Особенности культурной дипломатии Италии на современном этапе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье анализируется культурная политика Италии, являющаяся одним из основных инструментов «мягкой силы» страны наряду с публичной дипломатией, итальянским языком, образованием и научной деятельностью. Несмотря на наличие большого количества исследований по реализации «мягкой силы», данная тема сегодня остается недостаточно изученной, поскольку концепция «мягкой силы» возникла в конце XX в. и подавляющее большинство исследований зарубежных авторов посвящены американской модели «мягкой силы», суть которой изложена в работах Дж. Ная-мл. Выявлено, что в научных исследованиях итальянской концепции уделяется недостаточно внимания. Авторы поставили задачу более основательного рассмотрения культурной модели Италии, используемой в качестве компонента «мягкой силы». По итогам проведенного структурного, сравнительного и институционального анализа выявлены ключевые проблемы в развитии культурной модели, а также взаимосвязь между успешной реализацией культурной дипломатии и экономическим кризисом. Рассмотрены основные наработки правящих кругов Италии в сфере реализации культурной дипломатии, проведен анализ деятельности специализированных институтов власти, ответственных за распространение культуры страны и итальянского языка за рубежом. Проанализированы основные рейтинги «мягкой силы», отражающие эффективность ее реализации, в частности, данные рейтинга национальных брендов Anholt-GfK Nation Brands Index и международного исследования The Soft Power 30. Предложены меры для обеспечения эффективности использования основных ресурсов «мягкой силы» в Италии, которые нацелены на объединение деятельности уполномоченных институтов и учреждений, а также направлены на создание единой комплексной стратегии популяризации, финансирования и продвижения компонентов «мягкой силы» как внутри государства, так и во внешнеполитическом курсе.

Об авторах

Светлана Александровна Бокерия

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: bokeria-sa@rudn.ru

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории международных отношений

Москва, Российская Федерация

Валерий Витальевич Данилов

Российский университет дружбы народов

Email: danucci@yandex.ru

аспирант факультета гуманитарных и социальных наук кафедры истории и теории международных отношений

Москва, Российская Федерация

Список литературы

  1. Бажанов Е.П., Бажанова Н.Е. Эта грустно-весёлая Италия. Путевые заметки. М.: Восток - Запад, 2011
  2. Бобыло А.М. «Мягкая сила» в международной политике: особенности национальных стратегий // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 14. C. 129-135
  3. Бокерия С.А., Соколова Н.В. «Мягкая сила» как инструмент обеспечения национальной безопасности в контексте культурно-лингвистической политики Франции // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2014. № 2. C. 93-100
  4. Василенко Е.В. «Мягкая сила» имиджевой политики Италии // Мир и политика. The Scientist. 2013. № 10. С. 222-232
  5. Елескина О.В. Некоторые аспекты культурной политики ЕС // Вестник КемГУ. 2015. № 3-2 (63). С. 115-119
  6. Звягина Д.А. «Мягкая сила»: структурный анализ // Инициативы XXI века. 2012. № 3. С. 135-137
  7. Зонова Т.В. Дипломатия Италии // Дипломатия иностранных государств / под ред. Т.В. Зоновой. М.: РОССПЭН, 2004. С. 103-127
  8. Ковба Д.М. Основные подходы к исследованию «мягкой силы» в отечественной политической науке // Дискурс-Пи. 2017. № 1. С. 143-148
  9. Миронова Т.Н. Сохранение культурного и природного наследия как главная черта культурной политики европейского региона: Италия // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 2. С. 41-48
  10. Табаринцева-Романова К. М. «Italsimpatia» как элемент культурной дипломатии в развитии российско-итальянских отношений // Итальянская республика в меняющемся мире: доклады Института Европы № 306. М.: Ин-т Европы РАН, 2014. С. 65-71
  11. Табаринцева-Романова К.М. Развитие внешней культурной политики ЕС после Лиссабонского договора // Современная Европа. 2017. Т. 4. № 76. С. 98-108
  12. Anholt S. Brand New Justice: How Branding Places and Products Can Help the Developing World. Amsterdam: Butterworth Heinemann, 2005
  13. Cummings M. Cultural Diplomacy and the United States Government. Center for Arts and Culture. 2003. URL: https://www.americansforthearts.org/sites/default/files/MCCpaper.pdf (accessed: 28.02.2019)
  14. Feigenbaum H.B. Globalization and Cultural Diplomacy. Center for Arts and Culture. 2001. URL: https://www.americansforthearts.org/sites/default/files/globalization_0.pdf (accessed: 28.02.2019)
  15. Hayden C.The Rhetoric of Soft Power: Public Diplomacy in Global Contexts. Lanham, MD, United States: Lexington Books, 2011
  16. Nye Jr. J.S. Soft Power: The Means to Success in World Politics. NY: PublicAffairs, 2005
  17. Nye Jr. J.S. Soft Power: The Origins and Political Progress of a Concept// Palgrave Communications. 2017. Vol. 3. P. 1-3. doi: 10.1057/palcomms.2017.8
  18. Pajtinka E. Cultural Diplomacy in Theory and Practice of Contemporary International Relations // Political Sciences. 2014. No. 4. P. 95-108
  19. Riordan S. The New Diplomacy. London: Polity, 2003
  20. Searching for a Cultural Diplomacy / Ed. by M.D. Donfried, J.C.E. Gienow-Hecht. NY, Oxford: Berghahn Books, 2010

© Бокерия С.А., Данилов В.В., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах