Председательство Бразилии в БРИКС в 2019 г.: чего ожидать от начала нового десятилетия сотрудничества и администрации Ж. Болсонару

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

БРИКС вступает во вторую декаду своего развития. Это происходит в условиях общего кризиса системы глобального управления, для которого характерны рост протекционизма и националистических настроений, нежелание лидеров брать инициативу в решении ключевых проблем и отсутствие возможностей справляться с глобальными угрозами в одиночку. Участникам объединения для сохранения его актуальности и наращивания потенциала необходимо углублять взаимодействие и развивать взаимное сотрудничество в сферах, где возможно ухудшение отношений с западными партнерами (прежде всего торговле и инвестициях). Также БРИКС предстоит усилить позицию по укреплению своего влияния в системе глобального управления в целом. Одним из приоритетных направлений внешней политики Бразилии на протяжении последних лет являлось членство в БРИКС. Участие в блоке дает возможность как развивать отношения с другими важнейшими региональными державами, так и выступать с ними одним фронтом по актуальным для участников объединения и всей системы глобального управления вопросам. В настоящее время Бразилию одолевают многочисленные экономические проблемы, наблюдается кризис политической системы, что привело к выбору радикального кандидата, противостоящего истеблишменту, а БРИКС стоит на пороге нового десятилетия и повестка института требует трансформации для сохранения и увеличения его влияния и актуальности. В этих условиях в 2019 г. Бразилия примет председательство в объединении. Целью данной статьи является получение представления о том, каким будет следующий год для председателя и института в целом в контексте указанных выше факторов. Для достижения данной цели был проведен анализ социально-экономического и политического развития Бразилии в последние годы, выявлены его основные приоритеты. Также было исследовано развитие БРИКС в первое десятилетие его существования и определены направления для дальнейшей работы. Сопоставление приоритетов председателя (Бразилии) с направлениями развития института позволило предположить, чего стоит ожидать в 2019 г. от БРИКС. В итоге автор приходит к выводу, что председательство Бразилии не приведет к прорыву в развитии БРИКС и серьезному углублению сотрудничества, но может наполнить конкретными решениями и прикладными инициативами Стратегию экономического партнерства объединения.

Об авторах

Ирина Максимовна Попова

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: popova-im@ranepa.ru

младший научный сотрудник Центра исследований международных институтов (ЦИМИ), Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Список литературы

  1. Борзова А.Ю. Стратегии Бразилии в области содействия развитию // Вестник международных организаций. 2015. Т. 10. № 3. С. 156-169. doi: 10.17323/1996-7845-2015-03-156
  2. Ларионова М.В. «Группа двадцати», БРИКС и АТЭСвсистеме международных институтов. Хорошие новости для глобального управления // Вестник международных организаций. 2018. Т. 13. № 1. C. 7-33. doi: 10.17323/1996-7845-2018-01-01
  3. Ларионова М.В. Модель обеспечения баланса реальных и прогнозируемых внешних условий и национальных приоритетов страны-председателя для формирования предложений к повестке дня «двадцатки», «восьмерки» и БРИКС // Вестник международных организаций. 2012. Т. 7. № 4. С. 7-17
  4. Ларионова М.В. Председательство ЮАР в БРИКС. Региональная держава у руля глобального объединения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015. № 1. С. 125-134
  5. Ларионова М.В. Российское председательство в БРИКС: модели взаимодействия с международными институтами // Вестник международных организаций. 2016. Т. 11. № 2. С. 113-139. doi: 10.17323/1996-7845-2016-02-113
  6. Окунева Л.С., Арапова Е.Я. БРИКС на мировой арене: новации современного этапа // Сравнительная политика. 2017. Т. 8. № 4. С. 147-157. doi: 10.18611/2221-3279-2017 8-4-147-157
  7. Сафонкина Е.А. Китайское председательство в БРИКС в 2017 г.: расширяя горизонты сотрудничества // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2018. Т. 18. № 2. С. 356-367. doi: 10.22363/2313-0660-2018-18 2-356-367
  8. Сафонкина Е.А. Председательство Индии в БРИКС в 2016 г. // Азия и Африка сегодня. 2017. № 7. С. 15-20
  9. Торопчин Г.В. От Гоа до Сямэня. О некоторых аспектах политического сотрудничества в рамках БРИКС // Вестник международных организаций. 2017. Т. 12. № 1. С. 174-188. doi: 10.17323/1996-7845-2017-01-174
  10. Acharya A. The End of American World Order. Cambridge UK: Polity Press, 2014
  11. Almeida P.R. Lula’s Foreign Policies: Regional and Global Strategies // Brazil under Lula: Economy, Politics, and Society under the Worker-President / ed. by J. Love, W. Baer. New York: Palgrave Macmillan, 2009. P. 167-183
  12. Duggan N. BRICS and the Evolution of a New Agenda Within Global Governance // The European Union and the BRICS / ed. by M. Revizorski. Springer, 2015. P. 11-26. doi: 10.1007/9783-319-19099-0
  13. Larionova M. The Rise of New Institutions // BRICS and Global Governance / ed. by J. Kirton, M. Larionova. Routledge Publishing, 2018. P. 1-10
  14. Milani C.R.S. Brazil’s South-South Co-operation Strategies: From Foreign Policy to Public Policy, Global Powers and Africa Programme. South African Institute for International Affairs // SAIIA Occasional Paper. 2014. N. 179. URL: https://carlosmilani.files.wordpress.com/2014/ 03/saia_sop_179_milani_20140311.pdf (accessed: 20.09.2018)
  15. Milani C.R.S., Pinheiro L., Soares De Lima M.R. Brazil’s Foreign Policy and the ‘Graduation Dilemma’ // International Affairs. 2017. Vol. 93. N 3. P. 585-605. doi: 10.1093/ia/iix078
  16. Modi R. BRICS and Bilaterals: Synergies and Contestations // The BRICS and beyond: the International Political Economy of the Emergence of a New World Order / ed. by L. Xing. Farnham: Ashgate, 2014. P. 75-92
  17. Rodriguez-Dominguez M. No Longer Activa e Altiva: Brazil’s Foreign Policy Stumbles under Temer. Council on Hemispheric Affairs. November 2017. URL: http://www.coha.org/wpcontent/uploads/2017/11/Mari-Rodriguez-Policy-Under-Temer-1.pdf (accessed: 01.10.2018)
  18. Rosas Degaut Pontes M. Ideas, Beliefs, Strategic Culture, and Foreign Policy: Understanding Brazil’s Geopolitical Thought (Doctoral Dissertation). University of Central Florida, 2016. URL: https://stars.library.ucf.edu/cgi/viewcontent.cgi?referer=&httpsredir=1&article=6105&context=etd (accessed: 12.09.2018)
  19. Skak M. The BRIC Powers as Soft Balancers: Brazil, Russia, India and China. URL: http://www.brics.utoronto.ca/biblio/Skak_2011.pdf (accessed: 18.08.2018)
  20. Wade R.H. Emerging World Order? From Multipolarity to Multilateralism in the G20, the World Bank, and the IMF // Politics & Society. 2011. Vol. 39. N 3, P. 347-378. doi: 10.1177/0032329211415503

© Попова И.М., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах