прошлых разногласий они признают возможность работать вместе в различных сферах — дипломатической, политической, военной, финансово-экономической (The New Regional Order…, 2020, р. 125). Представлен анализ стратегических шагов Индии по укреплению отношений с ОАЭ и Саудовской Аравией. Показано, что в ответ на эти стратегии такие страны, как Турция и Бразилия, более тесно сотрудничают с Катаром, который с июля 2017 г. находится в блокаде со стороны своих арабских соседей.

Таким образом, рецензируемая монография представляет собой полноценное исследование актуальных проблем, связанных с процессом трансформации ближневосточного порядка, и может быть рекомендована специалистам, которые занимаются изучением международных отношений в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.

×

Об авторах

Аммар Мухсен Бребдани

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: ammarbre1@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-0808-7521

аспирант кафедры теории и истории международных отношений

Москва, Российская Федерация

Шахад Риссан Крабуит Аль-Махмадава

Российский университет дружбы народов

Email: shahadrissan@yahoo.com
ORCID iD: 0000-0001-6185-9685

аспирантка кафедры теории и истории международных отношений

Москва, Российская Федерация

Список литературы

  1. The New Regional Order in the Middle East: Changes and Challenges / Ed. by S. Bazoobandi. London, New York: Palgrave Macmillan, 2020.

© Бребдани А.М., Аль-Махмадава Ш.Р., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах