Особенности культурной дипломатии Италии на современном этапе
- Авторы: Бокерия С.А.1, Данилов В.В.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 19, № 4 (2019): Исламский фактор в мировой политике
- Страницы: 643-653
- Раздел: МИР И БЕЗОПАСНОСТЬ
- URL: https://journals.rudn.ru/international-relations/article/view/22843
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-0660-2019-19-4-643-653
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье анализируется культурная политика Италии, являющаяся одним из основных инструментов «мягкой силы» страны наряду с публичной дипломатией, итальянским языком, образованием и научной деятельностью. Несмотря на наличие большого количества исследований по реализации «мягкой силы», данная тема сегодня остается недостаточно изученной, поскольку концепция «мягкой силы» возникла в конце XX в. и подавляющее большинство исследований зарубежных авторов посвящены американской модели «мягкой силы», суть которой изложена в работах Дж. Ная-мл. Выявлено, что в научных исследованиях итальянской концепции уделяется недостаточно внимания. Авторы поставили задачу более основательного рассмотрения культурной модели Италии, используемой в качестве компонента «мягкой силы». По итогам проведенного структурного, сравнительного и институционального анализа выявлены ключевые проблемы в развитии культурной модели, а также взаимосвязь между успешной реализацией культурной дипломатии и экономическим кризисом. Рассмотрены основные наработки правящих кругов Италии в сфере реализации культурной дипломатии, проведен анализ деятельности специализированных институтов власти, ответственных за распространение культуры страны и итальянского языка за рубежом. Проанализированы основные рейтинги «мягкой силы», отражающие эффективность ее реализации, в частности, данные рейтинга национальных брендов Anholt-GfK Nation Brands Index и международного исследования The Soft Power 30. Предложены меры для обеспечения эффективности использования основных ресурсов «мягкой силы» в Италии, которые нацелены на объединение деятельности уполномоченных институтов и учреждений, а также направлены на создание единой комплексной стратегии популяризации, финансирования и продвижения компонентов «мягкой силы» как внутри государства, так и во внешнеполитическом курсе.
Ключевые слова
Об авторах
Светлана Александровна Бокерия
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: bokeria-sa@rudn.ru
кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории международных отношений
Москва, Российская ФедерацияВалерий Витальевич Данилов
Российский университет дружбы народов
Email: danucci@yandex.ru
аспирант факультета гуманитарных и социальных наук кафедры истории и теории международных отношений
Москва, Российская ФедерацияСписок литературы
- Бажанов Е.П., Бажанова Н.Е. Эта грустно-весёлая Италия. Путевые заметки. М.: Восток - Запад, 2011
- Бобыло А.М. «Мягкая сила» в международной политике: особенности национальных стратегий // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 14. C. 129-135
- Бокерия С.А., Соколова Н.В. «Мягкая сила» как инструмент обеспечения национальной безопасности в контексте культурно-лингвистической политики Франции // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2014. № 2. C. 93-100
- Василенко Е.В. «Мягкая сила» имиджевой политики Италии // Мир и политика. The Scientist. 2013. № 10. С. 222-232
- Елескина О.В. Некоторые аспекты культурной политики ЕС // Вестник КемГУ. 2015. № 3-2 (63). С. 115-119
- Звягина Д.А. «Мягкая сила»: структурный анализ // Инициативы XXI века. 2012. № 3. С. 135-137
- Зонова Т.В. Дипломатия Италии // Дипломатия иностранных государств / под ред. Т.В. Зоновой. М.: РОССПЭН, 2004. С. 103-127
- Ковба Д.М. Основные подходы к исследованию «мягкой силы» в отечественной политической науке // Дискурс-Пи. 2017. № 1. С. 143-148
- Миронова Т.Н. Сохранение культурного и природного наследия как главная черта культурной политики европейского региона: Италия // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 2. С. 41-48
- Табаринцева-Романова К. М. «Italsimpatia» как элемент культурной дипломатии в развитии российско-итальянских отношений // Итальянская республика в меняющемся мире: доклады Института Европы № 306. М.: Ин-т Европы РАН, 2014. С. 65-71
- Табаринцева-Романова К.М. Развитие внешней культурной политики ЕС после Лиссабонского договора // Современная Европа. 2017. Т. 4. № 76. С. 98-108
- Anholt S. Brand New Justice: How Branding Places and Products Can Help the Developing World. Amsterdam: Butterworth Heinemann, 2005
- Cummings M. Cultural Diplomacy and the United States Government. Center for Arts and Culture. 2003. URL: https://www.americansforthearts.org/sites/default/files/MCCpaper.pdf (accessed: 28.02.2019)
- Feigenbaum H.B. Globalization and Cultural Diplomacy. Center for Arts and Culture. 2001. URL: https://www.americansforthearts.org/sites/default/files/globalization_0.pdf (accessed: 28.02.2019)
- Hayden C.The Rhetoric of Soft Power: Public Diplomacy in Global Contexts. Lanham, MD, United States: Lexington Books, 2011
- Nye Jr. J.S. Soft Power: The Means to Success in World Politics. NY: PublicAffairs, 2005
- Nye Jr. J.S. Soft Power: The Origins and Political Progress of a Concept// Palgrave Communications. 2017. Vol. 3. P. 1-3. doi: 10.1057/palcomms.2017.8
- Pajtinka E. Cultural Diplomacy in Theory and Practice of Contemporary International Relations // Political Sciences. 2014. No. 4. P. 95-108
- Riordan S. The New Diplomacy. London: Polity, 2003
- Searching for a Cultural Diplomacy / Ed. by M.D. Donfried, J.C.E. Gienow-Hecht. NY, Oxford: Berghahn Books, 2010
![](/img/style/loading.gif)